ВВЕДЕНИЕ
Для своего курсового проекта я выбрал автобус МАЗ 231. Уникальность перспективного МАЗ 231 заключается в возможности его применения как на междугородных, так и на пригородных маршрутах. При длине машины, составляющей 12 м, в ее салоне может быть установлено 51 сиденье. Подвеска у нового минского лайнера сделана полностью зависимой, то есть менее затратной в производстве и более простой в обслуживании (спереди установлены два, сзади – четыре пневмобаллона).
Тем не менее, новый МАЗ 231 вполне подойдет и для «дальнобойных» перевозок. Например, продемонстрированный в Москве образец был оснащен мягкими комфортабельными сиденьями с качественной отделкой, подлокотниками и регулируемыми по наклону спинками. Над головами пассажиров разместились блоки комфорта, вдоль всего салона протянулись багажные полки для небольшой ручной клади, а на окнах можно было увидеть шторки, без которых в дальних рейсах сложно обойтись. По заказу возможна комплектация автобуса с кондиционером и видеосистемой.
В то же время, салон МАЗ 231 рассчитан и на то, что на некоторых пригородных маршрутах часть пассажиров может ехать стоя. Таким образом, его общая пассажировместимость составляет 80 человек.
Хотя в России все еще продолжают выпускать и регистрировать автотехнику, удовлетворяющую экологическим нормам Евро-3 , новый минский автобус изначально проектировался сразу под стандарт Евро-5 , который действует сейчас в Европе. Для достижения этих норм в моторный отсек лайнера был установлен один из самых современных серийных турбодизелей – рядный 6-цилиндровый Mercedes-Benz OM926LA . С его объема в 7,2 литра конструкторам удалось снять 326 л.с. Если учесть, что вся остальная агрегатная «начинка» МАЗ 231 тоже состоит главным образом из импортных комплектующих
3 |
Внешность МАЗ 231 выполнена в полном соответствии с царящими в Европе тенденциями. Более того, экстерьер МАЗ 231 сделан в едином ключе с другими современными автобусами Минского автозавода, и в этом одна из его сильных сторон.
Рабочее место водителя скомпоновано тоже в духе современных представлений: по обе стороны от приборного щитка расположились клавиши управления различными системами, сиденье и рулевая колонка регулируются в широком диапазоне. Пол кабины на несколько сантиметров возвышается над полом остального салона, что уберегает педальный узел от потоков воды при мойке и от загрязнения в слякотную погоду. Удивляет лишь то, что рычаг коробки передач МАЗ 231 по старинке установлен рядом с водительским креслом, тогда как в Европе его сейчас все чаще размещают прямо на приборной панели, справа от руля. Да и алгоритм переключения ступеней трансмиссии, судя по схеме, не самый привычный, словно специально выполненный задом наперед. Не помешали бы автобусу и более стильные наружные зеркала заднего вида. в целом, как эргономика рабочего места водителя, так и обзорность находятся на очень высоком уровне.
4 |
Раздел 1.
Сравнительный анализ автобусов МАЗ 231, МАЗ 251, МАЗ 152
Автобус МАЗ-251 от Минского автомобильного завода предназначен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Туристический автобус серии 251 получил приз симпатий посетителей и был признан лучшим туристическим автобусом на международной выставке MIMS-2004. Концепция туристического автобуса МАЗ-251 основывается на применении в конструкции стеклопластиковых панелей кузова, которые значительно уменьшают массу автотранспортного средства. Применение в туристическом автобусе Минского автомобильного завода вклеенных тонированных пластиковых стёкол, которые изготовлены с использованием всех современных технологий и материалов обеспечивает герметичность пассажирскому транспорту, повышает жёсткость кузова. Общую стилистику этого туристического автобуса также определяет использование современных светотехнических приборов.
Оснащённый современным двигателем MAN D 2866 LOH 28, с классом экологической безопасности Euro 3, туристический автобус МАЗ вырабатывает мощность 360 лошадиных сил, это является отличным показателем. ОН способен развивать скорость 134 км/ч, это свойство позволяет МАЗ-251 быстрее добраться до пункта назначения. Отличные показатели скорости и мощности делают МАЗ-251 конкурентоспособным на мировом рынке. В салоне МАЗ-251 могут удобно расположиться 44-49 (в зависимости от комплектации) человек, для каждого из которых имеется комфортабельное сиденье. По оценке специалистов, автобус производства МАЗ не уступает зарубежным аналогам ни в уровне комфорта пассажиров, ни в высококачественном техническом оснащении.
Автобус МАЗ-152 является фактически единственной альтернативой на территории бывшего Советского союза устаревшим Икарус-250 для автохозяйств, занимающихся междугородними и туристическими перевозками. Автобус спроектирован с использованием большинства узлов и агрегатов, использующихся на грузовых автомобилях МАЗ.
5 |
Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет две двери выдвижного типа. На автобусе МАЗ-152А задняя дверь перенесена в колесную базу. Передняя дверь и задняя дверь оборудованы одинаковым по конструкции электропневматическим приводом. В пневмосистеме привода каждой из дверей установлен распределитель, электронный блок управления, краны аварийного открывания дверей. Давление в пневмосистемах регулируется редукционным клапаном, который установлен возле задней двери. Для обеспечения необходимой траектории движения двери установлена тяга, которая шарнирно закреплена одним концом на нижней части двери, другим - на каркасе автобуса.
На автобусах МАЗ-152 установлены мягкие сиденья с механизмом регулирования угла наклона спинки сиденья, механизмом регулирования положения подножки и механизмом поперечного смещения сиденья. Подушка и спинка сиденья закреплены на остове. Остов сиденья со стороны прохода закреплен на полу болтами. Механизм регулирования угла наклона спинки сиденья позволяет изменять угол наклона спинки в пределах 15°. Для изменения угла наклона спинки необходимо переместить до предела ручку по направлению указанному стрелкой, отклонить сиденье на желаемый угол и отпустить ручку. При отпускании ручки сиденье фиксируется в любом промежуточном положении.
В салоне автобуса МАЗ-152 расположены мягкие с подлокотниками кресла. Угол наклона спинки и расстояния между сиденьями по ширине регулируются. Салон оборудован системами индивидуального освещения и вентиляции, кондиционером, биотуалетом, холодильником, мини-кухней, аудио- и видеосистемами. Количество мест для сидения 43-47 (МАЗ-152) и 39-45 .
На автобусы могут быть установлены как двигатели ЯМЗ, так и двигатели производства MAN и Mercedes. На автобусах, эксплуатируемых в Минске, стоят двигатели ЯМЗ-7601, развивающие 300 л.с. и 1275 Н*м.
6 |
Сравнительная таблица технических характеристик
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | МАЗ-231 | МАЗ-251 | МАЗ-152 |
Двигатель: | Daimler OM 926LA (Евро-5) | MAN D 2866 LOH 28(Евро-3), Mercedes-Benz OM 457 LA (Евро-5) | Mercedes-Benz OM 501LA |
Мощность двигателя, кВт(л.с.): | 240(326) | 265(360) | 260(354) |
Коробка передач: | Механическая ZF 6S-1701, автоматическая ZF6HP | ZF 6S-1701 BO механическая с интардером | ZF |
Подвеска передней/средней/задней оси: | Зависимая, пневматическая, 2пневмобаллона, 2 амортизатора | Независимая/зависимая пневматическая с телескопическими амортизаторами | Зависимая рессорная |
Ведущий мост: | ZF с гипоидной главной передачей | Жесткая балка с двойной разнесенной передачей | |
Колеса: | 8,25*22,5 | Дисковые 8,25*22,5 | Дисковые 8,25*22,5 |
Шины: | 295/80R22.5 | Бескамерные 295/80R22.5 | 295/80R22.5 |
База, мм: | 6180 | 6060 | 6000 |
Габаритные размеры, мм: | 12000/2550/3100 | 11990/2550/3820 | 11985/2500/3323 |
Сравнительная таблица распределения массы и нагрузок
Схема автобуса МАЗ-231
7 |
Опыт эксплуатации автобусов показывает, что на неровных дорогах
средняя скорость движения падает на 35 – 40%, расход топлива увеличивается на 50 - 70%, межремонтный пробег уменьшается на 35 - 40%. При этом производительность автотранспорта снижается на 32 - 36%, а стоимость перевозок возрастает на 50 - 60%. К этому следует добавить потери, обусловленные перерасходом металла, топлива, резины и добавочными затратами рабочей силы. Для уменьшения этих потерь можно или улучшать дороги, что дорого, или совершенствовать подвески автомобиля, что еще дороже, но в пересчете на тысячи автомобилей оказывается дешевле.
Все же и дороги с ровной поверхностью предъявляют к подвеске очень жесткие требования. Ведь скорости постоянно растут, а требования к управляемости и устойчивости автомобилей и автопоездов ужесточаются.
Характеристика подвески влияет на множество эксплуатационных качеств автомобиля: плавность хода, комфортабельность, устойчивость движения, долговечность, как самой машины, так и целого ряда ее узлов и деталей. В тяжелых дорожных условиях именно возможности подвески, а вовсе не мощность двигателя, определяют средние и максимальные скорости движения.
Подвески со стальными рессорами уже не всегда способны вписываться в предъявляемые к ним требования, тем временем как, пневматические упругие элементы имеют большую энергоемкость в основном рабочем диапазоне и при больших прогибах, а значит, обеспечивают снижение амплитуды колебаний, уменьшение количества энергии, поглощаемой амортизаторами, упрощают регулировку; при этом в подвесках со стальными упругими элементами прогрессивная характеристика достигается только за счет сильного усложнения конструкции; легкость автоматического регулирования жесткости и динамичного хода подвески в соответствии с условиями нагружения, что позволяет получить большую плавность хода и улучшить другие эксплуатационные качества; при одинаковых размерах упругого элемента подвеска позволяет иметь высокую степень унификации для автомобилей разной грузоподъемности со значительной разницей в величине подрессоренных масс; пневмоэлементы имеют чрезвычайно высокую долговечность, недостижимую для стальных упругих элементов.
8 |
Снижение жесткости подвески улучшает плавность хода автомобиля при низкочастотных колебаниях, наиболее заметно уменьшая ускорения кузова, а также перемещения кузова и колеса.
Опираясь на сравнительную таблицу технических характеристик автобусов МАЗ 231, МАЗ 251 и МАЗ 152 , предлагаю улучшить пневматическую подвеску автобуса МАЗ 231, что позволит увеличить такие характеристики как плавность хода, комфортабельность, устойчивость при движении, долговечность.
9 |
Автобус МАЗ 251 был представлен широкой публике в августе 2004 года. Презентация состоялась в рамках Московского автосалона. Массовый выпуск модели автогигант начал уже в следующем году. Сегодня именно МАЗ 251 принято считать высоким достижением белорусского завода и ярким представителем линейки пассажирской техники автобренда.
Особенности и преимущества МАЗ 251
Сегодняшний туристический автобус Маз 251 представляет уже второе поколение модели. Она спроектирована на основе высокотехнологичных систем, узлов и агрегатов зарубежного производства. Среди ее преимуществ профессионалы и пассажиры отмечают:
- наличие качественного кондиционирования;
- эргономичные сиденья;
- удобные индивидуальные столики;
- мягкую подвеску;
- присутствие в салоне холодильника и биотуалета.
Приобретение автобуса МАЗ 251
ООО «АВТО-ТРАНС», официальный дилер МАЗ, представлен на российском авторынке уже более 8 лет. Через широкую сеть розничных продаж россиянам предлагается приобрести хорошо зарекомендовавшие себя автобусы МАЗ 251. Они надежны, выносливы, ремонтопригодны. Запчасти всегда есть на складе компании.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИПараметры | Показатель |
Габаритные размеры, мм | 11990/2550/3820 |
База, мм | 6060 |
Колея колес (передних/задних), мм | 2093/1825 |
Наружный радиус поворота не более, мм | 12500 |
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм | 380 |
Высота пола на уровне прохода, мм | 1440 | 7000 | 11000 |
Полная масса, кг | 18000 |
Количество мест для сидения | 44-49* |
Номинальная вместимость, чел | 44-49 |
Максимальная скорость, км/ч | 134 |
Двигатель | Mercedes-Benz OM457LA (E-5) |
Мощность двигателя, кВТ (л.с.) | 265(360) |
Коробка передач | МКП ZF 6S1901 BO с интардером (6ст.) |
Подвеска передней/задней оси | независимая/зависимая пневматическая с телескопическими амортизаторами |
Ведущий мост | жесткая балка с двойной разнесенной передачей |
Тормозная система | пневматическая с системой ABS/ASR |
Объем топливного бака, л | 500 |
Колеса | дисковые, 8.25x22.5 |
Шины | 295/80R22.5 |
* - без установки кухни |
КОМПЛЕКТАЦИЯ
Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона |
Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2,0-2,2кВт (Webasto или Eberspacher) |
Автоматическая централизованная система смазки "Lincoln" |
Антиблокировочная система тормозов ABS |
Противобуксовочная система ASR |
Цифровой тахограф |
Кондиционер CC200Webasto |
Кухни: бойлер, мойка,СВЧ, установка для разогревания, холодильная камера |
Аудио-видеосистема, автомагнитола CD, DVD-проигрователь, 2 монитора 14" с держателем и кронштейном или 1 монитор 14" без держателя и кронштейна, микрофон экскурсовода, микрофон водителя |
Биотуалет |
Тонированные стекла |
Крышные вентиляторы |
Импортное сидение водителя на пневмоподушке с автоматическим поддерживанием заданной высоты и подогревом подушки и спинки сидения с ремнем безопасности. |
Регулируемые пассажирские сидения с устройством перемещения в центр с упором для ног и откидным столиком |
Сиденье гида |
Покрытие пола "Автолин" |
Термошумоизоляционное покрытие потолка |
Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей |
Светотехика HELLA |
Комплект наружных зеркал Mekra |
Ковровая дорожка Faworit "AZO" |
Спальное место водителя, оборудованное независимым воздушным отопителем и устройством связи с салоном |
Борта, крыши, крышки багажных и моторных отсеков из стеклопластиковых панелей |
Блоки индивидуальной вентиляции и освещение пассажирских мест |
Шторы на заднем и боковых окнах |
Электрошторка любого стекла |
Окраска полиуретановыми эмалями фирмы "Helios" |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ЗАКАЗЧИКА
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
МАЗЫ – это детища белорусских производителей. Модель 251 – это разновидность автобусов. Туристический класс, появившийся в 2006 году. Автомобиль хорошо показывает себя в путешествиях на длительные и короткие дистанции.
Производителям есть чем гордиться. Появление ТС в Москве состоялось в 2004 году. Проводилось известное Мотор-шоу. На шоу машина смогла проявить себя, отличиться, она получила 2 приза:
- лучший международный туристический автобус MIMS-2004 – от жюри;
- лучший автобус MIMS-2004 – от участников выставки.
Не только Россия заинтересовалась автобусом, который показал себя с лучшей стороны. Им заинтересовались страны ЕС.
Масса авто составляет 18 тонн. Объем багажника внушительный – 10,5 куб. м. Автомобиль может двигаться со скоростью 133 км/ч, это максимальный показатель. Расход топлива оптимален – 26л/100 км.
При желании можно самостоятельно выбирать комплектацию. Дополнительные опции:
- антиблокировочная система;
- пробуксовочная система;
- централизованная система смазки, многое другое.
Все подробности можно узнать у производителя.
Хочется рассказать о системе питания двигателя топливом раздельного типа. В нее включено следующее:
- топливный бак;
- топливо проводов низкого и высокого давления;
- насос;
- фильтр тонкой очистки;
- форсунки.
В автобусе присутствуют подогреватели надежной фирмы – Webasto. Это положительно сказывается на холодном пуске двигателя.
Внимания заслуживает сцепление МАЗ-251. Его обеспечивает компания Sachs. Его можно охарактеризовать фрикционным. Ведомый диск оснащен гасителем крутильных колебаний.
Сцеплении оснащено гидравлическим приводом с пневматическим усилением. Внимания заслуживает немецкая коробка передач.
Рулевое управление так же вызывает неподдельный интерес. Тут идет расчет на современный рулевой механизм. В кабине есть травмобезопасная колонка, которую можно подстроить под себя по высоте и наклону.
Какие-либо действия совершаются водителем с помощью двух карданных валом и углового редуктора. Система насыщается от насоса, который идет с двигателем Mercedes-Benz. Все показатели говорят о том, что рулевое колесо можно не трогать в течение 800.000-900.000 километров (речь о ремонте). Никакое ТО просто не потребуется в течение пути.
Еще один нюанс – вспомогательная тормозная система. Речь идет о дистанционном управлении заслонкой в системе выпуска газов. Еще присутствует ретардер. Это тормоз-замедлитель. Тормозные приборы автобуса МАЗ-251 поставлены надежной компанией – Knorr-Bremse. Производители не экономили на деталях. Они дали все самое лучшее автомобилю.
Безопасность превыше всего. Поэтому присутствует система пожаротушения моторного отсека. Хотя материалы в салоне максимально огнестойкие. Автобус выгорает на 100% больше чем за 40 минут. Но система пожаротушения позволяет избежать многих проблем. Имеется в виду помощь порохового заряда.
Двигатель и КПП
Мощный двигатель позволяет автобусу совершать путешествие без лишнего волнения:
Тип двигателя зависит от модели:
- 251050 – MAN Евро-3 (МКПП ZF 6 ст.);
- 251062 – Mercedes Евро-5 (МКПП ZF 6 ст).
В первой модели количество мест составляет 44/47/49, а во второй 44. Но по факту они обе характеризуются положительно.
Салон автобуса
На МАЗ-251 установлено 44 мягких, обитых тканью сиденья, которые расположены попарно вдоль правого и левого бортов автобуса. Для удобства пассажиров каждое кресло оборудовано регулируемой спинкой, подставкой для ног и поднимающимися подлокотниками. Места оснащены раскладными столиками с встроенными подстаканниками, сетками для книг и журналов. Кроме того, над сиденьями расположена полка для хранения ручного багажа, в нижнюю часть которой встроены индивидуальные для каждого кресла светильник, вентиляция и радиоточка.
У второй двери расположен санузел с унитазом и раковиной для мытья рук. Также в салоне автобуса предусмотрен холодильник и мини-кухня со столиком, микроволновкой и кофеваркой.
В передней части автобуса и посередине салона установлены два экрана, предназначенных для просмотра видеофильмов.
Место для водителя с хорошо продуманной планировкой (как приборной панели, так и системой управления оборудованием автобуса) не отделено от общего салона, что, в принципе, традиционно для такого рода автобусов.
Высокое расположение пола обусловлено оборудованным под ним внушительных размеров багажным отделением, доступ к которому осуществляется через боковые люки.
Под полом у второй двери конструкторы предусмотрели отапливаемое место для отдыха второго сменного водителя. Оно оборудовано спальным местом, освещением и телефоном для связи с водителем, находящимся за рулем автобуса.
Отопление и вентиляция
Обогрев воздуха в салоне происходит за счет системы охлаждения силового агрегата. Для дополнительного обогрева места водителя предусмотрен независимый тепловентилятор. Вентиляция водительского места осуществляется через отверстия отопителя при выключенной функции обогрева, в этом случае забор воздуха проводится снаружи автобуса.
Салон отапливается системой, состоящей из трубопровода, конвекторов и тепловентиляторов. Для естественной вентиляции салона предусмотрены два люка. Принудительная вентиляция осуществляется двумя вентиляторами, вмонтированными в крышу МАЗ-251.
Также автобус оборудован климатической установкой, расположенной на крыше в передней части машины. Пройдя через нее, обработанный воздух поступает к пассажирским местам, где интенсивность его потока может быть отрегулирована каждым пассажиром индивидуально в соответствии со своими предпочтениями.
Преимущества МАЗ-251
Логично, что преимущества автомобиля заключаются в его комфортабельности. При чем отлично себя чувствуют, как пассажиры, так и водители.
Вот часть преимуществ:
- мягкая подвеска;
- мини-кухня;
- биотуалет;
- удобные сиденья;
- откидные столы.
{{ reviewsOverall }} / 5 Пользователей (0 Оценок)
Надежность
Удобство и комфорт
Ремонтопригодность
Ходовые качества
Оставить отзыв
Автобусное путешествие начинается с загрузки багажа. Люки багажного трюма открываются вертикально - на тесных стоянках можно обойтись и узкими проходами. Но не весь объем отдан чемоданам и сумкам. На Западе остановки «по требованию» не приняты, потому флагман оснащен биотуалетом. Проехать «тыщу» в один присест там тоже не дадут, поэтому еще часть пространства отдана отдыхающему водителю под спальный отсек. Прямо над спальней мини-кухня, где можно приготовить чай-кофе и разогреть в микроволновке бутерброды.
Сиденья в салоне установлены с «четырехзвездным» шагом в 83 см. Вполне просторно, только двух 15-дюймовых мониторов на 12-метровый салон, пожалуй, маловато.
}