Домой Ходовая Куда пойти православному верующему в Токио? Японское подворье русской православной церкви Подворье русской православной церкви в токио

Куда пойти православному верующему в Токио? Японское подворье русской православной церкви Подворье русской православной церкви в токио

Деятельность Русской Православной Миссии в Японии играет особую роль в культурных, духовных связях двух стран и знаменует кульминационный период контактов эпохи Нового времени, важные события в истории становления миссионерских, литературных, художественных, образовательных контактов. С Православной Миссией связано издание таких журналов, как Сэйкё симпо (Православные вести), Сэйкё ёва (Православные беседы), Уранисике (Скромность), Синкай (Духовное море), Нива (Сад), Нироку симбун (Круглосуточная газета), Симэй (Предназначение). Миссией открыты многие учебные заведения: православная семинария, катехизаторское училище, женское училище, училище причетников, училище для детей в Хакодате. На страницах журналов впервые напечатаны произведения А. Пушкина, Л. Толстого. Н. Некрасова.

Деятельность русской Миссии в конце XIX века была столь многогранна, что в полном своем объеме с трудом поддается анализу. Наиболее ярким примером является архитектурная практика в Японии, имеющая и для потомков, и для современников большое значение.
Строительства первого православного храма в Японии совпало с расцветом миссионерства: утверждающемуся на японских островах христианству необходим был храм, где православные японцы могли совершать таинства и обряды, обрести духовный покой. Кроме собственно религиозного значении сооружение храма играло огромную роль в становлении культурных связей между двумя странами.

Идея создания православного кафедрального собора Воскресения Христова на Японских островах принадлежала святителю Николаю Японскому, с чьим именем связано и становление, и расцвет Русской Духовной Миссии в далекой восточной стране.

В 1880 году состоялась поездка отца Николая в Россию, где он активно собирал средства на строительство храма в Токио, - выделенных казённых средств было явно недостаточно. Архимандрит обращался за пожертвованиями и сегодня известны имена некоторых дарителей. Это Ф.Н. Самойлов, Ю.С. Нечаев-Мальцев, дочь адмирала О.Е. Путятина.

В Петербурге архимандрит Николай искал архитектора, способного воплотить масштабный замысел. Им стал зодчий, автор ряда церквей в Санкт-Петербурге профессор М.А. Щурупов. В своих дневниках архимандрит неоднократно упоминает о встречах и переговорах с ним по поводу проекта храма. В Петербурге Щурупов имел активную архитектурную практику, был известен, прежде всего, как создатель целого ряда храмов, построенных в русском и византийском стиле. К наиболее удачным работам Щурупова относят Церковь Воздвижения Креста Господня на углу Большой Посадскои и Малой Монетной улиц и церковь Смоленской Божьей матери в селе Смоленском по Шлиссельбургскому тракту. О последней говорили как о наиболее примечательной в системе храмов, расположенных вдоль тракта. К сожалению, теперь эти церкви разрушены. Кафедральный собор Воскресения Христова, построенный в Японии Щуруповым, является, таким образом, чуть ли не единственным сохранившимся архитектурным памятником мастера.
В Японии о. Николай купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в районе Канда (в центре Токио). Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча, служившая одновременно своеобразным маяком для входивших судов в порт Эдо. Место было исключительно эффектным и во многом соответствовало традициям древнерусского зодчества: храм на Руси обычно располагался на возвышенности, являясь архитектурной доминантой.

Проект храма, рассчитанного на полторы тысячи прихожан, отличался грандиозностью. На всем Дальнем Востоке не было собора равного по великолепию и масштабам Воскресенскому.

Воплощал замысел русского архитектора в камне и металле английский зодчий Джошуа Кондер, широко известный в Японии (с 1878 по 1907 гг. он построил более 50 зданий в Токио). Именно ему принадлежали проекты зданий Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здание Морского министерства (1895). Строительные работы продолжались в течение семи лет, и в 1891 году Кондер вручил архиепископу Николаю ключи от собора.

Кирпичный храм поражал грандиозностью: его покрытый медными листами купол вознесся над землей на 35 м., колокольня на 5 метров выше. Площадь внутреннего пространства 805 кв.м.

Открытию собора придавалось особое значение. К событию был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая. Но в Токио он так и не появился. В г. Оцу на цесаревича напал фанатик-полицейский Цуда Сандзо, считавший, что русские имеют агрессивные замыслы в отношении Японии. Полицейский нанес цесаревичу удар мечом по голове, но, к счастью, он не пострадал (металлическая каска с вмятиной от сабельного оружия и сегодня хранится в Эрмитаже). Этот неприятный инцидент изменил планы путешествия Николая, храм освящали без него 24 февраля 1891 года при участии 16 священников и 4000 верующих, прибывших с разных концов Японии.

В своем первозданном виде храм простоял недолго. В 1923 году в Токио произошло разрушительное землетрясение, в результате которого он сильно пострадал. Восстановительные работы начались в конце 20-х гг. Руководил ими японский мастер Синъитиро Окада. Он стремился доподлинно следовать плану Щурупова, тем не менее, внес некоторые коррективы в проект - несколько изменил купол, колокольню и часть интерьера. В остальном все осталось без изменений.

Сегодня православный кафедральный собор в Токио стал частью архитектурного облика города. В конце XX века его окружили современные высотные здания, но место, мудро выбранное святителем Николаем, позволяет Храму доминировать над прилегающими районами. Собор Воскресения Христова справедливо относится к наиболее интересным достопримечательностям города. Он отмечен во всех картах, путеводителях, ни один местный экскурсовод не упустит возможности обратить на него внимание гостей. Свидетельством исключительности собора служит его популярное среди жителей японской столицы название Николай-до, буквально Храм Николая...

Текст nature.web.ru

На вопросы корреспондента ЦВ отвечает настоятель подворья Русской Православной Церкви в Японии протоиерей Николай Кацюбан.

- В нашей памяти с Японией прочно связано имя и миссионерские труды святителя Николая (Касаткина). Каково сегодняшнее положение Русской Православной Церкви в Японии?

Наследницей миссионерских трудов святителя Николая и его преемника, митрополита Сергия (Тихомирова) по духовному просвещению Японии является автономная Японская Православная Церковь. Сегодня миссия представительства Русской Православной Церкви в Японии заключается в духовном окормлении наших соотечественников, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. Наше подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений, куда входят монастырь св. Софии в поселке Мацуо, префектура Тиба, часовня в честь св. равноапостольного Николая на русском кладбище в Нагасаки и приход в

г. Хитати. Кроме того, в функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию.

- Расскажите об истории храма, в котором вы служите.

История Никольского храма подворья такова. Преемник архиепископа Николая митрополит Сергий (Тихомиров) был направлен в Японию в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, после принятия в Японии «Закона о религиозных организациях», по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, он был смещен с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.

В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Митрополии.

Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы последователей архиепископа Николая и создала отдельную «Истинную Православную Церковь», во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи. В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.

30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.

В 1970 году произошло полное примирение между двумя группами православных в Японии и была образована Автономная Японская Православная Церковь. В связи с этим, решением Священного Синода с 10 апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и начальника Японской миссии и назначен настоятелем подворья. К сожалению, подворье и до настоящего времени не имеет своего постоянного храма и арендует для этой цели территорию и помещение, принадлежащие посольству России в Японии. 22 мая 1979 года, в день Перенесения мощей Свт. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с «Японской Православной Церкви» на «Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии». В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью, один раз в месяц сослужит главе Японской Церкви Митрополиту Даниилу и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью.

- Кто несет вместе с вами пастырское служение? Кто ваши прихожане и как сегодня живет община?

Пастырское послушание на подворье несут клирики протоиерей Иоанн Нагая, протодиакон Владимир Цудзи и диакон Яков Нагая.

Национальный состав прихожан очень пестрый - русские, японцы, украинцы, белорусы, греки, грузины, болгары, сербы.

В храме подворья регулярно совершаются богослужения: всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней, Божественные литургии совершаются по воскресеньям, в двунадесятые праздники и дни особо чтимых святых. Каждое воскресенье читаются акафисты, проводятся беседы с прихожанами и совместные просмотры православных видеофильмов.

- Каковы особенности пастырского служения в Японии?

К особенностям пастырского служения в Японии можно отнести то, что Япония в своей основе является страной, в которой господствует материалистическое мировоззрение и очень активны различные секты. Такая непростая обстановка налагает на пастыря особенную ответственность.

- Как складываются ваши отношения с японцами, и как в целом они относятся к православию?

Так как японцы весьма любознательны, они, естественно, проявляют интерес и к православию, посещают храмы, интересуются содержанием богослужений, иконами и историей православия. Мои личные отношения с японцами складываются вполне дружески. Периодически я выступаю на собраниях, проводимых обществом японо-русской дружбы.

Подготовила Мария Виноградова

Продолжение темы - на стр. 11

ЯПОНСКОЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Подворье Русской Православной Церкви в Японии.

Адрес: Metochy of the Moscow Patriarchate in Tokyo, 2-12-17, Hon-komagome, Bunkyō-ku, Tokyo-tō, 113-0021, JAPAN. (ロシア正教会モスクワ総主教庁駐日ポドウォリエ、〒113-0021、東京都文京区本駒込、2-12-17.)

Тел./факс: (81-3) 3947-9404

Официальный сайт: http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/

Подворье Московской Патриархии в Токио является представительством Русской Православной Церкви в Японии. В его задачи входит духовное окормление русских верующих, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. В функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию. В настоящее время настоятель подворья прот. Николай Кацюбан поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью, раз в месяц сослужит главе Японской Церкви Митрополиту Даниилу (Нусиро) и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью. Подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений.

Патриаршее подворье в Японии ведет свое начало от японских приходов бывших в юрисдикции Московской Патриархии во время размежевания японской православной паствы между 1947 и 1970 годом.

В 1940 году, после принятия в Японии «Закона о религиозных организациях», по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) был смещен с поста предстоятеля и японскую паству возглавил епископ Николай (Оно) хиротонисанный в Харбине архиереями Русской Зарубежной Церкви.

После окончания Второй мировой войны Японской Консисторей в конце марта 1946 года было принято решение воссоединиться с Московским Партиархатом и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I . В ноябре 1946 года Московский Патриархат направил в Японию двух епископов - епископа Одесского и Кировоградского Сергия (Ларина) и епископа Черниговского и Нежинского Бориса (Вика) , однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не впустил их в Японию и пригласил епископа из " Американской Митрополии ".

Хотя большинство японских православных приняло в начале 1947 года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию "Американской Митрополии", немногие оставшиеся верными Московской Патриархии организовали "Истинную Православную Церковь" Японии и были возглавлены владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай.

30 сентября 1957 года Священный Синод Русской Православной Церкви официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такай. 3 января 1966 года он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал иеромонах Николай (Саяма) , который 10 декабря 1967 года в Александро-Невской Лавре был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.

В 1970 году произошло полное примирение между двумя группами православных в Японии и была образована Японская Автономная Православная Церковь. В связи с этим, решением Священного Синода с 10 апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем (Саямой), начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве Подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и начальника Японской Миссии и назначен настоятелем Подворья.

Подворье и до настоящего времени не имеет своего постоянного храма и арендует для этой цели территорию и помещение, принадлежащие посольству России в Японии. 22 мая 1979 года, в день перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица в Японии с изменением названия с «Японской Православной Церкви» на «Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии».

Монастырь во имя Святой Софии Премудрости Божией в г. Санму, пос. Мацуо

Храм во имя свт. Николая Мирликийского в г. Токио

Храм во имя блгв. кн. Александра Невского в г. Токио

Часовня во имя блгв. кн. Александра Невского в г. Иокогама

Часовня во имя св. равноап. Николая Японского на кладбище русских воинов в г. Нагасаки

приход в Хитати

Использованные материалы

Официальный сайт Подворья:

http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/

http://tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1401

Список «Зарубежные Церковные Учреждения Московского Патриархата»:

http://www.russian-orthodox-church.org.ru/adr_ru.htm

После свт. Николая Японского и митр. Сергия (Тихомирова) . Еп. Николай (Оно) , хотя и состоял между 1946 и 1954 годом в юрисдикции Московской Патриархии, был рукоположен архиереями Русской Зарубежной Церкви, а в 1954 году перешел в юрисдикцию Американской Митрополии.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯПОНСКОЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОДВОРЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    жилая местность (подворновладение) в городе, преимущественно в столице, составляющая обыкновенно собственность монастыря, находящегося вне города или даже за границей (П. …
  • ПОДВОРЬЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, род. мм. -рий, ср. 1. То же, что постоялый двор (устар-). Остановиться на п. 2. Гостиница, преимущ. для …
  • ЯПОНСКОЕ
    ЯП́ОНСКОЕ ПИСЬМО, смешанное идеографически-силлабич. письмо, в к-ром сочетаются иероглифы и слоговые знаки (т.н. кана). Иероглифы заимствованы из кит. письма (с …
  • ЯПОНСКОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯП́ОНСКОЕ МОРЕ Тихого ок., между материком Евразия и Япон. о-вами. Омывает берега России, КНДР, Респ. Корея и Японии. Соединяется проливами: …
  • РУССКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТ (Пушкинский Дом) РАН (ИРЛИ), С.-Петербург. Осн. в 1905. Исследование проблем развития рус. лит-ры 11-20 вв. Собрание рукописей …
  • ПОДВОРЬЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? жилая местность (подворновладение) в городе, преимущественно в столице, составляющая обыкновенно собственность монастыря, находящегося вне города или даже за границей …
  • ПОДВОРЬЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    подво"рье, подво"рья, подво"рья, подво"рий, подво"рью, подво"рьям, подво"рье, подво"рья, подво"рьем, подво"рьями, подво"рье, …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОДВОРЬЕ в словаре Синонимов русского языка:
    гостиница, …
  • ПОДВОРЬЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба. б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе. 2) …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    подв`орье, -я, р. мн. …
  • ПОДВОРЬЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    подворье, -я, р. мн. …
  • ПОДВОРЬЕ в Орфографическом словаре:
    подв`орье, -я, р. мн. …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    Obs == постоялый двор Остановиться на п. подворье Obs Род гостиницы, Maxime для духовных лиц (с церковью, часовней), принадлежащей архиерею …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре Даля:
    ср. заезжий, постоялый двор, въезжая изба, с мостом для лошадей и возов; гостиница; в Москве много постоялых дворов сохранили старое …
  • ПОДВОРЬЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    подворья, р. мн. подворий, ср. (устар.). 1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, …
  • ПОДВОРЬЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    подворье ср. 1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба. б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе. …
  • ПОДВОРЬЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПОДВОРЬЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. Чей-либо дом с относящимися к нему постройками; усадьба. отт. местн. Двор при чьем-либо хозяйстве, при усадьбе. 2. устар. …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • СТАТИСТИКА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Статистические данные по Русской Православной Церкви. 1945 - Храмов и молитвенных домов - 10243; архиереев …
  • УСТАВ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Белорусской Православной Церкви Белорусского Экзархата УСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ» «Белорусский Экзархат Московского …
  • МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви - совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся …
  • ЮВЕНАЛИЙ (ПОЯРКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Поярков) (род. 1935), митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный …
  • ТОМОС ОБ АВТОНОМИИ ЯПОНСКОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Томос об автономии Японской Православной Церкви, подписан 10 апреля 1970 года. Им дарована автономия Русской …
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Русская Православная Церковь Заграницей - самоуправляемая Церковь в составе Русской Православной Церкви. Архиерейсий Синод: 75 …
  • НИКОДИМ (РОТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никодим (Ротов) (1929 - 1978), митрополит Ленинградский и Новгородский. В миру Борис Георгиевич …
  • АНАСТАСИЙ (ГРИБАНОВСКИЙ)
  • ШАНХАЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ ХАРБИНСКОГО ВЛАДИМИРСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Подворье Харбинского Владимирского Монастыря в городе Шанхай (женское, недейств.). Женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией …
  • СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо.
  • СВЯЩЕННЫЙ СИНОД УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Священный Синод Украинской Православной Церкви - возглавляемый митрополитом Киевском и всея Украины орган управления Украинской Православной …
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Русская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Московский Патриархат. Официальный …
  • ПИМЕН (ИЗВЕКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пимен (Извеков) (1910 - 1990), патриарх Московский и всея Руси. В миру Извеков …
  • МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (и во имя вмч. Георгия Победоносца) в Ендове в городе …
  • МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московское подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря с домовой часовней прп. Саввы Сторожевского. Адрес: 103009, Россия …
  • КЕМСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кемское подворье Соловецкого монастыря находится на берегу Попова острова (современное название - остров Октябрьской Революции), недалеко …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • БРЕСТСКАЯ УНИЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • АРХАНГЕЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Архангельское подворье Соловецкого монастыря Адрес: 163061, Архангельск, наб. Северной Двины, 77/1. Для писем: а/я 129. Проезд: …
  • АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий II (Ридигер) (1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси. В миру …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ В РОССИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александрийское подворье в России - представительсто патриарха Александрийского при Русской Православной Церкви. Подворье Александрийской Православной …
  • АКТ О КАНОНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акт о каноническом общении, документ, подписанный 17 мая 2007 патриархом Алексием II и первоиерерхом РПЦЗ …

  • Рсновным источником русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия (а в отдельных случаях - и дальше) служат летописи. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
Японское патриаршее подворье Русской Православной Церкви

Подворье Московской Патриархии в Токио является представительством Русской Православной Церкви в Японии . В его задачи входит духовное окормление русских верующих, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. В функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию . В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью , раз в месяц сослужит митрополиту Токийскому и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью. Подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений.

История

Патриаршее подворье в Японии ведет свое начало от японских приходов бывших в юрисдикции Московской Патриархии во время размежевания японской православной паствы между и годом.

Хотя большинство японских православных приняло в начале года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию "Американской Митрополии", немногие оставшиеся верными Московской Патриархии организовали Истинную Православную Церковь Японии и были возглавлены владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай . 24 апреля года владыка Николай и большинство клириков также перешли в ведение Американской Митрополии, после чего во главе оставшихся приходов встал отец Антоний.

По итогам посещения Японии епископом Зарайским Ювеналием в сентябре-октябре года, 7 октября того года было принято решение Священного Синода о преобразовании благочиния в Православную духовную миссию в Японии . Архипастырское окормление оставалось за владыкой Ювеналием, но одновременно 10 декабря того года отец Николай (Саяма) был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим предстоятелем Японской Православной Церкви.

Настоятели

    • ранее см. раздел о предстоятелях Японской Церкви
  • Николай (Саяма) (10 апреля 1970 - 29 июля 1986) еп. Можайский
  • Николай Дмитриев (29 июля 1986 - 26 февраля 1987)
  • Аркадий Тыщук (26 февраля 1987 - 25 октября 1990)
  • Николай Кацюбан (с июля 1991) прот.

«У Православия в Японии - русские корни», - впечатлениями от недавней поездки в Японию с читателями «Приморского благовеста» делится викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий.

– Поездка проходила с 26 по 30 сентября 2014 года и была связана, прежде всего, с необходимостью присутствия представителя Русской Православной Церкви на торжествах, посвященных 200-летию первого императорского консула в Японии Иосифа Антоновича Гошкевича. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил мне представлять Церковь на этих мероприятиях, проходивших при непосредственном участии посольства РФ в Японии и Россотрудничества.

Основные мероприятия проходили на северном острове Хоккайдо в городе Хакодатэ, куда я прилетел через Токио. Это не административный центр, а небольшой японский город с населением примерно 250 тысяч человек. В XIX веке, когда Япония стала более открытой для иностранцев благодаря новым законам, туда смогли прибыть иностранные дипломаты - в том числе и русский консул И. А. Гошкевич. С середины XIX в. этот город стал играть важную роль в выстраивании отношений с европейским государствами. Здесь открылось русское консульство, поскольку Хакодатэ наиболее близко расположен к побережью России. В то время и сама Россия обозначила свое присутствие на Тихом Океане. Началось освоение Дальнего Востока, обустройство портов и территорий. Примечательно, что Владивосток был основан в 1860 году, а консульство в Хакодатэ открылось ненамного раньше - в 1858 году. По времени все эти процессы тесно связаны и происходили примерно в один и тот же период времени.

Иосиф Гошкевич и первый храм

Иосиф Антонович был человек выдающихся способностей. До дипломатической миссии в Японии проработал больше 10 лет в Пекине в Русской Духовной миссии, где занимался переводами на китайский язык, в том числе православных текстов. Человек опытный, всесторонне развитый, одаренный, знал несколько языков. Оказавшись в Японии, задумал первым делом основать в Хакодатэ русский православный храм.

Что интересно, первая русская православная молитвенная комната открылась в Хакодатэ на территории буддийского храма - в этом отношении буддисты дружелюбны. А когда был приобретен земельный участок, появилась возможность открыть собственный храм. Он был деревянным. В храм прибыл священник иеромонах Филарет, потом священник Василий Махов, но долго в Японии они не пробыли. И вот за ними в Японию был направлен Иван Касаткин - молодой выпускник Петербургской Духовной академии, в 1860 году постриженный в монашество, будущий святой равноапостольный Николай Японский. Сам И. А. Гошкевич способствовал тому, чтобы в Хакодатэ был направлен образованный и способный священник.

По Божиему призыву и благословению Синода иеромонах Николай (Касаткин) прибыл в Хакодатэ в 1861 году. Деятельность молодого священника всячески поддерживалась трудами первого в Японии русского консула. Поэтому и наше участие в праздновании 200-летнего юбилея И. А. Гошкевича было вполне обоснованным и необходимым. Заметим также, что начало деятельности святителя Николая совпадает с основанием Владивостока и его первой церкви.

Японцы и Православие

Японская Православная Церковь, говоря о своей пастве, называет цифру более 30 тысяч верующих. Состоит из трех епархий: Токийской, Восточной и Западной. Восточную епархию возглавляет архиепископ Сендайский Серафим. Центральную - митрополит Даниил, он же временно управляет и Западной епархией. Есть своя семинария. В целом по всей Японии насчитывается около 150 православных приходов.

Хакодатэ входит в Восточную епархию. Сюда на торжества прибыл владыка Серафим, как правящий, и мы вместе принимали участие в событиях, вместе служили литургию, вместе присутствовали на мероприятиях. Общение это имело важный аспект, поскольку наши церкви - две соседние церкви. Японская Церковь - автономная, но сохраняет тесные связи с Московским Патриархатом, ведь для православных японцев Русская Церковь - Церковь-мать. Святейший Патриарх Кирилл посещал Японию в 2012 году.

Настоятелем храма в г. Хакодатэ является русский священник - протоиерей Николай Дмитриев, но он является клириком Японской Церкви, очень хорошо знает японский язык и выступал в роли переводчика.

Православный храм в Хакодатэ - сегодня один из старейших в Японии. Существующее здание было построено после пожара 1916 года на историческом месте служения и проповеди святого Николая (Касаткина). Православная община состоит практически из одних японцев. Здесь замечательный хор. У отца-настоятеля матушка, в крещении Светлана, закончила регентский класс в Петербургской Духовной академии, хорошо говорит по-русски. Сумела собрать группу певчих. Они на службах некоторые моменты могут исполнять на церковнославянском языке, что для русского человека сразу создает ощущение близости веры. Несмотря на то, что мы такие разные, но, с другой стороны, - в Православии становимся близкими.

Святитель Николай перевел Новый Завет на японский язык. Так он сумел донести до сердец японцев благую весть. И хотя Православие - не самая многочисленная конфессия в Японии, там больше католиков и протестантов, но, выражаясь словами свт. Николая Японского, Православие для японцев - это вера, которая дает возможность мыслить. А японцы - очень наблюдательные люди, для них Православие - это открытие в Небесный мир.

Для многих современных японцев характерен прагматизм, религиозные вопросы - скорее вторичны. Православие поддерживается по преемственности: прежде всего, от тех старших поколений, что восприняли веру ещё от святителя Николая и передавали ее молодым. Бывают и такие случаи: побывав, к примеру, в Америке и там открыв для себя Православие, молодые японцы узнают о существовании Православной Церкви и у себя на Родине. Из России понимание веры часто приносится через смешанные браки.

Вообще, именно у Православия в Японии - чисто русские корни. До святителя Николая Японского в Стране восходящего солнца православных не было. И попытки других православных церквей открыть там свои миссии успеха не имели.

Знакомство через культуру

Филиалу ДВФУ в городе Хакодатэ уже двадцать лет, и всё это время здесь японская молодежь изучает русский язык. Учебный корпус находится в исторической зоне, от него до храма - рукой подать. Рядом и российское консульство. В филиале работают очень опытные преподаватели. Один из них Федор Деркач, родом из Иркутска. Когда я предложил прочитать лекцию о православных иконах, думал, что меня не поймут. А оказалось, что не только с радостью восприняли эту идею, но еще и помогли: перевели подписи к слайдам на японский язык. Я говорил не просто о православной иконе, но и об ее отличиях от живописной картины. Мне пояснили, что в учебном плане есть возможность отступать от постоянных занятий по языку и знакомиться с русской культурой. Это помогает студентам дать отдых для ума, но, с другой стороны, поближе соприкоснуться с той страной, язык которой они учат. Ведь всё взаимосвязано.

Хакодатэ в отличие от Токио тихий провинциальный городок, где приятно жить и учиться. Правда, молодежь здесь не любит задерживаться (работы мало), стремится уехать ближе к центру. Но зато городские власти делают ставку на внутренний туризм (даже соперничают с древней японской столицей Киото). Здесь и воздух всегда свежий (куда ни посмотри - везде море), и ночной вид с видовой площадки стал визитной карточкой Хакодатэ. Если сверху посмотреть на город, то можно сравнить его с раскрытым веером. В городе есть горячие источники, а в часе езды - вулкан и горячие ванны прямо на берегу моря. Многие японцы любят приезжать в Хакодатэ, чтобы полакомиться свежей морской рыбой и морепродуктами: тунцом, крабом, кальмаром, красной икрой, икрой морского ежа и многим другим. Все это вылавливается рядом в море и сразу попадает на рынок и в рестораны. О том, как японцы питаются, можно судить по тому, что там практически нет полных людей! Любимый национальный суп - «мисо» из морской капусты с сыром тофу. Пища - нежирная и не такая острая, как в Китае или Корее.

Еще один интересный момент. Будучи любезными, японцы спокойно и с уважением относятся к священнослужителям, если они прогуливаются в религиозной одежде, например, в подрясниках. В России на такого человека, бывает, и пальцем покажут.

«Благословляю открывать двери»

В Хакодатском храме о. Николай Дмитриев пытается применять разные формы работы с людьми, не только богослужебные. Множество туристов в Хакодатэ заходят в храм, гуляют вокруг, интересуются архитектурой. Когда заходят в церковь, снимают обувь у входа (исключение может быть сделано для священников). Внутри везде ковры или циновки. Есть стульчики для желающих. Для интересующихся устраивают экскурсии, беседы с ответами на вопросы. Отец Николай рассказывал, что люди, побывав в Хакодатском храме, потом и в других городах Японии тоже начинают искать православные храмы, - потому что им там понравилось.

Вокруг храма есть площадка, разбит парк. Рядом дом священника и приходской дом со служебными помещениями. В воскресные дни здесь организуют для всех желающих занятия, например, по раскрашиванию пасхальных яиц. Между прочим, на них приходят даже не православные - японцы просто любят творческие занятия.

Владыка Серафим в своей проповеди после воскресной литургии сказал прихожанам: «Почему двери церкви закрытые? Смотрите, сколько вокруг храма ходит людей! Мы продолжатели дела святого Николая и должны быть для них открытыми! Благословляю двери в храм держать открытыми!»

Церковь - оазис среди мегаполиса

Токио. Наверное, все, кто здесь в первый раз оказываются, удивляются упорядоченному движению транспорта и чистоте. Причем для многомиллионного города - почти идеальной чистоте улиц. Поднявшись на Токийскую башню, можно воочию увидеть, что в этом мегаполисе среди множества высотных зданий из стекла и бетона еще сохраняются островки того старого Токио, который видел святого Николая. Своеобразный по архитектуре храм Николай-До, Кафедральный Воскресенский храм, также окружен со всех сторон домами-близнецами. Посмотришь на него - так и напрашивается сравнение с иным миром, отличным от того, в котором человек ездит, ходит, суетится, заботясь о многом. В то время как человеку важно избрать благую часть, которая «не отнимется» от него никогда.

На территории собора - резиденция архиепископа Токийского Даниила, митрополита всей Японии. В соборе в числе святынь - большая частица мощей равноапостольного Николая (Касаткина). Она находится справа, около солеи. Для японцев это великая духовная реликвия. Конечно, для паломников прикоснуться к святым мощам свт. Николая Японского - это великое духовное утешение.

Знаменитое место в Токио - кладбище Янака, где находится место погребения святителя Николая. Кто приезжает туда, стараются совершить там молебен великому просветителю Японии.

Гостей из России в Токио нередко встречает настоятель Патриаршего подворья протоиерей Николай Кацюбан. Этот батюшка находится в Японии уже двадцать лет.

Подворье Русской Церкви состоит из трех духовных центров. Есть небольшой домовой храм святителя Николая Чудотворца (старый храм). Возведен также новый - в честь святого князя Александра Невского, строительство которого велось при содействии в прошлом митрополита, а ныне Патриарха Кирилла; чаще всего службы проходят именно в этом храме.

Кроме того, в префектуре Тиба (Чиба) находится еще одно подворье, принадлежащее Русской Церкви. История его такова. Один из старейших японских архиереев владыка Николай (Саяма) незадолго до своей смерти в завещании оставил эту собственность в дар Русской Церкви - и благодаря этому там постоянно находятся монахини Богородице-Рождественского Южно-Уссурийского монастыря - Ксения и Магдалина.

Место, где находится монастырь, - типично деревенское, крестьянское. Вокруг поля с довольно интересными растениями. Никакой охраны и забора! Сестры говорят: «Когда мы уезжаем, просто двери прикрываем, и всё». Так принято. Возможно, из-за того, что злоумышленникам спрятаться в стране очень сложно.

Сестры заботятся о храмах: Софийском и Никольском. В Никольском сейчас заканчивается реконструкция: обновляется иконостас. Монастырь в Чибо - одно из любимых мест православных русских людей, которые живут в Токио и устают от напряженного городского ритма. А здесь - час езды и ты - и в храме, и на природе. Приезжают с семьями, с детьми. Мать Магдалина организовала детскую Воскресную школу и проводит интересные занятия как на духовную тематику, так и развивающие культурный кругозор ребенка. Случаются веселые случаи: рассказывают, как однажды дети пошли изучать местность вокруг монастыря, подошли к птичнику, а одна девочка сказала маме, увидев куриц: «Смотрите, какие большие попугаи!»… Монастырь, кстати, расположился неподалеку от международного аэропорта Нарита, куда прилетают самолеты из Владивостока.

Не просто соседи…

Самолет из Приморья до Токио в пути находится всего около двух часов. Удивительно, что так близко соседствуют две разные цивилизации, но Православие их объединяет! Есть храмы, есть православные японцы, которые молятся точно так же Богу, но на своем языке. Это роднит.

Религиозные японцы тянутся к русской церковной традиции, хотят узнать больше о духовной жизни. Еще на примере Японии убеждаешься, что с Божией помощью и одному человеку (как святому Николаю Японскому) по силам вершить дело святой миссии! Заложить основы того, чтобы далее пошло движение. Знакомство с плодами трудов святителя и его учеников заставляет задуматься: Дух Господень животворит и направляет Церковь до самих краев земли как в далекие века апостольские, так и в наше время.

Адреса русских православных храмов в Японии:
1)Подворье в Токио:
2-12-17, Hon-komagome, Bunkyo-ku, Tokyo, 113, Japan Тел/Факс: 03-3947-9404;
из России набрать +81-3-3947-9404
2) Новый Александро-Невский храм в Токио: 6-2-2, Simo-Meguro, Meguro-ku, Tokyo
Тел: 03-6362-2031; из России набрать +81-3-6362-2031
3) Подворье в префектуре Тиба (Чиба): 372, Kowa, Matsuo-cho, Sanmu-shi, Chiba-ken, 289-1504, Japan
Тел./факс: +81-479-86-2765

Новое на сайте

>

Самое популярное