Слайд 2
Эзоп - легендарный древнегреческий создатель басен
Диего Веласкес. Эзоп.
Слайд 3
Обладая от рождения уродливой внешностью, Эзоп имел острый ум
Горбатый карлик, проданный в рабство, Эзоп был родом из Фригии.
Слайд 4
На одном из рынков Эзопа купил богатый грек Ксанф
Именно на острове Самос жил Эзоп вместе со своим хозяином и его семьей.
Слайд 5
О биографии Эзопа и его мудрости рассказывает в книге «Занимательная Греция» М. Гаспаров:
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.
Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.
Слайд 6
Мудрость Эзопа
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» - «А море выпьешь?» - «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» - «Помоги!» - «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в. него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.
Слайд 7
Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» - «Не знаю!» - «Как так не знаешь? Говори!» - «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.
Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» - «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек - один».
Слайд 8
Смерть Эзопа
Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.
Дельфы сегодня.
Слайд 9
Басни Эзопа
Всем с детства известен сюжет о вороне, лисице и сыре, придуманный Эзопом. Прочитайте дословный перевод этой басни, сделанный Л. Толстым. Какая тема у этого произведения и отличается ли она от темы басни И. Крылова «Ворона и лисица»?
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Слайд 10
Вопросы
- Что нового о жанре басни вы узнали благодаря знакомству с жизнью Эзопа?
- Что нового о художественном переводе вы узнали благодаря знакомству с творчеством Эзопа?
Домашнее задание:
- попробуйте найти свои примеры того, как особенности перевода влияют на смысл произведения;
- напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, можно ли считать переводные произведения и их оригиналы самостоятельными произведениями;
- напишите мини-сочинение на тему: «И. А. Крылов: создатель басен или их переводчик?»
- узнайте, кто еще из зарубежных или русских писателей использовал в своем творчестве или переводил сюжеты басен Эзопа.
Посмотреть все слайды
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа №20 г. Одесса
Цель Ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности; Дать понятие о басне и аллегории, показать отличие басни от притчи; Выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа; Совершенствовать навык выразительного чтения.
Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. О мудрости Эзопа слагались легенды.
Судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек. Не любили знатные вельможи басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие.
Басни Эзопа
Работа с учебником Чтение статьи на стр.39 – 40 «О басне» на стр. 51
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль. Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
Чтение басен Эзопа Чем заинтересовали вас басни Эзопа? Кого осуждает Эзоп в своих баснях? К чему призывает? Какие аллегории использует Эзоп в баснях «Лисица и виноград», «Волк и Ягнёнок»?
Жанровое отличие и сходство басни и притчи притча басня 1.Нет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать сказка и пословица. 1.Жанр сатирической поэзии. 2.Поучение заключается в иносказательном виде. Притча должна быть разгадана, пережита. 2. Имеет чёткий вывод – мораль. 3.Персонажи безымянны, очерчены схематично, лишены характеров. 3. Герои – люди, животные, растения – являются носителями определенных черт характера. 4.Смысл в том, что нравственный выбор сделан человеком. 4. Осмеяние общественных и человеческих пороков. 5. Прозаическая форма. 5. Обычно стихотворная форма. 6. Небольшой по объёму рассказ. 7. Носит поучительный характер. 8. Использует аллегорию.
1 слайд
2 слайд
Эзоп - полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.
3 слайд
Был ли Эзоп историческим лицом - сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570-526 до н. э.,) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф. Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы», 1446-1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа - бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крёзе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов.
4 слайд
Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,- все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э. Важнейшим памятником этой традиции стало составленное на народном языке «Жизнеописание Эзопа», дошедшее в нескольких редакциях. В этой версии важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина - глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение, филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи. В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.
5 слайд
Популярные басни Верблюд Ягнёнок и Волк Лошадь и Ишак Куропатка и Курицы Тростник и Оливковое дерево Орел и жук
6 слайд
Орел и жук Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, - к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки. Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.
Эзоп
Басни
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img1.jpg)
- Он - раб, но мудрее свободных;
он некрасив, но лучше красавцев.
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
- Бабий, древнегреческий
поэт- баснописец
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img2.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img3.jpg)
- О мудрости Эзопа слагались целые легенды, которые рассказывали о том, что он намного превосходил разумом своих современников.
- Он первый баснописец, имя которого известно.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img4.jpg)
- Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.
- Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
- Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img5.jpg)
- Аллегория (от греческих слов «иной» и «говорю») – иносказание.
- Суть аллегории в том, что с помощью сравнения одного явления с другим создается конкретный образ, раскрывающий какое-то понятие.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img6.jpg)
Проверь себя
- Что такое басня? Из каких частей она состоит?
- Что такое мораль басни? Почему говорят, что басня обогащает
своих читателей?
- Подумайте, чем басня
отличается от сказки или
библейской притчи.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img7.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img8.jpg)
«Лисица и виноград»
- Перескажите басню близко к тексту.
- Найдите в тексте и зачитайте мораль басни.
- Подберите пословицы и поговорки, которые передают мораль этой басни.
- Какие аллегории использует Эзоп в басне «Лисица и виноград»?
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img9.jpg)
«Отец и сыновья»
- На примере прочитанной басни раскройте понятие «эзопов язык».
- Расскажите, о чем эта басня.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img10.jpg)
«Волк и ягненок»
- Расскажите, какие недостатки раскрывает эта басня.
- Какие аллегории использует Эзоп в басне «Волк и ягненок»?
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img11.jpg)
- Докажите, что прочитанные произведения – басни.
- Объясните, как вы понимаете выражение «эзопов язык».
- Какие вы знаете украи нские басни, написанные на сюжеты басен Эзопа?
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img12.jpg)
Творческая работа: прочтите басни Эзопа и самостоятельно сформулируйте и запишите мораль каждой из них.
- Собака и заяц
- Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то его лизала в губы. Изумился заяц и сказал: “Любезная, уж ты или не кусайся, или не целуйся, чтоб я знал, враг ты мне или друг.”
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img13.jpg)
Творческая работа
- Лисица и барс
- Лисица и барс поспорили, кто красивее. Барс на все лады хвалился своей испещренной узорами шкурой, но лиса ему на это сказала: “Насколько
же я тебя красивее, раз у меня
не тело испещренное, а душа изощренная!”
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img14.jpg)
Творческая работа
- Кошка и куры
- Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила
кур, как они себя чувствуют?
«Отлично! - сказали куры. – Но
только когда тебя нет
поблизости».
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img15.jpg)
Творческая работа
- Лягушки
- Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы повеселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда прыгнуть, но другая сказала:
“ А если и здесь вода пересохнет,
как нам оттуда выбраться?”
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img16.jpg)
Жанровые отличия и сходства басни и притчи
Сходство
Небольшое произведение, имеющее поучительный характер
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img17.jpg)
Отличие
Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации
Заключена определенная идея
Истолкование басни многозначно
Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img18.jpg)
Диалог искусств
Д. Веласкес “Эзоп”
Эзоп.
Мраморный бюст, VI в. до н. э.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img19.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img20.jpg)
Басни Эзопа в иллюстрациях В. Холлара
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/c/f/ccf3d8bae8f953bc041a00fdff8c441b2894ebf7/img21.jpg)
Сделайте выводы
- Почему произведения Эзопа близки нам и нашему времени?
- Подготовьте сообщение «Что объединяет басни Эзопа и библейские притчи?»
Слайд 1
Урок литературы в 5 классе Басни Эзопа
Учитель литературы Салимова Мадина Ганиятулловна МОУ «Гуманитарная гимназия» Сафоново - 2010
Слайд 2
Показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония; Формировать навыки выразительного чтения, внимание к художественной детали; Способствовать развитию образного и аналитического мышления, творческой фантазии.
Слайд 3
Басня - один из древнейших литературных жанров, короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею.
Слайд 4
Приёмы баснописцев
При помощи каких приёмов писатели- баснописцы выражали свои мысли? - Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание).
Слайд 5
Аллегория
Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.
Слайд 6
Эзоп (VI-V в. до н. э.)
Полулегендарный раб с острова Самос, живший в VI в. до н. э., автор множества басен, ставших достоянием европейской – земной культуры. Его сюжетами пользовались такие мастера басни, как Лафонтен и Крылов. Его афоризмы вошли в нашу жизнь...
Эзо́п 150 до н. э. Рим (Villa Albani коллекция)
Слайд 7
Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)
Слайд 10
Эзоп. «Крестьянин и дети»
Один крестьянин-виноградарь Участок свой из края в край Возделывал всегда, как надо, Чтоб был высоким урожай. Поняв, что дни уж сочтены, Подумал, как найти бы средство, Чтоб глупые еще сыны Не растранжирили наследство. Вот, сыновей к себе позвав, Сказал, лозу не указав, Что под лозой зарытый клад В наследство им оставить рад.
Он умер. Сыновья, не зная Где спрятан клад, лопаты взяли И землю всю перекопали; Клад не нашли, но урожая Добились в этот год такого Невиданного, право слово: Он их обогатил стократ Щедрее, чем заветный клад. С тех пор известно на миру, Что клад для человека - труд.
Слайд 12
Ворон и лисица.
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».