Домой Отопление Для чего выполняют удаление ЕГР? Система ЕГР (EGR) в дизельном и бензиновом двигателе Что такое егр в автомобиле фольксваген

Для чего выполняют удаление ЕГР? Система ЕГР (EGR) в дизельном и бензиновом двигателе Что такое егр в автомобиле фольксваген

Современные автомобильные двигатели - весьма сложные механизмы, которые оснащаются разными системами для повышения эффективности работы (увеличения КПД), экономии топлива, снижения содержания вредных веществ в выхлопных газах. Немногие водители знают, что это - клапан ЕГР, а между тем он используется в автомобилях уже достаточно давно. Его основное предназначение - снижение уровня выброса оксида азота в атмосферу.

Стоит признать, что клапаны ЕГР "Рено", "Опеля", "Шевроле" и других марок машин работают действительно эффективно, и количество вредных веществ, выброшенных в атмосферу, снижается. И все было бы хорошо, если бы не проблема его эксплуатации. Дело в том, что для многих водителей данный клапан - это головная боль, ведь его неисправность заставляет работать мотор неправильно. Давайте разберемся, где находится клапан ЕГР, для чего он нужен и можно ли обойтись без него.

Предназначение

Система ЕГР позволяет снизить уровень выброса вредных веществ на улицу. Ее работа основана на замещении части кислорода на бескислородную смесь (выхлопными газами). За счет этого вероятность окисления азота в камерах сгорания двигателя будет снижена. Большинство водителей считает, что через систему ЕГР выхлопные газы заводятся обратно в двигатель для их дожигания, что неверно. Никакого дожигания нет, просто объем кислорода в камерах сгорания снижается, и ничего больше.

Стоит отметить, что клапан ЕГР - это всего лишь один из элементов всей системы, и он является основным. Как и любые другие клапаны, он пропускает через себя определенное количество отработанных газов, которые в дальнейшем поступают в камеры сгорания. Он управляется электронной системой автомобиля и открывается/закрывается строго по командам ЭБУ.

Особенности работы

При работе системы ЕГР есть ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Дело в том, что выхлопные газы обладают очень высокой температурой, поэтому требуют охлаждения перед тем, как попасть в камеру сгорания. В противном случае смесь будет перегрета. Для охлаждения газов используются теплообменники, в которых часть температуры газов забирается жидкостью в охладителях. Вся эта сложная система работает только для того, чтобы вредные выбросы в атмосферу снизились.

Клапан, как уже было сказано выше, регулирует количество поступающих в двигатель выхлопных газов. Управляется он блоком, который одновременно следит и за его положением с помощью датчика положения клапана. Это позволяет точно корректировать его работу и открывать/закрывать его только тогда, когда в этом есть необходимость.

Условия работы

Клапан ЕГР в "Пежо", "Опеле", "Рено" и других машинах имеет некоторые ограничения, которые необходимы для того, чтобы снизить негативное влияние системы на характеристики двигателя. Поэтому вся система ЕГР работает при определенных условиях:

  1. Она включается только тогда, когда мотор имеет оптимальную рабочую температуру. Если температура мотора не находится в нужном диапазоне, то система ЕГР отключается или просто снижает степень своего участия.
  2. Также система может быть отключена при высокой температуре всасываемого воздуха. Дело в том, что горячий воздух на улице и еще более горячие выхлопные газы вместе создадут перегретую смесь, из-за чего возможна детонация в двигателе с клапаном ЕГР. "Опели", например, этим часто страдают.
  3. Система перестает работать при оборотах двигателя свыше 3000 в минуту или при высоких нагрузках.

Дополнительные функции

Отметим, что клапан ЕГР - это агрегат, который кроме своей основной функции выполняет и дополнительные. Например, с его участием возможно сбрасывание избыточного давления во впускном тракте, когда имеет место резкое снижение оборотов мотора при высоких нагрузках. В это время клапан приоткрывается на определенный отрезок времени и не закрывается, пока не исчезнет перепад давления от впуска к выпуску.

Вторая его дополнительная функция - это прожиг фильтра твердых частиц. Однако не все автомобили им оснащены (чаще всего только машины с дизельными двигателями). При прожиге фильтра дроссельная заслонка закрывается, но открывается клапан. Он обогащает смесь и дает парам несгоревшего топлива достичь DPF-фильтра.

Проблемы с клапаном ЕГР

"Форд Транзит", "Опель Астра", "Шевроле Лачетти" и другие машины, которые работают с системой рециркуляции отработанных газов, могут испытывать некоторые проблемы с ее работой. Это достаточно проблемная система, и ее слабое место - датчик положения клапана. Если он работает неисправно или вовсе не работает, то ЭБУ не может точно регулировать подачу выхлопных газов на впуск. Начиная с автомобилей, которые оснащены двигателями ЕВРО-4, неисправность системы ЕГР требует немедленного ремонта, так как при этом мощность двигателя сильно ограничивается.

Обычно при неисправности системы ЕГР возможны следующие проблемы:

  1. Клапан полностью исправен, а вот датчик положения клапана - нет. В этом случае система не понимает, в правильном ли положении находится клапан. Если это случается на моторах ЕВРО-3, то потерь в мощности нет, однако на моторах ЕВРО-4 есть потери.
  2. Вторая распространенная проблема - заклинивание клапана ЕГР в закрытом положении. В этом случае на двигателе ЕВРО-3 проблем с работой мотора нет. На ЕВРО-4 будет автоматически активирован режим ограничения мощности двигателя.
  3. Клапан ЕГР заклинивает в открытом положении - выхлопные газы постоянно будут поступать в камеры сгорания. При этом будет ощутимая потеря мощности на моторах ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Последние притом еще будут работать с ограничениями из-за активации соответствующего режима. Характерным признаком заклинивания клапана будет большое количество дыма из выхлопной трубы.
  4. Протечка охладителя. Обычно нет никаких признаков протечки, кроме снижения уровня охлаждающей жидкости в специальном контейнере.

Горение лампочки Check engine на приборной панели

Дело в том, что в машине установлены датчики, которые могут определять содержание вредных веществ в выхлопных газах. Если содержание будет высоким, то это говорит о неэффективности работы системы рециркуляции выхлопных газов. При этом загорается лампочка Check engine. Чтобы точно убедиться в этом, необходимо прочесть код ошибки. Это можно сделать либо с помощью специального сканера, либо с помощью бортового компьютера автомобиля (на разных машинах ошибка считывается по-разному). Например, если неисправен клапан ЕГР в "Опеле Астре", то будет показан код ошибки P0400. Эту ошибку можно сбросить, отключив клеммы аккумулятора на 5 минут, однако со временем датчик снова определит повышенное содержание оксида азота в выхлопных газах, и лампочка "Проверьте двигатель" загорится опять.

Решение проблем с клапаном

Если система рециркуляции дает сбой, то есть как минимум несколько вариантов решения этой проблемы. Самый очевидный вариант - ремонт. Машину отгоняют на СТО, снимают сам клапан и чистят его с помощью раствора для чистки карбюраторов. Также может потребоваться и очистка впускного коллектора, однако это дорогостоящая и сложная процедура. Часто клапан засоряется сажей и банально заклинивает. Но после очистки снова хорошо работает. Однако его нормальная работа возможна только на определенное время. Его новое заклинивание - это лишь вопрос времени.

Можно и самостоятельно очистить этот элемент. Обычно производители знают о том, что клапан является проблемным местом системы ЕГР, и стараются расположить его в удобном месте. Во многих машинах его можно снять, открыв капот и открутив пару-тройку болтов. Затем его нужно поместить на сутки в раствор для чистки карбюраторов, отмыть от нагара и поставить заново. Все это можно сделать самостоятельно при наличии хотя бы элементарных знаний о механике автомобиля. В СТО за подобную услугу берут в среднем 1000 рублей.

Как заглушить клапан ЕГР?

Многие водители, которые достаточно намучились с системой рециркуляции отработанных газов, приходят к радикальному и эффективному способу - они глушат клапан. Сделать это достаточно легко. Для этого его необходимо открутить и на его место прикрутить прокладку из толстого металла - это будет заглушка клапана ЕГР. В результате выхлопные газы не смогут "пробить" прокладку, и двигатель будет получать только воздушно-топливную смесь без примесей выхлопных газов.

Положительные стороны заглушки

После создания заглушки можно навсегда забыть о проблемах, связанных с системой ЕГР. Двигатель теперь будет работать на чистой смеси. Это актуально для автомобилей, где данная система является ненадежной ("Опель Астра" или "Лэнд Ровер Дискавери 3"). Также водители отмечают улучшение реакции на педаль газа, машина ускоряется при трогании быстрее. Это логично, так как без системы ЕГР в цилиндрах кислорода всегда максимум. А когда клапан ЕГР работает, то цилиндры заполняются смесью воздуха и выхлопных газов, поэтому для полной отдачи двигателю нужно совершить больше оборотов, чтобы полностью выветрить данную смесь.

Также после заглушки клапана из выхлопной трубы выходит меньше дыма.

Негативные стороны

Экологичность автомобиля снижается, и он начинает выбрасывать в атмосферу больше оксида азота. Также отключение системы требует удаление фильтра ДПФ, если такой имеется. Третий негативный момент - ошибка "Check engine", которая будет гореть на приборной панели постоянно. Дело в том, что система не понимает, что владелец заглушил клапан, поэтому она будет думать, что тот работает неправильно. Ошибку можно сбрасывать с помощью сканера OBD, однако она будет со временем возникать снова.

Впрочем, некоторые мастера могут глушить клапан не только аппаратно, но и программно. Для этого устанавливается прокладка на сам клапан, а после этого перепрошиваются "мозги" автомобиля - из них вырезается вся система ЕГР в целом, после чего машина перестает учитывать показания датчиков на предмет содержания в выхлопных газах оксида азота. Такая услуга, разумеется, не бесплатная. Но только она позволит раз и навсегда убрать ошибку "Проверьте двигатель" с приборной панели.

Отметим, что в случае возникновения какой-либо другой неисправности двигателя лампочка Check engine снова загорится - перепрошивка касается только удаления ЕГР-системы.

Мифы об отключении ЕГР

Теперь, когда вы знаете, что это - клапан ЕГР, можно поговорить о распространенных мифах по поводу заглушки клапана, которые обсуждаются водителями. На автомобильных форумах популярно мнение, что отключение системы ЕГР приведет к повышению температуры в цилиндрах двигателя, а это чревато преждевременным износом мотора. Люди, которые это пишут, просто не понимают процесса работы системы. Когда двигатель работает на высоких оборотах и воспринимает высокую нагрузку, клапан в любом случае должен быть закрыт. Следовательно, можно лишь говорить о слабом повышении температуры в блоке цилиндров при минимальных нагрузках на мотор.

Также некоторые водители и мастера твердят, что без ЕГР прогрев мотора будет менее эффективным. Однако практика показывает, что данная система никак не влияет на скорость прогрева мотора. Более того, она вообще отключена до тех пор, пока двигатель не приобретет рабочую температуру.

Третье заблуждение - отключение ЕГР ухудшает характеристики двигателя и ведет к повышенному расходу бензина. Современные двигатели хорошо адаптированы для работы с клапаном или без него. К тому же даже при рабочей системе ЕГР "мозги" не всегда ее задействуют - есть масса условий, про которых она отключена.

Стоит ли глушить клапан?

Если на приборной панели постоянно высвечивается ошибка "Проверьте двигатель", а сам мотор при этом теряет мощность или работает хуже, то есть смысл отключать систему ЕГР. Конечно, в идеале ее желательно отремонтировать, но с автомобилем ничего не будет, если ее банально заглушить. Множество машин после отключения данной системы успешно преодолели сотню тысяч километров без каких-либо проблем.

Заключение

Теперь вы понимаете, что такое клапан ЕГР. "Форд", "Шевроле", "Опель", "Лэнд Ровер" и другие производители используют эту технологию в своих машинах. К сожалению, не во всех моделях она работает эффективно, поэтому рано или поздно ее приходится "вырезать" в ущерб экологии. Но практика показывает, что водителей больше интересует вопрос нормальной работы двигателя автомобиля, чем "какая-то там" экология, и их можно понять.

Из-за плохого качества топливной смеси в этой системе, а также во впускном коллекторе и установленных там может появиться нагар (если не проводится регулярная чистка системы), а это приведёт к нестабильной работе двигателя вашего автомобиля. Непосредственно сам дорого стоит, из-за этого многие автолюбители, в случае поломки клапана, не меняют его на новый клапан, а предпочитают заглушить всю систему. Правильно это или нет – вы узнаете из этой статьи.

Что такое клапан ЕГР

Схема работы клапана довольно проста – часть газов из смешивается с воздухом из выпускного коллектора. Если процент окиси азота слишком высокий, то это приводит к большому температурному режиму в камере сгорания. Все мы, ещё со школьной скамьи, знаем, что катализатором горения выступает кислород. А газы из впускного коллектора, смешиваясь с воздушным потоком, минимизируют процент кислорода. Как следствие — снижается температура сгорания и понижается токсичность.

Как работает система ЕГР

Всё будет зависеть от двигателя, на котором установлен такой клапан. В дизельных двигателях клапан будет открыт уже на холостых оборотах, и обеспечит 50% воздуха на впуске. Как только повышаются обороты двигателя клапан будет понемногу закрываться. И полностью закроется, как только обороты двигателя достигнут своего максимально значения. Когда двигатель прогревается, то клапан тоже будет полностью закрыт. Во время холостых оборотов двигателя внутреннего сгорания клапан ЕГР будет закрыт, а также он не включится при максимальных оборотах двигателя. В остальных режимах работы двигателя клапан ЕГР подача воздух на впуск подаёт от 5% до 10%.

Какие могут быть неисправности у клапана ЕГР

Выход из строя клапана ЕГР, в большинстве случаев, возникает в том случае, когда на пластине скапливается нагар и ему требуется чистка. Это происходит из-за плохого топлива, или если нарушена работа топливной системы, сильно изношены цилиндры, неисправен турбокомпрессор, выход из строя датчиков (отвечающих за работу клапана).

Если клапан ЕГР засориться, и не происходит регулярная его чистка, то это может привести к тому, что он заклинит или будет срабатывать очень медленно. Клапан ЕГР заклинить может как на открытие, так и на закрытие. При заклинивание на открытие бензиновый двигатель будет плохо работать на холостом ходу, а у дизельного двигателя значительно возрастёт потребление топлива и понизится мощность. При заклинивании клапана ЕГР на закрытие бензиновый двигатель будет больше потреблять топлива, а дизельный двигатель начнёт работать более «жестко». Если клапан будет открываться медленно, то в основном, это будет заметно при холостых оборотах двигателя.

Как устроена система ЕГР и причина поломок:

Если вы не приняли решение заглушить систему, то неисправности могут быть в следующих элементах:

  1. Главная составляющая — клапан ЕГР. Он перепускает газы из впускного в выпускной коллектор. Этот клапан постоянно взаимодействует с раскалённой средой, и это наиболее уязвимая часть всей системы. Главная неисправность – разгерметизация клапана. Система может работать как под управлением электрики (в основном автомобили GM) так и пневматики (большинство марок машин).

В том случае, когда клапан открывается при помощи электрики, то это происходит в результате показаний специального датчика, передающего сигнал непосредственно на двигатель. Следующий способ, который отвечает за работу клапана — электропневматический.

  1. Соленоид ЕГР . Он находится в системе, где управление клапаном происходит при помощи пневматики. Главная неисправность остаётся такой же – разгерметизация.
  2. Датчик положения открытия клапана ЕГР. Иногда происходит так, что они выходят из строя, но в этом случае только загорается , сигнализирующая о неисправной работе двигателя. Других последствий нет.

Различные системы могут иметь разный набор составляющих элементов, но основной это клапан ЕГР. Давайте посмотрим, как все эти поломки могут сказаться на работе двигателя автомобиля.

Выше было сказано, что главная неисправность это разгерметизация, в результате чего происходит неконтролируемый подсос воздушных масс во впускной коллектор.

Как следствие, это может привести к тому, что:

  • Двигатель с расходомером воздуха – топливо становится беднее, из-за присутствия дополнительного кислорода.
  • Двигатель с датчиком давления – топливо будет дополнительно обогащено из-за того что увеличиться давление во впускном коллекторе.
  • Те двигатели, которые используют оба этих способа по контролю за уровнем кислорода, будут иметь резкое обогащение топливной смеси на холостых оборотах и обеднение при других режимах работы двигателя.

Во всех случаях, когда уровень кислорода становится меньше в воздухе, который поступает в двигатель, оказывается нарушено воспламенение топлива в цилиндрах двигателя. Можно сказать, что зависимость тут довольно сложная и, в виду этого, выход из строя системы ЕГР довольно сложный и на разных марках машин она может проявиться по-разному.

Важным показателем будет уровень отработанных газов, которые поступают во впускной коллектор. Другими словами, интересует показатель открытия клапана ЕГР. Кроме того, на это будет влиять общий процент изношенности двигателя (свечи зажигания, топливный насос или закупорка топливных форсунок).

Теперь поговорим о том, как топливная система будет влиять на поломку клапана ЕГР, если вы не примите решение заглушить систему. У каждого блока управления существует специальное программное обеспечение, которое уравновешивает частоту холостых оборотов, и качество топлива в автомобиле. При этом уровень открытия или закрытия механизма, который регулирует холостой ход, а также длительность впрыска, имеют конкретный показатель. Когда блок управления уравновесит холостой ход на разных режимах работы, то с качеством топливной смеси он не совладает.

Это происходит от того, что когда водитель нажимает на педаль «газа», то возрастает давление в выпускном коллекторе отработанных газов, проникающих во впускной коллектор, увеличивается. Это может привести к ухудшению динамики разгона автомобиля и неустойчивой работе двигателя автомобиля. Затем картина поменяется. Когда раскалённые газы смешиваются с масляными испарениями в коллекторе, то это может привести к тому, что будет скапливаться больше нагара внутри коллектора, на впускных клапанах, загрязняются наружные части форсунок и появляется копоть на контактах свечей зажигания. Из-за этого станет более затруднительным пуск двигателя, плохая работа на холостых оборотах, будут проявляться дёрганье автомобиля и неровная работа двигателя. А если резко нажать на педаль «газа», то появятся вспышки во впускном коллекторе. Чтобы этого избежать – необходима своевременная чистка всех этих элементов, а в экстренном случае можно заглушить её.

Как поступить, если клапан ЕГР вышел из строя?

Если открыть руководство по эксплуатации любого автомобиля, то там написано – система ЕГР имеет ограниченное время работоспособности. Уже при пробеге автомобиля от 70 000 до 100 000 километров необходимо заменить полностью всю систему, но это в том случае если у вас хорошее топливо. В России этот срок (в связи с низким качеством топлива) значительно ниже и составляет 50 тысяч километров.

Но как поступить, если автолюбитель не может себе позволить замену дорогостоящих компонентов через такой короткий срок? Тут можно посоветовать два способа – должна проводиться своевременная чистка всей системы, или просто заглушить всю систему ЕГР.

Чистка клапана ЕГР, видео

На что надо обратить внимание в первую очередь?

  1. Непосредственно клапан ЕГР. Чтобы ход клапана был достаточно свободным и шток клапана обеспечивал плотное закрытие – чистка обязательна для штока и седла клапана. Использовать лучше аэрозоль, с помощью которого происходит чистка карбюратора. Но надо быть внимательным и не допустить падания жидкости непосредственно на диафрагму. Это может привести к её разрушению (компоненты, входящие в состав могут разложить резину).
  2. Если есть, то надо обратить внимание на соленоид ЕГР. В большинстве случаев там находится небольшой фильтр, который защищает вакуум системы от загрязнения. Этому фильтру необходима чистка.

В некоторых случаях систему ЕГР можно просто заглушить. Что это может, если вы решите заглушить всю систему?

Положительные моменты:

  • Не скапливается в коллекторе нагар.
  • Улучшается динамика автомобиля.
  • Нет необходимости замены клапана.
  • Масло менять можно не так часто.

Отрицательные моменты

  • При наличии катализатора он быстрее выйдет из строя.
  • Загорается чек на панели приборов (если не запрограммировано отключение системы)
  • Расход топлива может увеличиться (не у всех моделей).
  • Износ клапанной группы (в редких случаях).

Как итог, то можно сказать о том, что если клапан функционирует исправно, то и пусть себе работает. А если с ним начинаются проблемы, то самым радикальным и дешёвым, с финансовой точки зрения, вариантом будет, если заглушить всю систему. К большим последствиям в работе вашего автомобиля это не приведёт.

Удачи на дорогах!

Топливный обратный клапан — где расположен и как ремонтировать
Электромагнитный клапан фаз Пежо — замена и особенности работы
Тормозная система автомобиля — ремонт или замена Дизель не заводится, неисправности и причины Пежо 308, 408, 3008 датчик давления масла и клапан регулировки давления — производим диагностику

Современные автомобили напичканы разнообразной электроникой. И о предназначении далеко не каждой детали известно автовладельцам. Что такое датчик EGR, и каково его предназначение?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Обладание автомобилем рано или поздно заставляет столкнуться с его неисправностями. Большинству автовладельцев легко понятны такие термины как «двигатель троит», «трясется двигатель» и прочее.

Но когда речь заходит об ошибках в системе ЕГР, многие вообще не знают что же это. Что это такое, датчик EGR?

Общие моменты

Exhaust Gas Recirculation, или EGR, в переводе звучит как рециркуляция отработавших газов. Она делает работу двигателя более эффективной.

А именно убавляется норма расходования топлива, понижается «жесткость» работы дизеля и детонация двигателя бензинового.

Известна система давным-давно. Использовалась она еще на отечественных авто. К примеру, системой ЕГР была оборудована «Нива».

Но зачастую то, как работает это устройство, мало кто понимал. При возможности система «нейтрализовывалась».

И игнорировался такой момент, как ухудшение эксплуатационных характеристик транспорта. Для чего авто надобна рециркуляция?

При повышении температуры в камере сгорания в воздухе, подаваемом в цилиндры, азот и кислород взаимодействуют с образованием окиси азота.

Кислород необходим для сжигания топлива, а поскольку азот «поглощает» кислород, то топливо сгорает не полностью. Часть мощности двигателя теряется.

При этом в атмосферу выбрасывается повышенного количество углекислого газа и окиси азота. Соответственно при неполном сгорании и топлива требуется больше.

Датчик ЕГР устанавливается на все типы двигателей, за исключением турбированных вариаций.

За счет датчика понижается риск детонации двигателя и несколько уменьшается топливный расход. Но наличие значительных плюсов системы не умаляет ее недостатков.

При использовании некачественного топлива система быстро покрывается нагаром, а это приводит к нестабильности работы двигателя.

Восстановить работу системы ЕГР можно только посредством чистки и ремонта. Но большинство автовладельцев решают проблему проще – просто полностью глушат EGR, что быстрее и дешевле.

Но насколько это решение рационально, это уже иной вопрос. Тем более что заглушка системы может стать причиной выдачи ошибки ЭБУ. Но данный аспект наблюдается не у всех моделей авто.

Так датчик ЕГР лачетти (Chevrolet Lacetti) не выдает ошибки при глушении ЕГР, поскольку за работой клапана ЕГР наблюдения нет.

Основные понятия

Система рециркулирования выхлопных газов в двигателе внутреннего сгорания это клапан, какой на обусловленных режимах работы объединяет задроссельное пространство коллекторов впуска и выпуска.

То есть посредством этого осуществляется рециркуляция газов выхлопа. При заглушке клапана перестает снижаться выброс окиси азота в атмосферу.

Газы, формирующиеся в камере сгорания, обладают значительной температурой.

Потому клапан ЕГР вырабатывается из высокопрочной стали, выдерживающей температуры в десятки тысяч градусов Цельсия.

Сама по себе конструкция примитивна. Это классический клапан выпускного типа, которому присущи только два положения – «открыто»/«закрыто».

Но вот управленческая система клапана достаточно сложна. Алгоритм ее работы зависит от модели авто и производителя ТС.

Используются такие типы систем ЕГР:

  • электронная;
  • электропневматическая;
  • пневматическая.

В чем его назначение

Схема работы клапана ЕГР проста. Часть газов, образующихся в выхлопной системе, перемешивается с воздухом из коллектора.

При слишком высоком проценте окиси азота повышается температурный режим в камере сгорания.

За счет смешивания с воздухом газов из впускного коллектора минимизируется процентное содержание кислорода.

А именно кислород является катализатором горения. Вследствие процессов, запускаемых системой ЕГР, понижается температура сгорания и снижается токсичность.

Система рециркуляции отработавших газов предназначается для уменьшения образования оксидов азота в процессе работы двигателя.

Применяемые ранее механические системы ЕГР были не достаточно совершенны. Они несколько уменьшали мощность двигателя.

Но данный недостаток не столь выражен в современных системах ЕГР с электронным управлением.

Что же обусловило растущую популярность системы ЕГР? Почему она присутствует практически на любых современных авто?

Суть в том, что двигатели машин в последние годы разрабатывают с учетом экологических ограничений относительно выбросов вредных веществ в атмосферу.

И именно система рециркуляции выхлопных газов, которой оборудуется двигатель, способна решить проблему снижения токсичности выхлопов.

Использование ЕГР в России обладает некоторыми специфическими особенностями. В первую очередь обусловлено это низким качеством топлива.

На откровенный контрафакт можно нарваться на самой престижной заправке. За счет применения плохого топлива клапан ЕГР покрывается нагаром, что нарушает правильную его работу.

А это в свою очередь отображается и на работе двигателя. Есть и такой момент, что многие водители полагают, что ЕГР «душит» двигатель, не давая ему работать в полную мощность.

Большая часть автосервисов даже включает в список стандартных услуг функцию деактивации ЕГР.

Сущность системы

Клапан EGR собой представляет основу рециркуляционной системы. С его помощью доля сгоревших переработанных газов возвращается в коллектор впуска, где смешивается с чистым воздухом.

При поступлении кислорода увеличивается температурный режим горения, при вводе переработанных газов понижается температура сгорания.

За счет уменьшения кислородного объема, взаимодействующего с азотом, понижается и объем оксида азота.

Но имеются у рециркуляции и иные плюсы. С ее помощью в двигателях бензиновых сбавляются насосные потери благодаря понижению резкого изменения давления на дроссельной заслонке.

При пониженных температурах сгорания предупреждается детонация и может устанавливаться ранний момент зажигания, а это повышает крутящий момент.

Принцип работы

Алгоритм действия системы ЕГР основывается на возврате четко обусловленного объема проработавших газов во впускной коллектор. При этом возврат осуществляется в строго предопределенное время.

Смешавшись с топливом и воздухом, выпускные газы выходят в двигательные цилиндры обратно вместе с новой смесью из топлива и воздуха.

Необходимый объем находится управляющим блоком. Нужная программная схема закладывается заводом-изготовителем.

Управление осуществляется на основе показаний различных датчиков:

  • температуры охлаждающей жидкости;
  • абсолютного давления;
  • расходомера воздуха;
  • положения заслонки дросселя;
  • температуры воздуха во впускном коллекторе;
  • собственных датчиков системы EGR.

Предназначение и численность датчиков бывают разными. Зависит это от модели авто, года его выпуска, страны предназначения.

При этом допускаются различные вариации исполнения системы ЕГР. Нужно заметить, что система ЕГР не работает постоянно, а в соответствии с установленной программой.

Если более просто обрисовать принцип работы ЕГР, то клапан открывается, и доля выхлопных газов ворачивается в двигатель.

Кислород вытеснится выхлопными газами, за счет этого понижается скорость горения топлива и температура сгорания.

Это положительно отображается на окружающей среде, но понижает уровень мощности двигателя.

Какие могут быть неисправности

Практически все неисправности системы ЕГР обусловлены скоплениями углерода на клапане или пластине.

Вызывает это впуск не отчищенной смеси, а это в свою очередь свидетельствует, что имеет место:

  • закупорка вентиляции картера двигателя;
  • износ цилиндров или изнашивание поршневых колец двигателя;
  • неисправный зарядный турбоагрегат;
  • большой уровень моторного ;
  • непродуктивное сгорание, при каком остатки нагара циркулируют сквозь клапан EGR;
  • износ форсунок, убавляющий правильность впрыска топлива;
  • иные проблемы, связанные с неисправностями соединений и трубопроводов.

Перечисленные неисправности появляться могут как в различных сочетаниях, так и по отдельности. И далеко не всегда машина сразу выдаст ошибку.

Как, например, «пежо боксер», в котором при неисправности клапана сразу загорается чек. При засоренном клапане ЕГР замедляется скорость его реакции при раскрытии и закрытии либо клапан клинит.

Симптомами неисправности системы ЕГР могут служит такие ситуации:

Проверка работоспособности

Неисправности, касающиеся запирания системы ЕГР, могут нарушать стабильность оборотов двигателя на холостом ходу и в период акселерации, понижению приема и увеличению затраты топлива.

Для проверки клапана ЕГР нужно:

Проверить исправность, закрепление и верность прокладки вакуумных шлангов в системе При выявлении неисправных элементов выполнить их смену
Отключить от клапана ЕГР Вакуумный шланг
Запустить работу двигателя Оставив его действовать на холостых оборотах
Посредством использования вакуумного ручного насоса организовать разрежение на клапане Когда разрежение клапаном не сдерживается, это значит, диафрагма разорвана. При исправном состоянии диафрагмы обороты холостого хода должны утратить свою стабильность или остановиться вовсе
Снять клапан ЕГР с впускного трубопровода и вновь организовать в нем разрежение Не открывающийся клапан нужно сменить
Когда клапан раскрывается исправно и он может продуваться То отказ объясняется нарушением проходимости линий соединительного тракта. Проверить следует проходимость подающей трубки ЕГР

Чтобы проверить работоспособность системы ЕГР в целом надлежит:

Полезная информация при эксплуатации

Система ЕГР гарантированно служит примерно пятьдесят-семьдесят тысяч километров пробега. После этого требуется проверить ее и заменить отслужившие свое детали.

Нередко автовладельцы глушат ЕГР, мотивируя это:

  • повышением мощности двигателя и ровным разгоном во всех рабочих диапазонах двигателя;
  • отсутствием неисправностей со стороны ЕГР;
  • уменьшением нагара на поршнях;
  • лучшим сгоранием топлива.

Но нужно понимать, что заглушка ЕГР ведет к тому, что авто не соответствует европейским стандартам касательно безопасности выхлопа.

В целом на «простых» авто можно заглушить ЕГР. Особого вреда от этого не будет и двигатель будет работать надежно.

Если же на машине установлена «продвинутая» ЕГР со множеством датчиков, то после заглушки машина станет работать лучше, но лишь на первых порах.

На некоторых авто (TOYOTA, HONDA, MAZDA) заглушка ЕГР вызывает зажигание лампочки на приборной панели (CHECK). И для ее устранения потребуются дополнительные действия.

Так на немецком «фольксваген крафтер» устранить ошибку после заглушки ЕГР можно лишь через прошивку электронного блока управления с удалением из него ЕГР и сажевого фильтра.

Возникающие вопросы

Как повлияет топливная система на поломку клапана ЕГР, если не глушить систему?

Не вдаваясь в детали процесса, можно отметить такие последствия как неустойчивая работа двигателя и ухудшение динамики разгона авто, затрудненный пуск двигателя, плохая работа на холостых оборотах, неровная работа двигателя и дерганье машины.

Во избежание таких нюансов нужно своевременно проверять систему ЕГР и чистить ее элементы. Срок службы ЕГР ограничен, а в условиях российских он еще более сокращается.

Как избежать регулярной замены системы? Только постоянной и своевременной чисткой. Альтернатива только заглушка ЕГР.

Где находится датчик ЕГР на БИД Ф3

Автомобиль BYD F3 в России появился в 2006 году. Он сразу получил признание российских автовладельцев. В основном из-за соотношения цена/качество.

Авто изначально оснащалось 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью в сто лошадиных сил.

Позже в модели произошла замена, и стал использоваться более экономичный четырехцилиндровый мотор Mitsubishi 4G18 с многоточечным впрыском и электронным управлением, объёмом 1,5 литра.

Видео: что такое клапан EGR и для чего нужна система рециркуляции выхлопных газов

Двигатель отвечает экологическим стандартам, в частности Евро-4. Клапан ЕГР находится на выпускном коллекторе и управляется он посредством электропневматики.

Что касается датчика ЕГР, то его в принципе нет. Управление клапаном осуществляется на основании показаний датчиков температуры охлаждения жидкости, частоты вращения коленвала.

Пневматика клапана управляется дроссельной заслонкой – превышение оборотов создает разрежение и клапан открывается.

Обычная ошибка в Дэу Нексия

На Деу Нексия частой является ошибка 0036 по клапану ЕГР. Обусловлена она:

  • забиванием вакуумного канала;
  • не герметичностью вакуумной системы перед дросселем;
  • подклиниванием штока клапана;
  • забитостью фильтра внутри клапана;
  • повреждением диафрагмы клапана.

Иногда ошибка может возникать и при исправности системы ЕГР. При этом появляется она при движении и определенных нагрузках.

На холостом ходу ошибка не возникает. Причина может крыться в некачественном бензине.

Данная ошибка по ЕГР будет практически постоянной, если установить на авто ГБО, поскольку в таком случае топливно-воздушная смесь не может корректироваться.

За что отвечает EGR на дизеле

Что такое датчик ЕГР на дизеле? В целом принципы системы ЕГР одинаковы для любых двигателей. На дизеле ЕГР также выполняет рециркуляцию газов.

Посредством системы отработанные газы делятся на вредные и очищенные. Вредные газы возвращаются в двигатель для повторной переработки и только потом попадают в выхлопную трубу.

Присутствие клапана ЕГР на дизеле сажевый фильтр внутри выхлопной системы авто загрязняется менее быстро чем при отсутствии ЕГР.

В этой статье я расскажу Вам о некоторых практических сторонах и дам рекомендации по ремонту и обслуживанию системы EGR, которая применяется практически на всех современных автомобилях.

Что-же такое EGR ?

ЕGR - система рециркуляции отработавших газов. Из названия понятно что при своей работе данная система возвращает часть отработавших газов из выпускного во впускной коллектор. Основная задача системы - снижении токсичности выхлопа в режимах прогрева и резкого ускорения двигателя, который на данных режимах работает на обогащённой топливной смеси. В общем ничего сложного, но только почему-же данная система так усложняет жизнь многим, занимающимся ремонтом автомобилей?

Прежде всего рассмотрим состав системы:

1) основная часть - клапан EGR. Обеспечивает перепускание газов из выпускного во впускной коллектор. По причине постоянного контакта с раскалёнными газами - наименее живучая часть системы. Основная, она-же и самая главная неисправность - негерметичность. В разных модификациях системы EGR может управляться как электрически (большая часть автомобилей GM) так и пневматически (основная масса автомобилей) .
2) соленоид EGR. Применяется в системах с пневматическим управлением клапаном. Основная неисправность та-же что и для клапана - негерметичность и на работе двигателя сказывается одинаково так-как в результате мы тоже получаем открытый клапан EGR.
3) датчик положения штока клапана EGR / датчик степени открытия клапана EGR. Случается что ломаются, но кроме загоревшейся лампы неисправности двигателя никаких неприятных последствий не наблюдается.
4) блок управления двигателя.
Разные системы могут иметь различный набор компонентов, но общее - это клапан EGR. Рассмотрим как его неисправности сказываются на работе двигателя. Я уже писал, что основная неисправность это негерметичность и она обеспечивает подсос дополнительного воздуха во впускной коллектор.

Как результат мы имеем:
В двигателях с расходомером воздуха (MAF-сенсор) - обеднение топливной смеси вызванное присутствием неучтённого MAFом воздуха.
В двигателях с датчиком давления (MAP-сенсор) - обогащение топливной смеси вызванное увеличением давления во впускном коллекторе.
В двигателях использующих оба способа контроля за количеством воздуха (из-за значительной погрешности MAF-сенсора при низком потоке через датчик) мы имеем обогащение на холостом ходу и резкое обеднение на переходных режимах (Японские автомобили - ярчайшие примеры).

И во всех случаях из-за снижения количества кислорода в поступающем в двигатель воздухе, нарушается горение топливной смеси в цилиндрах двигателя.

В общем зависимость очень сложная и по этому неисправность системы EGR на разных моделях автомобилей проявляеся по разному. Большое значение имеет количество поступающих во впускной коллектор отработавших газов (т.е. величина открытия клапана EGR), общее состояние двигателя (износ свечей зажигания, проблемы топливного насоса или забитость топливных форсунок...), частота вращения и нагрузка на двигатель. Вам интересно как состояние топливной системы влияет на симптомы немсправности?

Дело в том, что любой блок управления двигателем имеет программу по которой он стремится стабилизировать частоту оборотов холостого хода и состав топливной смеси. Причём величина регулирования степени открытия/закрытия исполнительного механизма системы регулирования оборотов холостого хода и длительность времени впрыска имеют вполне понятные пределы.

Когда блоку управления удаётся стабилизировать холостой ход, на переходных режимах он не справится с необходимой коррекцией состава смеси, так-как нажатие на педаль акселератора приведёт к возрастанию давления в выпускном колекторе и увеличению количества поступающих во впускной коллектор отработавших газов, которые не содержат необходимого для горения кислорода. На данном этапе всё это будет ухудшать разгонную динамику автомобиля, возможно появление провалов и рывков при движении.

Дело в том, что раскалённые газы взаимодействуя с маслянным туманом во впускном коллекторе (если Вы забыли откуда он там берётся я напомню о системе вентиляции картера, клапане PCV ,...), приведут к усилению нагарообразования на внутренних частях коллектора, отложению нагара на впускных клапанах,повышенному загрязнению наружных частей распылителей топливных форсунок и появлению копоти на изоляторах свечей зажигания. Всё это скажется на пусковых характеристиках двигателя и нестабильных оборотах холостого хода, причём возможно как дёрганье и пропуски зажигания, так и плавание оборотов.

При резком нажатии на газ возможно появление вспышек во впускном коллекторе. Если на данной стадии не обращать внимание на автомобиль, то очень скоро холостой ход пропадёт совсем, или его величина превысит все допустимые пределы. А на машинах с АКПП высокая величина холостого хода очень быстро приведёт к поломке коробки.

Что с этим делать? В любых руководствах по ремонту и техническому обслуживанию написано что система EGR имеет ограниченный ресурс. В идеале необходима замена всех компонентов системы при пробеге 70-100 тысяч километров, однако это справедливо при достаточно качественном топливе. С Российским бензином я мог бы рекомендовать Вам замену всех компонентов при пробеге 50000 километров. Хотя в условиях кризиса для многих это нереально.
Что-же делать тем, кто не может позволить себе приобретение дорогостоящих компонентов, или не имеет возможность приобрести нужные запчасти. Совет один - своевременное обслуживание системы позволит продлить срок её службы. Что в ней можно и нужно обслуживать?

Во первых сам клапан EGR. В нём нужно очистить седло и шток клапана для обеспечения плотного закрытия и свободы хода клапана. Для этого очень удобно использовать жидкость для очистки карбюратора в аэрозольной упаковке. Однако будте внимательны, попадание жидкости на диафрагму может вызвать её разрушение, так как входящие в аэрозоль вещества разлагают резину.
Во вторых - соленоид EGR (при его наличии).

Как правило содержит маленький фильтр для защиты вакумной системы от попадания в неё грязи. Именно этот фильтр необходимо очистить.
Ну вот и весь список элементов нуждающихся в переодическом техническом обслуживании. Кстати именно такое обслуживание способно вернуть к жизни многие системы. Многие - но не все.

Можно ли отключить систему и нормализовать работу двигателя? Можно, вполне достаточно вырезать из тонкой жести прокладку под клапан EGR не прорезая отверстия для прохода газов. Внимательно посмотрите на клапан, если шток выступает за посадочную плоскость, отверстие под ним сделайте обязательно. Вот и всё, но сразу хочется огорчить владельцев многих Фордов - система контроля за работоспособностью EGR обязательно зажгёт MIL. Так что придётся мириться с горящей лампочкой на приборной панели. Владельцам Крайслеров и GM проще - при таком отключении лампа не загорается.

В большинстве случаев отключение EGR (рециркуляции отработанных газов) вызвано необходимостью, т. к. в процессе эксплуатации автомобиля загрязняется впускной коллектор. Различные примеси образуют смолу, которая оседает на двигателе и клапанах системы.

Это приводит к:

  • снижению общего КПД силового агрегата, наблюдается значительная потеря мощности;
  • увеличению выброса сажи, выхлопная система быстро загрязняется.

Удаление ЕГР и ее программное отключение решают вышеперечисленные проблемы.

Что такое устройство системы ЕГР?

Как известно, сжигаемая в цилиндрах смесь состоит из:

  • воздуха (21 % кислорода и 78 % азота);
  • дизельного топлива, газа или бензина.

В процессе горения образуются вредные для экологии окиси азота. Система ЕГР разработана для понижения выброса в атмосферу этих веществ, наносящих ущерб окружающей среде.

Принцип работы

Система ЕГР состоит из:

  • патрубков, присоединяемых к выпускному и впускному коллекторам;
  • привода;
  • клапана.

Последняя деталь является самым главным элементом в EGR. Его работой управляет ЭБУ. В прошивке электронного модуля указаны параметры топливовоздушной смеси для эксплуатации автомобиля в различных режимах.

Если двигатель развивает мощность, приближенную к максимальной, в цилиндры подается чистый воздух. При обычном вождении, не требующем высоких нагрузок, система с помощью клапана строго контролирует соотношение подаваемой в цилиндры смеси и отработанных газов для уменьшения количества вредных выбросов.

Когда и для чего необходимо отключение ЕГР?

Работа клапана ЕГР отрицательно влияет на показатели двигателя. При загрязнении системы ее эффективность теряется полностью. В результате происходит выброс еще большего количества вредных веществ в атмосферу. Сейчас даже экологи сомневаются в необходимости установки систем рециркуляции отработанных газов на современные автомобили.

Кроме этого:

  • уменьшается мощность двигателя;
  • увеличивается расход топлива;
  • наблюдается потеря динамики.

Именно поэтому важно своевременно произвести отключение. Специалисты рекомендуют выполнять процедуру удаления ЕГР в обязательном порядке, если пробег авто превысил 100 000 км.

Многие владельцы транспортных средств стараются сделать все самостоятельно, но это не всегда приводит к положительным результатам. Часто в электронных системах происходят сбои.

Чтобы избежать неблагоприятных последствий непрофессионального отключения ЕГР, следует пользоваться услугами специализированных сервисных центров. Опытные мастера заглушат клапан механическим способом и произведут перепрошивку ЭБУ для устранения ошибок и сбоев.

Способы отключения ЕГР

Для удаления ЕГР необходима не только заглушка клапана. Потребуются также перепрошивка ЭБУ и установка нового ПО.

Рассмотрим эти стадии сервисного обслуживания автомобиля подробнее.

Механическое отключение клапана системы ЕГР

Физическое удаление ЕГР делится на несколько этапов.

  1. Тщательно очищаются воздуховоды.
  2. Извлекается клапан. Он располагается между второй и третьей форсунками. К устройству очень сложно получить доступ. Потребуется специальный ключ.

Если старая уплотнительная прокладка перегорела, изготавливается новая. Ее вырезают из асбестового листа.

  1. Производится заглушка.

Для закрытия канала поступления выхлопных газов используется специальная металлическая прокладка с проделанными только для крепления отверстиями.

Программное отключение клапана системы ЕГР

На этапе программного отключения ЕГР происходит перепрошивка ЭБУ. Эта задача выполняется по-разному в зависимости от марки авто и наличия или отсутствия защиты от перепрограммирования. Если в салоне автомобиля имеется специальный разъем, то инсталляция нового ПО пройдет очень быстро.

Перед тем как выполнить программное удаление ЕГР, специалисты произведут тщательную диагностику двигателя и сопутствующих систем. Это позволит выявить степень загрязнения силового агрегата и сбои в работе.

Получив все необходимые данные, мастера выполнят перенастройку электронного блока управления. Установятся оптимальные параметры. После программного отключения бортовой компьютер навсегда «забудет» о существовании EGR.

Удаление сажевого фильтра

Во многих случаях вместе с отключением ЕГР проводится удаление сажевого фильтра. Это связано с тем, что после заглушки клапана увеличивается содержание вредных примесей в потоке отработанных газов. Элемент выхлопной системы быстро забивается и выходит из строя.

Загрязнение сажевого фильтра приводит к:

  • уменьшению мощности двигателя;
  • чрезмерному повышению уровня масла;
  • увеличению расхода топлива.

Частая активная регенерация пагубно влияет на срок службы силового агрегата. Может даже произойти поломка, требующая срочного ремонта.

Попадание масла в интеркулер и цилиндры с высокой вероятностью вызовет процесс бесконтрольного горения. Это приведет к критическим повреждениям мотора.

Удаление сажевого фильтра помогает избежать вышеперечисленных проблем и затрат на обслуживание и замену этого элемента выхлопной системы.

Этот этап оптимизации работы автомобиля включает в себя:

  • отделение сажевого фильтра;
  • выпиливание специального отверстия;
  • извлечение матрицы;
  • заваривание конструкции и ее установку на положенное место.

Плюсы и минусы отключения

Отключение ЕГР и следующее за ним удаление сажевого фильтра приводят к целому ряду положительных результатов.

  • Во-первых, физическое извлечение устройств и перепрошивка ЭБУ исключат запуск аварийного режима эксплуатации двигателя. Мощность мотора не будет ограничиваться. В турбированных силовых агрегатах главные элементы не будут отключаться.
  • Во-вторых, отсутствие сажевого фильтра приведет к избавлению от процедуры активной регенерации, сопровождающейся значительным повышением расхода топлива. Возрастет КПД двигателя за счет уменьшения сопротивления в выхлопной системе. Увеличение мощности может достичь 25 %.

При этом продлится срок службы и снизится вероятность выхода из строя силового агрегата. Исключатся протечки моторного масла. Его уровень не превысит максимального значения.

Не стоит забывать, что рециркуляция также увеличивает скорость износа двигателя и пагубно влияет на качество смазочного материала. Именно поэтому отключение ЕГР и удаление сажевого фильтра в большинстве случаев производятся одновременно. Это позволяет раз и навсегда забыть о проблемах, связанных с этими устройствами.

  • В-третьих, после заглушки клапана двигатель станет гораздо более чистым. Улучшатся его динамические характеристики. КПД силового агрегата дополнительно возрастет за счет отсутствия нагара на стенках каналов, самого клапана и впускного коллектора.
  • В-четвертых, отключение ЕГР и оптимизация работы выхлопной системы позволят автовладельцам избежать серьезных затрат, связанных с заменой и обслуживанием дорогостоящего оборудования.

К примеру, стоимость установки нового сажевого фильтра может достичь 150 000 р. В наших условиях устройства выходят из строя гораздо раньше заявленных производителями сроков эксплуатации.

Т. к. в пределах России в системе ЕГР и сажевом фильтре нет никакой практической надобности, эти затраты считаются просто неоправданными.

К отрицательным последствиям можно отнести лишь ухудшение экологических показателей автомобиля и невозможность выезда в ЕС.

Стоимость работ по отключению и удалению ЕГР

Итоговая стоимость зависит от:

  • марки автомобиля;
  • типа электронного блока управления;
  • сложности получения доступа к плате.

В компании PowerChip услуга по удалению ЕГР программным методом обходится потребителям в 5–9 тыс. рублей.

Новое на сайте

>

Самое популярное