Домой Генератор Тест-драйв УАЗ «Патриот. Патриот, которого мы ждали. Тест-драйв УАЗ «Патриот УАЗ вызывает неожиданный страх и трепет в потоке, мало кто хочет близко познакомиться с вашими железными боками

Тест-драйв УАЗ «Патриот. Патриот, которого мы ждали. Тест-драйв УАЗ «Патриот УАЗ вызывает неожиданный страх и трепет в потоке, мало кто хочет близко познакомиться с вашими железными боками

Заголовок типа «Патриот с “автоматом”» был бы слишком очевиден и, соответственно, пошловат. А прозрачные политические коннотации грозили расколом и проклятиями со стороны читателей, чуждых иронии. Но совсем уйти от аналогий с оружием и любовью к родине не вышло, эти понятия встроены в саму ДНК УАЗа. Даже такой буржуазной модификации, как Патриот с «автоматом». Ее презентация прошла накануне в Ульяновске, в условиях, приближенным к боевым. И с элементами непатриотичности.

В 2020 году Ульяновский автозавод выпустит новый автомобиль, который, по утверждению главы предприятия и основного акционера Вадима Швецова, станет аналогом тойотовских внедорожников, но на отечественном материале. У нас оказались первые - и самые важные - подробности об этом проекте.

Сама по себе идея перегнать УАЗ Патриот обратно в Москву у меня в мозгу сидела как заноза в пальце. Я, наверное, год в переписках с моим другом Михаилом с завидной регулярностью повторял, как мантру, предложение: «Давай перегоним УАЗик обратно», на что с такой же регулярностью получал ответ: «Иди в… Нет, в общем» 😊

Два навигатора, приложение «антирадар», си-би-рация… Были времена, когда я ездил в Севастополь по бумажным картам и дорожным указателям. Теперь же голосовые подсказки льются из гаджетов нескончаемым потоком, перебивая друг друга: «Впереди пробочка до “тридцатого” столбика. Камера на полосу через 800 метров. Сверните направо. Спасибо, братишка!» - голова идет кругом. Правда, и километраж до Севаса тогда был короче - полторы тысячи с хвостиком. Теперь же, проложив маршрут через Крымский мост, на экранчике навигатора видишь внушительные 1838 км. Это расстояние нам с семьей предстоит преодолеть на обновленном УАЗе Патриот. Тем самым подтвердив или опровергнув, что ульяновский внедорожник годится для дальних поездок.

Осенью в Приморье тепло. В октябре можно еще купаться и даже загорать, а о том, что на дворе все-таки осень, а не лето, напоминает ночь, когда температура опускается до +8-10 градусов. Поэтому на море дикарями редко кто выезжает больше, чем на день. Но только не когда у вас есть огромный УАЗ Патриот и жгучее желание сделать «спальник»!

В сентябре у Патриота не заладилось. То ли от размеренной городской езды и отсутствия выездов на природу, то ли от осенней депрессии поломки полезли, как червячки после дождя. Но обо всем по порядку.

Левее Айновских островов виднеется норвежский берег. Справа растворяется в легкой дымке самая северная точка европейской части России - мыс Немецкий. Прямо по курсу холодная синева Северного Ледовитого океана… Теперь я знаю, что край земли - вовсе не фигуральное выражение. Его можно увидеть, сфотографировать, потрогать и даже отколоть кусочек на память. У него есть название и координаты. На полуостров Рыбачий, что на 120 км севернее Мурманска, мы отправились за рулем обновленных УАЗов Патриот. У внедорожника образца 2019 года модернизированы двигатель и подвеска. Условия для испытания обновленного «Патрика» - самые подходящие.

Вот - настоящий автомобиль 2017 года. Получив в рамках очередной модернизации единый топливный бак, подушки безопасности и ESP (после каждой позиции хочется ставить три, или даже восемь восклицательных знаков, ибо в масштабах УАЗа это революционные изменения), «Патриот» вступает в новый год в звании «автомобиля для всей семьи». Лучший способ проверить его - наш . Уже предвкушаю зубцы и пики итоговой диаграммы!

Первым делом подберем «Патриоту» конкурентов, чтобы определить средний уровень такого класса машин. И сразу убедимся, что это будет непросто! Технически соперниками УАЗа могли бы стать «Ленд Крузер» , или «Паджеро» , или «Дискавери» , или «Патруль», но у них, как сказал бы Копытин, мотор втрое. А цена - вчетверо-впятеро. Чтобы их уравнять, пришлось бы рассматривать иномарки 8-12-летнего возраста и соответствующего состояния: «кот в мешке».

Нет, для корректного сравнения давайте все-таки примем приоритет цены и поищем соперников среди новых машин! Посмотрим, что еще можно выбрать полноприводного и относительного доступного. Поиски приводят к конкурентам, портреты которых я еще несколько лет назад видел в Ульяновске: да, у них не столь высокая степень утилитарности и проходимости, но именно на них смотрят и инженеры, и маркетологи, и покупатели. Это максимально оборудованный «Дастер» , чьи внедорожные качества не надо недооценивать, и сменивший «Грейт Уолл» китайский «Хавейл» . Клиренс у обоих поменьше, бока понежнее, но тяговооруженность, размер и оборудование близких по цене версий позволяют составить некий «фоторобот» машин 4WD за миллион. Точнее, за 1,1 млн - именно столько стоит самый дорогой УАЗ «Патриот» 2017 года в исполнении «Стиль», предложенный нам для тест-драйва в горах Армении.

К базовой цене УАЗа добавлю плату за металлик, блокировку дифференциала, предпусковой подогреватель и второй отопитель. Для московского «француза» добавим ESP, мультимедиа и тоже металлик. «Китайца» берем с начальным ценником, у него и так все есть.

ВЕЖЛИВЫЙ ПАТРИОТ

Руль с кнопками, новая климат-система, новый мультимедиа-центр, новые европейские подрулевые переключатели - да он стал настоящим интеллигентом, этот парень из Ульяновска. Более того, задает тон другим: именно на УАЗе придумали функцию «вежливая аварийка», когда короткое нажатие кнопки приводит к троекратному морганию всех поворотников, этакому негласному «спасибо» всех автомобилистов.

Теплый по всему ободу руль можно регулировать в двух направлениях, панель стала тоньше и легче, а большее пространство позволяет лучше расположить ремень безопасности - за плечом, а не на его уровне. Много плюсов у обновленного автомобиля, и я уже собрался поставить один из них в качестве оценки. Закрыл дверь и попробовал отрегулировать сиденье… Тщетно! Зазор столь мал, что рука не помещается, и регулировать кресло лучше с открытой дверью. Трогая ручки, нажимая кнопки, вспоминая старый алгоритм включения задней печки, упираясь рычагом коробки в ручник, понимаешь: автомобиль обтесали, но не отшлифовали. Значит, инженерам будет к чему приложить руки при очередной модернизации!

Я же пока фиксирую, что «Патриот», хотя и не избавился от части недостатков, достиг хорошего уровня: плюс на минус дает средний показатель.

ОН ЗДЕСЬ НЕ ЧУЖОЙ!

Искренне и честно считаю, что главная новая черта «Патриота» не только 2017-го, но и всех последующих лет - это система стабилизации ESP. Прежде я почти серьезно утверждал, что любой УАЗ может оказаться на скоростной трассе только в положении поперек, по дороге из одних грязей в другие. Теперь, проехав по дорогам прекрасной Армении в сильнейший снегопад и гололед, я говорю: на «Патриоте» можно путешествовать и по бездорожью, и по автобанам. Я бы, пожалуй, попробовал еще увеличить угол наклона шкворня - эксперименты с кастером во время скоростного марафона «60 часов за рулем» приводили к прекрасным результатам, а при наличии ESP…

Вспомнив, как на одном из первых «Патриотов» я попал в занос, перебрав с газом на перекрестке (под задними колесами оказалась мокрая «зебра»), пробую повторить опыт сейчас — на обледеневшей дороге. Все получается! То есть - не получается, машина уверенно идет как по ниточке. Конечно, на трассе «Патриот» остался массивным заднеприводным автомобилем со своими особенностями, но в целом управлять им стало спокойнее.

Как вы понимаете, оценить работу систем пассивной безопасности - ремней с преднатяжителями и подушек - мне не довелось. Знаю лишь, что «эйрбеги» у «Патриота» розовые (нет, не в цветочек). И знаю, что краш-тест коллег он прошел не на «отлично»; впрочем, покажите мне машину той же цены, но с пятью звездами!

Едем дальше. Когда-то мне казалось, что мощность 2,7-литрового мотора надо ограничивать, что его слишком много для тяжело управляемого «Патриота»! Теперь же двигателя отчаянно не хватает - не вполне обкатанные машины на 10-процентном подъеме севанской трассы просят сначала четвертую, и почти сразу третью передачу. Недостаток мотора? Достоинство шасси?

НАМ ЗДЕСЬ ТЕСНО

Часть картинки с камеры заднего вида перекрывает висящая на задней двери запаска. По-другому объектив никак не расположить, вздыхают инженеры. И я вздыхаю вслед за ними: большая машина, но места нет. Также вздохнем на парковке. И в переулке. И во дворе. И в пробке.

Для динамичного движения «Патриоту» не хватает мотора, и в данном случае - это к лучшему. Длина его и ширина слишком велики, маневры даются с трудом, а втиснувшись на местечко где-нибудь на стоянке, рискуешь смахнуть дверью некстати притулившуюся рядом машину. Его единственное достоинство в городе - хороший обзор, сверху вниз на все легковушки (только чтобы стекла не так потели в снегопад!). В остальном он должен смотреть на них снизу вверх, понимая, что город - не его стихия. В полной мере это относится и ко всем остальным 5-метровым внедорожникам… и жаль, что не все их водители это понимают.

В общем, вполне логичный городской минус. Посмотрим, что будет дальше.

ВСЕ НИПОЧЕМ!

Одно из замечательных свойств ESP - умение прихватывать тормозами буксующие колеса, имитирую блокировку дифференциалов. Кстати, задний можно заблокировать и принудительно, теперь такая функция есть! Остается свободным только передний, но учитывая ту же ESP, дорожный просвет под бульбами мостов 210 мм, пониженную передачу и общую предрасположенность к внедорожным подвигам, на фоне соперников ставлю ему максимальную оценку: два плюса, первый случай в практике тестов 7D!

Отвлечемся на минутку от прямых конкурентов и посмотрим на технические аналоги. Я понимаю, что в теории столь же замечательной (но не уникальной) проходимостью обладают и другие машины, но в отличие от них «Патриот» не жалко! Это не двусмысленность, это комплимент: УАЗ стоически перенесет (и вы вместе с ним) царапины от веток, сколы от камней, ошметки глины… Нельзя, чтобы каждая былинка оставляла шрам и на краске, и на сердце хозяина.

Единственное замечание: по-моему, ульяновцы несколько перемудрили с «внедорожными» кнопками, которые отключают ESP и перестраивают работу электроники. Достаточно одной, а функции второй проще переложить на ручку управления трансмиссией: задействовать ею и полный привод, и пониженную передачу, и весь внедорожный арсенал системы стабилизации.

А РАНЬШЕ БЫЛО 9 МЕСТ

Да-да, первые модели УАЗ-3162 имели пять основных мест и еще две двухместные банкетки в багажнике. Стоит ли удивляться, что потенциально 9-местный автомобиль столь просторен? Он вместит все и всех.

Впрочем, сидящим впереди, возможно, захочется отодвинуться от дверей, а задние предпочли бы подножку пониже… И в багажнике хотелось бы полку, а не шторку. И ручку, обязательно ручку изнутри на пятую дверь, а то захлопывать ее неудобно и грязно. Учесть все эти мелочи - и впору просить дополнительный плюс. А сейчас он «всего» один. Общий счет, напомню - уже три плюса и один минус.

БАК ПРЕТКНОВЕНИЯ

Пока их было два, это не нравилось тем, кто с такими баками ездил. Меня в свое время раздражала малая емкость каждого бака (менее 40 литров), нечеткая работа перекачивающего насоса, уязвимость тонких жестяных баков (на моем счету несколько вмятин).

Стоило заводчанам решить все эти проблемы установкой единого пластикового бака, как это не понравилось тем, кто автомобиль еще даже не опробовал: и емкость мала, и прочность недостаточна, и клиренс теперь меньше. С последним не поспоришь, просвет под баком теперь меньше 300 мм… только под главными парами мостов он все равно был и есть (на штатной резине) 210 мм, так что на проходимости новый бак не сказался. Стенки его толстые, 6 слоев, а стойкость по современным нормам пришлось сделать даже выше, чем у металлических емкостей. Наконец, меньший объем (68 литров) искупается удобством заправки. Но это так, аргументы от лица конкретного пользователя… не очень понявшего, с чего весь этот пластмассовый сыр-бор.

А что касается расхода - он может быть и 9, и 11, и 15 литров Аи-92 (!) на сотню. Я по шоссе легко уложусь в первое число. Чего и вам желаю. Счет пока прежний.

МАЛОВАТО БУДЕТ!

Это подзаголовок в полной мере иллюстрирует и сильные, и слабые стороны «Патриота». Начнем с последних: гамма из четырех комплектаций - это мало. Нужен еще один мотор, а лучше два. Дизель - обязателен. Увы, российский ЗМЗ-514 снят с производства, но, намекают маркетологи, при появлении спроса мы предложим импортный мотор, который пока планируем только на экспорт.

Раз уж «Патриот» стал таким универсалом, пора подумать и об автомате. Благо, предпринятые усовершенствования вроде нового бака уже позволяют его встроить. Всё будет, уверяют заводчане, подождите года два — до следующей модернизации.

Наконец, пора бы сделать заводскую версию для тех, кому важнее всего проходимость: на больших зубастых колесах, с лебедкой, защитой и всем прочим. Такую обещают в ближайшем будущем, и это радует.

Теперь о сильных сторонах. Столько метров и кубометров автомобиля на один миллион рублей вам не предоставит больше никто. И это сильнейшая черта «Патриота»: взгляните, насколько он крупнее равных по цене кроссоверов! Это я еще не повторяю насчет проходимости…

И это, конечно, дает ему еще один плюс.

« УАЗ-Патриот », как и обещал, показал очень неровную диаграмму, в каждой категории есть и достоинства, и недостатки. Общий итог уникален: четыре плюса и один минус. И знаете, помимо победного счета, это первый УАЗ, про который я говорю: если вам нужно возить много и всюду - рекомендую.

По-моему, нельзя придумать лучшего основания для покупки настоящего мужского автомобиля. В нашем случае - обновленного UAZ Patriot . Несколько лет назад моя вторая половина, лишь забравшись в салон этого автомобиля, тут же попросилась наружу

Но теперь иные времена. Ульяновский автомобильный завод активно «вписывается» в рынок, и за прошедшие год-полтора его «гражданская» модель претерпела уже два существенных обновления. «Гражданскими» я называю «Патриоты» для отличия их от коммерческих УАЗов - «Фермера», «буханки», «санитарки», «головастика». Думаю, и их обновление если и за горами, то все же планируется. Пора бы уже…

Впрочем, «вписывание» УАЗа в рынок началось, конечно же, раньше. Не все предпринятые шаги были коммерчески удачными. Так, модель «УАЗ Патриот Спорт» с укороченной колесной базой не снискала успеха у покупателей, а вот модификация с кузовом пикап, напротив, «пошла в народ». Но о ней мы подробно расскажем в другом обзоре, а пока поближе познакомимся с дважды обновленным внедорожником.

Обновления и опасения

Признаюсь, я сел за его руль впервые, если не считать короткой поездки во время одной из презентаций. Сел не без волнения и, что называется, в предвкушении… худшего: пробная поездка всего лишь вокруг здания дилерского центра оставила, мягко говоря, не радужные впечатления. Тогда я подумал, что вряд ли выдержу на этом автомобиле длительную поездку по трассе. Во внедорожных качествах «Патриота» я не сомневался, но до интересного бездорожья надо еще доехать. Пожалуй, на этом «танке» я буду добираться до заветных мест рыбалки целую вечность, поскольку даже скорость 100 км/ч наверняка будет для него запредельной. Гудящие агрегаты, нечеткое переключение передач, низкая курсовая устойчивость, запоздалые реакции автомобиля на управляющие действия рулевым колесом, необходимость постоянно подруливать…

На тогдашнем моем среднеразмерном корейском внедорожнике я не испытывал и десятой доли этих трудностей. На нем мне доводилось пролетать по 700 километров в день и не особенно уставать. Что касается бездорожья, то и на «Патриоте» я вряд ли полез бы глубже в дебри. Преодоление «грязи» для нас никогда не было самоцелью, а всего лишь частью программы проведения досуга, главным пунктом в которой чаще всего остается рыбалка. «Патриот» как потенциальная замена моему не новому уже внедорожнику привлекал, прежде всего, огромным багажником, а также ценой. Но попытка представить российскую модель жене обернулась полным фиаско. Ей абсолютно не понравилось «кустарное» (по ее словам) оформление интерьера и жесткий пластик, «звенящий» при закрывании дверей. Даже от короткой поездки для знакомства с ходовыми качествами она наотрез отказалась.

После пуска холодным утром 2,7-литровый 128-сильный бензиновый мотор «Патриота» начинает реветь на всю улицу. Собственно говоря, ревет не он, а дополнительное устройство в системе отопления с моторчиком, который стремится побыстрее накачать «горячую» жидкость в «печку».

И вот я в салоне новейшей версии «Патриота». Пластик здесь теперь по-настоящему мягкий, однако… оформление того «звенящего» интерьера нравилось мне больше. Стильно выстроившиеся в ряд дефлекторы системы отопления и вентиляции соседствовали с мощной рукояткой-скобой на торпедо, с помощью которой так удобно было забираться в салон, расположенный на приличной высоте над землей. Сейчас рукоятка исчезла. Рукоятки на передней стойке тоже нет, а та, что расположена над дверью, не помогает посадке. Водителю в этом плане удобнее: он может втащить свое тело в салон, ухватившись за мощное рулевое колесо.

Тело приходится действительно втаскивать, процесс посадки выглядит своеобразно. Новые подножки расположены теперь очень высоко, на уровне порогов кузова, то есть, на высоте аж 44 см! Чтобы сесть за руль, следует сначала задрать ногу, поставить ее на подножку, затем приподняться над землей, сложиться, как перочинный нож, и «задним ходом» задвинуть себя на сиденье. Человеку средней комплекции это упражнение не доставляет особого труда, а вот упитанному, да еще в зимней одежде, не слишком удобно. Людям в возрасте - тоже.

Сиденья в салоне изменены, прежние, повторявшие контур «саньенговских» кресел, уступили место новым, более плоским, практически лишенным боковой поддержки. Набивка у них плотная, есть регулировка поясничного подпора, но все же многие жалуются, что спина в дальней дороге устает. Подтверждаю это. На сиденьях SsangYong я преодолел уже более 200 тысяч километров, и на усталость спины жаловаться не приходилось ни разу. Неудобно расположены у передних «патриотовских» сидений и рукоятки регулировки наклона спинки - до них проще дотянуться с заднего ряда. Водительское кресло имеет «микролифт», и, честно говоря, поднять его повыше приятно. Но при этом ноги на педалях будут располагаться не оптимально (как бы сверху), поэтому лучше с подъемом кресла не перебарщивать. Большое полиуретановое рулевое колесо регулируется только по высоте.

Перед водителем теперь новая комбинация приборов, отдаленно напоминающая «приборку» BMW. Шкалы четкие, с приятной глазу зеленой подсветкой, яркость которой можно регулировать. Между основными шкалами - экран бортового компьютера, на который выводится множество полезных показателей. Только вот выводить их неудобно: приходится просовывать правую руку за рулевое колесо и вращать маленькую рукояточку, служащую обычно для обнуления суточного пробега. На ходу заниматься этим не с руки.

Верх торпедо мягкий, но выглядит черный интерьер немного уныло. «Глыба» торпедо огромная и… пустая. Семидюймовый монитор мультимедиасистемы просто теряется на ней. К тому же и символы на этом экране мелкие, особенно названия музыкальных композиций. Но сама система многофункциональна, этого у нее не отнимешь. Здесь есть и возможность воспроизводить аудиофайлы с USB-носителя (проводок с соответствующим разъемом находится в бардачке), и система навигации с картами Navitel, и отображение картинки с камеры заднего вида. Особенно впечатляет яркий и красивый компас , показывающий, впрочем, весьма произвольные стороны света, когда автомобиль стоит. На ходу он начинает ориентироваться правильно.

Интересно, что передние сиденья «Патриота» можно сложить вровень с задним диваном и получить пару удобных спальных мест. Только подголовники необходимо предварительно снять. Давно мне не встречалось такого. Задний диван сдвинут на 80 мм назад, поэтому места для ног у сидящих здесь, не много, а ОЧЕНЬ много. Между подушкой заднего «дивана» и водительским креслом, установленным в «моем» положении, - 36 см. Правда, подушка расположена низковато, поэтому сидеть здесь, прямо скажем, не очень удобно. Но места в ширину за глаза хватит и троим рыболовам, экипировавшимся для рыбалки на льду. Если на улице мороз и даже специальная одежда их не согревает, они могут воспользоваться дополнительным отопителем и задействовать подогрев задних сидений. Вот какими опциями теперь богат наш «Патриот»! Правда, доступны они только в максимальной комплектации Limited.

Сиденья второго ряда можно сложить по частям, в соотношении 1:2. Для этого сначала надо установить вертикально подушку, затем на ее место уложить спинку. Складывается все это хозяйство туго, с усилиями, при этом по отношению к полу багажника образуется заметная ступенька. В импортном автомобиле такое решение выглядело бы неряшливо (и такие автомобили действительно есть), но «Патриоту» это почему-то прощаешь. Багажник в «номинале» поистине огромен. Длина его от спинки задних сидений до двери-«калитки» - 99 см, высота под шторкой 64 см. Шторка - рулонная, самосматывающаяся. К сожалению, она имеет странную склонность «самосматываться» на ходу.

Дверь багажного отделения огромная, но открывается легко. На ней удобно расположено запасное колесо под фирменным колпаком с надписью PATRIOT .

Танки в городе!

После пуска холодным утром 2,7-литровый 128-сильный бензиновый мотор «Патриота» начинает реветь на всю улицу. Собственно говоря, ревет не он, а дополнительное устройство в системе отопления с моторчиком, который стремится побыстрее накачать «горячую» жидкость в «печку». Вот это звук!!! Первоначально я даже подумал, что у всех агрегатов под капотом разом «кончились» подшипники… Причем, «умолк» этот моторчик нескоро, только через несколько километров. Двигатель также прогревался долго. А вот подогрев сидений заработал быстро, как и подогрев ветрового стекла - это плюсы.

Все педали в «Патриоте» тугие, требующие мужского, силового нажима. К этому надо привыкнуть. Заглушить автомобиль при трогании с места, слишком резко бросив сцепление, проблематично, а вот заставить его рьяно прыгнуть вперед - легко. Двигатель отзывается на увеличение подачи топлива практически мгновенно. Несмотря на скромное количество «лошадок» под капотом, стартует наш внедорожный монстр уверенно и даже почти легко. Пусть и не без рева.

На первых же метрах городского пути ощущаешь, насколько высоко ты сидишь относительно других водителей. Теперь твои «братья по уровню» - «газелисты», а водители легковушек и даже кроссоверов оказываются где-то далеко внизу. Поначалу это немного пугает: кажется, что вот-вот кого-то не заметишь и заденешь. Однако огромные наружные зеркала помогают отлично. Вот салонное зеркало здесь маленькое, в нем едва-едва «помещается» стекло двери багажника, к тому же частично загороженное футляром запасного колеса. Но при движении задним ходом помогают парктроник и камера заднего вида. Правда, в объектив камеры также попадает кусочек футляра «запаски».

Обзор вперед тоже хорош, ветровое стекло необычайно широкое и высокое. Как-то в яркий солнечный день я опустил солнцезащитный козырек - и забыл о нем до самого позднего вечера. Передние стойки тонкие и обзору совершенно не мешают. Стекла дверей также широкие и высокие.

А вот динамика, кажущаяся достойной на первых метрах пути, для интенсивного городского трафика не так уж и хороша. Пик внушительного крутящего момента в 210 Нм достигается при 2500 об/мин, но на самом деле мотор лучше немного «подкрутить» - до 3000-3200 об/мин. Тогда можно ускориться с 60 до 80 км/ч на четвертой передаче за 8 с, а на третьей - за 6. Согласитесь, это не выдающиеся показатели. Выше 3500 об/мин двигатель начинает оглушительно реветь, при этом будто бы не прибавляя в тяге (хотя пик мощности должен достигаться при 4600 об/мин). Примечательно, что шкалы тахометра одинаковы на «Патриотах» с бензиновыми и дизельными моторами.

Одинаковы у этих автомобилей и коробки передач. Собственно, трансмиссия тут единственная: пятиступенчатая «механика». Передачи выбираются четко, хотя рычаг имеет длинные ходы, и к нему приходится прилагать немалое усилие. «Промахов» мимо нужной ступени у меня не случалось. Понравилось, что отлично включается задний ход. Рычага «раздатки» в салоне больше нет, он уступил место шайбе выбора внедорожных режимов.

Но если со скромной динамикой еще можно смириться, то привыкнуть к работе рулевого привода проблематично. Автомобиль рьяно откликается на поворот рулевого колеса и охотно бросается в нужную сторону, но при этом оказывается крайне инерционным: если уж пошел вбок, то пошел, «перерулить» что в одну, что в другую сторону очень легко. Приходится приноравливаться и приспосабливаться, совершая упреждающие действия рулевым колесом. Руль здесь очень «длинный» (без малого четыре оборота от упора до упора), а его информативность, скажем честно, равна нулю. Пожалуй, если вы впервые стали владельцем «Патриота», вам имеет смысл потренироваться управлять им на закрытой площадке или во дворе, прежде чем выезжать на улицы с плотным трафиком. Лучше на площадке - во дворах этому громоздкому автомобилю тесновато. Диаметр разворота у него весьма значительный - 13,6 м. Вспоминаю, как нелегко дался мне разворот на выезде из мойки в подземном паркинге торгового центра.

Хорошим «тренажером» может оказаться и трасса. Три седока в салоне плюс собака и полный багажник не показались «Патриоту» значительной нагрузкой, и на пустом утреннем шоссе он порадовал динамикой… какой? Удивительно, но фирма-производитель не приводит данные о разгоне этого автомобиля с места до 100 км/ч. Чего стесняться-то? Да, не 10 и даже, пожалуй, не 20 секунд - но для тяжелого рамного внедорожника с большим «балластом» и не нужно большего! Это не легковая «зажигалка», а солидный взрослый автомобиль, «заточенный» под свои цели и задачи. Он не способен на быстрый обгон? Так на нем и спешить не следует. Тише едешь - дальше будешь: экономичность у «Патриота» очень сильно зависит от степени нажатия педали «газа»!

Городской расход топлива во время теста составил около 16 л на 100 км. На трассе при скоростях 120-130 км/ч бортовой компьютер в режиме мгновенного расхода откровенно пугал меня, выдавая то 14-15, то 17-19 л «на сотню». Однако в среднем вышло менее 13 л. Попробовал другой, более спокойный режим движения: 90-100 км/ч. И получил примерно 9,3-литровый расход, даже меньше паспортного!

Заправка «Патриота» - целая история. В нем до сих пор применены два топливных бака емкостью по 36 л. При этом двигатель забирает топливо из правого бака, и по мере его опустошения в него начинает самостоятельно перекачиваться бензин из левого. Водитель не управляет этим процессом, он лишь может контролировать уровни в том или другом баке. Для этого ему нужно нажать кнопку на центральном туннеле. А можно и не нажимать: если в правом баке уровень топлива близится к нулю, значит, и в левом баке тоже ничего нет, и пора подзаправиться.

«Свободное плавание»

Перед тестом я больше всего опасался не за неуклюжесть громоздкого внедорожника в городе. И не за динамику, и не за тормоза, которые, кстати, продемонстрировали неплохую эффективность. Даже ABS порадовала, причем, как на равномерно скользких, так и на смешанных покрытиях. Автомобиль замедлялся, как говорится, строго по курсу.

Больше всего меня смущала курсовая устойчивость этого автомобиля на трассе. Пожалуй, опасения были не напрасными, но… не стоило опасаться настолько сильно. Действительно, этот автомобиль не слишком любит ездить по прямой. Его курс надо постоянно корректировать, даже на гладком шоссе, так как он постоянно норовит куда-то «уплыть». Причем, корректировать следует с осторожностью, так как инерция у тяжелого автомобиля невероятная. Вроде бы, вы вознамерились всего лишь перестроиться на соседнюю полосу, но «Патриот» почему-то считает, что маневр необходимо продолжить, словно, хочет сделать поворот на все 90 градусов… Естественно, приходится «рулить» в обратную сторону, но делать это следует крайне осторожно, так как внедорожник отреагирует с чрезмерным усердием, и опять потребуется коррекция. Немалых трудов и времени стоит привыкнуть к такому поведению.

В чем его причина? В неразрезном переднем мосте? Пожалуй, нет - скорее, в архаичном рулевом механизме типа «винт - шариковая гайка». Похожие ощущения я испытывал на автомобиле «Соболь» с похожим рулевым механизмом. Но у него наблюдался люфт, значительно превышавший допустимый показатель. После замены механизма люфт уменьшился, а ощущения остались. У тестового «Патриота» люфт в рулевом механизме если и был, то очень незначительный, определить его по движению рулевого колеса было невозможно. Значит, дело в конструкции. Эх, сюда бы реечный механизм, какой применяется на многих и многих тяжелых внедорожниках! В конце концов, ГАЗовские машины поколения NEXT уже перешли на такой - и ощущения от управления гораздо приятнее!

Но пока такого механизма нет, и приходится привыкать к «свободному плаванию». Постепенно «чувство равновесия» приходит, и вы приучаетесь действовать рулем с ювелирной точностью. Кстати, на месте покупателя нового (да и подержанного) «Патриота» я бы обязательно проверил углы установки передних колес. Ничего, что здесь применен цельный передний мост, регулировку схождения никто не отменял, и штанга с резьбовой муфтой находится на самом видном месте.

А при движении по трассе я посоветовал бы двигаться, как в танке. Увидели впереди выбоину в асфальте? Смело проскакивайте ее на полном ходу, руководствуясь принципом «больше газа - меньше ям». Да, автомобиль с грубоватыми подвесками (спереди зависимая пружинная, сзади - зависимая же рессорная) хорошенько встряхнет пассажиров и поклажу. Зато не понадобится «ловить» его после резкого маневра, иногда даже на грани заноса, а также пугать седоков значительными кренами кузова.

Я здорово опасался всего этого, когда получал автомобиль на тест и готовился отправиться в 800-километровый вояж по трассе. Но опасался, как выяснилось, практически напрасно. Мне знакома эта своеобразная управляемость по ГАЗовским машинам, на «Патриоте» она гораздо менее «проблемная», поэтому я привык к ней всего за пару часов. У тех, кому работа таких рулевых механизмов не знакома, на это может уйти пара дней. Вряд ли больше.

Добавим здесь, что в ходе обновления «Патриот» обзавелся стабилизатором поперечной устойчивости в задней подвеске. Стала ли управляемость от этого лучше, я сказать не могу, так как не ездил на версиях без этого стабилизатора. Но знаю, что опытные владельцы этих автомобилей предпочитают… сразу демонтировать эту штангу, и я их понимаю. Дело в том, что она огибает картер заднего моста, образуя «петлю», готовую зацепиться за что-нибудь на бездорожье. Взглянув под автомобиль, немедленно понимаешь, что это вполне реальная ситуация. Впрочем, создатели обновленной версии считают такое решение прогрессивным, так как оно оправдывает рекламный лозунг обновленного UAZ Patriot: «Создан для бездорожья, обновлен для города».

Итак, на шоссе автомобиль можно вести вполне уверенно и не особо напрягаясь по поводу курсовой устойчивости. Тем более, что с набором скорости она, в общем-то, улучшается. Ну, точь-в-точь как на «Соболе»: даже при отчаянно люфтящем рулевом механизме стоило «поймать» нужное взаиморасположение его деталей - и автомобиль начинал двигаться по трассе с уверенностью океанского супертанкера. Но, разумеется, до первого же движения рулем… С какой же скоростью может идти по шоссе «Патриот»? Смело рассчитывайте и на 100, и на 120, и даже на 130 км/ч, он это действительно МОЖЕТ. Правда, шум в салоне уже при «сотне» начинает давить на уши, а при скоростях за 120 км/ч бензин в буквальном смысле вылетает в выхлопную трубу.

Что до пассажиров, то они не испытывают большого дискомфорта. Разумеется, этот автомобиль и жестковат, и шумноват, но пожалуются на это, разве что, откровенные неженки. Остальным его комфорт покажется хоть и относительным, но приемлемым. Подушка заднего сиденья низковата, в дальней дороге от не слишком удобной посадки можно устать. Зато потолок высоко, и при подскоке на неровностях нет риска пробить в нем дырку макушкой.

На разбитых местных дорогах, а также на грунтовках эта опасность возрастает. «Валить» здесь не получится, даже если ехать в одиночку. Автомобиль нещадно бросает в разные стороны на неровностях и в колеях, и спровоцировать занос задних колес - пустяковое дело! Особенно принимая во внимание «длиннющий» и крайне неинформативный руль. Чуть зазевался, и внедорожник оказался в буквальном смысле поперек дороги, а то и зацепил бруствер снега на обочине. Удержать его непросто. Подключение переднего моста улучшает ситуацию на раскисших грунтовках, однако не на сто процентов. На спусках надо стараться тормозить двигателем.

Описывать поведение «Патриота» на бездорожье несколько затруднительно. Дело в том, что одинаковых (или, если хотите, стандартизованных) условий для проверки полного привода просто не существует. Автомобиль уверенно движется по снежной целине глубиной в четверть метра? Где-то да, а где-то, может быть, и нет: смотря какова плотность снега, что под ним, какие шины. В условиях нашего теста «Патриот» уверенно «вспахивал целину» при околонулевой температуре воздуха. Снег был влажным, тяжелым, но перемежался участками прошлогодней высокой травы. Шины - «Кама-221», кстати, весьма относительно зимние: значок в виде снежинки присутствует, но шашки протектора не расчленены мелкими прорезями-ламелями. Для снега такого протектора хватает, на льду же и на раскатанных поверхностях он очевидно бессилен.

Полный привод на обновленном «Патриоте» включается не рычагом, а поворотом шайбы-селектора. Для включения режима 4Н достаточно просто повернуть шайбу до нужного положения, даже на ходу, но на небольшой скорости. Выходить из автомобиля и вручную включать колесные муфты-хабы специальным ключом теперь не требуется: они подключены постоянно. Как выяснилось, многие водители «Патриотов» с новыми муфтами задумываются об установке отключаемых устройств, и вот почему: при движении по трассе это дает литровую, а то и полуторалитровую экономию топлива (на каждую сотню километров). Прямо скажем, заманчивый эффект! Но, как выяснилось, у этой экономии есть и обратная сторона. При отключении хабов перестает вращаться передний карданный вал, и это ведет… к его преждевременному износу: не задействованный, он начинает вибрировать, на неровностях испытывать перемещения по вертикали, и всё это вместе сокращает срок его службы быстрее, чем постоянное вращение. Есть мнение, что именно поэтому на заводе и было принято решение применить неотключаемые хабы: чтобы не было слишком много обращений по гарантии, с просьбами заменить люфтящий передний кардан. Кстати, сообщим о еще одной «фишке» обновленного «Патриота»: на нем теперь применены необслуживаемые карданные валы, их соединения больше не требуется шприцевать после проезда любой лужи.

Городской расход топлива во время теста составил около 16 л на 100 км. На трассе при скоростях 120-130 км/ч бортовой компьютер в режиме мгновенного расхода выдает то 14-15, то 17-19 л «на сотню». Однако в среднем вышло менее 13 л. В более спокойном режиме движения (90-100 км/ч) расход составляет примерно 9,3 л на «сотню», даже меньше паспортного!

Алгоритм включения понижающей передачи таков. Следует полностью остановить автомобиль. Установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Повернуть селектор в положение 4L и «прожать» его по часовой стрелке до упора (нефиксируемое положение). Подержать так около пяти секунд, в течение которых на панели приборов должен загореться соответствующий символ. Всё, готово, можете чувствовать себя танкистом.

Впрочем, надо сказать, «понижение» не особенно-то и чувствуется, даже несмотря на то, что передаточное число «понижайки» увеличено до 2,542 (для сравнения, у Chevrolet TrailBlazer оно составляет 2,62, у SsangYong и Great Wall 2,48, у «Шевроле Нивы» 2,135). А вот что чувствуется, так это изменение реакции автомобиля на нажатие педали «газа». ТАКОГО «прыжка» вперед не ожидаешь, и лучше быть к нему готовым, особенно если в трудной ситуации требуется всего-лишь чуть-чуть «подвинуть» автомобиль.

В ходе наших внедорожных экспериментов мы ни разу не наблюдали ни случаев невключения полноприводных режимов, ни их самопроизвольного выключения. Равно как не возникло претензий к работе всего остального оборудования тестового «Патриота». Исключение - наружные ручки дверей, работающие по принципу «наоборот»: чем сильнее за них дергаешь, тем хуже они срабатывают. Все двери захлопывались плотно и без особых усилий (хотя по-прежнему с «жестяным» звуком). Интересно, что и на диагонально вывешенном автомобиле его пассажирские двери, а также огромная «калитка» багажного отделения открылись и закрылись легко. Значит, рама, на которой установлен кузов, стала жестче. Хотя, если посмотреть на нее снизу, большого количества поперечин не наблюдается, а те, что есть, не впечатляют фундаментальностью. Замеры дорожного просвета показали, что под картером заднего моста - целых 250 мм, под картером переднего - 220 мм. Это больше официальных цифр, хотя тестовый автомобиль не был «лифтован». Неточность замеров тоже вряд ли возможна: они проводились на асфальте.

Семья дает «добро»

Меньше чем за неделю мои домочадцы откровенно сроднились с «Париотом». Мы не смогли привыкнуть только к своеобразному «поведению» наружных дверных ручек (просто потому что не знали их секрета). В остальном, автомобиль устроил нас полностью. Конечно, комфорт в нем далеко не «корейский», но, с другой стороны, и не «грузовой», которого я опасался. Понравились оснащение версии Limited (подогрев всей площади ветрового стекла, кондиционер, дополнительный отопитель и подогрев заднего ряда сидений, мультимедиасистема), а также огромный объем багажника. Управляемость? Да, немного не «женская», хотя, надо сказать, жена тоже справилась с этим автомобилем на раскисшей грунтовой дороге, хотя до этого была знакома всего лишь с легковой моделью, на которой училась ездить в автошколе.

Так что на приобретение «Патриота» в качестве автомобиля для путешествий и рыбалки она теперь однозначно согласна. Впрочем, пока с этим можно не спешить и подождать год-другой, за которые, надеемся, популярный российский внедорожник обзаведется, наконец, СОВРЕМЕННЫМ рулевым механизмом. Честно говоря, я желал бы его установки больше, чем электронной системы стабилизации, которая точно должна появиться уже при следующем обновлении. А еще в 2017-м году «Патриот» планируется начать оснащать подушкой безопасности водителя и «автоматом». Интересно бы узнать, каким…

Одним из главных событий в отечественном автопроме в 2016 году явился запуск производства рестайлинговой версии УАЗа «Патриот». Стал ли обновленный ульяновский внедорожник удобнее для водителя, как он едет и не растерял ли в результате «подтяжки лица» свои способности там, где кончается нормальная дорога? «Движок» выяснял это на горных перевалах Армении.

Нововведений в обновленном «Патриоте» , напомним, набралось столько, что иные западные производители назвали бы такой автомобиль «полностью новым». Внедорожник получил (загибаем пальцы): новые радиаторную решетку и головную оптику, трехспицевое рулевое колесо «легкового» дизайна, рулевую колонку с регулировками по углу наклона и вылету, иные подрулевые переключатели, более эргономичный блок управления светом, фронтальные подушки безопасности, передние ремни безопасности с преднатяжителем и ограничителем усилия, новый отопитель с климат-контролем, измененную панель приборов с белой подсветкой, ESP и единый топливный бак.

Причем руль на обновленном «Патриоте» не только регулируется по высоте и вылету, но и имеет электрообогрев. И не «локальный» (в местах хвата), а по всему ободу. А еще есть круиз-контроль, мультимедийная система с сенсорным экраном и «навигацией», камера заднего вида, передние и задние датчики парковки. Кроме того, уазовский внедорожник получил улучшенную шумоизоляцию.

Все эти «эволюционные преобразования», по словам директора научно-технического центра УАЗа Евгения Галкина, призваны продемонстрировать потенциальным покупателям, что «Патриот» способен не только «выживать» в условиях сурового бездорожья, но и стать универсальным автомобилем на каждый день.

Отдельно директор НТЦ УАЗа высказался по поводу пресловутого единого топливного бака, ставшего к тому же пластиковым. Подобное нововведение многие фанаты «Патриота» восприняли в штыки и даже написали в адрес руководства УАЗа целую петицию с требованием вернуть все как было, так как новый бак, по их мнению, стал чересчур уязвимым на бездорожье.

«Просвет между нижней частью нового бака и поверхностью дороги составляет 325 мм. Мне сложно представить себе то бревно или камень, на которые нужно наехать, чтобы потом „опереться“ на них баком, не повредив при этом другие важные части автомобиля. Этого не дадут сделать хотя бы передний и задний свесы», — заявил в рамках презентации обновленного «Патриота» Евгений Галкин и посулил «специальный приз» тому из журналистов, кто все же умудрится «посадить» автомобиль подобным образом.

Глаза у многих тут же загорелись, но сделать это не удалось в итоге никому. Хотя совсем уж сурового бездорожья на тестовом маршруте было минимум. Зато удалось проверить рестайлинговый «Патриот» и в городе, и на трассе, и на горных серпантинах, и на разбитых грунтовках, и там, где дорога — понятие весьма условное и представляет собой накатанную другими «уазиками» тропу.


Салон обновленного «Патриота» с первого взгляда производит вполне благоприятное впечатление. Новая приборная панель приятна для глаз и предельно информативна: ничего лишнего; а ее белая подсветка — однозначный плюс. Пластик в салоне хоть и жесткий, зато не выглядит дешевым; кроме того, он не маркий: вся грязь с него счищается на раз-два — самое то для внедорожника. А главное — новая передняя панель оказалась «неразговорчивой»: сколько ни гоняли мы автомобиль по каменистым армянским грунтовкам, ни один «сверчок» так и не дал о себе знать.

Благодаря регулировкам рулевой колонки в двух плоскостях и сиденья по высоте за рулем рестайлингового «Патриота» без проблем устроится и баскетболист, и щуплый «метр с кепкой». При этом позади первого вполне вольготно усаживается пассажир ростом выше среднего. А сзади еще и под 650-литровый багажник место остается.


Картина, говорите, получается подозрительно благостной? Вот вам недостатки. Прежде всего, хотелось бы расширить диапазон продольной регулировки водительского сиденья: мне с моим ростом 193 см хотелось «отъехать» чуть подальше, чтобы ноги были не так сильно согнуты в коленях.

Есть и еще ряд проколов по части эргономики. Во-первых, неудачно скомпонован педальный узел: педаль газа вплотную притиснута к центральному тоннелю, а педаль тормоза расположена настолько выше акселератора, что, для того чтобы чуть притормозить в потоке, нужно сделать слишком уж размашистое движение правой ступней.


Во-вторых, в нижнем положении водительского кресла рычаг его микролифта встает «в распорку» между подушкой сиденья и пластиковым карманом на передней двери. Кроме того, за три дня теста нам так и не удалось «въехать» в логику работы уазовского климат-контроля и сделать так, чтобы и седокам было комфортно, и боковые стекла не запотевали.

Однако в целом, на фоне другого популярного отечественного внедорожника — Lada 4x4 Urban 5-door (который, напомним, был у нас на длительном тесте минувшей осенью), обновленный «Патриот» внутри воспринимается практически как иномарка. Да и на ходу он отторжения не вызывает, легко позволяя седокам общаться не повышая голоса.

Но это с точки зрения пассажира. Водителю же к норову «Патриота» нужно привыкать. Великоватый по диаметру руль информативностью в поворотах, мягко говоря, не блещет: о том, что происходит с управляемыми колесами, больше «расскажет» вестибулярный аппарат, нежели изменение усилия на «баранке». Не расслабишься и на прямой: автомобиль требует постоянных подруливаний, но прежде чем он примет команду к исполнению, необходимо выбрать довольно большой свободный ход рулевого колеса.

Но удивительное дело: свыкнувшись с реакциями машины и перестроив мозги с привычных легковушек на рамный вездеход с неразрезными мостами, к обновленному «Патриоту» довольно быстро адаптируешься и едешь вполне расслабленно.


Главное — не лениться активно работать рычагом коробки передач. Благо, хоть ходы рычага и длинноваты, зато передачи включаются легко и четко. Впрочем, без ложки дегтя не обошлось и здесь: рычаг постоянно вибрирует в руке, а третья передача на тестовом «Патриоте» включалась с неприятным скрежетом.

Но даже если безостановочно «перещелкивать» передачи, в современный динамичный поток «Патриот» с 2,7-литровым бензиновым двигателем мощностью 135 л. с. вписывается с трудом. На пик момента в 217 Нм мотор выходит лишь при 3900 об/мин, выкручивать же его до таких оборотов, во-первых, некомфортно (двигатель в таких режимах уже ощутимо «давит на уши»), а во-вторых, сам процесс в любом случае происходит небыстро. На затяжных подъемах мотору приходится совсем тяжко: он то и дело требует третью, а в горах — и вовсе вторую.

Плавность хода обновленного «Патриота» своеобразна и характерна для внедорожников на неразрезных мостах: на неровностях автомобиль потряхивает, но никакого дискомфорта это не вызывает, а лишь информирует седоков о том, что покрытие перестало быть гладким. Там же, где заканчивается более-менее нормальная дорога, «Патриот», кажется, только начинает дышать полной грудью.

По испещренной рытвинами и ухабами каменистой грунтовке можно... даже не ехать, а «валить на все деньги», включая на прямых участках третью, а то и четвертую передачу. При этом руль из рук не вырывается, а шумы в салоне не становятся критичными. Упомянутые же «сверчки» не просыпаются и здесь.

О внедорожных способностях обновленного «Патриота» можно сказать просто: они ограничены практически исключительно квалификацией водителя. Короткие свесы, клиренс в 210 мм (до мостов), понижающая передача и опциональная блокировка заднего дифференциала (ее можно заказать на все версии «Патриота», включая базовую) позволят проехать там, где теоретически способен пройти автомобиль.

И уж всяко он проедет дальше, чем подавляющее большинство «облагороженных» современных внедорожников, именуемых таковыми зачастую лишь по инерции. За трактором бежать придется далеко. В рамках нашего теста рестайлинговый «Патриот» с легкостью карабкался по горам, мало обращая внимание на камни, броды и скользкое покрытие на подъемах, и как рыба в воде чувствовал себя в грязевой колее.

Каков итог?

Заявленная цель, с которой ульяновцы модернизировали «Патриот», кажется достигнутой: автомобиль и впрямь стал более универсальным и, не растеряв своих внедорожных качеств, повернулся лицом к горожанам. Его теперь можно рекомендовать не только охотникам и рыбакам, но и, скажем, дачнику, перед которым остро стоит проблема двух последних километров пути от дома до дачного поселка.

Вопрос лишь в том, насколько обновленный автомобиль окажется надежен. Дореформенный «Патриот» имел в этом смысле неважную репутацию. Представители завода заявляют, что отслеживают отзывы о «Патриоте» и практически постоянно улучшают его конструкцию. В частности, не так давно поменяли «проблемный» натяжитель приводного ремня.

Другой вопрос — цена. Тут, как говорится, если стоите, лучше сядьте: тестовый «Патриот» (он у нас был в самой навороченной комплектации) стоит, без учета спецпредложений, 1 млн 30 тыс. рублей.

Впрочем, учитывая, что за те же деньги нынче доступны разве что кроссоверы (и то зачастую даже без полного привода), прямых конкурентов у «Патриота» по-прежнему нет. Однако встает вопрос необходимых возможностей машины: за такую сумму противовесом проходимости и размерам оказывается надежность, комфорт и динамика иномарок.

Так или иначе, главное, чтобы подобная ситуация не стала для завода поводом почивать на лаврах и перестать модернизировать «Патриот». Поскольку направление этой модернизации, похоже, выбрано верное.

Новое на сайте

>

Самое популярное