Домой Колеса Емкость рынка автомобильных запчастей бывших в употреблении. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России. Стоит ли экономить

Емкость рынка автомобильных запчастей бывших в употреблении. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России. Стоит ли экономить

В настоящее время в России наблюдается активный рост количества автомобилей и, в первую очередь - иномарок. Вследствие этого увеличивается спрос на автозапчасти, который официальные дилеры производителей автомобилей не в состоянии удовлетворить. Наиболее быстро растет розничный рынок автозапчастей в Москве, темпы роста составляют не менее 20% в год. В столице сегодня реализуется около пятой части от объема продаж автозапчастей в России. Примечательно, что рост российского рынка автозапчастей наблюдается на фоне снижения объёмов мирового рынка автокомпонентов, в первую очередь связанного с жёсткими экологическими требованиями (см. http://pro-consulting.com.ua/analiz/analiz_rus/avto/avtozapchasti/).

Емкость рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей в России по итогам 2007 года составила 32,7 млрд. долларов США (см. http://www.autostat.ru/issl.asp?n=8).
Рынок автомобильных запчастей подразделяется на первичный, включающий компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере, и вторичный – это запчасти для продажи через сервис и магазины. В России вторичный рынок автомобильных запчастей занимает приоритетное положение по отношению к первичному рынку, на его долю приходится 76% от общего объема рынка в стоимостном выражении (или 24,8 млрд. долларов США), доля первичного рынка составляет 24% от общего объема рынка (или 7,9 млрд. долларов США) (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Доли первичного и вторичного рынков на российском рынке автомобильных запчастей, % от объема в стоимостном выражении

На вторичном рынке автозапчастей приоритетную долю составляют запчасти для отечественных автомобилей - 58% от объема рынка в стоимостном выражении (или 14,4 млрд. долларов США), на долю запчастей для иномарок приходится 42% от объема вторичного рынка (или 10, 4 млрд. долларов США) (см. рисунок 2).

Среди различных товарных сегментов рынка автозапчастей наибольший процент в настоящее время составляет сегмент шин – 22%. Шины являются одновременно и товаром оптового рынка продукции промышленного назначения, и рынка потребительских товаров. Далее следует сегмент аккумуляторов – 5% (см. http://www.smartec.ru/news/?id=2505).
На российском рынке автомобильных запчастей действует около двух тысяч игроков, лидирующие позиции среди которых занимают отечественные производители. Однако одной из основных тенденций современного российского рынка автомобильный запчастей выступает изменение структуры автомобильной промышленности, приход на отечественный рынок иностранных производителей и, как следствие, рост спроса на более качественные компоненты. Сегодня российские производители автозапчастей действуют в условиях выраженной конкуренции, отечественные бренды активно вытесняются более качественной продукцией из Европы и более дешевыми автокомпонентами из Китая, Турции и Индии.
Одним из важных факторов роста конкуренции между участниками российского рынка автозапчастей является процесс унификации автомобильных компонентов, активно развивающийся в современной мировой автоиндустрии. Для снижения себестоимости разработки и производства автомобилей компании объединяются при проектировании новых моделей. В результате одни и те же модули и системы сегодня можно встретить на автомобилях совершенно разных систем и марок. Унификация компонентов позволяет производителям выходить на нужный объем производства отдельных узлов даже при достаточно небольших объемах выпуска конкретных моделей. Характеризует тенденцию унификации, в частности, пример создания в конце 90-х годов трех моделей минивэнов на одной платформе: Ford Galaxy, Seat Alambra и VW Sharan. Модульным стратегиям подвержены многие автопроизводители, среди них: PSA (Peugeot, Citroen), VW, Renault, Nissan, BMW и другие. В России тенденция унификации автокомпонентов только зарождается. Первые заходы были предприняты между АВТОВАЗом и «ИжАвто» благодаря Группе «СОК» (см. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России», подготовленный аналитическим агентством «Автостат», 2007 г.).

С распространением на российском рынке автозапчастей дешевой продукции из стран Азии связана актуальность проблемы ценового демпинга, что, в частности существенно затрудняет развитие отечественных производителей автомобильных компонентов. Проблема демпинга связана прежде всего с обострением ценовой конкуренции, основными факторами которого выступают присутствие на рынке значительного числа сходных или одинаковых товаров различных производителей, а также повышение осведомленности потребителей о ценовой ситуации на рынке, в частности, посредством распространения сети Интернет.
Демпинговые действия преимущественно проявляются среди автозапчастей невысокого уровня качества, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что среди продавцов и импортеров американских запчастей на российском рынке, как отмечают эксперты, проблема демпинга в настоящее время не имеет выраженного характера. Рынок американских запчастей по сравнению с 90-ми годами, стал гораздо более цивилизованным. Сегодня в рознице разброс цен на американские запчасти составляет от 3 до 10%.
Наиболее жесткая конкуренция наблюдается в секторе оптовой торговли, для которого в большей мере характерно и снижение цен. Продавцы, пытаясь привлечь клиентов, используют различные бонусы, отсрочки по платежам, вплоть до кредитования и консигнации. Наиболее сильно противостояние между импортёрами американских запчастей ощущается в нестоличных регионах, тогда как московский рынок уже поделен между основными игроками. Одной из основных тенденцией рынка является укрупнение компаний, являющихся его участниками и постепенный выход из игры малых фирм (см. http://www.triton-import.ru/smi_2006_rz_5.html).

Другой актуальной проблемой современного рынка автомобильных запчастей в России является проблема поддельной продукции. Результаты исследований свидетельствуют о том, что объемы продаж поддельных запчастей на российском рынке не уступают по величине рынку пиратской аудиопродукции. Доля незаконных автомобильных компонентов на рынке запчастей в России составляет от 30 до 90% в зависимости от наименования. А согласно сообщению финансовой газеты «Известия», каждая вторая автомобильная запчасть является поддельной. Ущерб от реализации контрафактной продукции весьма значителен, в денежном эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов долларов США в год. Примечательно, что преимущественную долю в объеме продаж поддельной продукции составляют запчасти к автомобилям отечественного производства. Контрафактные компоненты наносят значительный урон репутации автопроизводителей и поставщиков оригинальных запчастей. Как правило, чаще всего подделывают быстроизнашивающиеся детали. В их числе: подвески, рулевые тяги, штанги, тормозные колодки и естественно всевозможные машинные масла. Размах пиратской деятельности, по мнению оригинальных производителей запчастей, связан в первую очередь с отсутствием в России адекватной законодательной базы. По существующему на данный момент российскому законодательству практически невозможно привлечь недобросовестных производителей автомобильных деталей к уголовной ответственности (см. http://auto.nnov.ru/autonews/russia/?id=3239).

В контексте рассмотрения проблемы поддельных автозапчастей необходимо отметить, что в общемировой практике рынок запасных частей состоит из двух сегментов: рынка оригинальных запасных частей и рынка неоригинальных запасных частей. Оригинальные запчасти в классическом понимании имеют торговую марку автокомпании и должны продаваться исключительно через компанию. Оригинальные запасные части изготавливаются в строгом соответствии с предусмотренными характеристиками материалов под жестким контролем качества. Неоригинальные запчасти выпускают фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиям автозаводов.
Неоригинальные запчасти могут быть изготовлены с нарушением стандартов безопасности, надежности и долговечности. Цены на неоригинальные запчасти значительно ниже, а качество существенно хуже стандартов автокомпаний.
Однако необходимо отметить, что между двумя крайностями – оригинальными и неоригинальными запчастями, существует достаточно большой рынок запчастей-аналогов, которые по качеству достаточно близки к «оригиналу», а по цене значительно ниже. Это обусловлено тенденцией «молчаливого согласия» компаний-производителей автомобилей уступить часть объемов торговли запасными частями, изготовленными независимыми специализированными заводами, самим этим заводам. Кроме того, перенос производства компонентов в страны Юго-Восточного региона помог значительно снизить конечную цену изделий (см. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России», подготовленный аналитическим агентством «Автостат», 2007 г.).

Неоригинальные автозапчасти, представленные на российском рынке, условно можно разделить на две группы. Первая – это компоненты солидных зарубежных и отечественных производителей, не учтенные и не прошедшие таможенный контроль. Продукция такого рода в большинстве случаев опасности для здоровья автомобиля не представляет. Вторая группа – это контрафактные запчасти, произведенные в Китае и на территории других развивающихся стран. Именно эта низкокачественная продукция может стать угрозой для технического состояния автомобиля.
В сложившейся ситуации российские правоохранительные органы собираются серьезно взяться за автомобильные рынки, которые, как правило, являются пунктами реализации контрафактной продукции. В частности, журнал «Бизнес» сообщает о том, что вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня намерена активно бороться с «серым» импортом автомобильных запчастей. По оценкам участников рынка, в настоящее время на нем доминируют именно «серые» импортеры. Так, на долю «серого» импорта приходится более 70% от объема продаж запчастей к иномаркам в стоимостном выражении (или 1,8 млрд. долларов США) (см. рисунок 3).

Эксперты рынка автомобильных запчастей полагают, что если российские таможенники всерьез возьмутся за проблему «серого» импорта, доля официальных импортеров должна вырасти до 80-85%. Достижение данных показателей является минимальным для того, чтобы легальные импортеры могли конкурировать с «серым» и «черным» ввозом. Усиление таможенного контроля может способствовать повышению цен на запчасти для иномарок. Однако эксперты полагают, что крупные официальные импортеры запчастей, вероятно, будут готовы снизить цены, если смогут увеличить объемы продаж (см. http://www.logistpro.ru/news/602 ; http://www.avtomarket.ru/scripts/news/?id=14828).
Наряду с намерениями таможенных служб по борьбе с «серым» импортом автомобильных запчастей, контроль на рынке запчастей усиливают российские автопроизводители. Так, АВТОВАЗ с 2007 года планировал существенно увеличить объемы централизованных поставок запчастей, производимых изготовителями комплектующих, через собственную сервисно-сбытовую сеть. Соответствующие изменения были внесены в условия договоров с заводами-поставщиками комплектующих. Ожидается, что реализация запчастей внешнего производства через вазовскую торговую сеть позволит минимизировать риск получения дилерами контрафакта и избежать применения поддельных комплектующих при гарантийном и послегарантийном обслуживании автомобилей LADA (см. http://subscribe.ru/archive/tech.auto.lada/200703/21163305.html).
Характеризуя современную ситуацию в сфере потребления автомобильных запчастей на российском рынке необходимо отметить, что сегодня два основных сегмента рынка запчастей – сегменты запчастей к отечественным автомобилям и иномаркам – развиваются с разной степенью интенсивности. Рынок отечественных автозапчастей отличается стабильностью и балансом спроса и предложения, здесь практически не наблюдается дефицита автомобильных запчастей. В сегменте автозапчастей для иномарок наблюдается превышение спроса над предложением и дефицит товара.
Примечательно, что основная часть контрафактной и некачественной продукции представлена в сегменте запчастей к отечественным автомобилям, среди запчастей к иномаркам доля такой продукции существенно ниже. Однако в сегменте иностранных автозапчастей много запчастей, бывших в употреблении, они создают конкуренцию оригинальным автомобильным запчастям, поскольку стоят значительно дешевле, а качеством могут практически не уступать оригиналам. Применительно к запчастям для иномарок необходимо отметить, что спрос на бывшие в употреблении запчасти связан также с тем, что доставка оригинальных запчастей может занимать довольно значительное время – от недели до 2-3 недель, в зависимости от региона поставки. Для осуществления эффективной деятельности компаниям, реализующим запчасти на иностранные марки автомобилей, необходимо налаживать эффективную сеть поставок, обеспечивающую оперативность доставки автозапчастей под заказ.
В сегменте запчастей к иномаркам наиболее востребованными на российском рынке являются запчасти для японских автомобилей. Данный факт связан с популярностью относительно недорогих и качественных марок японских автомобилей. Наиболее популярными марками являются Honda, Mazda, Nissan и некоторые другие.
Розничные продажи автомобильных запчастей в России в настоящее время осуществляют более 7 тысяч сервисных центров по техническому обслуживанию автомобилей, при этом значительную часть розничного товарооборота продолжают удерживать рынки и небольшие магазины. Некоторые сервисные центры реализуют автозапчасти для отечественных автомобилей, другие - для иномарок. На российском рынке представлены и специализированные сервисы, которые занимаются заменой автозапчастей в грузовых автомобилях, поставляют только автозапчасти на японские автомобили, на американские или германские марки автомобилей, а также компании, которые реализуют одновременно автозапчасти оптом и в розницу, или по отдельности (см. http://www.spscompany.ru/rynok_zapchasti/).

В целом торговля автозапчастями и комплектация автосервиса необходимыми автозапчастями, аксессуарами и автохимией в настоящее время в России является выгодным бизнесом. Согласно результатам исследований, более 90% компаний, работающих в данном секторе, считают собственную рентабельность выше, чем при инвестировании аналогичных сумм в другие рынки (см. http://pro-consulting.com.ua/analiz/analiz_rus/avto/avtozapchasti/).
Однако в настоящее время на рынке автозапчастей наблюдается процесс специализации и укрупнения компаний, тенденция к поглощению крупными игроками более мелких конкурентов. Данный процесс связан с тем, что не многие компании могут себе позволить держать излишние оборотные средства «замороженными» на складах в необходимом ассортименте запасных частей и автотоваров. Вероятно, именно эти тенденции во многом будут характеризовать динамику российского рынка автомобильных запчастей в ближайшем будущем, и их необходимо принимать в расчет как действующим игрокам рынка, так и инвесторам в данный сектор автомобильной отрасли.

Основные выводы по итогам обзора:
Рынок автомобильных запчастей в России активно развивается. Емкость российского рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей по итогам 2007 года составила 32,7 млрд. долларов США.
На рынке автомобильных запчастей выделяются два основных сектора: первичный рынок, включающий компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере, и вторичный рынок, где представлены запчасти для продажи через сервис и магазины. В России на долю вторичного рынка автомобильных запчастей приходится 76% от общего объема рынка в стоимостном выражении (24,8 млрд. долларов США), доля первичного рынка составляет 24% от общего объема рынка (7,9 млрд. долларов США).
На рынке автомобильных запчастей в России действует около двух тысяч игроков, лидирующие позиции занимают отечественные производители. Однако сегодня российские производители автозапчастей действуют в условиях выраженной конкуренции - отечественные бренды активно вытесняются более качественной продукцией из Европы и более дешевыми автокомпонентами из Китая, Турции и Индии.
Одной из наиболее актуальных проблем современного рынка автомобильных запчастей в России является проблема поддельной продукции. Доля незаконных автомобильных компонентов на рынке запчастей в России составляет от 30 до 90%, в зависимости от наименования. Ущерб от реализации контрафактной продукции весьма значителен, в денежном эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов долларов США в год.
Российские правоохранительные органы намерены серьезно бороться с «серым» импортом автомобильных запчастей, в частности – усилить контроль автомобильных рынков, которые, как правило, являются пунктами реализации контрафактной продукции. Для создания условий, позволяющих легальным импортерам конкурировать с «серым» и «черным» импортом автозапчастей, доля официальных импортеров должна возрасти минимум до 80-85%.
На потребительском рынке автозапчастей сегменты запчастей к отечественным автомобилям и иномаркам развиваются с разной степенью интенсивности. Если рынок отечественных автозапчастей в целом характеризуется стабильностью и балансом спроса и предложения, то в сегменте автозапчастей для иномарок наблюдается активный рост спроса и существенное превышение спроса над предложением, дефицит товара.
В целом торговля автозапчастями и комплектация автосервиса необходимыми автозапчастями в России является выгодным бизнесом. Одними из основных тенденций, характеризующих рынок автозапчастей в ближайшем будущем, будут выступать тенденции специализации и укрупнения компаний, поглощения крупными игроками более мелких конкурентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и виды исследования товарного рынка. Основные методы сбора первичных данных. Метод оценки территориальной емкости рынка, его сегментация. Общая характеристика рынка сырной продукции. Предложение на рынке сыра России. Анализ рынка в Алтайском крае.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2016

    Группа парфюмерно-косметических товаров, их классификация по различным признакам. Показатели состояния рынка и его перспективы. Основные производители и поставщики. Создание собственной парфюмерной марки. Понятие сегмента рынка и класса продукции.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Анализ хозяйственной деятельности организации и ее внешнего окружения. Структура ассортимента ООО "Хладокомбинат № 2". Основополагающие принципы работы компании. Основные финансовые результаты предприятия. Понятие и основные признаки сегментации рынка.

    отчет по практике , добавлен 10.06.2014

    Понятие "маркетинговое исследование рынка". Система информационного исследования рынка: метод сбора и анализа информации. Разработка стратегии и тактики выступления на рынках, целенаправленной товарной политики. Маркетинговая среда и сегментация рынка.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Исследование методологии анализа рынков. Теоретические аспекты анализа рынка и рыночной конъектуры на примере исследования рынка недвижимости: понятие, цели, основные направления, задачи, виды и методы анализа. Информационное обеспечение анализа рынка.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    История возникновения и развития организации. Характеристика отделов предприятия и его кадрового состава. Обзор рекламного рынка г. Красноярска. Структура выпускаемой продукции, ее основные потребители и поставщики. Способы продвижения продукции.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2011

    Анализ макро- и микросреды обувного рынка. Экономические, социально-культурные и технологические факторы развития рынка обуви. Классификационные признаки сегментации рынка. Потребители и конкуренты. Оценка привлекательности рынка танцевальной обуви.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2015

Анализ тормозных систем автомобилей

К тормозному управлению автомобиля, служащему для замедления движения, вплоть до полной остановки и удержания его на месте на стоянке, предъявляются повышенные требования, так как тормозное управление является важнейшим средством обеспечение активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895-95 и международными правилами дорожного движения.

Требования к тормозным системам следующие:

    Максимальный тормозной путь максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ 22895-95 г., для пассажирских автомобилей и грузовых автомобилей в зависимости от типа испытаний.

    Сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат: линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда.)

    Стабильность тормозных свойств при неоднократном торможении.

    Минимальное время срабатывания тормозного привода.

    Силовое следящее действие тормозного привода, то есть пропорциональность между усилием на педаль и приводным моментом.

    Малая работа управления тормозными системами - усилие на тормозные педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно быть в пределах 500….7ОО Н, ход тормозной педали 80…180мм.

    Отсутствие органомптических явлений (слуховых).

    Надежность всех элементов тормозных систем, основные элементы (тормозная педаль, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса, должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы.

В соответствии с ГОСТ 22895-95 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:

Рабочую

    запасную

    стояночную

Вспомогательную (тормоз-замедлитель), обязательную для автобусов полной массой свыше 5 т. и грузовых автомобилей массой свыше 12 т., предназначенную для торможения на длительных спусках и поддерживающих скорость 30км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6км.

Принудительное замедление может осуществляться различными способами: механическим, гидравлическим, электрическим, внеколесным.

Наиболее широко используется фрикционные тормозные механизмы. На легковых автомобилях большого класса часто используются дисковые тормозные механизмы на передних колесах и барабанные колодочные на задних колесах.

На грузовых автомобилях независимо от их грузоподъемности устанавливаются барабанные колодочные тормозные механизмы. Лишь в последние годы наметилась тенденция использования дисковых механизмов для грузовых автомобилей.

Барабанные ленточные тормозные механизмы в качестве колесных в настоящее время не применяются совсем. В редких случаях их применяют как трансмиссионные для стояночной тормозной системы (МАЗ, БелАЗ-540).

Гидравлические и электрические тормозные механизмы используют как тормозо-замедлители. На ряде автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, впускной коллектор перекрывается стальной заслонкой.

Механический привод, состоящий из тяг и рычагов, применяют в основном в тормозных системах с ручным управлением (вспомогательная тормозная система – “стояночный - тормоз’’).

В данном приводе для включения тормозного механизма используется мускульная энергия водителя. Простота конструкции и неизменная во времени жесткость механического привода делают его наиболее применяемым для стояночной тормозной системы.

Гидравлический привод применяется в рабочей тормозной системе легковых автомобилей и грузовых малой и средней грузоподъемности. В данном приводе усилие оси педали к тормозным механизмам передается жидкостью. Для включения тормозов используется мускульная энергия водителя. Для обеспечения водителю работы по включению тормозов нередко применяют гидравлический привод с вакуумным (ГАЗ-66) или пневматическим усилителем (Урал-4320).

В настоящее время начинают получать распространение гидравлический привод с насосом. В этом случае для включения тормозных механизмов и создания, необходимых для быстрого торможения автомобиля тормозных моментов на колесах используется энергия двигателя приводящего в действие гидравлический насос непосредственно, или через какой-либо агрегат силовой передачи автомобиля.

Пневматический привод широко используется в тормозной системе тягачей, грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусов. В тормозной системе с пневматическим приводом тормозные механизмы включаются за счет использования энергии сжатого воздуха.

На длиннобазных автомобилях и тягачах большегрузных автопоездов часто используются комбинированный привод гидропневматический. В данном приводе для увеличения тормозных усилий используется энергия сжатого воздуха, а передача их к тормозному механизму осуществляется жидкостью.

Электрический привод необходим на автопоездах, так как при этом достигается наиболее простой способ передачи энергии на большие расстояния при весьма малом времени на срабатывания тормозной системы.

Для оценки конструктивных схем тормозных механизмов служат следующие критерии:

1)Эффективность

Для оценки эффективности тормозного механизма служит коэффициент его эффективности, который представляет собой отношение тормозного момента М тор, создаваемого механизмом, к моменту от первичной силы:

К э = М тор/(Р п.сr п),

где М тор –тормозной момент; P п.с – суммарная приводная сила тормозных колодок; r п – радиус приложения результирующей силы трения (r п = r б – радиус тормозной тормозного барабана в барабанном механизме; r п = r cр – средний радиус накладки в дисковом механизме).

Эффективность тормозных механизмов необходимо оценивать при движении автомобиля как вперед, так и назад.

В барабанном тормозном механизме коэффициент эффективности рассчитывается не только для механизма в целом, но и отдельно для каждой тормозной колодки:

где М тор1 и М тор2 – тормозные моменты, создаваемые колодками; P 1 и Р 2 – приводные силы колодок.

2) Стабильность

Стабильностью называется сохранение эффективности работы тормозного механизма при уменьшении коэффициента трения. Стабильность представляет собой зависимость коэффициента эффективности от коэффициента трения и может быть выражена графиком статической характеристики тормозного механизма. Лучшую стабильность имеют тормозные механизмы с линейной статической характеристикой.

От стабильности зависит достижение равных тормозных сил не только на колесах одного моста, но также и на правых и левых колесах автомобиля, что определяет безопасность при торможении.

3)Уравновешенность

Уравновешенным является тормозной механизм, в котором при торможении силы трения не создают дополнительную нагрузку на подшипники колес и другие детали. Неуравновешенным считается тормозной механизм, работа которого приводит к нагружению подшипников колес автомобиля.

4)Реверсивность

Реверсивностью называется равная эффективность тормозного механизма при движении автомобиля вперед и назад. Реверсивность тормозного механизма определяет независимость величины создаваемого им тормозного момента от направления движения автомобиля.

До настоящего времени считалось, что барабанные тормозные механизмы наиболее удовлетворяют требованиям безопасности движения, но в связи с возросшими скоростями движения автомобиля, повышаются и требования безопасности движения, во многом зависящих от тормозных качеств автомобиля.

Сравнительные стендовые испытания различных вариантов конструкций закрытых дисковых и барабанных тормозных механизмов для автомобилей выявили, что наилучшими показателями по стабильности выходных параметров, теплонапряженности и массе обладает дисковый тормоз с двумя поверхностями трения, пневматическим приводом и усилителем.

По конструктивному исполнению дисковые тормозные механизмы делят на открытые и закрытые, однодисковые и многодисковые.

В зависимости от конструкции диска различают тормозные механизмы со сплошным и вентилируемым, металлическим и биметаллическим дисками.

Сплошной диск – самый простой – применяется в случаях, если возможно активное охлаждение дискового тормоза. Вентилируемый диск выполнен в виде крыльчатки-турбины. В автомобилях применяются в основном однодисковые тормозные механизмы с вентилируемым диском и креплением по внутреннему диаметру.

В зависимости от способа крепления скобы различают дисковые тормозные механизмы с фиксированной и плавающей скобой. Тормозной механизм с плавающей скобой имеет лишь один колесный цилиндр. Его колодка нагревается меньше, чем в механизме с фиксированной скобой, но имеет существенный недостаток – при деформации, коррозии направляющих возникает одностороннее изнашивание накладок и диска. Эффективность торможения снижается, появляется вибрация скобы и тормозной колодки. А дисковым тормозом с фиксированной скобой обеспечивается большое приводное усилие и повышенная жесткость механизма.

Тормозные диски изготовляются из чугуна. В однодисковых механизмах сплошные диски имеют толщину 8…13 мм, вентилируемые 16…25 мм. Биметаллический тормозной диск может выполняться с алюминиевым или медным основанием. Фрикционный слой выполняется из серого чугуна.

Дисковые тормозные механизмы имеют следующие преимущества по сравнению с барабанными тормозами:

Меньшие зазоры между дисками и колодками в незаторможенном состоянии (0,005…0,1 мм) и ход колодки, что позволяет повысить быстродействие и передаточное число тормозного привода;

Меньшую массу и габариты:

Более равномерное изнашивание фрикционных материалов, так как распределяется равномерно давление по поверхности пары трения диск – колодка:

Больший тормозной момент, развиваемый за счет уравновешивания сил, действующих со стороны колодок на диск;

Возможность обеспечения эффективного теплоотвода от трущихся элементов;

Большую стабильность развиваемого тормозного момента;

Больший коэффициент тормозной эффективности;

К недостаткам дисковых тормозных механизмов относятся:

Трудность обеспечения герметизации (незащищенный диск может подвергаться абразивным воздействиям, окислению и коррозии, способствующим быстрому изнашиванию тормозных накладок);

Повышенная интенсивность изнашивания фрикционных накладок;

Недостаточная защищенность от грязи;

Проведенные дорожно-лабораторные испытания барабанных и дисковых тормозов Харьковским АДИ показали, что в случае нагрева тормозных деталей до 300С и V = 40 км/ч тормозной путь увеличивается при торможении дисковыми тормозами на 7%, а барабанными на 25%. Если нормальная скорость та же, но объемная температура достигнет 500С, тормозной путь увеличится на 21% и 55% соответственно.

В количественном выражении ёмкость сегмента рынка тормозных колодок более 12 млн ед., ёмкость сегмента тормозных дисков более 10 млн ед. в год. Велики объёмы сегментов и таких компонентов, как датчики износа колодок, тормозные цилиндры, тормозные шланги и другие.
Количественно рынок систем торможения в России год от года только растёт, хотя и не так быстро, как до кризиса. Автопарк в стране гигантский, колодки и другие компоненты требуется регулярно заменять - это обеспечивает постоянный рост рынка при любых условиях. Срок эксплуатации автомобилей увеличивается, дороги и погода лучше не становятся, как и экономика, автовладельцы стремятся к экономии, уходят из официальных СТО в независимые сервисы - и всё это, и многое другое, приводит к стабильному росту продаж систем торможения на вторичном рынке.
Основа рынка систем торможения - сегмент тормозных колодок. Он характеризуется большим количеством брендов, среди которых условно преобладают, в частности, на рынке тормозных колодок отечественных автомобилей - бренды Brembo и Lucas/TRW, Ferodo, LYNX, Icer, оригинальные колодки Lada Image, Trialli, Маркон, Ween, Marco. В свою очередь ТМ Brembo и Автореал, ТМ Valeo, Bosch, Alied Nippon, Trialli и другие представлены в сегменте тормозных дисков.
В сегменте тормозных колодок для европейских иномарок условно доминируют Bosch, Brembo, LPR, Ford, Trialli, Quinton Hazell, Borg&Beck, TSN Цитрон; среди брендов дисков - ТМ TRW и Bosch. В азиатском сегменте большую долю занимают колодки брендов Hyundai и Valeo, в сегменте дисков - ТМ Zimmermann Sport, Brembo MAX, ATE Power Disc.
Тормозные колодки для грузовых автомобилей в России представлены брендами Meritor, Beral, Fomar, Textar, Knorr Bremse, Jurid, TRW, Lumag, Ferodo, Pagid и другими. Общее же количество компаний, которые предлагают компоненты систем торможения для всех автомобилей неизвестно, но некоторые участники рынка говорят уже о сотнях фирм, в подавляющем большинстве работающих на вторичном рынке.
Всего брендов на рынке компонентов систем торможения от 80 до более сотни, преимущественно, как видно, это зарубежная продукция, доля импорта на этом рынке оценивалась в 2015–16 гг., по разным данным, до 80%, при этом более 60% брендов - для легковых автомобилей. Пока неизвестно, насколько сильно повлиял
кризис на долю импорта на этом рынке. Распределение брендов на рынке относительно условное, так как разница в цене между изделиями невелика, колодки разных ТМ можно использовать на разных автомобилях.

Компоненты российского производства тоже занимают определённую долю на рынке, и, кроме того, сейчас имеют дополнительные возможности для увеличения своего присутствия. Есть и полноценный проект по импортозамещению - в феврале этого года стало известно, что ООО «Автокомпоненты -Группа ГАЗ» номинировано компанией WABCO Europe на поставку корпуса клинового разжимного механизма тормозных систем.
Опытная партия компонентов должна быть поставлена в апреле 2017 года, старт серийных поставок запланирован на четвертый квартал этого года. В рамках проекта литье для продуктов будет изготавливать металлургическое производство ГАЗа, мехобработку изделий выполнит Канашский автоагрегатный завод «Группы ГАЗ». Тормозные системы будут устанавливаться на автомобили «Урал NEXT» и «Урал-М». Это большое достижение, но массовую замену отечественной продукцией импортных комплектующих на рассматриваемом рынке пока сложно представить, особенно на легковые автомобили.
В основном компоненты тормозной системы представлены нижним и средним ценовым сегментами. Потребители продукции нижней ценовой категории, отечественной и из азиатских стран - владельцы российских автомобилей и иномарок от 10 лет. В среднеценовом сегменте, который был наиболее ёмким до недавнего времени, представлены компоненты с достаточно высокими потребительскими свойствами. Основные потребители здесь - автовладельцы иномарок от 5 лет и самых новых отечественных автомобилей.
Неизвестно точно, сколько контрафактных компонентов тормозных систем на рынке. В то же время, автовладельцы чаще всего интересуются тем, как отличить подделку от качественной запчасти, то есть, возможно, контрафакта на рынке много. По всей видимости, подделывают компоненты любого бренда. Из Китая и других азиатских стран при этом поступает как контрафактная продукция, так и малоизвестные компоненты приемлемого качества - откровенно плохие запчасти потребители не покупали.
Важность компонентов торможения для безопасности осознаётся всеми. И хотя это не самые дорогие запчасти, но лишний рубль сейчас тратить никто не будет, тем более что в течение нескольких лет кризиса, запчасти подорожали. Свою роль в росте цен сыграли колебания курса рубля, усложнение легального импорта и другие факторы. Поэтому автовладельцы искали приемлемые по цене автокомпоненты, не самого
лучшего качества, но с приемлемыми параметрами. Таким образом, в 2015–2016 гг., потребители активно осваивали сегмент относительно качественных небрендовых, неоригинальных компонентов.


Но в 2017 году ряд участников рынка говорят об ухудшении ситуации. Потребители мало времени тратят на выбор, покупают то, что дешевле. Качество рынка автокомпонентов продолжает ухудшаться дальше, авторынок также деградирует. Что, впрочем, не влияет на перспективы рынка компонентов тормозных систем - они в любом случае положительные, рынок подержанных автомобилей будет расти, к тому же начало 2017 года и для рынка новых автомобилей было успешным. Но до полноценного восстановления авторынка ещё далеко, поэтому в ближайшей, возможно, и в среднесрочной перспективе каких-то существенных изменений в структуре и динамике рынка не ожидается. Выбирать будет покупатель, рынок будет подстраиваться под его требования - и это не хорошая новость, так как потребитель продолжает беднеть и покупать худшее.
Хорошая же новость в том, что с начала года отмечается тенденция удешевления оригинальных запчастей, на 7–30% по разным видам компонентов разных брендов. Это связано и с тем, что, во-первых, производители не хотят терять клиентов, и с тем, что рубль всё-таки относительно стабилен, а иногда даже укрепляется, - и это позволяет поставщикам иногда снижать цены на запчасти, в том числе на компоненты тормозной системы.
Неизвестно, сколько это продлится, долгих прогнозов сейчас никто не делает. Если кризис всё-таки закончится, то большее влияние на рынок будет оказывать технический прогресс. В основном он сейчас движется в направлении создания новых фрикционных смесей для колодок. Сейчас медь является основным компонентом фрикционного материала, её от 5 до 20% во фрикционных смесях - в соответствии со стандартами. Но американские и европейские производители переходят к использованию во фрикционных смесях тормозных колодок к органическим неметаллическим материалам. Это более экологичные, сложные по составу материалы, которые по своим свойствам должны быть не хуже меди. Очевидно, в Россию передовые технологии попадут с автомобилями премиум-класса, но когда-нибудь это будет актуально и для массового сектора.

Сегмент рынка тормозных дисков в последнее время активно расширяется. Это связано с увеличением парка автомобилей и с ростом числа машин, которые укомплектованы дисковыми тормозами на обеих осях. К сожалению, снижение контроля за прохождением технического осмотра негативно повлияло на вторичный рынок тормозных дисков. Многие автомобилисты эксплуатируют автомобили с изношенными дисками даже тогда, когда это некомфортно и небезопасно.

Информация собрана маркетинговым отделом нашего журнала.

Впрочем, несмотря на это, компания ВладВнешСервис ещё в 2011 году оценивала емкость российского рынка тормозных дисков более чем в 10 млн. штук в год. При этом рынок, по оценке экспертов данной компании, делится примерно наполовину: 5,2 млн единиц тормозных дисков востребованы в сегменте автомобилей иностранного производства и около 5,1 млн. единиц - в сегменте российских автомобилей. Очевидно, что за прошедшие два года его емкость увеличилась, однако редакция не располагает более свежими данными.

Следует отметить, что в последнее время (вторая половина 2013 года - начало 2014 года) наблюдается снижение объемов продаж новых автомобилей. Если этот тренд окажется продолжительным, то продавцы тормозных дисков (впрочем, как и других автомобильных компонентов) могут столкнуться с замораживанием объемов продаж и даже со снижением спроса. Для того чтобы не столкнуться с этой ситуацией, необходимо уже сегодня начинать активную работу по поводу повышения культуры обслуживания данного узла и тормозной системы в целом с потребителями, которые обращаются на сервисы, ведь продажи дисков уже сегодня происходят преимущественно на автосервисах. Стоимость данного компонента довольно высока, поэтому прежде чем принять решение о замене, владелец автомобиля должен убедиться в невозможности его дальнейшей эксплуатации, а сделать это можно только по результатам диагностики на тормозном стенде и визуального осмотра автомехаником. Самодиагностика, как правило, неэффективна.

Ресурс современного тормозного диска составляет около 80 000 - 100 000 километров пробега (это в идеальных условиях). В России, из - за наличия на рынке тормозных колодок низкого качества и очень тяжелых условий эксплуатации, срок службы диска нередко заканчивается намного раньше. Применение дешевых колодок, а также привычка менять их только после полного износа, приводят к образованию желобков (глубоких рисок) на рабочей поверхности диска. В некоторых случаях эта проблема устраняется после проточки диска, если проблема обнаружена не слишком поздно и толщина диска позволяет выполнить эту процедуру.

Отсутствие качественного сервиса тормозных суппортов (смазка и очистка при каждой смене тормозных колодок) приводит к тому, что колодки не полностью возвращаются в своё положение, после того как водитель отпускает педаль тормоза. Это приводит к ускоренному износу диска.

Высокие риски для состояния диска создают российские дорожные условия, а именно - большое количество луж на дорогах. Внезапное попадание колеса в лужу создает опасность резкого переохлаждения диска, что со временем приводит к образованию трещин.

Что же касается задних тормозных дисков, которые сегодня всё чаще встречаются на иномарках, то для них наибольшую опасность представляет коррозия поверхности. Тормозные диски задних колес при неагрессивной манере езды работают в щадящем режиме. Если при этом и автомобиль эксплуатируется не часто, то задние диски могут покрыться ржавчиной, которая впоследствии отслаивается, и диск изнашивается неравномерно.

Менеджерам станций технического обслуживания необходимо рассказывать об этих рисках своим клиентам. Это позволит, с одной стороны, продлить средний срок службы тормозных дисков, с другой стороны, увеличить количество продаж, либо сервисных операций, которые связаны с обслуживанием этого узла, поскольку своевременное обслуживание диска, колодки и суппорта, как правило, позволяет избежать ранней замены. Так что СТО от проведения такой политики в любом случае будет в выигрыше, поскольку сможет заработать либо на замене, либо на обслуживании.

Целями нашего исследования является оценка доли присутствия в розничном сегменте основных торговых марок тормозных дисков, а также сравнение средних розничных цен на данную продукцию. По традиции исследование проводилось по трём наиболее массовым моделям автомобилей, которые давно представлены на российском рынке и запчасти для которых востребованы на российском вторичном рынке. Это ВАЗ 2110, Renault Logan и Ford Focus II.

Lada



По конкурентности этот сегмент рынка один из самых сложных. На рынке представлено 20 торговых марок тормозных дисков для ВАЗ. При этом наиболее высокие доли присутствия на розничном рынке (диаг.1) имеет одна из крупнейших компаний-импортеров данной продукции (Brembo) - товары ее представлены в 14% торговых точек, а на втором месте по этому показателю находится одна из ведущих российских марок - Автореал (8%). В целом, различия по представленности брендов в этом сегменте минимальны. Десятипроцентный рубеж преодолела только одна компания (Brembo). Подавляющее большинство всех остальных участников представлено в очень небольшом количестве торговых точек - от 8 до 4%. При оценке средних цен на российском рынке на данную продукцию мы были вынуждены использовать стоимость комплекта передних тормозных дисков на ВАЗ 2110 для колес диаметром 14 дюймов. Выбор в пользу комплекта из двух дисков обусловлен тем, что именно в такой фасовке данная продукция чаще всего встречается на рынке более чем у половины поставщиков. Что же касается компаний, которые не поставляют тормозные диски в данной упаковке, то мы были вынуждены взять стоимость их одного диска и умножить её на два, хотя такой подход и не совсем корректен. В верхнем ценовом сегменте (диаг.2) расположились два бренда - ATE и Zimmerman. Стоимость комплекта таких дисков превышает 3000 рублей. В средней ценовой категории (от 2000 до 2700 рублей) располагаются комплекты ещё семи брендов - Brembo, Alnas, TRW, Tornado, Тореро, A.B.S., Pilenga.

Наиболее массовый ценовой сегмент - нижний средний. Комплект таких дисков из двух штук обойдется потребителю в сумму от 1000 до 2000 рублей. Примечательно, что в данном ценовом сегменте мы видим отнюдь не новичков, а хорошо известные бренды автозапчастей (Valeo, Bosch, Alied Nippon, Trialli, Автореал и другие).

Renault Logan



Этот сегмент рынка тоже очень сильно насыщен. Наши специалисты насчитали 18 торговых марок тормозных дисков на данный автомобиль, представленных на российском розничном рынке. Однако, в отличие от сегмента российских автомобилей Lada, тут мы видим явного лидера - это диски TRW. Они представлены в каждом четвертом розничном магазине из тех, что принимали участие в нашем опросе. По представленности TRW обгоняет и оригинальные тормозные диски и продукцию марки Bosch, которая представлена в 15% торговых точек. Все остальные поставщики расположились ниже 10% - ного барьера. В данном сегменте есть несколько новых имен, которых не было в сегменте ВАЗ, перечислять их нет смысла — всё видно на диаграмме 3.

Теперь посмотрим на ценовую политику поставщиков. Сильно выделяется на фоне всех независимых брендов продукция OEM. Оригинальные тормозные диски на Renault Logan стоят дороже всех остальных конкурентов в два раза. Самые дорогие диски из сегмента независимых торговых марок поставляют компании Textar, Zimmerman и Valeo. Они составляют среднюю ценовую группу. Все остальные диски расположились в сегменте ниже среднего. Отметим, что, в отличие от предыдущего сегмента в этой диаграмме (№4) мы сравнивали цены не на комплекты тормозных дисков из двух штук, а стоимость одиночного диска.

Ford Focus



В данном сегменте конкуренция не так выражена. Уже не 20, а 14 торговых марок борются за внимание российского потребителя (диаг.5). Главным лидером по представленности в этом сегменте является компания Brembo. Диски этой марки добились такого же успеха, как и TRW в предыдущем сегменте. Почти в каждом четвертом магазине (23%) можно приобрести диски Brembo для Ford Focus. Помимо этого, десятипроцентный барьер представленности преодолели оригинальные тормозные диски, а также продукция таких торговых марок как Bosch и TRW. Таким образом, практически во всех сегментах мы видим один и тот же пул популярных брендов с одной лишь поправкой на то, что в сегменте Lada в этот пул вошли еще и торговые марки российских заводов.

Разброс цен на тормозные диски Ford Focus не такой большой, как в сегменте Renault Logan. Стоимость оригинальных дисков практически сравнялась с ценой на диски независимых брендов из верхнего ценового сегмента (TRW, Textar). Разница в цене между самыми дорогими и самыми дешевыми тормозными дисками на переднюю ось Ford Focus II составляет 1000 рублей.

Комментарии экспертов:


Сергей Хорьков, менеджер по маркетингу компании TRW Automotive :


— Ежегодно компания TRW производит 12 миллионов тормозных дисков. Ассортимент тормозных дисков компании TRW насчитывает около 1200 артикулов - это покрывает 98% автомобильного парка. Наряду с поставками запасных частей на независимый рынок автокомпонентов, мы поставляем тормозные диски на сборочные конвейеры мировых автопроизводителей. Всегда находясь впереди в области разработок, мы ни на минуту не прекращаем разработку самых современных технологий производства тормозных дисков. Благодаря этому наше подразделение по производству продукции для послепродажного обслуживания может предложить потребителю наиболее актуальную продукцию.


Отличительные особенности тормозных дисков марки TRW , которые являются конкурентными преимуществами наших изделий:

. Окрашивание нерабочей поверхности в черный цвет , что позволяет защитить её от коррозии. Ранее тормозные диски обрабатывались специальным составом против коррозии, и при монтаже, сервисы должны были очищать тормозной диск растворителем. Многие этого не делали, поскольку на это требовалось дополнительное время. С окрашенными дисками TRW экономится время при монтаже.

. При производстве дисков используется высокоуглеродистая сталь , что обеспечивает им высочайшую прочность и эффективность.

. Все 100% тормозных дисков TRW отбалансированы на заводе , что исключает биение дисков при эксплуатации.

Благодаря этим преимуществам и при условии правильной установки диска срок его гарантированной эксплуатации сопоставим с двумя сроками эксплуатации тормозных колодок. То есть, тормозной диск рекомендуется менять не реже, чем через одну смену тормозных колодок на автомобиле. Если соблюдать данное правило, то ваш автомобиль всегда будет безопасным как для вас, так и для окружающих.



Кирилл Шипота, директор по маркетингу компании TRIALLI :

— Тормозные диски можно отнести к категории расходных деталей. Конечно, в отличие от тормозных колодок и фильтров, которые требуют замены при прохождении ежегодного ТО, тормозные диски необходимо менять раз в два - три года — в зависимости от их износостойкости и стиля вождения конкретного автовладельца. Особенности спроса на тормозные диски в реалиях Российского рынка автокомпонентов напрямую зависят от количества автомобилей различных марок и моделей. Пока лидирующим спросом пользуются модели тормозных дисков для автомобилей ВАЗ, но уже заметна тенденция смещения спроса в сторону деталей для автомобилей иностранного производства, и с каждым годом этот спрос увеличивается.


Тормозные диски TRIALLI производятся на заводе полного цикла, на котором есть свой литейный цех, а механическая обработка проходит на полностью автоматизированных немецких линиях. Ассортимент тормозных дисков состоит из дисков стандартной (цельной) конструкции - STANDARD , вентилируемых тормозных дисков - VENTILATO , дисков с технологической выточкой - AQUATICO , перфорированные тормозные диски - PERFORATO и модели тормозных дисков с перфорацией и технологической проточкой - модель PERFECTO .


Тормозные диски TRIALLI обладают всеми качествами первоклассной продукции: высокой надежностью, минимальным моментом инерции и прекрасной балансировкой. Отлитые из модифицированного чугуна, прошедшие многочисленные стендовые испытания, тормозные диски TRIALLI являются отличным предложением в среднем ценовом сегменте.

Тормозные диски TRIALLI Standard выполнены из высококачественного сплава, соответствующего самым строгим требованиям к материалу. При предельных тормозящих нагрузках обладают высоким сопротивлением. Равномерный износ дисков гарантирует безопасность, исключает вибрацию и отсутствие биения рулевого колеса и педали тормоза.

Диски VENTILATO имеют так называемую конструкцию «сэндвича»: внутренние ребра обеспечивают усиленную циркуляцию воздуха между рабочими поверхностями диска, что позволяет избежать их чрезмерного нагрева.

Модель AQUATICO имеет на рабочей поверхности технологическую выточку, которая выполняет три функции: отводит грязь, воду и продукты износа к периферии диска, что исключает появление биения и вибрации; предотвращает возникновение фединга («воздушной пленки») при сильном нагреве рабочих поверхностей диска и колодки и служит индикатором износа тормозного диска.

Перфорированные тормозные диски Trialli обеспечивают быстрое рассеивание тепла при интенсивном торможении с высоких скоростей и предназначены для спортивного тюнинга серийных автомобилей. Рекомендованы водителям, предпочитающим агрессивный стиль езды на обычных дорогах как в условиях города, так и на автострадах.

Тормозные диски Trialli Perfecto , разработанные с применением инновационных технологий, обладают всеми преимуществами моделей Aquatico , Ventilato и Perforato . Для улучшения механических свойств и повышения трещиностойкости, исходный сплав модифицируется никелем и кальцием. Тормозные диски Trialli Perfecto были разработаны специально для автоспорта, прошли испытания перегрузками на предельных скоростях и экстремальными погодными условиями. Вентилируемые, с технологической выточкой и перфорацией тормозные диски Trialli Perfecto обладают повышенными характеристиками теплообмена, обеспечивают надежное сцепление диска с тормозными колодками и лучше отводят грязь, воду, продукты износа.

Новое на сайте

>

Самое популярное