Домой Двигатель Древние порты. В египте нашли самый древний в мире морской порт. древних портов побережья

Древние порты. В египте нашли самый древний в мире морской порт. древних портов побережья

Гераклион - город легенд, затонувший город-порт, находящийся в 6,5 километрах от береговой линии. Город был основан около восьмого века до нашей эры и скрылся в глубинах Средиземного моря в восьмом веке нашей эры.
До основания Александрии в 331 году до н.э. город знал славные времена в качестве главного морского порта в устье Нила, встречавшего корабли, направляющиеся в Египет



Его жители благодаря контактам с иностранными купцами и моряками, которые часто посещали город по дороге в Египет, были образованными людьми. Главный храм города был посвящен богу Амону.
В первом веке до н.э. произошло сильное землетрясение, которое сравняло с землей дома, потопило корабли в гавани, убило большинство жителей города, вынудив остальных спасаться бегством, оставив все ценное имущество.


На протяжении двух тысячелетий руины города, скрытые от посторонних глаз наносами ила и десятью метрами воды, лежали в 3 километрах от побережья Александрии в бухте Абукир.
Но прошлым летом французский археолог Франк Годьо объявил, что он обнаружил останки города, которые, по его мнению, относятся к Гераклиону: черную гранитную плиту или стелу, на которой написано слово «Гераклион», останки десяти кораблей в бывшей гавани, а также тысячи других предметов, включая драгоценности, монеты, вазы и личные вещи.


Надпись на основании стелы удостоверяет, что эта плита должна была быть воздвигнута в «Гераклеоне-Тронисе (Herakleion-Thonis)». Это первое ясное доказательство того, что обнаруженный город является полумифическим до сих пор Гераклионом.

Одним из первых был найден великий храм Гераклиона.
Остатки толстых каменных стен указывают на границу его территории. Рядом с разрушенными стенами археологи нашли три огромных статуи из розового гранита, которые предположительно были повержены в ходе землетрясения. Две статуи изображают до сих пор неизвестного фараона и его жену. Третья статую - Хапи, египетского бога разлива Нила.


Бронзовая статуя Осириса

Внутри храма находится монументальная гробница из розового гранита, покрытая иероглифами. Ее верхняя часть до сих пор представляет трудности для прочтения, однако предварительный перевод текстов, помещенных на нижних частях показывает, что это, несомненно, храм Гераклиона. Ряд ученых, в том числе Манфред Клаусс из Франкфуртского университета, полагает, что окончательная расшифровка надписей на гробнице даст еще больше

Клеопатра II в одеждах богини Исиды

Еще большее впечатление производит двухметровая черная гранитная стела - почти полная копия стелы, найденной в 1899 г. в Нократже. Это первый случай дублирования стел в египтологии. Стела из Нократжа, которая сейчас находится в египетском музее в Каире, несет на себе текст указа фараона Ноктанебуса Первого, основателя 30-й династии, который вступил на престол в ноябре 380 г до н.э. Этим указом вводился 10-процентный налог на греческих ремесленников и товары в Нократже и Тонисе, который должен был направляться на строительство храма богине Нейт.

Текст заканчивается словами: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, воздвигнутой в Нократже, на берегу канала Ану». Найденная стела не отличается от первой ничем, за исключением последнего предложения, в котором говорится: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, установленной на входе в греческое море в Гераклионе-Тонисе».

Колоссальная статуя красного гранита (5,4 м) бога Хапи, который украшал храм Гераклеона. Бог разлива Нила, символ изобилия и плодородия.

Среди находок - золотые серьги, браслеты, шпильки, кольца, гребни, Красивый греческий кубок, покрытый глазурью, курительница для ароматических веществ, сотни монет. У всех у них только слегка поцарапана поверхность. И это только начало - основные раскопки (если это понятие может быть применено к археологической работе под водой) - впереди.

Бронзовая статуя фараона 26 династии

Водолазы и исследователи нашли 64 египетских корабля, построенных между восьмым и вторым веками до нашей эры. Многие из кораблей, возможно, были потоплены, так как они были найдены прекрасно сохранившимися на морском дне. Исследователи считают, что это кладбище кораблей представляет собой самую крупную морскую коллекцию древнего мира.


Порту – второй по величине город в Португалии, а также важный экономический, промышленный и культурный центр страны. Город расположен в северо-западной части Пиренейского полуострова, в 270 км к северу от Лиссабона, в устье реки Дору и всего в нескольких километрах от Атлантического океана. Порту часто называют «северной столицей» Португалии.

Древние времена

История современного Порту ведет свое начало с давних времен, когда Пиренейский полуостров был оккупирован римлянами, и насчитывает уже более двух тысяч лет. В те времена город назывался Portus Kale и был достаточно крупным торговым портом империи.

После распада Римской империи в Порту господствовали свевы, а с 585 года – вестготы. В 711 году, во время арабского вторжения на Пиренейский полуостров, Порту одним из первых был захвачен маврами. В 868 году военачальник и вассал короля Астурии Альфонсо III Великого Вимара Переш отправился отвоевывать оккупированные маврами земли. После освобождения области между реками Миньо и Дору (в том числе и города Порту) с разрешения Альфонсо III Вимара Переш основал и возглавил здесь графство Condado de Portucale, от которого и произошло впоследствии название «Португалия».

Средние века

В 1387 году в Порту состоялось бракосочетание короля Португалии Жуана I и дочери английского герцога Джона Гонта Филиппы Ланкастерской, закрепившее в так называемом «Виндзорском договоре» подписанный еще в 1373 году англо-португальский договор. Действующий и в наши дни Англо-португальский альянс является старейшим военным альянсом в мировой истории.

В 14-15 веках Порту стал одним из крупнейших судостроительных центров Португалии. В начале 15-го века по инициативе португальского инфанта Генриха Мореплавателя (сына короля Жуана I) из Порту был организован ряд экспедиций на юг вдоль западноафриканского побережья, которые, собственно, и заложили основы морского и колониального могущества Португалии, а также положили начало эпохе «Великих географических открытий».

Новое время

В 1809 году Порту основательно пострадал в ходе вторжения войск Наполеона Бонапарта в Португалию, а уже в 1820 году стал одним из центров Португальской революции, которая привела к принятию в 1822 году либеральной конституции и последующим гражданским войнам между приверженцами абсолютной и конституционной монархий. Важную роль город сыграл в упразднившей монархию революции 1910 года, а также в революции 1974 года, в результате которой произошло окончательное становление демократии в Португалии.

В 1996 году исторический центр Порту был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Порту – один из самых колоритных городов Европы, в архитектурном облике которого так гармонично сочетаются различные стили – романский, готика, ренессанс, барокко, неоклассика и модерн.

Возраст порта, по оценке ученых, 4600 лет. Хеопс, также известный как Хуфу, царствовал с 2580 до 2550 до н.э. Гавань возвели в 180 километрах к югу от Суэца, в предгорьях пустынных гор.

Порт был найден возле огромного архива папирусов, который является самым старым известным на сегодняшний день. На этих папирусах описан процесс строительства порта, который использовался царем Хеопсом, чтобы завезти материалы, необходимые для строительства Великой пирамиды Гизы.

Т.к. порт находится далеко от Гизы, вероятнее, всего он служил для поставок относительно легкой меди и минералов, используемые для изготовления инструментов. А инструменты уже применялись для строительства пирамиды.

По словам руководителя раскопок, профессора Сорбонны Пьера Талле, сам факт существования этой гавани дает нам представление об эффективности управления и его (Хеопса) способности организовывать весьма сложные логистические операции почти пять тысяч лет назад.



Археологи, в частности, обнаружили 22 судовых якоря, покрытых известняком, в районе швартовки, которые, вероятно, упали с судов, поскольку никаких следов крушений не было найдено. Были обнаружены несколько больших сосудов для хранения различных вещей рядом с якорями, а также гончарные печи. Рядом с причалом ученые нашли остатки крупных каменных сооружений 30 метров в длину и от 8 до 12 метров в ширину.

Талле считает, что это были административные центры, координировавшие работу порта, а также использовались для хранения материалов и продуктов питания для шахтеров, работающих на Синае. Ну, и как своего рода гостиницы для моряков.

Между двумя из этих строений археологи нашли тайник с 99 каменными якорями, некоторые из которых до сих пор с веревками. Значительное число имеют надписи красными чернилами с названием судна. Это действительно впечатляющий уровень организации для того времени.

В августе по телевидению озвучили ещё одну археологическую сенсацию. В устье реки Дон у хутора Донского Азовского района обнаружен древнегреческий порт.

Забежим наперёд. На месте предполагаемого античного порта две недели проводились исследования с помощью аквалангистов. Что именно нашли они и какие выводы сделали археологи, остаётся загадкой.

Случайные находки

В данном месте ходят корабли, баржи, поднимая волну, которая в свою очередь выносит на берег интересную керамику и старинные монеты. Изучая случайные находки на берегу, археологи предположили, что здесь вполне мог находиться древнегреческий порт. Хорошее месторасположение, глубина реки позволяет проходить суднам с большим водоизмещением.

После проведения геофизической разведки в устье реки обнаружены интересные отклонения, указывающие, что под водой имеются фрагменты неизвестных ранее строений. Именно поэтому первоначально место решили исследовать с помощью аквалангистов.

Итог первых исследований

Водолазы для исследования дна приехали из Москвы, началась интересная трудоёмкая работа по сбору со дна предметов. Действительно обнаружены множественные руины строений, керамика и скифское псалие, первоначально принятое за дверную ручку.

Более точные результаты исследований пока неизвестны. Возможно, чтобы не привлекать к интересной находке внимание черных археологов.

Гипотеза археологов

Главным аргументом в пользу древнегреческого порта служит судоходность данного места. По мнению учёных возле самого Азака находилось мелководье, а значит, большие корабли не могли подойти к берегу. То есть античный порт служил, как гавань для больших кораблей, а отсюда на маленьких судёнышках и лодках купцы доставляли свой товар уже и в Азак.

Интересные материалы сайта

Новое на сайте

>

Самое популярное