Домой Коробка передач Классификация и маркировка ДВС. Классификация и маркировка судовых двс Что такое марка двигателя

Классификация и маркировка ДВС. Классификация и маркировка судовых двс Что такое марка двигателя

Маркировка ДВС по ГОСТ

Маркировка двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Марка позволяет судить об основных конструктивных особенностях и размерах дизеля. Его технико - экономические характеристики (мощность, быстроходность, расход топлива, смазочного масла и др.) приводятся в паспорте или формуляре (мануале).

Основное описание

Согласно ГОСТ 4363-48 каждый двигатель внутреннего сгорания имеет условное обозначение, называемое маркой. Цифра в марке указывает число цилиндров, буквы характеристику двигателя и дробь - диаметр цилиндра (числитель) и ход поршня (знаменатель) в сантиметрах. *Правильно выражать в миллиметрах! Кроме того после дроби может стоять цифра, указывающая номер модернизации.

Обозначения характеристик ДВС

В соответствии с ГОСТ 4363-48 буквы в марке двигателя означают: Ч - четырехтактный Д - двухтактный ДД - двухтактный двойного действия Г - газовый Р - реверсивный С - судовой с реверсивной муфтой П - с редукторной передачей К - крейцкопфный Н - с надувом

Дополнительно

Некоторые заводу, кроме обязательной по стандарту маркировки, присваивают выпускаемым двигателям заводские марки. Например, марка по ГОСТу двигатель:

6ЧСП 15/18 расшифровывается следующим образом: шестицилиндровый четырехтактный судовой с реверсивной муфтой и редукционной передачей, с диаметром цилиндра 150 мм и ходом поршня 180 мм; заводская марка двигателя 3Д6. 6ЧН 31,8/33 - шестицилиндровый четырехтактный с надувом, с диаметром цилиндра 318мм и ходом поршня 330мм; заводская марка Д50.

Источник:Книга "Судовые Дизели (устройство, основы теории и эксплуатация)" А.Ф. Гогин, Д.Ф. Куприянов, Е.Ф. Кивалкин


Wikimedia Foundation . 2010 .

ДВС классифицируется по следующим признакам:

1 – по роду рабочего цикла – подводом теплоты к рабочему телу при постоянном объеме, постоянном давлении и со смешанным подводом телоты (т.е. вначале при постоянном объеме, потом при постоянном давлении газов);

2 – по способу осуществления рабочего цикла – четырехтактные, у которых цикл осуществляется за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленвала), и двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленвала);

3 – по способу воздухоснабжения – с наддувом и без наддува. В 4-х-тактных ДВС без наддува цилиндр наполняется свежим зарядом (воздухом или горячей смесью) всасывающим ходом поршня, в 2-х-тактных ДВС-поддувочным компрессором с механическим приводом от двигателя. В ДВС с наддувом (их называют комбинированными) имеется турбокомпрессор, подающий воздух в двигатель при повышенном давлении;

4 – по способу воспламенения топлива – с воспламенением от сжатия (дизели) и с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);

5 – по роду применяемого топлива – жидкого топлива и газовые;

6 – по способу смесеобразования – с внутреннем смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели), и с внешним смесеобразованием, когда эта смесь готовится до ее подачи в рабочий цилиндр. Основные способы внутреннего смесеобразования – объемное, объемно-пленочное и пленочное;

7 – по типу камеры сгорания (КС) – с неразделенными однополостными, с полуразделенными (КС в поршне) и разделенными КС (предкамерные, вихрекамерные и воздушнокамерные КС);

8 – по частоте вращения коленвала n – малооборотные с n < 240 мин -1 , среднеоборотные 240 < n < 750 мин -1 , повышенной оборотности 750 < n < 1500 мин -1 и высокооборотные с n > 1500 мин -1 ;

9 – по назначению – главные, предназначенные для привода судовых движителей, и вспомогательные;

10 – по принципу действия – простого действия (рабочий цикл совершается в одной полости цилиндра), двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра – над и под поршнем) и с противоположно движущимися поршнями;

11 – по конструктивному исполнению кривошипного механизма (КШМ) – тронковые и крейцкопфные;

12 – по расположению цилиндров – вертикальные, горизонтальные, однорядные, двухрядные, V-образные, звездообразные.

Основными определениями являются следующие:

– ВМТ и НМТ, соответствующие крайним положениям поршня в цилиндре;

– ход поршня, т.е. расстояние между крайними положениями поршня;

– объем камеры сжатия (или сгорания), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;

– рабочий объем цилиндра, который описан поршнем между мертвыми точками.

Для маркировки дизелей производства стран СНГ приняты условные обозначения, состоящие из букв и цифр: Ч – четырехтактный; D – двухтактный; DD – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; Н – с наддувом. Отсутствие буквы К в маркировке – двигатель тронковый.

Машиностроительная промышленность выпускает громадное количество ДВС, различающихся по принципу действия, конструктивному исполнению, назначению и т.д. Чтобы ознакомиться в общих чертах со всем многообразием существующих типов двигателей, целесообразно их классифицировать (разделить по различным признакам). Дадим такое подразделение ДВС по следующим признакам:

По роду применяемого топлива :

  • Бензиновые;
  • Работающие на легком дизельном топливе;
  • Работающие на тяжелом остаточном топливе (типа мазут);
  • Газовые двигатели (топливо — естественный или генераторный газ);
  • Газожидкостные (основное топливо — газовое, запальное — жидкое) и многотопливные, способные работать в широком ассортименте жидких и газообразных топлив.

По способу смесеобразования :

  • С внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые двигатели);
  • С внутренним смесеобразованием (двигатели с непосредственным впрыском топлива и компрессорные двигатели).

По способу воспламенения топлива :

  • С принудительным искровым зажиганием (карбюраторные и газовые ДВС);
  • С самовоспламенением (дизели);
  • Со смешанным воспламенением (калоризаторные двигатели и так называемые «газодизели», в которых газ воспламеняется от самовоспламенения небольшой дозы запального жидкого топлива).

По характеру подвода тепла в рабочем цикле :

  • С подводом тепла при постоянном объеме (бензиновые карбюраторные двигатели);
  • С подводом тепла при постоянном давлении (компрессорные дизели);
  • Со смешанным подводом тепла (современные дизели).

По способу осуществления рабочего цикла :

  • 4-тактные и 2-тактные.

По способу действия :

  • Простого действия (рабочий цикл осуществляется только в верхней полости цилиндра);
  • Двойного действия (рабочий цикл осуществляется как в верхней, так и в нижней полостях крейцкопфного двигателя).

По способу наполнения цилиндров :

  • Без наддува (когда давление воздуха или рабочей смеси в цилиндре примерно равно или меньше давления окружающей среды);
  • С наддувом (когда воздух или рабочая смесь подается в цилиндр под повышенным давлением за счет сжатия в продувочно-наддувочном агрегате).

По конструкции камеры сгорания :

  • Двигатели с неразделенными камерами сгорания (большинство судовых дизелей);
  • С полуразделенными камерами сгорания (камера сгорания — в поршне) и в) с разделенными камерами сгорания (вихрекамерные и предкамерные двигатели).

По конструкции поршня :

  • Тронковые (когда головной подшипник расположен в поршне);
  • Крейцкопфные (головной подшипник — в крейцкопфе);
  • Роторные двигатели (так называемые двигатели Ванкеля, у которых поршень — в виде вращающегося ротора).

По расположению цилиндров :

  • Рядного исполнения (большинство судовых дизелей);
  • С противоположно движущимися поршнями (дизели фирмы Доксфорд, Англия; двигатели Харьковского машиностроительного завода ЗД-100, др.);
  • V, W, Н — образные;
  • Звездообразные;
  • Вертикальные;
  • Горизонтальные и т.д.

По конструкции органов газообмена 2-тактных ДВС :

  • С прямоточно-клапанной продувкой;
  • С прямоточно-щелевой продувкой;
  • С контурной продувкой (контурной поперечной; контурной петлевой или контурной комбинированной, включающей оба эти элемента).

По назначению :

  • Главные (работающие на движитель непосредственно, через редуктор, с помощью электропередачи или генерирующие газ на главную газовую турбину — так называемые «свободно-поршневые генераторы газа»;
  • Вспомогательные (служащие для привода вспомогательных механизмов силовой установки).

По возможности изменения направления вращения коленчатого вала :

  • Реверсивные (большинство главных двигателей);
  • Нереверсивные (вспомогательные двигатели и некоторые главные, имеющие реверс-редуктор или работающие на винт регулируемого шага).

По частоте вращения коленчатого вала :

  • Малооборотные (с частотой вращенияn = 60-350 об /мин);
  • Среднеоборотные (n = 350-750 об /мин) и в) высокооборотные дизели (n = 750-2500 об /мин и выше).

По средней скорости поршня :

  • Тихоходные (средняя скорость Cm=4,5-7,0 м/сек);
  • Средней быстроходности (Cm = 7,0-10 м/сек);
  • Быстроходные (Cm = 10-15 м/сек).

Основные признаки дизелей учитываются в принятой в России маркировке в соответствии с ГОСТ 4393-48. Так, 4-тактные дизели обозначаются буквой «Ч», 2-тактные — «Д», двухтактные двойного действия — «ДД», 4-тактные двойного действия — «ЧД», реверсивные — «Р», дизели с реверсивной муфтой — «С», с встроенной редукторной передачей — «П», с наддувом — «Н», крейцкопфные дизели обозначаются буквой «К».

Судовой двигатель внутреннего сгорания

На первом месте марки двигателя стоит число цилиндров, на последнем — в числителе диаметр цилиндра, в знаменателе ход поршня в см. В некоторых случаях в конце марки двигателя указывается его модификация. Иногда применяется и заводское обозначение двигателя.

Несколько примеров маркировки:

  1. Двигатель 6ДКРН 60/229-10 — 6-цилиндровый, двухтактный, простого действия, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, диаметр цилиндра D=60 см, ход поршня S=229 см, 10-я модификация;
  2. Двигатель 64 18/22 — 6-цилиндровый, 4-тактный, тронковый, нереверсивный, без наддува, диаметр цилиндра D= 18 см, ход поршня S=22 см;
  3. Двигатель 42 ЧНСП 16/17 (заводское обозначение М-503Г) — 42 цилиндровый, 4-тактный, тронковый, с наддувом, с реверсивной зубчатой передачей, диаметр цилиндра D = 16 см, ход поршня S = 17 см.

Принятая маркировка не позволяет судить обо всех признаках двигателей. Однако эта маркировка дает более полное представление об основных особенностях двигателя по сравнению с маркировками, принятыми в других странах.

Материал подготовлен к публикации М.Ухановым (aka miha, CTTeam) и mgs.

Параметр

ЗМЗ 4062 ЗМЗ 4061 ЗМЗ 4063 ЗМЗ 4052 ЗМЗ 409
Рабочий объем, дм 3 (л)

2 ,28

2 ,46 2 ,69
Диаметр цилиндра, мм 92 95 ,5
Ход поршня, мм 86 94
Степень сжатия 9 ,3 8 9 ,3 9 ,3 9
Система питания Впрыск Карбюратор Впрыск
Номинальная мощность, кВт/л.с, при частоте вращения КВ, мин - 1 106 ,3 /145 73 ,5 /100 80 ,9 /110 118 / 152 105 /142 ,8
5200 об.мин 4500 об.мин 4500 об.мин 5200 об.мин 4400 об.мин
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс/м), при оборотах вращения КВ, мин - 1 206 (21 ) 181 ,5 (18 ,5 ) 191 ,3 (19 ,5 ) 210 ,9 (21 ,5 ) 230 (23 ,5 )
4200 3500 3500 4200 3900
Частота вращения на холостом ходу, мин - 1 , минимальная (максимальная) 850 ±50
(6000 )
700 ±50
(6000 )
850 ±50
(5000 )
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт‑ч (г/л.с‑ч) 252 (185 ) 285 (210 ) 278 (205 ) 265 (195 )
Порядок работы цилиндров 1 –3 ‑4 –2
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0 ,3 0 ,4 0 ,3
Масса двигателя в комплекте поставки заводом, кг. 187 185 187 190

Примечание: здесь и далее перевод из системы СИ в техническую и обратно, где не требуется точность, сделан с погрешностью до 2 %. Энергетические и экономические показатели – по внешней скоростной характеристике (ГОСТ 14846 –81 ).

МАРКИРОВКА ДВС ЗМЗ.

Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена на специальной обработанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя на блоке цилиндров над бобышками крепления передней опоры двигателя. В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфавита (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры. Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом. Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной. Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру. На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение модели двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двигателя включает менее шести цифр, то на незаполненных местах последних знаков (справа) выбиты нули. Например: «406200 ».

Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектности, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ). Например: «40620 F» и др. Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв). Первый знак – условный буквенный код года выпуска двигателя (V – 1997 ; W – 1998 ; X – 1999 ; Y‑2000 ). Последующие годы будут обозначаться цифрами: 2001 цифрой 1 , 2002 – цифрой 2 и т.д. Второй знак – условный цифровой код сборочного цеха (конвейера), в котором собран двигатель (О, 1 , 2 …). Последующие знаки – порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указательной части маркировки выбиты нули. Например: «W4002774 », где W – - 1998 год; 4 – код сборочного цеха (конвейера); 2774 – номер двигателя. В начале и конце маркировки, а также между ее составными частями выбит разделительный знак – пятиконечная звездочка. Пример маркировки:

Фазы ГРМ.


ДВС классифицируется по следующим признакам:

1 – по роду рабочего цикла – подводом теплоты к рабочему телу при постоянном объеме, постоянном давлении и со смешанным подводом телоты (т.е. вначале при постоянном объеме, потом при постоянном давлении газов);

2 – по способу осуществления рабочего цикла – четырехтактные, у которых цикл осуществляется за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленвала), и двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленвала);

3 – по способу воздухоснабжения – с наддувом и без наддува. В 4-х-тактных ДВС без наддува цилиндр наполняется свежим зарядом (воздухом или горячей смесью) всасывающим ходом поршня, в 2-х-тактных ДВС-поддувочным компрессором с механическим приводом от двигателя. В ДВС с наддувом (их называют комбинированными) имеется турбокомпрессор, подающий воздух в двигатель при повышенном давлении;

4 – по способу воспламенения топлива – с воспламенением от сжатия (дизели) и с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);

5 – по роду применяемого топлива – жидкого топлива и газовые;

6 – по способу смесеобразования – с внутреннем смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели), и с внешним смесеобразованием, когда эта смесь готовится до ее подачи в рабочий цилиндр. Основные способы внутреннего смесеобразования – объемное, объемно-пленочное и пленочное;

7 – по типу камеры сгорания (КС) – с неразделенными однополостными, с полуразделенными (КС в поршне) и разделенными КС (предкамерные, вихрекамерные и воздушнокамерные КС);

8 – по частоте вращения коленвала n – малооборотные с n < 240 мин -1 , среднеоборотные 240 < n < 750 мин -1 , повышенной оборотности 750 < n < 1500 мин -1 и высокооборотные с n > 1500 мин -1 ;

9 – по назначению – главные, предназначенные для привода судовых движителей, и вспомогательные;

10 – по принципу действия – простого действия (рабочий цикл совершается в одной полости цилиндра), двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра – над и под поршнем) и с противоположно движущимися поршнями;

11 – по конструктивному исполнению кривошипного механизма (КШМ) – тронковые и крейцкопфные;

12 – по расположению цилиндров – вертикальные, горизонтальные, однорядные, двухрядные, V-образные, звездообразные.

Основными определениями являются следующие:

– ВМТ и НМТ, соответствующие крайним положениям поршня в цилиндре;

– ход поршня, т.е. расстояние между крайними положениями поршня;

– объем камеры сжатия (или сгорания), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;

– рабочий объем цилиндра, который описан поршнем между мертвыми точками.

Для маркировки дизелей производства стран СНГ приняты условные обозначения, состоящие из букв и цифр: Ч – четырехтактный; D – двухтактный; DD – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; Н – с наддувом. Отсутствие буквы К в маркировке – двигатель тронковый.

Новое на сайте

>

Самое популярное