Домой Стойка Правила поведения водителя на дороге. Должностная инструкция водителя транспортного средства Показать действующие инструкции водителей на предприятии

Правила поведения водителя на дороге. Должностная инструкция водителя транспортного средства Показать действующие инструкции водителей на предприятии

Не для кого давно не секрет, что в нашей повседневной жизни мы часто игнорируем правила дорожного движения, хотя и знаем, что от их выполнения или невыполнения зависит не только жизнь окружающих нас людей, но и наша собственная.

Это непростительная ошибка , но если у них, по крайней мере, некоторые действия доведены до автоматизма, то о новичках в таких случаях и упоминать страшно.

В этой статье предлагаем напомнить вам о всего лишь восьми основных правилах водителя, которые ни в коем случае не должны игнорироваться независимо ни от срочности и важности дел, ни от стажа вождения, ни от времени суток, ни от места действия. Кроме всего прочего, хотелось бы снабдить вас некоторыми советами, которые наверняка будут способствовать более уверенному, спокойному, грамотному и безопасному управлению вашим автомобилем.

Основные правила поведения водителя на дороге

1. Бесспорно, самое страшное, что может случиться на дороге – это смерть одного из участников дорожно-транспортного происшествия. Если трагедия произойдет по вине водителя, то его жизнь в одну минуту может превратиться, без преувеличения сказать, в ад. Именно поэтому следует быть особо внимательным и обязательно снижать скорость, подъезжая к пешеходным переходам. Если пешеход уже готов перейти улицу и стоит на «зебре», согласно правилам дорожного движения, водитель обязан его пропустить. Но ведь часто происходит и так, что человек переходит дорогу в неположенном месте. Как же поступить в этом случае? Большинство водителей начинает разъяренно сигналить и мигать дальним светом, что, скорее всего, поселит панику в горе-пешехода, усугубив тем самым ситуацию. Но есть другое от греха подальше.

2. Тем, кто еще помнит свои , при упоминании о двойной сплошной на ум наверняка приходит сразу же слово «стена». Ведь именно так ее и называют преподаватели, стремясь донести до будущих водителей, что развороты в таких местах запрещены, а риск столкнутся с автомобилем, двигающимся по встречной, очень велик. Т.е. запоминаем важное правило водителя: как сильно вы не спешите, выезжать за двойную сплошную линию разметки запрещено, как и разворачиваться на пешеходных переходах или железнодорожных переездах, внутри тоннелей, на мостах, в тех местах, где останавливаются маршрутные транспортные средства или там, где видимость дороги в одном направлении менее 100 метров.

3. В пределах населенных пунктов недопустимо превышать отметку скорости в 60 км/ч, на территории дворов и в жилых зонах все, что вы можете себе позволить – это 20 км/ч. Если вы выезжаете из населенного пункта на легковом автомобиле или грузовике (при условии, что его разрешенная масса не превышает 3.5т) разогнаться допустимо и до 90 км/ч, а на автомагистралях до 110 км/ч. Согласно печальной статистике, виновником большинства автотранспортных происшествий становится именно превышение скорости.

4. Красный цвет – это тот цвет, который способен привлечь внимание. Вы должны на всю жизнь запомнить правила водителя, что если вы цените свою жизнь, следуйте указаниям светофора. Очень часто случается так, что беспечно человек едет на красный, зная, что на его автомобиле крутые госномера, а в записной книжке имеются все необходимые телефонные номера нужных чиновников. Возможно… Но задумайтесь хотя бы на минуту спасет ли это вас от 15-тонного «КАМАЗа».

5. Ездить впритык к едущему впереди транспорту образуя своеобразный паровозик – очень опасно. Даже если у вас настолько крутой автомобиль, что обязательно будет оказывать своим внешним видом психологическое давление на всех остальных, все равно лучше не рисковать. – Дешевле выйдет.

6. У некоторых современных водителей просто-таки талант припарковаться так, чтобы обязательно за ним встала вся улица. Знаки «Остановка запрещена» обычно не устанавливаются без особой необходимости. Из-за машин, оставленных в недозволенном месте, образуются огромнейшие пробки. А представьте, что вы будете в эту минуту не за рулем собственного авто, а по дороге в больницу, когда не дай Бог, вам или кому-то из ваших близких угрожает опасность, а добраться до места, где окажут помощь, просто невозможно.

7. Наши водители разделяются на тех, которые, видимо, экономят лампочки, поэтому ездят с включенными «габаритами» и тех, которые всеми правдами и неправдами пытаются обратить на себя внимание, поэтому ездят с включенными не только фарами, но и противотуманками даже в ясный солнечный день. И это все происходит несмотря на то, что существуют четкие правила, регламентирующие действия в этих ситуациях. Запомните главное, — ближний свет мы включаем ночью и при возникновении условий с ограниченной видимостью, габаритные же огни необходимы на стоянке, ближний свет фар (или ) — во время движения.

8. Нет необходимости еще раз напоминать правила проезда через перекресток, т.к. конечно же, все водители в состоянии отличить второстепенную дорогу от главной, и зеленый сигнал светофора от красного. Но существует одно правило, которое очень часто игнорируется. А зря, ведь именно пренебрежение ним, в конечном счете, будет стоить нам, как правило, времени и нервов. Правило водителя на самом деле простое: если ты видишь, что никак не успеешь проехать перекресток на зеленый сигнал светофора, лучше вообще не выезжай.

На наших дорогах бывает порой очень трудно разобраться с дорожной разметкой. Не секрет, что частенько бывает так, что рисуют ее неправильно, и приводит она в никуда, а дорожные службы совсем не торопятся ее перелиновывать. В этой ситуации остается одно правило водителя – высматривайте. Несмотря на поздний вечер или отвратительную погоду, пытайтесь рассмотреть то, что нарисовано на асфальте. Нарушение правил дорожной разметки является серьезным правонарушением и поэтому сурово карается.

Еще одним из правил водителя, как общепринятых, так и узаконенных, является правило о том, чтобы не создавать помех при движении. Сложнее всего, конечно же, . Хотя на деле все просто. – Нужно постараться добиться плавности при вождении, не совершая никаких резких метаний, движений, смены курса или смены скорости. Чтобы не создавать опасных ситуаций на дороге для всех участников дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, важно быть предсказуемым.

Как вы сами видите, ничего сложного в соблюдении этих простых правил водителя нет, а внимательность, вежливость и соблюдение правил дорожного движения сослужат вам добрую службу.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя "правильный" режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрено , которое содержит информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:

Приступим.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы .

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени . Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени . Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

Рабочее время водителя

Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя :

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, здесь перечислены 10 различных пунктов. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени .

Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на , время перерывов для отдыха, время, когда автомобилем управляет второй водитель и т.д.

Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.

Еще одно важное замечание. Время охраны груза может засчитываться в рабочее время не полностью (однако засчитываться должны не менее 30 процентов).

Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов. Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час. В этом случае общая продолжительность рабочего дня составит 10 часов.

Обратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени. Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к. время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.

То же самое касается и времени присутствия водителя на рабочем месте , когда он не управляет автомобилем (если в рейс отправляются одновременно 2 водителя). Это время засчитывается в рабочее, причем не менее 50 процентов.

Ежедневный учет рабочего времени

При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.

Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени - более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца. В некоторых случаях общее рабочее время может рассчитываться в течение сезона:

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов .

Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов :

  • При осуществлении междугородной перевозки, чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха.
  • Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  • Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях.

Разделение рабочего времени для водителей автобусов

Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя городского автобуса:

Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Ненормированный рабочий день

Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

Время управления автомобилем

Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.

Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов .

Кроме того, при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов максимальное время управления автомобилем не должно превышать 8 часов .

Также есть 2 ситуации, в которых время управления автомобилем может быть увеличено :

  • До 10 часов при суммированном учете рабочего времени не более 2-х раз в неделю. При этом за календарную неделю у водителя должно быть не более 56 часов управления автомобилем, а за 2 недели - не более 90 часов.
  • При управлении городскими и пригородными автобусами допускается ведение суммированного учета времени управления автобусом.

Таким образом, у водителей городских и пригородных автобусов могут быть самые загруженные рабочие дни, т.к. верхнего предела по времени управления автобусом для них не установлено.

Например, при продолжительности рабочего дня 12 часов, время управления автобусом может составлять 11 часов.

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям .

Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Исключения для водителей

Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • занятых на международных перевозках;
  • работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Удачи на дорогах!

Удачи на дорогах!

Водитель работает на топливозаправщике в аэропорту. Рабочая неделя составляет 36 часов (пятидневка). Работать иногда приходится и в выходные оба дня (за двойную оплату).Т.е получается: водитель работает 5 дней, потом работает 2 выходных, потом работает 5 дней и отдыхает 2 дня. При это водитель не каждый день выезжает на машине, т.е он может два дня ездить, а два дня быть на базе невыездным. Является такой график нарушением? Как быть если невозможно установить конкретные промежутки работы и перерывов на отдых и питание, т.к. заправка воздушных судов может потребоваться в любой момент?

Юрий :

1. Выбран ежедневный или суммированный учет рабочего времени?

2. В плане обеда важны не теоретические графики, а фактическое предоставление перерыва. Мало кто из водителей может остановиться ровно в 13:00 и ровно до 14:00 обедать. Главное - чтобы по факту обеденные перерывы были в каждый рабочий день, имели необходимую продолжительность и были внесены в тахограф.

Удачи на дорогах!

Максим, выбран ежедневный учет

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

То есть, если водитель согласен (письменно), то он может работать в выходные дни, установленные графиком. Это не будет нарушением.

Удачи на дорогах!

Максим , как быть с выходными днями. Допустим водитель работает пять дней (пн-пт), потом за оплату выходные (сб и вс), потом опять пять дней и отдыхает (сб и вс). Является такой график нарушением? Ведь работодатель должен предоставить еженедельный отдых работнику, хотя бы один день

Юрий , в данном случае есть изначально составленный график (пятидневный). В нем присутствуют необходимые дни для еженедельного непрерывного отдыха. То есть график составлен без нарушения.

После этого водителю предлагается работа в выходной день и только если водитель согласен (письменно), то он выходит на работу. Об этом говорит пункт 28, приведенный выше. То есть сам график соответствует требованиям и работа в выходные дни допускается.

В случае необходимости Вы можете составить график с суммированным учетом рабочего времени.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

То есть, если в месяце 4 недели, то за месяц должно быть 4 выходных дня или больше.

Удачи на дорогах!

Евгений-319

Добрый день!!! У меня вопрос такой. Какой должен быть график если водитель выходит на смену в 6.00 и после этого на протяжении делает 4 рейса по 2,5 часа в каждую сторону без перерыва на обед,то есть с разворотом и так каждый день на протяжении 8 дней,а ему дают только 2 выходных. Какой должен быть в целом график труда и отдыха при таком движение!?! Общий ежедневный пробег 760-780 км.в день

Александр-849

Все это расходится с реальностью. Пример: гружусь в Астраханской области помидорами, для того что бы пройти Волгоград под знаки не нарушая ПДД должен простоять непонятно где до 22:00 то есть на сороконоадусной жаре, естественно спать или отдыхать никак не получиться, в КАМАЗе стоять на солнцепёке то ещё удовольствие, дальше приходиться выходить в рейс ночью, и пилить всю ночь. Затем нужно делать остановки что бы соблюсти режим труда и отдыха. И может быть через три дня я приведу фуру с помидорами в Москву.... Точнее гнилой вонючий томат. Вопрос тот который пропихивал этот закон вообще понимает что такое грузоперевозки????? Как можно законодательно поставить в КамАЗ 1991 выпуска тахограф????? Выдержит проводка????? Это согласовано с конструкторской группой этого автомобиля??? Почему я, человек со средним специальным образованием и работающий всю свою жизнь на грузовых машинах это понимаю, а сидящие в Госдуме с тремя высшими этого не понимают?? Вывод,все это устроено что бы плодить коррупцию... Каким пунктом ПДД регламентировано что сотрудник ГИБДД имеет право проверить у меня тахограф??? А каждый второй с умным видом спрашивает у меня наличие тахографа... Хотя он тахограф от старой магнитолы не отличает.

Добрый день! Подскажите, если я нанимаю автомобиль у сторонней организации для доставки сотрудников в командировку, и мой сотрудник должен вернуться этими же сутками, а расстояние составляет от 900 до 1200 км. в обе стороны, то как должен отдыхать водитель? Я так понимаю, что я считаю его рабочий день с момента предоставления мне услуги? А если он до этого времени еще какое то время ездил?

Андрей-277

Здравствуйте Максим! Возник вопрос по 15 приказу а именно пункт 25 "Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха." Какой именно недели календарной или рабочей, которая отличается от календарной, тем что может начинаться в любой день недели и только после еженедельного отдыха.

tanyaps60 , здравствуйте.

Время управления автомобилем 0,5 + 4 + 2 + 2 + 0,25 = 8,75 часа.

У Вас в графике не предусмотрено время для отдыха и питания (обеда). Оно должно быть не менее 30 минут.

Общее рабочее время 0,25 + 0,5 + 3 + 4 + 0,25 + 2 + 0,25 + 2 + 0,25 + 0,25 = 12,75 часа

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

В Вашем случае продолжительность рабочего дня слишком большая. Рекомендую изучить текст , чтобы составить график в соответствии с ним.

Удачи на дорогах!

vic2006 , здравствуйте.

Про сверхурочную работу:

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов , за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

В любом случае сверхурочную работу нужно оформлять отдельным приказом или иным документом.

Также имейте в виду, что 12 часов - это не время управления автомобилем, а общая продолжительность рабочего дня. Время управления автомобилем всегда меньше.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте я водитель городского автобуса, за рулём с 05:00 утра до 22:30 по 17 часов, день через день.в неделю больше 60 часов, скажите это законно

Добрый вечер. Графики работы у Вас в организации составляются? Вы в них расписываетесь?

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

I. Общие положения

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

III. Время отдыха

25......При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Идет добавление комментария

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя автобуса, образец 2019 года. Должностная инструкция водителя автобуса должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

В должностной инструкции водителя автобуса должны быть отражены следующие пункты:

1. Общие положения водителя автобуса

1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

2. Должностные обязанности водителя автобуса

Водитель автобуса обязан:

2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.

2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.

2.5. Перед выходом на маршрут проверить:

  • внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • наличие и состояние указателей маршрута.

2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.

2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.

2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.

2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.

2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.

2.11. Водитель автобуса на линии обязан:

  • иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.

2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.
  • на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

2.27. По прибытию автобуса в парк:

  • проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.

3. Права водителя автобуса

Водитель автобуса имеет право:

3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

  • на городских маршрутах ± 5 минут;
  • на пригородных маршрутах ± 7 минут;
  • на междугородных маршрутах ± 10 минут;
  • на международных маршрутах ± 30 минут;

3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.

3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.

3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.

3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.

3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.

3.13. Водителю строго запрещается:

  • производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
  • передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
  • передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
  • во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
  • осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах - свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
  • совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
  • изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
  • получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
  • производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
  • оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
  • курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
  • развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;
  • проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.

Примерная форма должностной инструкция водителя автобуса - образец 2019 года. Должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

05.09.2019

Каждый трудоустроенный гражданин должен владеть необходимыми знаниями по теме охраны труда на предприятии.

Особое внимание при этом уделяется сотрудникам, деятельность которых обусловлена повышенной опасностью.

Таковыми являются водители автомобильного транспорта.

Взаимодействие с транспортным средством всегда представляет собой риск возникновения несчастных случаев, поэтому работники данной категории должны быть осведомлены о требованиях, выдвигаемых по отношению к охране труда.

Новые правила ОТ на автомобильном транспорте в РФ

Действующим на данный момент времени Трудовым Законодательством РФ установлены правила, которые должны применяться по отношению к охране труда сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией автомобильного транспорта.

Согласно нормативной документации, в обязанности работодателя входит:

Непосредственное содержание правил должно включать в себя информацию следующего характера:

  • требования охраны труда, выдвигаемые по отношению к организации процессу выполнения работ;
  • требования ОТ, выдвигаемые территориям производственного назначения и рабочим местам;
  • требования ОТ, обязательные к соблюдению при использовании автомобильного транспорта — порядок запуска двигателя автомобилей, технология проезда по опасным участкам и др.;
  • требования охраны труда, касающиеся размещения и хранения различных комплектующих элементов и отходов производства.

Работодатель обязан вести контроль над исполнением водителями правил охраны труда. В свою очередь, ответственными органами контролируется деятельность руководства фирмы.

При выявлении нарушений специалисты Федеральных служб могут привлечь руководителя компании к ответственности.

Важно учесть, что работать на должности водителя могут только граждане, подходящие под определенные условия:

  • возраст старше 18-ти лет;
  • наличие действующего документа, согласно которому подтверждается, что состояние здоровья трудящегося позволяет ему работать водителем;
  • наличие действующего водительского удостоверения с допуском к вождению автомобиля необходимой категории;

Также специалист должен быть ознакомлен с информацией соответствующей Инструкции по охране труда, которые также проводятся в определенное время с определенной периодичностью.

Инструктажи с лицами, которые управляют грузовыми и легковыми автомобилями

С каждым сотрудником, вне зависимости от специфики и направления его деятельности, проводятся различные .

В случае с водителями различают следующие типы обязательных инструктажей:

В качестве оснований для его проведения выступает приказ Минтранса №7 и межотраслевые правила 007-2003.

Инструктированию такого характера подлежат все сотрудники, которые занимают должность водителя. Не имеет значения опыт работы, профессиональная категория и другие сопутствующие факторы.

Инструкция включает в себя следующие моменты:

  1. Первичный.

Место его проведения — непосредственное рабочее место сотрудника. По содержанию инструктаж такого характера также как и в предыдущем случае, включает в себя информацию общего типа.

Сотрудник ознакамливается со сведениями, касающимися техники безопасности и безопасности дорожного движения.

Проведением инструктажа занимается лицо, назначенное ответственным за осуществление подобных действий. Время инструктирования — первый рабочий день.

  1. Повторный.

Основывается на повторном ознакомлении водителя со сведениями, указанными в первичном инструктаже. Периодичность проведения в данном случае — ежеквартально.

Проводится с работниками в определенных ситуациях. Таковыми являются:

  • первичная отправка водителя на новый маршрут;
  • перевозка детей;
  • перевозка грузов — опасных, крупногабаритных и тяжеловесных.

Время проведения — весенне-летний и осенне-зимний периоды. Суть инструктажей — ознакомление сотрудников с особенностями погодных условий и технологией эксплуатации транспортных средств в данных временных промежутках.

Проводится при появлении необходимости срочного ознакомления сотрудников с какой-либо информацией.

Должностная инструкция водителя автомобиля регламентирует рабочие отношения. Она определяет порядок подчинения сотрудника, правила занятия и освобождения его от должности, требования к образованию, знаниям, навыкам. Документ содержит перечень прав, функциональных обязанностей, видов ответственности водителя.

Документ подготавливается начальником подразделения организации. Утверждается директором учреждения.

Предоставленную ниже типовую форму можно использовать при составлении должностной инструкции водителя грузового, легкового автомобиля, автобуса, персонального, личного водителя, экспедитора и т.п. Ряд положений документа могут отличаться в зависимости от специализации работника.

Образец типовой должностной инструкции водителя автомобиля

І. Общие положения

1. Водитель автомобиля принадлежит к категории «технические исполнители».

2. Водитель автомобиля непосредственно подчиняется начальнику структурного подразделения/генеральному директору.

3. В период отсутствия водителя автомобиля его функциональные обязанности, ответственность, права возлагаются на иное должностное лицо, о чем сообщается в приказе по учреждению.

4. На должность водителя автомобиля назначается лицо, имеющее права категории «В»/«С»/«D» и стаж вождения не менее двух лет.

5. Назначение и освобождение от должности водителя автомобиля производится приказом генерального директора учреждения.

6. Водитель автомобиля руководствуется в своей деятельности:

  • данной должностной инструкцией;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • Уставом учреждения;
  • распоряжениями непосредственного начальника;
  • законодательными актами РФ;
  • методическими материалами ведения деятельности;
  • приказами, распоряжениями руководства;
  • руководящими, нормативными актами учреждения.

7. Водитель автомобиля должен знать:

  • общее устройство автомобиля;
  • основные технические характеристики агрегатов, устройство, назначение, принцип функционирования, обслуживания механизмов, приборов автомобиля;
  • причины, способы выявления, устранения неисправностей автомобиля, их последствия;
  • правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
  • правила осуществления технического обслуживания автомобилей;
  • постановления, законодательство, приказы, распоряжения, иные нормативные акты учреждения;
  • нормы содержания автомобиля, обслуживание салона, кузова, поддержания их в чистом, комфортном состоянии.

ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

Водитель автомобиля выполняет следующие должностные обязанности:

1. Способствует технически исправному состоянию вверенному ему автомобиля.

2. Своевременно подает автомобиль в заранее установленное место.

3. Управляет автомобилем, обеспечивая максимальную безопасность для здоровья, жизни пассажиров и иных участников дорожного движения.

4. Способствует сохранности автомобиля, имущества, расположенного в нем.

5. Оставляет автомобиль на парковке с включенной сигнализацией.

6. Блокирует все двери автомобиля во время движения, стоянки.

7. Наблюдает за техническим состоянием механизмов, агрегатов автомобиля.

8. Самостоятельно выполняет необходимые работы по обеспечению безопасной эксплуатации автомобиля, согласно инструкции.

9. Содержит агрегаты, механизмы, салон автомобиля в чистоте. Обрабатывает их предназначенными средствами ухода.

10. Регулярно проходит техническое обслуживание и ремонт автомобиля в сервисном центре.

11. Не употребляет вещества, снижающие внимание, скорость реакции, работоспособность.

12. Вносит информацию в транспортные листы: маршруты движения, преодоленные дистанции, расход горюче-смазочных материалов.

13. Изучает особенности маршрута движения перед выездом. Обсуждает его с непосредственным руководителем.

14. Выполняет поручения непосредственного начальника.

15. Оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке или в гараже после завершения рабочего дня.

16. Способствует сокращению непроизводительных расходов на содержание автомобиля.

17. Бережно и рационально использует вверенные ему материалы и технику.

18. Предоставляет установленную документацию в определенный срок.

19. Способствует сокращению простоев транспорта, нерационального использования моторесурсов автомобиля.

ІІІ. Права

Водитель автомобиля имеет право:

1. Предлагать изменения в маршруты движения.

2. Самостоятельно принимать решения в пределах собственной компетенции.

3. Получать сведения от подрядчиков о ходе ремонта или обслуживания автомобиля.

4. Получать консультации у специалистов по вопросам, выходящим за рамки компетенции водителя автомобиля.

5. Не выполнять функциональные обязанности при возникновении опасности для здоровья, жизни.

6. Сообщать руководству о выявленных недостатках в деятельности учреждения, направлять предложения по их устранению.

7. Требовать от руководства формирования нормальных условий для безопасного труда, выполнения своих должностных обязанностей.

8. Выдвигать предложения руководству по улучшению деятельности учреждения.

9. Коммуницировать с подразделениями учреждения по вопросам своей деятельности.

10. Получать от руководителей информацию о проектах в отношении своей деятельности.

11.Участвовать в образовательных мероприятиях, повышать собственную квалификацию.

ІV. Ответственность

Водитель автомобиля несет ответственность за:

1. Сохранность, работоспособность вверенного ему автомобиля, его узлов и механизмов.

2. Нарушение положений руководящих документов учреждения.

3. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

4. Причинение ущерба учреждению, ее сотрудникам, клиентам, государству, участникам дорожного движения.

5. Достоверность сведений в документации, направляемой руководству.

6. Нарушение положений трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, норм противопожарной защиты, техники безопасности.

7. Последствия самостоятельных действий, собственных решений.

8. Достоверность данных о техническом состоянии вверенного ему автомобиля.

9. Несвоевременное направление автомобиля на сервисное обслуживание и ремонт.

Водитель грузового автомобиля

Водитель грузового автомобиля управляет транспортным средством, отнесенным к соответствующей категории. Он буксирует прицепы установленного веса и габаритов.

Специфические функциональные обязанности водителя грузового автомобиля:

1. Соблюдение правил подачи автомобилей для загрузки, разгрузки.

2. Проверка соответствия укладки, крепления груза на автомобиле требованиям обеспечения сохранности груза и безопасности движения, автомобиля.

3. Контроль за соблюдением правил проведения погрузочно-разгрузочных работ, норм загрузки транспорта.

Водитель автобуса

Водитель автобуса перевозит пассажиров, соблюдает их безопасность во время движения, посадки, высадки из салона.

Специфические функциональные обязанности водителя автобуса:

1. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров.

2. Соблюдение расписания движения и маршрута.

3. Сообщение пассажирам о начале и завершении посадки.

Водитель-экспедитор

Водитель-экспедитор доставляет товары, материальные ценности, первичную документацию в установленные места. На него возлагается функция перемещения денежных средств.

Специфические функциональные обязанности водителя-экспедитора:

1. Получение товара со складов в соответствии с содержанием сопроводительных документов.

2. Проверка упаковки товаров, контроль правильности проведения погрузочно-разгрузочных работ, расположения, укладки грузов в автомобиле.

3. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей во время транспортировки.

4. Оформление документации о приеме, сдаче товаров.

Водитель-экспедитор выступает доверенным лицом организации в установленных случаях.

Новое на сайте

>

Самое популярное