Домой Ходовая Причины и признаки поломки ступицы колеса. Ступичный подшипник: проверка на неисправности Диагностика подшипника ступицы переднего колеса

Причины и признаки поломки ступицы колеса. Ступичный подшипник: проверка на неисправности Диагностика подшипника ступицы переднего колеса

Конструкция подвески автомобиля - это достаточно сложный технический узел. Его составляющие постоянно дорабатываются, меняются и усовершенствуются. Но неизменным элементом подвески любого автомобиля был и остаётся ступичный подшипник. Как проверить элемент и каковы причины его износа? Ответы на эти и многие другие вопросы - в нашей сегодняшней статье.

Назначение

Для чего нужен данный элемент? Ступичный подшипник служит для обеспечения равномерно вращения колес автомобиля. Таким образом, данный механизм является связующим звеном между осью автомобиля и ступицей, к которой крепится на болтах диск с покрышкой.

Деталь относится к подшипникам качения. Состоит из металлических колец, между которыми запрессовываются конические элементы. Последние отделяются от корпуса резиновым изолятором.

Ресурс

Стоит отметить, что ресурс у данного элемента может сильно отличаться. Но зачастую срок службы ступичного подшипника (как проверить его, рассмотрим далее) - около 150 тысяч километров. Деталь без проблем выхаживает 5 и более лет эксплуатации.

Что влияет на ресурс?

Ключевой фактор, влияющий на этот параметр - смазка. Она заложена внутри неразборного корпуса. Материал рассчитан на весь срок эксплуатации. Хотя на некоторых отечественных авто элемент может разбираться и обслуживаться. Ниже мы выделим несколько факторов, из-за которых подшипник ступицы выходит из строя:


Как проверить исправность ступичного подшипника? Сделать это можно несколькими способами. О каждом из них мы расскажем подробней.

Способ № 1

Этот метод предполагает проверку состояния элемента без его демонтажа. Более того, вам необязательно заезжать на подъемник или использовать специализированное оборудования. Как проверить подшипник? Суть способа предельно ясна. Необходимо разогнать машину до 70-80 километров в час и переключиться на «нейтраль». Далее нужно тщательно прислушаться к шумам работы подвески. Важно выбирать максимально ровный участок дороги, чтобы ходы подвески были минимальными. Если вы слышите какой-либо гул, это говорит о неисправности подшипника.

Также отметим, что этот гул поначалу может быть еле заметным. Но это говорит о том, что процесс разрушения обоймы уже начался, и он необратим. Со временем гул будет усиливаться. В конечном итоге он сопоставится с шумом работы реактивных турбин самолета. Но доводить элемент до такого состояния крайне опасно - деталь может заклинить в любую секунду.

Способ № 2

Как проверить задний ступичный подшипник и передний? Необязательно искать ровный полигон для этого. Можно загнать машину на подъемник. Далее руками следует взяться за верхнюю и нижнюю часть покрышки и немного пошатать ее в горизонтальной или вертикальной плоскости. Какие-либо люфты исключены. Если вы увидели, что колесо шатается с зазором, значит, ступичный подшипник пришел в негодность. Отметим, что на задних колесах допускается небольшой люфт. Но его величина едва превышает сотых долей градуса. На передней же оси люфт и вовсе не допустим.

Если нет возможность использовать подъемник, не беда. Воспользуйтесь домкратом. Но минус данного способа в том, что вывешивать придется все четыре колеса по отдельности (поскольку подшипник может загудеть с разных сторон). Это займет немного больше времени. Но это еще не все методы того, как проверить подшипник ступицы. Есть еще один проверенный способ.

Способ № 3

В этом случае нам потребуется применить навыки контраварийного вождения. Плюс этого метода в том, что нам не нужно искать длинный участок дороги и разгонять машину до высоких скоростей. Но ровность покрытия тоже важна. Итак, как проверить ступичный подшипник? Разгоняем машину до 20-30 километров в час и начинаем резко вращать рулем вправо-влево. Так мы проверим, насколько сильно кренится кузов машины. Занос должен увеличиться, если ступичный подшипник неисправен. Все это будет сопровождаться характерным гулом. На поворотах он усиливается в разы.

Также этим способом мы можем определить, на какой именно стороне неисправен элемент. При повороте направо, нагрузка идет на левый подшипник (поскольку кузов смещается в противоположную сторону). Но выяснить, задний это элемент или передний, можно только на подъемнике.

При покупке нового подшипника, важно проверить наличие в нем смазки. Часто недобросовестные производители не докладывают ее до нужного уровня. В результате элемент постоянно подвергается нагрузкам и выходит из строя.

Нередки случаи, когда деталь ломалась уже к 3000 км (особенно на УАЗах). Оптимальный вариант - выпотрошить всю имеющуюся смазку и нанести новую, купленную отдельно. Благо, сейчас продаются специализированные смазки. Они отличаются стойкостью к вымыванию и не меняют свойства при высоких температурах.

Заключение

Итак, мы выяснили, как проверить ступичный подшипник на предмет исправности. Помните, что при любых проблемах будет нарушаться целостность его обоймы. Возрастает люфт, ухудшается управляемость автомобиля. Ну и, конечно же, все проблемы сопровождаются характерным гулом. Важно заметить его на ранней стадии. Ездить с таким подшипником и далее крайне опасно. Особенно если это элемент передней оси.

Вся нагрузка, которую испытывает колесо, контактируя с дорогой, в первую очередь ложится на подшипник ступицы. Поэтому производители делают эту деталь из особо прочных материалов. Но всему есть предел: с течением времени или по иным причинам ступичный подшипник изнашивается. Как определить этот момент, почему опасна езда с выходящей из строя запчастью и что делать дальше, когда стало понятно, что гудит подшипник ступицы, а не какого-либо иного агрегата? Если вовремя распознать проблему, то ее решение позволит избежать серьезных последствий.

Причины преждевременного износа подшипника ступицы

Срок службы этой детали связан с большим количеством факторов и поэтому лежит в достаточно широком диапазоне: от 50 до 150 тыс. км пробега. В первую очередь это условия эксплуатация и марка автомобиля (например, «Рено Логан», благодаря подвеске, максимально адаптированной к российским условиям, проходит больше, чем «Лачетти»). Также стоит учитывать вид детали: заводские «выхаживают» гораздо больше, если сравнивать с . Основные причины выхода из строя:

  1. Большой пробег. Здесь нет ничего сверхъестественного: длительная эксплуатация приводит к износу любой детали и подшипник ступицы не является исключением.
  2. Потеря смазки. Она закладывается внутрь изделия на стадии изготовления, и потом подшипник «наглухо» закрывается специальной крышкой из резины или пластика. Если этот кожух разрушается, смазка вытекает, и деталь начинает работать «всухую», что приводит к ее разрушению.
  3. Постоянная езда по ухабам, ямам (если у вас «Нива», это в порядке вещей), а также агрессивный стиль вождения. Прохождение неровностей дороги на скорости резко увеличивает нагрузку на ступичный подшипник, сокращая срок его службы.
  4. Неправильный монтаж. Это может быть неверная запрессовка: если деталь поставлена косо, через пару-другую тысяч км пробега, а то и раньше вы убедитесь, что гудит подшипник ступицы. Также возможна неправильная затяжка гайки: с чрезмерно большим или наоборот, малым усилием. В первом случае узел начнет перегреваться, во втором – разбалтываться.
  5. Смазка не соответствует рекомендованной автопроизводителем. Ступица работает в режиме высоких температур, поэтому для нормального ее функционирования нужен особый состав. Другой тип смазки может просто перегреться, расплавиться и вытечь, оставив подшипник сухим.
  6. Установлен низкокачественный или бракованный подшипник.
  7. Неправильная вызывает повышенную нагрузку на ступицу.
  8. Ненормальная работа суппорта (тормозов), вызывающая их перегрев. В итоге излишнее тепло передается на подшипник ступицы.
  9. Чрезмерное увлечение тюнингом: установка колесных дисков, покрышек большего диаметра, да еще и с вылетом наружу. Если вам это всё необходимо, следует устанавливать усиленную версию подшипников.

Как определить неисправность ступичного подшипника

Начальная стадия износа характеризуется появлением гудения на скорости 40-50 км/ч: по мере разгона звук усиливается. На следующем этапе к этому шуму добавляется стук, потом треск, свидетельствующие о разрушении сепаратора и вываливании из него роликов. В конце концов запчасть разваливается, колесо заклинивает, а то и разворачивает под углом к направлению движения. Все это чревато опасностью не только для водителя и пассажиров, но и находящихся поблизости пешеходов.


Определение колеса с поврежденным подшипником

Стоит оговориться: вой ступичного подшипника можно перепутать с гулом шестерен коробки передач или редуктора заднего моста (и там и там сразу вспоминается отходящая электричка). Последние звуки похожи, однако, автомобиль издает их только на определенных режимах: при разгоне или после того, как вы уберете ногу с педали газа. Иногда шум пропадает при выжиме сцепления. Ступичный подшипник будет гудеть в любом случае, когда машина движется. Как узнать, на каком колесе проблемная запчасть? Алгоритм определения неисправности:

  • в ходе движения прислушайтесь, откуда идет гул: сзади или спереди, если неясно, войдите в поворот – неисправный передний подшипник зашумит сильнее после выхода из крена;
  • определив источник гудения, поставьте авто на домкрат и поочередно проверьте оба колеса: покачайте их в вертикальном и горизонтальном направлениях – большой люфт укажет на «виновника»;
  • для более точного определения попросите помощника в момент проверки нажать на тормоз: если люфт остался, ступичный подшипник наверняка поврежден;
  • еще один косвенный признак: вибрация колеса, если его раскрутить вручную – это говорит о выработке роликов и самого сепаратора;
  • поставьте автомобиль на подъемник, заведите мотор и разгоните колеса, затем заглушите двигатель: от неисправной стороны будет исходить хруст и или иной нехарактерный шум;
  • на скорости 60 км/ч при условии отсутствия встречного и попутного транспорта и иных помех «бросьте» руль не 4-5 сек: при условии заведомо отрегулированного развала схождения машину будет тянуть в сторону.

Есть и иная диагностика: после поездки пощупайте колесные диски и сравните: поврежденный элемент нагревается сильнее исправных. И еще один метод выявления поврежденной детали (если она спереди) – движение «змейкой» (как на автодроме) на скорости 50-60 км/ч. При левом повороте будет шуметь правый передний подшипник и наоборот. Неисправность задних деталей проверять таким методом не получится. Здесь иной симптом: изменение характера гула при увеличении, уменьшении скорости; также иногда начинает при нажатии на нее.

Вибрация кузова и руля говорят о том, что подшипник находится в крайней степени изношенности и скоро заклинит.

Можно ли ехать с гудящим подшипником

Если гул только начался, то кататься можно со скоростью не более 40 км/ч, чтобы дотянуть до ближайшего автосервиса. Сколько можно проехать? Тут все зависит от качества дорожного покрытия. Если вы будете объезжать бугры и ямы, то на «Опель Астра» сможете протянуть и до 200 км, если у вас «Калина», — поменьше.

Как заменить

Наиболее простой и дорогостоящий вариант – купить ступицу в сборе и отправиться в автосервис. К примеру, на «Приоре» поломка исправляется примерно за час времени. Но можно и самостоятельно поставить ступицу, а то и запрессовать деталь. Для этого, помимо набора ключей и пассатижей понадобится пара съемников: для стопоров и подшипников. Неплохо, если в наличии будет газовый баллончик для прогрева деталей.


Замена подшипника на передней ступице

Поставьте авто на смотровую яму, ослабьте болты крепления колеса, расконтрите ступичную гайку и открутите ее ключом на 30. Поставьте машину на домкрат и страхующие подставки. Далее (на примере ВАЗ «Гранта»):

  • открутите суппорт и отведите его в сторону;
  • снимите тормозной диск;
  • демонтируйте шаровую опору, открутив пару болтов;
  • вытащите ШРУС из ступицы;
  • освободите стойку от нижних креплений (пара болтов);
  • демонтируйте поворотный кулак со ступицей;
  • выпрессуйте ее из кулака;
  • вытащите пассатижами-утконосами стопорное кольцо, ограничивающее ход подшипника;
  • установите ступицу в тиски и с помощью выколотки и легкой кувалды выбейте среднюю часть подшипника;
  • с противоположной стороны вытащите второй стопор и выпрессуйте то, что осталось от детали.

Если есть съемник, при демонтаже можно обойтись без кувалды. Внутреннюю поверхность посадочного места смажьте моторным маслом, установите стопор с одной из сторон. Запрессуйте наружную часть подшипника, в качестве оправки используя старую обойму. Также установите внутреннюю часть. Соберите весь узел и поставьте на машину в обратном порядке. После окончания работ не забудьте заново .

Замена подшипника на задней ступице

Также как и ранее, снимите колесо и тормозной барабан, вывернув шпильки. Здесь могут возникнуть трудности, особенно если эта деталь давно не снималась. Можно провернуть барабан и вновь вкрутить шпильки, чтобы они его выдавили. Далее увидите гайку ступицы, которую нужно выкрутить ключом-головкой. Теперь нужно съемником выпрессовать ступицу. Остается выбить (или выдавить прессом) из нее подшипник: все дальнейшие операции аналогичны тем, что проводились с передним подшипником.

Менять лучше сразу два подшипника на оси: передней или задней.

В заключение стоит отметить, что при отсутствии опыта, инструмента и приспособлений заменить подшипник не получится: есть риск установить деталь с перекосом. Тогда через несколько сотен километров придется снова демонтировать старый подшипник и покупать новый.

Давно ли вы проверяли ходовую часть своего автомобиля? Или ждете, когда там загудит или застучит? Своевременная диагностика своими руками позволяет избежать неприятных неожиданностей на дороге. Ступицы – это один из силовых элементов задней подвески. Что влияет на ресурс ступичных подшипников, как проверить задний ступичный подшипник, какие бывают признаки неисправности заднего ступичного подшипника, а так же как выполняется проверка заднего ступичного подшипника мы рассмотрим ниже.

Ступичные подшипники подвергаются серьезным вертикальным и осевым нагрузкам, а также крутящему моменту. Диагностика ступичного подшипника должны выполняться регулярно, а ремонт, если он необходим, не должен откладываться в долгий ящик. На эти подшипники ложится основной вес авто, поэтому при малейшем дефекте монтажа или износе происходит масса негативных процессов, вплоть до отрыва колеса во время движения.

На скорость износа подшипникового узла также влияет пыль и влага. Абразивная пыль, попадающая в ступицу, начинает активно стачивать ее рабочие поверхности. Со временем смазывающий материал выдавливается через зазоры уплотнительных деталей, и происходит разрушение ступичного подшипника вследствие перегрева. Больше информации о факторах влияющих на продолжительность жизни ступичных подшипников вы найдете в статье .

Кроме того большинство подшипников раньше времени приходят в негодность по причине некачественной смазки или неправильного монтажа. Даже идеальная подшипниковая сталь не способна компенсировать проблемы смазки и деформации валов.

Признаки износа ступичного подшипника

При поломке или износе заднего ступичного подшипника машины можно услышать звуки следующего характера:

  • хруст и глухой стук в районе заднего колеса;
  • гул в оси при подруливании автомобиля;
  • постоянный шум при движении машины.

Появление шума в заднем колесе наиболее различимо при движении по неровной дороге, что является свидетельством износа подшипника в автомобиле. Для самостоятельной проверки состояния заднего ступичного подшипника в Ладе следует проделать следующие действия:

Спасибо за подписку!

  • поддомкратить заднюю ось колеса;
  • раскрутить руками колесо, сначала в одну, затем в другую сторону;
  • раскачать колесо от себя и обратно.

Стуки при раскачивании колеса свидетельствуют о наличии люфта. При обнаружении признаков люфта подшипник можно самостоятельно отрегулировать. Для этого достаточно подтянуть ступичную гайку. Однако если после этого стук не исчез, значит, ступичный подшипник нужно менять.

Те, кто практикует ремонт Лады Калины (Ваз 1118) своими руками, согласятся, что процедура в сравнении с передним несколько проще. Это объясняется тем, что на задней оси отсутствует поворотный кулак. Кроме того, на передней оси установлены дисковые тормоза, а на задней – барабанные.

Все хорошо знают, что вращение на ведущие колеса осуществляется за счет передачи момента вращения с двигателя, через коробку передач. А что обеспечивает плавность, равномерность и стабильность вращения колеса вокруг своей оси? Это – ступичный подшипник. Именно эта деталь позволяет колесу вращаться с нужной скоростью, плавно и без отклонений или замедлений.

Соответственно, если ступичный подшипник изнашивается, вращение колеса становится неравномерным. Это опасно уже само по себе. Но заканчивается подобная эпопея, если конечно подшипник вовремя не заменили, вообще заклиниванием колеса. Ну а чем чревата резкая остановка одного из колес на скорости, думается, представит себе каждый. Все это сказано лишь с тем, чтобы при первых признаках износа ступичного, вы сразу же его меняли.

Итак, в этой статье мы рассмотрим основные признаки неисправности ступичного подшипника, а так же причины, приводящие к его преждевременному износу.

Ступичный подшипник внутри ступицы

В принципе, если речь идет о действительно качественных ступичных подшипниках, то изготавливаются они из материалов, способных выдержать просто сумасшедшие нагрузки. Благодаря этому, ступичные ходят по 120 и более тысяч километров пробега. Но иногда, этот срок сокращается и причем, существенно. Перечислим основные причины сокращения срока службы, подшипника ступицы:

  • частые попадания колеса в ямы на высокой скорости;
  • потеря смазочной жидкости;
  • неправильная затяжка при замене;
  • кривая запрессовка при замене;

И так, если автомобиль попадает в яму колесом, да еще и на высокой скорости, ступичные подшипники, как собственно и вся подвеска, испытывают огромные нагрузки, чтобы не сказать перегрузки. И если такое случается часто, ступичные могут умирать раньше положенного срока. Аккуратная езда существенно продляет срок службы очень многих и очень разных частей автомобиля, и ступичного подшипника в том числе.

Если повреждены защитные пыльники, то из внутренней части подшипника вытекает смазка и подшипник умирает. Поэтому, при замене ступичных, нужно следить чтобы защитные элементы были установлены правильно и не повреждались в процессе установки.

Что касается неправильной затяжки, то это причина, которая относится к компетенции специалистов, осуществляющих замену ступичных подшипников. Если затянуть подшипник очень сильно, он может перегреваться, что негативно сказывается на его ресурсе.

Ну а перекосы при запрессовке ступичного подшипника приводят к тому, что нагрузки, которые воспринимает подшипник, распределяются неравномерно. А это, приводит к неравномерному износу.

Следует отметить, что два последних фактора, снижающих срок службы ступичного подшипника, относятся к работе слесарей, которые производят замену. А потому, доверяйте такую работу, как и любимое авто вообще, только надежным и проверенным профессионалам. Тем более что если вы водите машину аккуратно, и не проверяете ее на прочность жестко и регулярно, осуществлять замену ступичных подшипников, вам придется не часто.

Симптомы неисправности ступичного подшипника

Первым признаком, свидетельствующим о неисправности ступичного подшипника, является характерный такой звук. Это отчетливый хруст, стук или скрежет в области колеса. Вы услышите его и в автомобиле и снаружи, когда машина проезжает мимо.

Еще одним признаком неисправности ступичного подшипника является вибрация, которая передается и на руль и на всю машину. Поэтому, пропустить этот симптом, тоже вряд ли получится.

Если автомобиль ведет в первую или левую сторону, это так же может быть результатом проблем со ступичным подшипником. Суть в том, что когда одно колесо подклинивает, прямолинейное движение, увы, невозможно. В таких случаях, нужно менять подшипник, безотлагательно.

Как определить неисправность ступичного подшипника

В принципе, сами симптомы износа ступичного подшипника, достаточно красноречивы и позволяют с высокой точностью предполагать источник неполадок. Тем не менее, можно проверить состояние подшипника, практически стопроцентно. Для этого, нужно поддомкратить машину, поставить под нее подпорки, после чего покачать колесо в вертикальной плоскости. Если вы ощущаете люфт, подшипник ступицы нужно менять. Можно так же повращать колесо и если с подшипником непорядок, вы услышите специфические шумы или почувствуете неравномерность вращения.

Те автовладельцы, которые, заботясь о своем «железном коне», стараются регулярно производить диагностику его разных узлов и деталей, нередко задаются вопросом: как определить неисправность ступичного подшипника? Ему-то и было решено посвятить сегодняшнюю статью.

Признаки неисправности ступичного подшипника.

Всех тех, кто надеется прочесть универсальную инструкцию диагностики ступичного подшипника, хотелось бы сразу предупредить – ее вы здесь не найдете, точнее найдете, но не в том виде, в котором хотелось.

Дело в том, что главный способ определения неисправного подшипника – во время движения на слух, поэтому, вполне возможно, вы, сами того не подозревая, уже давно продиагностировали названный узел.

Сомневаетесь? Тогда вспомните, как вела себя в последнее время ваша машина в пути: вас ничего не настораживало? Не было ли странных вибраций кузова? Не слышен ли был какой-то непонятный гул (или хруст) – другой, не тот, то издает резина при движении, а более громкий и неприятный, чем-то отдаленно напоминающий звук взлетающего самолета. Ничего подобного не замечали? Значит, скорее всего, со ступичными подшипниками в вашем автомобиле все в порядке. Но не будем спешить с выводами, проверим все еще раз.

  1. Выберете свободную от движения дорогу.
  2. Разгоните на ней авто до 40-60 км в час.
  3. Теперь, как бы рисуя траекторией своего движения змейку, поочередно покрутите руль влево и вправо – несильно, амплитуды в 20 градусов будет вполне достаточно.
  4. Прислушайтесь, не сопровождает ли вас непривычный гул. Если сопровождает, обратите внимание, когда он усиливается, при повороте вправо или влево. В первом случае неисправен будет левый передний подшипник, в последнем – правый передний.

Как определить неисправность ступичного подшипника своими руками?

На СТО для диагностики ступичных подшипников имеются специальные приборы, которые посредством вибромониторинга легко диагностируют состояние и степень износа подшипников.

Однако далеко не каждый из нас заплатить деньги за то, что его колесо просто изрядно раскрутили и покачали. Мы это можем сделать и сами.

  1. Слегка поддомкратьте машину, чтобы проверяемое колесо, а лучше сразу два (передние или задние) находились в подвешенном состоянии.
  2. Одной рукой возьмите колесо в крайней верхней точке, второй – в крайней нижней.
  3. Теперь попробуйте поочередно понаклонять эти точки к себе и от себя. При неисправном ступичном подшипнике у вас это будет хорошо получаться – «здоровый» подшипник такого не допустит.
  4. Если речь идет не просто о колесах, а о приводных передних, то их проверяют не только на вертикальное отклонение, но и на горизонтальное. Для этого руки перемещают в крайние боковые точки и поочередно двигают руками – к себе и от себя. Возникающий при этом шум – чаще всего признак неисправного подшипника, хотя вполне возможно, что проблема и не в нем, а в рулевой рейке.

Видео.

autoepoch.ru

Диагностика подшипника ступицы

Появление посторонних шумов со стороны передней подвески при движении автомобиля может быть вызвано целым рядом неисправностей. Одним из таковых может быть сильный износ ступичного подшипника левого или правого переднего колеса, замена которого вполне может быть выполнена своими руками, так как для этого не нужны даже яма или подъемник. В данной статье вы подробнее узнаете, как проверить ступичный подшипник. Выявить данную неисправность можно несколькими способами.

Косвенные признаки износа подшипника ступицы передней подвески

В данном разделе вы найдете признаки неисправности ступичного подшипника, а так же о том, как проверить подшипник ступицы переднего колеса.

  • Характерным признаком того, что необходима замена подшипника ступицы в Калине, является посторонний ровный шум (гудение, гул) со стороны левого или правого колеса при движении. Как правило, в данном случае он усиливается на высокой скорости (более 80-90 км/ч), поэтому чаще всего замечается при движении по трассе.

  • Из-за шума, создаваемого потоком воздуха и при контакте покрышек с дорогой, далеко не всегда можно точно определить источник звука. Примечательно, что из салона шум с правой стороны зачастую воспринимается как с левой и наоборот. В этом случае необходимо обратить внимание на то, как изменяется звук на поворотах, так как в этот момент на подшипник приходится повышенная нагрузка. Так, исчезновение звука при повороте налево и его усиление при повороте направо свидетельствует об износе левого подшипника ступицы. Соответственно, об износе правого говорят противоположные симптомы.

Диагностика подшипника ступичных подшипников левого и правого переднего колеса

Как узнать какой ступичный подшипник гудит?

  • Чтобы наверняка удостовериться в неисправности подшипников ступицы переднего левого или правого колеса, или же отсутствии таковой, лучше производить проверку на стоящем автомобиле. Вывесив передние колеса и задействовав стояночный тормоз, необходимо «разогнать» на пятой передаче стоящий на месте автомобиль до 120 км/ч и послушать с какой стороны раздается шум. В идеале лучше это делать при помощи фонендоскопа.

Недостатком вышеописанного способа диагностики является шум работающего двигателя, который может заглушить звук, и отсутствие нагрузки. Более объективным симптомом является наличие люфта, который можно выявить, покачав переднее колеса руками взявшись за верхнюю его часть. Кроме того, колесо можно прокрутить руками, обратив внимание на наличие посторонних звуков и плавность замедления движения. В данном случае нагрузка невелика, но зато отсутствует шум, издаваемый двигателем и КПП. Проверку лучше производить с помощником, который будет нажимать на педаль тормоза, не блокируя колесо полностью – если звук при этом пропадает, дело почти наверняка именно в подшипнике.

О необходимости замены ступичного подшипника передней подвески может свидетельствовать сильный шум со стороны колеса, усиливающийся при преодолении неровностей и прохождении поворотов. При появлении подобных симптомов необходимо более тщательно проверить состояние подшипников ступицы левого и правого колеса уже на стоящем на месте транспортном средстве. Наиболее объективным признаком сильного износа в данном случае будет сильный люфт колеса, который можно обнаружить, покачав его руками. После такой диагностики Вы сможете определить необходима ли вам замена ступичного подшипника на Калине.

Как гудит ступичный подшипник

Каждый автолюбитель в свое время сталкивался с гулом во время движения автомобиля. Звук, похожий на движение электрички, постепенно соединяющийся с потрескиванием, не только мешает водителю и пассажирам. Он может стать предвестником серьезных неисправностей ходовой. Игнорирование гула подшипника ведет к снижению безопасности вождения.

Как определить, какой именно подшипник неисправен? Есть ли разница в звучании передних и задних ступиц? Насколько серьезны последствия езды с несправными подшипниками? Зная ответы на эти вопросы, каждый водитель сможет вовремя обезопасить себя и своих пассажиров.

Что нужно знать

Появляется гул, начиная со скорости 40-60 км/ч. С ускорением автомобиля он усиливается, меняет ритм и тональность. Эксплуатация с таким подшипником может привести с серьезным последствиям.

Частым признаком неисправности подшипника становится гудение на поворотах. Если неприятный звук раздается, когда руль во время движения выворачивается вправо, значит менять надо левый передний элемент. Аналогично, если гудит ступичный подшипник во время поворота налево, значит неисправен правый передний элемент.

Это связано с тем, что определенное колесо во время поворота нагружается больше. Нагружаются и подшипники. Ступица начинает вибрировать, что и производит характерный звук.

Причины гула подшипника

Чтобы понять, что привело к разрушению подшипника, а также избежать подобного в дальнейшем, необходимо узнать причины. Наиболее частые из них:

  • попадание грязи и воды под сальники;
  • естественный износ;
  • попадание продуктов износа на рабочие поверхности;
  • недостаток смазки;
  • механические повреждения;
  • заводской брак подшипника, установленного при замене.

Кроме того, подшипники могут не выдержать нагрузки вследствие небольшой динамической грузоподъемности. Замену подшипников стоит проводить, как только они начинают гудеть. В противном случае колесо может заклинить, и тогда лучше бы водителю ехать на небольшой скорости.

Другие причины:

  • Сокращение срока службы подшипников происходит из-за использования неправильного вылета колесных дисков.
  • Излом детали увеличивается в зависимости от массы автомобиля.
  • Увеличенный внешний радиус покрышки также неблагоприятно сказывается на состоянии подшипников. В этом случае при боковом ускорении машины увеличивается сила воздействия на передние ступицы. Такой фактор особенно распространен среди джипов.
  • Неисправные амортизаторы, которые не справляются с ударными нагрузками, часто становятся виновниками выхода из сроя ступичных подшипников.
  • Повреждения тормозной системы - причина передачи лишнего тепла на подшипник. Определить это можно по вибрации педали тормоза.
  • Неправильное выполнение развала/схождения колес. Неверно выбранные углы установки колес влекут за собой перераспределение нагрузок.

Повышенный износ подшипников возникает при передвижении по глубоким лужам. Негативно сказывается на детали длительная эксплуатация в условиях сильного мороза или на жаре. Плохо переносят подшипники и запыленную пересеченную местность. Перегруз машины, а также продолжительное вождение на высокой скорости - еще одни причины быстрого износа элемента подвески. Как определить, какой подшипник гудит? Это можно сделать по определенным «симптомам».

Признаки

Когда закрадывается подозрение на неисправность одного из ступичных подшипников, стоит проверить как передние, так и задние колеса. В первом случае определить дефект намного проще.

Передние подшипники

Основной признак - гул подшипника. Его громкость и ритм меняются при повышении/понижении скорости, а также на поворотах. Со временем к гулу начинает прибавляться металлический скрежет и постукивание.

Задние подшипники

Признаки неисправности заднего подшипника очень схожи с аналогичными у переднего. Однако прохождением змейки их не выявить. Чаще всего гул меняется только при изменении скорости движения. Диагностировать повреждение можно только после поддомкрачивания задних колес. Более удобно проводить процедуру на специальном подъемнике.

Иногда при разгоне начинает ощущаться вибрация педали тормоза. Это также говорит о неисправности ступичного подшипника. Стук производится из-за чрезмерного люфта. Равномерно гудит подшипник ступицы в результате износа беговой дорожки сепараторов.

Как проверить подшипник

При увеличении скорости подвеска начинает выдавать звук взлетающей электрички. Со временем, он начинает нарастать, доставляя все больше дискомфорта. Вовремя замененный подшипник не только избавит от надоедающего звука, но и обеспечит длительную службу многих элементов подвески.

Как проверить подшипник ступицы:

  • Выявить люфт в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если колесо «ходит», значит подшипник неисправен. Люфт наблюдается только в крайнем случае, когда подшипник доживает последние дни. Если проверяется подвеска Макферсон, небольшой люфт допустим.
  • При раскручивании колеса руками гул заметно усиливается.
  • Если держать поворотный кулак в месте крепления ступицы рукой, при раскручивании колеса будет отчетливо ощущаться вибрация. В исправном состоянии подшипника никаких движений не возникает.

Проверять такими способами можно как передние, так и задние колеса. Это позволит более точно помогут определить, какой именно гудит подшипник. Приобретать и устанавливать новую деталь лучше сразу, как только появилось гудение.

Как долго можно ездить?

Некоторые водители после появления гула стараются его не замечать. Езда при неисправном подшипнике иногда длится полгода, иногда- несколько месяцев. Особенно стоит задуматься о своей безопасности при усилении шума подвески.

  • разведение колодок - затормозить при необходимости будет невозможно;
  • заклинивание колеса - на высокой скорости такое развитие событий опасно для жизни водителя и пассажиров;
  • колесо уходит в сторону при повороте и водитель теряет управление автомобилем.

Предотвращение таких последствий - серьезный повод заменить деталь при первых же признаках неисправности. Срок эксплуатации любого ступичного подшипника не установлен регламентом технического обслуживания. Чаще всего на российских дорогах приходит в негодность правый передний элемент. Это связано с ездой по обочинам. Качество дороги также сильно сказывается на всех элементах подвески.

В зимнее время водители часто путают гул подшипника с шумом резины. На первых порах их действительно можно спутать. Однако спустя несколько недель не заметить характерный звук реактивной турбины будет сложно.

Замена проводится либо частично - выпресовывается старый и запресовывается новый подшипник, либо полностью - вместе со ступицей. Второй вариант предпочтительнее, когда не ступице замены явные следы выработки. При бережной эксплуатации автомобиля и спокойной езде подшипники могут прослужить более 100 тыс. км.

Разобравшись с особенностями гула подшипника, причинами его неисправности и порядком проверки, каждый водитель сможет самостоятельно диагностировать местоположение проблемы. Ее устранение лучше доверить профессионалам. Однако при наличии времени и специального оборудования все можно сделать самостоятельно. После ремонта необходимо выполнить развал/схождение колес.

themechanic.ru

Определение неисправностей ступичного подшипника -

В данной статье поговорим о возможных неисправностях ступичного подшипника.

Основные симптомы неисправного подшипника

  • При неисправном ступичном подшипнике будет сильный гул, как в самом салоне, несмотря на шумоизоляцию, так и с другой стороны. Находясь в автомобиле, сложно определить с какой стороны идет гул.
  • При сильном изнашивании подшипника будет заметно вибрацию руля. При большом износе разбивается постель подшипника и сферические элементы начинают ходить по окружности подшипника. Колесо, которое сидит жестко начинает, покачивается из стороны в стороны, образуя зазор. Если ступичный подшипник исправен, то у него должен отсутствовать люфт.

  • Машину будет склонять в ту сторону, в которой находится неисправный подшипник. Неисправный подшипник крутится плохо, начинает тормозить движение и из-за этого автомобиль начинает тянуть влево/вправо.

Диагностика

Для проверки автомобиля его необходимо вывесить на подъемник.

Затем проверяем зазор подшипника, покачивая колесо. Если есть зазор, то вам предстоит заменить ступичный подшипник. В большинстве современных автомобилей сейчас используются 2-рядные подшипники, и они идут без зазора.

Если зазор не обнаружен, то используем следующий метод. Заводим автомобиль, включаем передачу, разгоняем колеса, а затем глушим авто. Если подшипник загудел при небольших оборотах колеса, то подшипник неисправен.

Причин вышедшего из строя подшипника множество. Одна из главных причин - состояние автодороги. Плохое состояние дорог оказывает негативное воздействие на подвеску автомобиля. Также причинами служат: естественный износ ступичного подшипника, некачественная установка в автосервисах.

По подшипнику ни в коем случае нельзя стучать молотком!

В случае обнаружения неисправности ступичного подшипника необходимо обратиться в автосервис.

qvarto.ru

ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СТУПИЧНЫХ ПОДШИПНИКОВ

Подшипники качения широко применяются в механизмах машин, даже в самых тяжелых условиях они отличаются высокой степенью надежности. Преждевременные поломки встречаются крайне редко. Неисправности подшипников качения в первую очередь становятся заметны по необычному поведению опоры в процессе эксплуатации.

При исследовании поврежденных подшипников можно определить всевозможные признаки.

Как правило, для определения причины неисправности одного лишь визуального осмотра подшипника недостаточно; в том числе необходимо учитывать состояние прилегающих деталей, смазки и уплотнений, а также условия эксплуатации.

Планомерные действия при исследовании неисправности облегчают поиск ее причин.

Причины неисправностей

Срок службы ступичных подшипников рассчитан в среднем на пробег до 1000000 км. Однако реальная картина сильно отличается от расчетной. Некоторые неестественные условия могут привести к преждевременному повреждению ступичного подшипника и сократить его ресурс.

– В 70% случаев причиной неисправности является ненадлежащая смазка: избыточная, недостаточная или неподходящая смазка.

– В 18% случаев речь идет о загрязнении: внутрь подшипника попадает влага или твердый материал. Поэтому важны уплотнения, так как при повреждении уплотнений может выходить смазка, а внутрь попадать загрязнения.

– В 10% случаев причиной является неправильный монтаж: чрезмерное усилие, перегрев, неправильная регулировка и зазор, слишком сильная затяжка конической втулки и т.д.

Износ или повреждение подшипников ступиц колес или ступиц представляет опасность для ваших клиентов. По крайней мере, это может привести к несвоевременной и дорогостоящей поломке на дороге.

Лучше всего заменить подшипники ступиц колес или ступичный узел до их отказа. Но как вы можете знать, когда это должно быть сделано?

Диаграмма (рис. 1), созданная на основании миллионов данных по статистике замены подшипников, показывает, что реальный пробег

Частота замены ступиц колес в зависимости от пробега

автомобиля, когда наверняка нужно произвести замену подшипников – находится между 130 000 и 190 000 км.

Поэтому, для максимальной безопасности и надежности, производители подшипников рекомендуют вам проверять подшипники ступиц колес во время каждой замены тормозных колодок, независимо от возраста автомобиля. И всегда нужно обращать внимание на первые признаки износа подшипников, такие как шум при движении или необычное притормаживание при повороте руля.

Общие формы неисправностей подшипников качения

– Перегрев.

– Разрушение наружного кольца.

– Перекос.

– Слишком плотная посадка.

– Усталость материала.

– Вмятины в телах качения.

– Загрязнение.

– Неправильная смазка.

– Коррозия.

– Повреждение кромок подшипника.

– Задиры.

– Неправильный вектор нагрузки.

Опыт показывает, что большинство “дефектных” деталей, возвращаемых дистрибьюторам, на самом деле таковыми не являются. Обычно их преждевременная поломка происходит из-за других факторов: от повреждений, вызванных смежными компонентами и системами, сбоями в их работе, до неправильной установки.

Попробуем разобраться в этих повреждениях и причинах, их вызвавших.

При диагностике неисправностей автомобильных компонентов следует учитывать такие признаки, как царапины, вмятины, полосы, трещины, изменение цвета, появление слишком гладких поверхностей и т.д. Во многих случаях эти признаки сразу помогут установить причину поломки детали. При диагностике неисправностей в режиме эксплуатации автомобиля, следует обращать внимания на шумы. Подшипник в исправном состоянии издает ровный, почти неразличимый звук. Если слышно похрустывание, скрежет или иной необычный звук, то необходимо установить его причину.

Необычное поведение подшипника в процессе эксплуатации указывает на неисправность (таблица 1). Неисправности подшипников, как правило, проявляются ухудшением эксплуатационных качеств. Внезапный выход из строя встречается реже, например, при неправильном монтаже или отсутствии смазки, что приводит к быстрой поломке. В зависимости от условий эксплуатации с момента повреждения до фактического выхода подшипника из строя может пройти некоторое время, при определенных обстоятельствах – несколько месяцев.

Поведение при эксплуатации Возможные причины Результат
Неравномерный ход Повреждения колец и тел качения Увеличивающаяся вибрация колес; повышенный люфт; вибрации в механизме рулевого управления
Загрязнение Усиливающаяся вибрация
Слишком большой зазор в подшипнике Усиливающиеся удары
Необычный шум при вращении (гул или свист) Слишком малый зазор в подшипнике
Необычный шум при вращении (грохот или неравномерный стук) Слишком большой зазор в подшипнике; повреждения поверхности качения; загрязнение; неправильная смазка
Постепенное изменение шума при вращении Изменение зазора в подшипнике из-за температурного воздействия; повреждение дорожки качения

Диагностика неисправности ступичных подшипников

“Овальная деформация”

  1. Извлеките ступичный подшипник из посадочного отверстия.
  2. Проверьте, имеется ли на двух противоположных сторонах верхней поверхности наружного кольца по темному пятну. Убедитесь, что обе поверхности, находящиеся по отношению к темным пятнам под углом 90°, не имеют повреждений. Если это так, то посадочное отверстие деформировано и необходима замена поворотного кулака.
  3. Чтобы убедиться, что в дорожках качения наружного кольца отсутствует выработка, разберите ступичный подшипник на части. При этом сначала удалите уплотнение (например, специальными клещами), а затем демонтируйте узел, состоящий из наружного кольца, внутреннего кольца, сепаратора и шариков.
  4. Очистите дорожки качения наружного кольца и проверьте их на наличие “раковин”, совпадающих по расположению с темными пятнами на внешней стороне наружного кольца. Наличие таких “раковин” указывает на “овальную деформацию” поворотного кулака.

Данный дефект относится к наиболее распространенным, поэтому в процессе диагностики и ремонта мы рекомендуем пользоваться рекомендациями, представленными в таблице 2.

Проблема Причина Устранение
После установки и начала эксплуатации подшипник издает сильный шум (гул). Повреждено одно из внутренних колец: 1. Несоответствие момента затяжки номиналу. Заменить ступицу и подшипник.
2. Установка внутреннего кольца на ступицу с перекосом – неправильный инструмент – клин или втулка между оправкой и контактной стороной кольца подшипника не параллельны. Заменить ступичный подшипник целиком.
3. Слишком сильная овальная деформация посадочного отверстия, из-за чего сильно ограничивается радиальный зазор ступичного подшипника в узких зонах “овальной деформации”.
4. Посадочное отверстие в поворотном кулаке повреждено.
5. Глубокие царапины или задиры, вызванные неправильным демонтажем, как на контактной поверхности ступицы, так и на самом ступичном подшипнике. Устранить небольшие дефекты ступицы (например, полировкой) или заменить ступицу и подшипник.
Ступичный подшипник начинает шуметь после определенного пробега (500 – 3000 км) Посадочное отверстие в поворотном кулаке имеет среднюю “овальную деформацию”, достаточную для того, что бы ограничить радиальный зазор в подшипнике и привести к описанным в предыдущем пункте повреждениям. Заменить поворотный кулак и ступичный подшипник.
Чрезмерное тепловыделение в начале эксплуатации 1. Осевой зазор в подшипнике между ступицей и поворотным кулаком сильно ограничен. Неправильное позиционирование или монтаж. Проверить позиционирование поворотного кулака и ступицы, при необходимости повторить.
2. Из-за неправильного монтажа ступичного подшипника в посадочном отверстии (отсутствуют упорные кольца в крепежных гнездах) постепенно происходит осевое смещение подшипника и ступицы. Вращающаяся ступица задевает за неподвижное гнездо подшипника. Из-за сильного трения температура в области ступичного подшипника повышается. При этом сгорает смазка, что приводит к выходу подшипника из строя. Демонтировать ступичный подшипник и проверить наличие упорных колец. При необходимости заменит ступичный подшипник.

Повреждение дорожки качения

Это может происходить из-за нескольких причин:

Ударное воздействие на внутреннее кольцо при монтаже подшипника (рис. 2).

Попадание в подшипник инородного тела (рис. 3).

Попадание в подшипник инородного тела, вызвавшее износ и последующее выкрашивание поверхности кольца (рис. 4).

Превышение статической грузоподъемности подшипника.

Падение подшипника или смонтированного узла.

В результате вмятины в телах качения проявляются в виде вдавленных мест в дорожках качения, что усиливает вибрацию подшипника (гул). Сильные вмятины могут привести к преждевременному выходу подшипника из строя.

Для того, что бы такая проблема не возникала, механик должен монтировать и демонтировать подшипник только специальным инструментом, о чем мы еще остановимся в дальнейшем. И применять усилие по запрессовке на плотно посаженное кольцо.

Потемнение поверхности наружного кольца подшипника (рис. 5)

Полный текст статьи: см. “Архив” журнала “Автомастер” №1-2 2008 год Сергей Уктусов, полный вариант с рисунками.

http://a-master.com.ua/archives/1430

http://a-master.com.ua/archives/1406

Новое на сайте

>

Самое популярное