Домой Тормоза Православный храм: внешнее и внутреннее устройство. Из чего состоит храм (Православная церковь)

Православный храм: внешнее и внутреннее устройство. Из чего состоит храм (Православная церковь)


Храм - это центр нашей духовной жизни. Здесь особенно чувствуется благодать Божия. Идя в храм, надо соответственно настроить себя и напомнить себе, что мы входим в иной мир, отличный от того, в котором мы живем повседневно. Здесь мы предстаем перед нашим Творцом и Спасителем, здесь совместно с ангелами и святыми приносим Ему свои молитвы. Совместная молитва в храме имеет великую возрождающую силу. Воспринимаемая сознательно, эта благодатная молитва очищает совесть, умиротворяет душу, укрепляет веру, согревает в сердце любовь к Богу.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто он имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств, семь даров Святого Духа и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.



Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы. Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений.
Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс.
В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся — те, кто не причащался за Евхаристией. По Уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении.

Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди, епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил екте-нии. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма. При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.



В древних храмах в середине размещалась кафедра (называвшаяся «амвоном»), с которой читали Священное Писание и произносили проповеди. В настоящее время такая кафедра имеется только в кафедральных соборах. На нее становится архиерей в тех случаях, когда богослужение совершается в середине храма. С этой же кафедры диакон читает Евангелие во время литургии.
Как правило, в центре храма на аналое (подставке) лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.


В современной церкви за богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных богослужений.
Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом. Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров.
В монастырях Святой Горы Афон, где при богослужении не используется электричество, сохраняются древние обычаи возжжения свеч и лампад в определенные моменты службы. Лампады перед иконами возжигаются в начале службы специально для этого назначенным монахом-экклезиархом. Свечи перед иконами и свечи, служащие для освещения пространства храма, возжигаются лишь в некоторые моменты богослужения. Под куполом храма располагается люстра в форме обруча: на обруче стоят свечи, которые возжигаются в особенно торжественные моменты богослужения при помощи специальной лучины, прикрепленной к концу длинного шеста. В некоторых случаях люстру со свечами раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением, создает праздничное настроение.

Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты богослужения, например при чтении Евангелия, во время евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом», — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв.

Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в богослужении.

В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену.

Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея — возвышение для священнослужителей. Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на литургии; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого богослужения.


Правую и левую стороны солеи образуют клиросы — места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители — впереди, что создает своеобразный стереоэффект.

В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые царскими вратами; в греческой традиции их называют «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», Который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили название «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. Действительно, в русской практике императоры во время церемонии коронации входили в алтарь через царские врата: в алтаре они причащались вместе со священниками, принимая Тело Христово в руки и приобщаясь Крови Христовой из чаши (так же поступали и императрицы). В Византии же «царскими» назывались врата, ведущие из притвора в центральную часть храма, либо двери, через которые император входил в храм.

С северной и южной сторон иконостаса расположены две боковые двери. Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные двери и возвращается через царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми.

Алтарь является наиболее священным местом православного храма — подобием Святого святых древнего Иерусалимского храма. Нередко алтарь воспринимается как своего рода закрытое пространство «за кулисами», где священнослужители и прислужники могут скрыться от глаз верующих. Такое восприятие в корне противоречит значению алтаря как места особого присутствия Божия. В алтаре живет та слава Божия, которая некогда наполняла Святое святых Иерусалимского храма. Всякий находящийся в алтаре должен хранить благоговейное молчание, прерываемое лишь чтением молитв или необходимыми по ходу службы замечаниями. Разговоры на посторонние темы в алтаре недопустимы.


В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол для совершения Евхаристии. Престол является наиболее священным местом алтаря, подобным жертвеннику или ковчегу завета в древнем Иерусалимском храме. По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться только священнослужители; мирянам это запрещено. Мирянин также не может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих храмах распространены прямоугольные престолы, по форме напоминающие продолговатый стол, поставленный параллельно иконостасу; верхняя каменная доска престола покоится на четырех столпах-колоннах; внутреннее пространство престола остается открытым для глаз. В русской практике горизонтальная поверхность престола имеет, как правило, квадратную форму и престол полностью покрыт индитией — облачением, соответствующим ему по форме. Традиционная высота престола — аршин и шесть вершков (98 см). В середине под верхней доской престола ставится столбец, в который при освящении храма архиереем вкладывается частица мощей мученика или святого. Эта традиция восходит к древнехристианскому обычаю совершения литургий на гробах мучеников.

Пространство за престолом, в восточной части алтаря, называется горним местом: здесь размещается трон архиерея, по сторонам которого располагаются скамьи для священников. Трон епископа, по уставу, должен находиться на горнем месте в любом храме, не только кафедральном соборе. Присутствие этого трона свидетельствует о связи между храмом и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать богослуже

ние в храме.

По левую сторону престола, в южной части алтаря, находится жертвенник, по своему внешнему виду напоминающий престол, но нередко меньший по размерам. Жертвенник предназначен для совершения подготовительной части литургии — проскомидии. На жертвенник помещаются Святые Дары в конце литургии, после пр

ичащения мирян. По традиции Русской Церкви с восточной стороны престола в алтаре ставится семисвечник — светильник с семью лампадами, по внешнему виду напоминающий еврейскую менору. В Греческой Церкви семисвечники отсутствуют. О семисвечнике не упоминается в чине освящения храма, и он не был изначальной принадлежностью христианского храма, а появился в России в синодальную эпоху в качестве напоминания о светильнике с семью лампадами, стоявшем в Иерусалимском храме (см.: Исх 25, 31-37). Семисвечник является единственным находящимся в алтаре предметом, не выполняющим прямых литургических функций.

Во внебогослужебное время, а также в некоторые моменты богослужения центральный вход в алтарь (царские врата) закрывается завесой, именуемой катапетасма. В современной русской практике катапетасма представляет собой прямоугольное полотно, простирающееся от верхнего края царских врат до пола. Обычно завеса бывает темно-красного цвета или же соответствует цвету праздника, на ней вышивается четырех- или восьмиконечный крест. В древности употреблялись и богато расшитые катапетасмы.

, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю - льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа - плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю - из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс , напрестольное Евангелие , напрестольный крест , дарохранительница , дароносица и лампада . В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого.
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом ”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест .

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник . Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами , а самый большой - воздухом . В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада , Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд , а также церковных сосудов и богослужебных книг.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница , дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви . Со временем перегородка превратилась в иконостас , а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами , потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей .
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма , которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя , слева - икона Божией Матери . Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь , а слева от иконы Божией Матери - северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами , так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой , т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников , в третьем иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах , т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей .
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном , т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви .
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна . Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады , хоросы , паникадила , церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник , который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча .
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник , который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма .

См. также " Виды храмовой утвари ", " Церковные облачения ", "Виды церковных облачений " .


Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг - знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы - три Лица Святой Троицы, пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Самая важная часть храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня - престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю - из белого полотна и верхнюю - из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери - северную и южную - называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой - полукруглый выступ перед царскими вратами - именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

Храм включает основные (главные) и вспомогательные помещения, состав которых колеблется в зависимости от типа храма и местных условий. Основные (главные) помещения – это, в первую очередь, алтарь, средняя часть и притвор, к ним добавляются ризница, пономарня, хоры, звонница или колокольня, если колокола размещены на храме. Возможно наличие покойницкой и крещальни. К вспомогательным помещениям относятся: канцелярия, комната отдыха священно- и церковнослужителей, просвирня, склады, туалеты, технические помещения (венткамеры, электрощитовые и т.д.). В здание храма могут быть встроены некоторые помещения общественно-просветительного назначения: зал для занятий хора, церковно-приходская школа и т. д. Но основные (главные) помещения храма составляют каноническую церковь и должны быть четко отделены от вспомогательных помещений.

2.1. Притвор

Вход в церковь предваряет паперть – площадка перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Этот подъем имеет значение возвышения Церкви над миром «как Царство не от мира сего» . Паперть из небольшого крыльца может превратиться в обширную галерею – гульбище, столь распространенное в XVII века.

Притвор в древнерусских церквях часто опускался, так как оглашенных не было, а кающиеся (совершившие тяжкий грех и потому не допускавшиеся к службе) стояли на паперти. Впрочем, впоследствии устройство притвора было признано необходимым. Именно здесь размещается свечной ящик – прилавок для продажи свечей и заказа треб. Размещение же церковного ящика в самом храме отвлекает молящихся и мешает службе.



Притвор имеет также и богослужебное назначение. Здесь совершаются (если есть условия) панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением разных продуктов, которые не считается приличным вносить в храм. Здесь служат части вечернего богослужения, дается очистительная молитва женщине по истечении сорока дней после родов; здесь стоят люди, считающие себя по тем или иным причинам недостойными входить в храм. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая. Здесь могут находиться и иконы.

В правом крыле или в обоих крыльях притвора находится свечной ящик. В левом крыле традиционно располагают лестницу, ведущую на хоры и на колокольню. Из притвора предусматривается вход в цокольный этаж.

Древнее правило предписывает отделять притвор от средней части храма стеной с тремя вратами, средние из которых называются красными. Перед красными вратами, входя в храм, православные греческие цари снимали с себя вооружение и знаки отличия. Эти врата снаружи оформляются спускающимися и сужающимися арками – «тесны врата и узок путь верующих в жизнь (вечную)» , но это правило в настоящее время соблюдается редко. Формы притвора могут быть чрезвычайно разнообразны.

Притвор также называется трапезной. В первые века христианства после литургии из остатков принесенного хлеба и вина устраивалась трапеза, так называемая вечеря любви. Этот обычай сохранился в монастырях, где в притворе размещается монашеская трапезная. Большая трапезная – притвор делалась в северных русских деревянных церквях. Здесь проводились общинные собрания всего погоста, где решалась как церковная, так и мирская жизнь прихода. В современных западных православных храмах встречаются притворы, решенные в виде трапезной – большого отделенного дверьми помещения, предшествующего церкви. Здесь прихожане встречаются для религиозных бесед и обсуждения дел в приходе. Над притвором может возвышаться колокольня.

Вообще варианты расположения колоколов при храме различны. Они могут находиться на отдельно стоящих колокольнях и звонницах. Но гораздо большее число храмов последние века имели колокола на храме. По-видимому, это объясняется удобством в эксплуатации. Колокола могут находиться над притвором: в колокольне, в закрытой или открытой звоннице. Высокая колокольня предпочтительнее, так как звук разносится дальше и во все стороны. Колокола могут также находиться над средней частью храма: «храм под звоны» и колокола в ложных главах многоглавого храма.

2.2. Средняя часть храма

Средняя часть храма – это та часть, которая расположена между притвором и алтарем. Между средней частью и алтарем возвышается иконостас. В первые века христианства церковь отделялась от алтаря лишь завесой или решеткой. Впоследствии в православном храме появилась отделяющая стена с расположенными на ней иконами. Окончательно иконостас сложился в начале XVI века. В иконостасе три двери: северные, южные (называемые дьяконовскими) – одностворчатые и средние – двустворчатые. Средние носят название «царские врата», так как «царь царствующих (Иисус Христос) приходит» через них в Святых Дарах во время причастия «заклятится и датися в снедь верным» .

Иконостас, как и алтарь, расположен на возвышении по отношению к полу основного храма. Солея – возвышенное место перед иконостасом, простирающееся вглубь на весь алтарь. Солея есть второе после паперти возвышение храма над уровнем земли. На него входят лишь ведущие службу священнослужители и избранные миряне, например, принимающие причастие.

Высота солеи бывает разная: от пяти или даже семи ступенек в кафедральном соборе до одной в небольшом приходском или монастырском храме. Если солея высокая, то священнослужители испытывают достаточные неудобства при выносе Святых Даров, если же низкая – то службу плохо видно прихожанам.

Часть солеи, выдающаяся полукругом к центру храма против царских врат, называется амвоном. С амвона диакон читает Евангелие и возглашает ектении, священник читает проповеди. Здесь совершается таинство причащения верующих. Амвон – священное место на солее.

Напротив северных и южных врат иконостаса расположены места для чтецов и певцов – клиросы. Клиросов бывает два, так как некоторые церковные песнопения поются попеременно на два хора: то на том, то на другом клиросе. Клиросы являются боковыми продолжениями солеи.

Солея и клиросы (кроме амвона) обычно ограждаются решетками. К ограждениям прикрепляются хоругви, иконы на древках – знамена церкви, символизирующие победу христианства над язычниками, Церкви над врагами.

В кафедральных соборах архиерейский амвон находится постоянно, а в приходских церквях только при приезде епископа. Ставят его в центре храма против амвона (возвышенная квадратная площадка). На архиерейский амвон ставится седалище – кафедра. На этом амвоне архиерей облачается (отсюда «облачальное» место) и стоит начало литургии.

Перед амвоном, ближе к центру храма, но до архиерейского амвона постоянно стоит аналой (рис. 4). Это высокий в одну сторону покатый стол, на который кладется икона святого или праздника, отмечаемого в данный день.

В средней части храма находится также образ Голгофы в виде большого деревянного распятия. Если в притворе нет должных условий, то у северной стены средней части ставится стол с кануном – четырехугольный стол с крестом и подставкой для свечей. Здесь служатся панихиды по усопшим. Кроме постоянных принадлежностей, в средней части храма могут находиться купель для крещения, чаша с освященной водой и т. п.

В западной части достаточно большого храма располагаются хоры. Во время торжественных служб здесь, а не на клиросе поет церковный хор. Хоры часто находятся над притвором.

Церковь должна иметь очень хорошую акустику. Тщательно продуманная геометрия внутреннего пространства с точки зрения акустики очень важна при богослужении. В православном богослужении огромное значение имеет многоголосное пение. Поют все присутствующие на службе в храме. Священник, стоящий перед вратами иконостаса, говорит нараспев молитвы, рядом стоит дьякон с трубным басовым голосом. Священник и диакон ведут поющий диалог с хором, размещающимся на хорах или клиросе. Часть литургии оглашается из-за закрытых врат деревянного резонирующего иконостаса и голос доходит тогда сверху, отраженный от свода. Время от времени диакон или священник ведет литургию с середины храма, стоя в звуковом фокусе центрального купола. Прихожане могут тоже молиться с пением. Звуковое впечатление православной церкви полностью отличается от органной музыки католического храма.

Хорошая акустика достигается исторически сложившейся геометрией пространства храма и нахождением такой высоты церкви, чтобы поющий звук имел силу и резонанс. Планировка сводов и куполов обусловливалась выгодными эффектами звукового пространства (полезные эффекты звуковой камеры). Сквозные отверстия в сводах никогда не делались над алтарем, клиросами и хорами, чтобы звук не пропадал.

Средняя часть храма – это собственно храм для прихожанина. В алтарь он не допускается. Традиционное решение интерьера храма помогает мирянину сосредоточиться, понять службу, глубже проникнуться верою. Настенная роспись храма, иконы вместе с самим действием службы (пением хора, чтением чтецов, возгласами диакона, молитвами священника) составляют единый цельный образ Божьего мира, просящего о спасении всего земного мира.

Все стены православного канонического храма покрыты росписями (см. рис. 1). Свод олицетворяет Небо и Бога, пол – это земной мир. Небо и земля не противопоставляются друг другу, а при помощи росписи неразрывно сливаются в единый мир молящихся. Варианты росписи храма могут несколько различаться. Приблизительный порядок изображений описан ниже.

В центре купола пишется образ Господа Вседержителя (Пантократора). Под ним по краю сферы купола – серафимы, силы Божьи. В барабане купола пишутся восемь архангелов со знаками отличия. В парусах под куполом – четыре евангелиста со своими символами. Затем по северной и южной стенам сверху вниз (рядами) изображаются святители, преподобные и мученики. До пола росписи не достигают, оставляя место панелям в рост человека. На них часто изображаются белые полотенца, украшенные орнаментом. Эти панели символически приравнивают к нижнему ряду святых всех живущих людей и, следовательно, имеющих надежду на спасение. На северных и южных стенах изображают также сцены истории Нового и Ветхого завета. Пространство между отдельными картинами, изображениями святых заполняется орнаментом с образами растительного мира, такими элементами, как кресты в круге и ромбе, восьмиугольные звезды и т. п. На столбах пишут образы святых и мучеников, наиболее чтимых в данном приходе. Если кроме центрального купола в храме есть другие купола, на них рисуют изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

На западной стене средней части храма изображают картины, призывающие к вере в Бога – «Спасение утопающего Петра», «Христос и грешница»; над входными, красными воротами, – картину Страшного суда, как напоминание выходящим из храма о каре Божьей.

Роспись иконостаса позволяет осознать всю историю Церкви. Расположение икон может несколько варьироваться, но общий порядок сохраняется (рис. 5).

Рис. 5. Схема полного пятирядного иконостаса

На царских вратах изображают Благовещение и четырех евангелистов; на боковых дверях – архангела и одного из дьяконов, поставленных апостолами (чаще архидьякона Стефана). В первом ряду снизу по сторонам царских врат стоят иконы: справа – образ Спасителя, слева – Божией Матери. Подле иконы Спасителя находится главная икона храма, икона святого, в честь которого освящен престол. Во втором ряду над царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, а по обеим ее сторонам – изображения двенадцати главнейших праздников.

В третьем ряду стоят иконы святых апостолов и среди них – «Деисус» (изображение Господа и молящих его Матери Божией и Святого Иоанна Крестителя). В четвертом ряду в центре помещаются иконы святых пророков, в центре – икона Божией Матери с Младенцем. Последний пятый ряд составляют изображения патриархов и по середине – Господа Саваофа с Божественным сыном. Иконостас венчает обычно крест с распятием и стоящими по сторонам Божией Матери и Иоанном Предтечей.

Таким образом, пять рядов полного иконостаса последовательно описывают всю историю познания человеком Бога: от предсказаний праотцов и пророков (верхние два ряда) до напоминания о жизни Христа и апостолов (второй и третий ряд снизу). Нижний ряд с местными и храмовыми иконами обращен к сегодняшнему дню храма. По центру же иконостаса от верхнего креста к царским вратам и местным иконам через все ряды проходит изображение Иисуса Христа в разных ипостасях. Эта ось четко фиксирует, кому посвящен христианский храм и для прославления кого предназначен (рис. 6).

Иконостас бывает и неполный, т. е. состоящий из меньшего числа рядов в зависимости от размера и стиля храма (рис. 7). Наиболее распространены однорядные (рис. 8) и трехрядные иконостасы (рис. 9).

Рис. 6. Схема иконостаса

Храм освещается тремя видами светильников: окнами, лампадами и свечами. Богослужебный устав предусматривает в одних случаях зажжение всех светильников, в других – почти полное их погашение. Так, при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить свечи, кроме свеч в середине храма (где стоит чтец) и перед тремя иконами иконостаса: Христа, Божией Матери и иконы храма. Зато в праздничные дни и на воскресных богослужениях зажигают все светильники. Между службами в храме преобладает мрачный сумрак.

Свет в храме является символом Божественного света. Образцом является полусумрак византийского храма, где «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» . Поэтому в храме предпочтительно делать узкие окна. В интерьер обдуманно вводятся небольшие пятна естественного света, просеянные через решетки обычных или цветных стекол. На окнах не бывает больших представительных витражей, в отличие от католических храмов. На каждой стене рекомендуется иметь пять окон.

Два верхних означают свет Иисуса Христа, познаваемого в двух ипостасях, три низких – троичный свет божества.

Рис. 7. Схема малого однорядного иконостаса

Рис. 8. Однорядный иконостас

В центре церкви из купола спускается паникадило – большой светильник, имеющий более двенадцати свечей (теперь допускаются электрические лампы в форме свечей). По церковному Уставу при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освященных благодатью Святого Духа, горящих огнем любви к Богу.

Рис. 9. Трехрядный иконостас

Из боковых куполов спускаются поликадила – светильники от семи до двенадцати свечей. Лампады зажигают перед каждой иконой, у особо чтимых – по нескольку.

Живой подвижный свет свечей является противоположностью мертвому электрическому свету. Мерцающие свечи увеличивают настрой таинственности храма. При распространении электричества сначала пытались его запретить в храме, но теперь в церкви лампады и люстры обычно электрические. Их имитируют под свечи и масляные лампады: лампы в форме свечей, стекла лампад темно-красного или матово-белого цвета.

Свечи же по-прежнему занимают в храме особое место. Свечи, которые верующие покупают в храме, символизируют добровольную жертву человека Богу, это выражение послушания Богу (мягкость воска), свидетельство веры и это символ причастности человека к Божественному свету. Свечи, приносимые прихожанами, ставят в большие подсвечники с ячейками перед иконами. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма у восточной стороны аналоя. С зажженными свечами выходят ведущие службу.

2.3. Алтарь

Алтарь – главнейшая часть храма, доступная лишь церковно- и священнослужителям (рис. 10).

Алтарь возвышен по отношению к полу средней части храма и находится на одном уровне с солеёй, отделяясь от нее иконостасом. В алтаре на иконостасе за царскими вратами прикрепляется на кольцах длинная завеса.

В центре алтаря напротив царских врат стоит престол. Престол есть священнейшая принадлежность храма, прикасаться к нему могут только священнослужители. На нем как бы незримо присутствует сам Бог. Здесь происходит освящение Святых Даров во время причастия. Престол – это четырехугольный стол высотой около одного метра. Его делают из дерева (чаще из дуба), мрамора, серебра, золота. Он опирается на четыре столба, при архиерейском освящении иногда делается пятый столб посередине с пустотой для ящичка с мощами.

Рис. 10. Схема алтаря и солей храма:

1. Алтарь:

1.1 – престол; 1.2 – жертвенник; 1.3 – Горнее место; 1.4 – запрестольный образ; 1.5 – семисвечник; 1.6 – выносной Крест; 1.7 – выносная икона Богоматери; 1.8 – аналой; 1.9 – место отдыха священнослужителя; 1.10 – стол для облачений; 1.11 – шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 – вытяжной канал для кадила; 1.13 – выключатель паникадила храма, общего освещения алтаря и местного освещения жертвенника; 1.14 – штепсельная розетка; 1.15 – рукомойник; 1.16 – место для выносных свечей; 1.17 – вешалка для одежды

2. Иконостас:

2.1 – «Царские врата»; 2.2 – северные диаконские двери; 2.3 – южные диаконские двери

3. Солея с клиросами:

3.1 – амвон; 3.2 – ограждение солеи; 3.3 – аналой регента; 3.4 – выключатель местного освещения; 3.5 – шкаф для богослужебных книг; 3.6 – киот для иконы; 3.7 – подсвечник; 3.8 – место для хоругви

Престол (рис. 11) покрывается двумя одеждами (покрывалами).

На нем находятся антиминс, крест, Евангелие, дароносица, мирница. Особое значение приписывается антиминсу, шелковому плату с зашитыми в нем святыми мощами. При освящении храма антиминс вносится в церковь и кладется на престол. Именно наличие антиминса делает храм действующим, а престол – священным.

Престол есть третье возвышение в храме после паперти и солеи.

Он олицетворяет вечную жизнь в Царствии Небесном. С престолом связывается два основных представления:

1. О смерти Христа (Гроб Господний).

2. О царственной славе Вседержителя (престол Божий).

Рис. 11. Престол

Над престолом обычно устанавливается сень или киворий, олицетворяющий небо, простертое над землей, на которой совершился искупительный подвиг Иисуса Христа. Внутри кивория из его середины ниспускается к престолу фигурка голубя – символ Духа Святого. Киворий устраивается на четырех столбах, реже подвешивается к потолку. В кивориях делаются завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между столбами.

Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горним местом. В кафедральных соборах и во многих приходских церквях вплотную к середине апсиды, против престола, сооружают возвышение, на котором стоит кресло для епископа как знамение трона, на котором восседает Вседержитель. По сторонам кресла расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу. В приходских храмах этого может и не быть, но всегда это место является олицетворением Небесного Престола. Горнему месту кадят, возжигают свечи и лампады.

Перед Горним местом за престолом стоит семисвечник, символизирующий невидимый небесный свет, исходящий от престола. По сторонам семисвечника принято ставить на древках выносные иконы Божией Матери (северная сторона) и Креста с образом Распятия Христова (южная сторона).

В левой стороне алтаря против северной двери находится вторая по значимости принадлежность алтаря – жертвенник (рис. 12). Жертвенник – четырехугольный стол, равный по высоте престолу, но меньший по ширине. Он также покрыт одеждами. Здесь подготавливаются просфоры и литургии для последующего их освящения на престоле. Жертвенник знаменует собой пещеру и ясли, где родился Иисус Христос, а также небесный престол, куда вознесся Иисус Христос. Около жертвенника стоит столик для поданных верующими просфор и записок за здравие и об упокоении

Рис. 12. Жертвенник

Справа от престола около стены находится стол, на котором лежат ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. Перед престолом справа от царских ворот у южной двери алтаря ставят кресло для епископа. Слева или справа от престола в алтаре помещают также умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее.

Роспись алтаря не является канонически постоянной. Вот наиболее распространенный порядок. В сводах алтаря пишут херувимов. В верхней части апсиды образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена» (пошло от росписи Софии Киевской). Средняя и центральная часть полукружия – Тайная вéчеря (напоминание об установлении обряда святого причастия) или образ Христа Вседержителя на троне (подчеркивается значение престола и Горнего места как олицетворение небесного трона Иисуса Христа). Справа от центра помещаются на северной стене образы Архангела Михаила, рождества Иисуса Христа (над жертвенником), далее святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова), в конце – образ пророка Давида с арфой. Слева от Горнего места по южной стене следуют образы Архангела Гавриила, Распятия Иисуса Христа, образы литургистов или вселенских учителей, в конце песнопевцы Нового Завета – Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец и т. д.

Три окна (знаменует троичный свет Божества);

Два раза по три окна;

Три и два окна (где два есть два естества Иисуса Христа);

Четыре окна (четыре евангелиста).

Форма алтаря соответствует движению священника, обходящего престол, и предпочтительно «полукруглая или с несколькими гранями» . Встречаются алтари, имеющие в плане полукруг, квадрат, сектор от восьмиугольника.

2.4. Приделы

Приделом называют дополнительную церковь (со своим престолом), устроенную при основном храме. «Необходимость в приделах возникла в связи с восточным обычаем служить на одном престоле только одну литургию в течение суток. Дополнительные приделы позволяли совершать служение дважды и трижды» . Наличие приделов дает возможность совершать несколько треб одновременно и с разной степенью торжественности. Генетически придел – это отдельная церковь, примыкающая к главному храму. Сохранилось указание Стоглавого собора (1551 г.): опустевшие и не имеющие причта церкви свозить к главному погосту и делать из них приделы при действующих церквях .

Придел состоит из средней части и алтаря, который должен быть обращен на восток. Канон предписывает отмечать каждый придел главой с крестом. В древности существовало обязательное требование отделять придел от основной церкви дверью, и теперь пространство придела должно быть достаточно отделено от пространства главного храма. Ризницу и пономарню, другие служебные помещения часто делают едиными для всей церкви.

Церковный канон предписывал над каждым престолом ставить свой крест и, следовательно, каждый престол должен был быть отмечен своей главой. Это правило не всегда выполнялось на практике. Например, трехпрестольная церковь могла быть решена как пятиглавый крестово-купольный храм.

2.5. Подсобные помещения храма

По обеим сторонам алтаря находятся два вспомогательных помещения: северное – пономарня и южное – дьяконник. Иногда они занимают по сторонам алтарной апсиды две боковые апсиды, но меньшие по размеру.

Ризница, или дьяконник, – обычно отдельное от алтаря помещение, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачения духовенства, богослужебные книги. Вдоль стен располагаются глубокие шкафы с раздвижными стенками. В ризнице и пономарне предусматривается установка раковин для мытья рук. В многопрестольных церквях, а также при необходимости устройства очень большой ризницы возможны более сложные решения. Так, в многопрестольных церквях конца XIX века ризница и пономарня часто располагались в огибающей галерее за главным алтарем.

Пономарня в раннехристианские времена была предназначена для складывания даров на благо общины и приготовления предметов для литургии, так как именно здесь находился жертвенник. Впоследствии жертвенник стали ставить в алтаре. Теперь пономарня служит для приготовления к службе церковно- и священнослужителей. Пономарня – помещение для хранения и подготовки вспомогательных средств для богослужения, имеет отдельный выход непосредственно на улицу и связывается с цокольным этажом винтовой лестницей.

Покойницкая – «часовня для покойников, в которой можно ставить гроб и где могут служиться панихиды. При существовании покойницкой гроб приходится ставить в церковь только для одной заупокойной литургии» .

Алтарь - важнейшее, недоступное мирянам часть храма(рис.3.4). Место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов. Называлось оно «би́ма », и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. Поэтому, алтарь, как правило, устраивается на возвышении на одну или несколько ступеней высотой 0,12-0,15 м каждая.

Алтарь в православных храмах по древней традиции устраивается с восточной стороны и представляет собой абсиду, может быть встроен или пристроен к средней части храма. В храмах вместимостью до 300 человек устраивается, как правило, один алтарь. В храмах большей вместимости по заданию на проектирование могут устраиваться в приделах несколько алтарей. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельнымиили приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

Рисунок 3.4. Схема алтаря

Габариты алтаря и подсобных помещений при нем в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование. Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м 2 . В ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна. В алтаре, как правило, устраиваются оконные проемы, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом. Разное количество окон в алтаре символизирует следующее:

    Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества.

    Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа.

    Четыре окна – Четвероевангелие.

В центре алтаря должен находиться квадратный престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. Престолпредставляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр) , вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) на расстоянии не менее 1,3 м и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах. Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (рис.3.5). В первую очередь это относится к размерам жертвенника , которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Рисунок 3.5. Жертвиник

Го́рнее (слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол , на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие ». За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы(рис.3.6).

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе,причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

Рисунок 3.6. Горнее место

Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

1. Местный ряд

2. Праздничный ряд

3. Деисусный ряд

4. Пророческий ряд

5. Праотеческий ряд

6. Навершие (Крест или Голгофа)

7. Икона «Тайная Вечеря»

8. Икона Спасителя

9. Икона Пресвятой Богородицы

10. Местная икона

11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Царские врата

13. Диаконские (северные) врата

14. Диаконские (южные) врата

Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

Рисунок 3.5. Схема заполнения пятиярусного иконостаса

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы , невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами , внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

Диа́конские (боковые) врата расположены:

1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

2. Налево от иконы Божией Матери – северная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. иконатого праздника или святого, в честь которого освящен храм.

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд,который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

Рисунок 3.8. Пример классического иконостаса

Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с ) С обеих сторон от деисиса иконы апостолов.

3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя, ветхозаветные пророки(Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

4. В центре пятого (праоте́ческого)ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев(Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей(т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Средняя часть храма , как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма). шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря. В таком устройстве солеи таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле иконостасом, а выходит из-под него к людям: для молящихся, во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

Рисунок 3.9. Средняя часть храма, интерьер

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 - 1,0 м.С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос. По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма. В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.

Рядом с клиросами ставятся хору́гвииконы, написанные на материи и прикрепленные, подобно запрестольным изображениям Креста и Божией Матери, к длинным древкам. В некоторых храмах есть хо́ры – балкон или лоджия обычно с западной, реже с южной или с северной стороны. В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) паникади́ло, или паниканди́ло.Обычно паникадило выполняется в виде одного или нескольких стилизованных колец, может быть богато орнаментовано, украшаться «таблетками» – иконописными изображениями. В куполах боковых приделов подвешиваются подобные же светильники меньших размеров, называемые поликанди́лами. Поликандила имеют от семи (символизируют семь даров Святого Духа) до двенадцати (символизируют 12 апостолов) ламп, паникадила – более двенадцати.

В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным. Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма.

За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двухстворчатые двери, или красные врата, ведущие из средней части храма в притвор. Они являются главным входом в церковь. Помимо западных, красных врат, храм может иметь еще два входа в северной и южной стенах , но это бывает не всегда.

Притво́р - третья входная часть храма. Притворы могут служить в качестве входного тамбура. В I, II, III климатических районах и IIIг климатическом подрайоне при главном входе следует предусматривать тамбур. При дополнительных входах, служащих в качестве эвакуационных, тамбуры допускается не предусматривать. Ширина тамбуров должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбуров должна превышать ширину полотна двери не менее чем на 0,2 м.

Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах притворов не допускается для беспрепятственного входа и выхода, особенно во время Крестного хода.

Ширину проемов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода. Ширину дверного проема в свету рекомендуется принимать не менее 1,2 м, ширину свободного прохода внутренних дверей - не менее 1,0 м.

Наружные лестницы должны быть минимальной шириной 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в храмы, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.

Также притвор может быть развит с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма, нередко встроены в колокольню, если она примыкает к храму вплотную. Иногда ширина притвора одинакова с шириной западной стены.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Рисунок 3.10. Планировочная схема приходского храма

1 - паперть с гардеробной; 2 - лестница на колокольню; 3 - помещение сторожа; 4 - техническое помещение; 5 - притвор с «церковным ящиком»; 6 - иконная лавка; 7 - кладовая; 8 - крещальня; 9 - помещение для переодевания; 10 - помещение персонала; 11 - исповедальня (требная); 12 - трапезная часть; 13 - средняя часть храма; 14 - алтарь; 15 - понамарка; 16 - ризница; 17 - солея с амвоном; 18 - клирос; 19 - придел; 20 - алтарь придела; 21 - понамарка с ризницей; 22 - солея с амвоном

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

Новое на сайте

>

Самое популярное