Домой Салон Спас-на-сенной, история разрушения. Сенная в ожидании спаса Храм спаса на сенной

Спас-на-сенной, история разрушения. Сенная в ожидании спаса Храм спаса на сенной


Многие церкви и соборы Санкт-Перербурга безвозвратно исчезли под натиском коммунистической идеологии. Были среди них и такие, которые уничтожили для того, чтобы освободить место для строящегося метро. И, возможно, сегодня не все знают, что же раньше находилось на месте столь привычных глазу некоторых павильонов метро и эскалаторов.

«Площадь Восстания» - Знаменская церковь (Церковь Входа Господня в Иерусалим)


Сейчас площадь украшает великолепный павильон станции метро "Площадь Восстания", но не всем известно, что раньше здесь стояла самая почитаемая горожанами не менее красивая Знаменская церковь.


Эту церковь, первоначально названную Церковь Входа Господня в Иерусалим, построили здесь по велению Елизаветы Петровны в конце 18 века. Вначале церковь была целиком из дерева, затем построили каменную. Горожане стали называть ее Знаменской в честь иконы 12 века, находящейся в одном из ее приделов - Иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Выстроенная церковь стала архитектурным завершением парадной части Невского проспекта.


В 1930 году приняли решение закрыть эту церковь, однако, тогда этого не сделали - вмешался один из известных ее прихожан – ученый Иван Павлов. Но в 1938 году после смерти ученого церковь все-таки закрыли, а весной 1941 года взорвали. Сделано это было для того, чтобы расчистить место для павильона метро.



С исчезновением Знаменской церкви переименовали и связанные с ней площадь и улицу, так вместо Знаменской площади и улицы появились площадь и улица Восстания.

А в 1955 году была торжественно открыта одна из семи первых станций северной столицы - «Площадь Восстания».


«Сенная» - Успенская церковь (Церковь Спаса на Сенной)


Эта церковь имела очень богатое внутреннее убранство, великолепен был ее высокий иконостас. Колокольня церкви была одной из самых высоких в городе, выше нее была лишь колокольня Петропавловского собора. Храму был присвоен статус памятника архитектуры, предполагают даже, что в возведении его принимал участие Ф.Б. Растрелли. Простояла Успенская церковь более двухсот лет.


В 1933 году колокола храма, лишенного охранного статуса, отправили на переплавку, иконы передали в другой собор и музеи города, а весной 1938 года закрыли и сам храм.

Осенью 1960 года в одной из ленинградских газет появилась статья, уведомляющая жителей города о том, что уже скоро «позорное пятно на облике площади Мира - бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм будет снесен и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона ».


И, действительно, в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года, несмотря на акции протеста со стороны жителей города, храм взорвали, повредив при этом несколько близлежащих зданий, пострадали даже сваи Исаакиевского собора.

Храм, служивший ориентиром для немецкой артиллерии и умудрившийся устоять в годы войны, не смог пережить хрущевскую «оттепель» и антирелигиозную политику родного государства.




Спустя два года открылась новая станция - «Площадь Мира».


В 1992 году и площадь, и, соответственно, станцию переименовали в Сенную.
В 2003 на площади в память о храме возвели часовню, а с 2011 года здесь ведутся работы по исследованию его фундамента и возможности восстановления церкви.


«Чернышевская» - Церковь Косьмы и Дамиана лейб-гвардии cаперного батальона


Церковь, спроектированную М. Месмахером, возвели в 1879 году, а спустя двадцать лет напротив нее открыли памятник «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона».




Эта церковь была необычна тем, что одновременно служила и площадкой для проведения военных учений, на время которых алтарь и иконостас надежно укрывали специальной перегородкой.

В 1933 году церковь закрыли, а в 50-е годы прошлого века снесли, после чего на ее месте также построили станцию метро.


Кроме описанных трех храмов, разрушенных ради строительства метрополитена, было снесено и множество других церквей. И хотя их разрушали по каким-то иным причинам, но спустя годы на их месте тоже появились или в ближайшем будущем появятся новые станции метро.

Сенная площадь расположена на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы Санкт-Петербурга. Этот район всегда был важным и в тоже время проблемным для города. За свою историю Сенная площадь несколько раз меняла свое имя. На том месте, где она расположена, торговали сеном, по этой причине она и получила свое современное название.

Как добраться

  • Ближайшие станции метро – Сенная площадь (синяя линия), Садовая (фиолетовая линия) и Спасская (красная линия)
  • Наземный транспорт – автобусы маршрутов №49 и №181 и трамвай №3.

Из истории

Пожары 1736-1737 года в Морской Слободе Санкт-Петербурга почти полностью уничтожили постройки района, пострадал и расположенный там Морской рынок. Власти города решили перенести его подальше из центра, за Мойку .

Рынок был устроен на окраине города, где вырубили лес и оборудовали площадь для торговли, которую первоначально называли Большой, затем Конной, а с конца XVIII века она получила название Сенной, поскольку на ней велась торговля сеном, соломой и дровами.

К Сенной площади выходила дорога, по которой купцы ехали в Санкт-Петербург (теперь это Московский проспект). Здесь они останавливались и торговали всем, что привозили в город. Рынок был самым дешевым и многолюдным, здесь покупали и продавали с развалов, с возов и телег, а крестьяне не платили за право торговли.

Вскоре рядом появились первые дома и была построена деревянная церковь.

Церковь Спаса на Сенной

В 1753-1765 годах на месте деревянного храма на средства купца-миллионщика Саввы Яковлева возводится каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в народе часто называли церковью Спаса на Сенной.

Храм являлся образцом позднего барокко в архитектуре. Он был настолько красивым и совершенным, что долгое время искусствоведы полагали, что его создал Бартоломео Растрелли. Позже было установлено, что церковь построена по проекту русского архитектора Андрея Квасова.

Храм был пятиглавым, но выглядел легким и воздушным. В нем одновременно могли находиться до 5 тысяч верующих. По своей высоте его колокольня была второй архитектурной доминантой в Северной столице после шпиля Петропавловского собора .

В XIX веке храм трижды перестраивался: в 1816-1817 годах реконструкция выполнялась по проекту архитектора Луиджи Руска, в 1833-1835 годах – по проекту Авраама Мельникова и в 1867 году – под руководством архитектора Григория Карпова. Не смотря на все перестройки, церковь сохранила свой барочный вид.

Во время войны, по счастливой случайности, храм не пострадал от налетов немецкой авиации, но, к сожалению, не уцелел во время сооружения метрополитена.

В 1961 году из-за необходимости строительства вестибюля станции метро «Площадь Мира» приняли решение разрушить храм. С него сняли купола, а затем взорвали.

В XVIII и в начале XIX века Сенная площадь была местом, где проводились публичные наказания за воровство и мошенничество, так называемые торговые казни, когда провинившихся при всем народе били кнутом и плетьми. Этот район был известен своими трущобами, его населяли самые бедные горожане, быт и нравы которых описал Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание» .

В 1883-1886 годах по проекту Иеронима Китнера на Сенной площади было построено четыре здания Торгового центра. Не смотря на все усилия по благоустройству, этот район всегда был грязным и многолюдным, это было самое злачное место Санкт-Петербурга с множеством питейных заведений и публичных домов, ночлежек и притонов.

Холерный бунт на Сенной площади

В 1831 году в Санкт-Петербурге началась эпидемия холеры. Массовая смертность объяснялась отсутствием эффективных методов лечения и нехваткой медперсонала. В тоже время среди бедных людей распространился слух, что в больнице людей преднамеренно заражают этой болезнью.

22 июня на Сенной площади собрались толпы возмущенных горожан, решивших разгромить расположенную здесь Центральную Инфекционную больницу. Николай I принял решение силой подавить протест. Гвардейские полки окружили район, а вскоре приехал император и остановил восстание. Об усмирении холерного бунта рассказывает сюжет одного из барельефов памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади .

В 1930-х годах старые рыночные корпуса разобрали и рынок перенесли к началу Московского проспекта. Рядом стоящие дома надстроили, их фасады отреставрировали. Рынок назвали Октябрьским, а Сенная площадь с 1952 года стала называться площадью Мира.

В 90-х годах здесь находилось множество ларьков и торговых палаток, продукты в которых были дешевле, чем в других местах. Днем к палаткам выстраивались люди, чтобы купить макароны, тушенку и крупы, а по ночам это место становилась огромной помойкой.

В 1991 году площади вернули ее историческое название - Сенная площадь, также названа и станция метро.

10 июня 1999 года произошла трагедия: в час пик на выходе из метро обрушился бетонный козырек вестибюля, в результате погибли 7 человек, а 12 получили ранения.

Последняя реконструкция Сенной площади прошла при подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь посадили деревья, установили скамейки и устроили фонтан Нептун, спроектированный известным архитектором Тома де Томоном.

Также к юбилею города была установлена подаренная французами Башня Мира высотой 18 метров, на которой на 32 языках было написано слово «Мир». Простоявшая семь лет башня треснула и, в целях безопасности, власти города приняли решение о ее демонтаже. К тому же, по мнению многих экспертов, сооружение совсем не вписывалось в архитектурный ансамбль площади и служило лишь своеобразным маяком.

Торговый комплекс «Сенная»

На площади расположен торговый комплекс, ставший первым в Санкт-Петербурге, где можно было совместить отдых с шопингом. На первых трех этажах расположены более сотни магазинов с самыми разными товарами. Также посетители могут воспользоваться многочисленными услугами торгового центра - здесь есть парикмахерская и салон красоты, химчистка и аптека, банк и мойка для автомашин.

На втором этаже расположен фуд-корт с русской, европейской, восточной и азиатской кухнями, а на третьем этаже можно заняться боулингом, поиграть в бильярд и посетить ресторан.

ТРК ПИК

ТРК ПИК – это пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс , панорамные окна которого позволяют посетителям любоваться красивыми видами центральной части Санкт-Петербурга.

В нем разместились магазины многих известных марок. Панорамный ресторан «BARASHKI» расположен на последнем этаже здания, откуда открывается великолепный вид на Исаакиевский собор . Также работает кафе Orange, а для почитателей кофе - Кофе Хауз и Сoffeeshop.

Имеются бильярд и тир, открыт 8-ми зальный киноцентр, на цокольном этаже находится гипермаркет «Перекресток».

Также много магазинов расположено на Садовой улице. Рядом работает рынок «Апраксин двор» , где предлагаются товары по доступным ценам.

В настоящее время принято решение о реконструкции Сенной площади, в ходе которой будет восстановлена церковь и примыкающая к ней 70-ти метровая колокольня. Строительство будет выполняться за счет средств инвесторов, ведется сбор средств на воссоздание храма.

Проект реконструкции предусматривает строительство над вестибюлями метро нового торгового центра «Пик-2», а также восстановление фасадов доходного дома, взорванного вместе с храмом в 1961 году.

Сенную площадь, под которой расположены три станции метро, иногда называют чревом Санкт-Петербурга, по аналогии с чревом Парижа - кварталом Ле Аль , под которым находится четырехуровневый коммерческий центр и самый большой подземный железнодорожный вокзал в мире. Сенная площадь во все времена была центром притяжения жителей Санкт-Петербурга и объектом внимания коммерсантов.

Горожане старших поколений хорошо помнят Спас-на-Сенной. Более полувека его нет на главной торговой площади города, и все эти годы она без этого храма – будто осиротевшая. Словно незаживающая рана зияет посреди Петербурга. О восстановлении старинной церкви немало говорили на протяжении последних двадцати лет. Но только сегодня эти мечты начинают обретать более-менее реальные очертания.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В нынешнем году исполняется 250 лет со времени освящения храма. Создателем его долгое время считали самого Франческо Бартоломео Растрелли, однако ныне более вероятным автором признается зодчий Андрей Квасов. Впоследствии церковь не раз перестраивалась, но сохраняла облик, присущий архитектуре барокко. Она считалась прибежищем для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.

Редкие фотографии, сделанные в храме в 1938 году, когда его закрыли и сняли с государственной охраны как памятник, свидетельствуют, каким даже тогда великолепным было его внутреннее убранство. И это несмотря на все послереволюционные изъятия церковных ценностей! Кое-что из той красоты сохранилось до наших дней. Фрагменты редкого главного иконостаса и часть алтарных принадлежностей - в фондах Музея Академии художеств, часть храмовых икон - в Спасо-Преображенском соборе, а богослужебные сосуды - в Русском музее. Удастся ли вернуть все это, если Спас-на-Сенной будет восстановлен?..

Когда в начале 1960-х годов в Ленинграде стало известно о готовящемся уничтожении разоренного уже к тому времени храма ради строительства метро, произошло то, чего власти никак не ожидали. В городе, по которому еще не так давно прокатился каток «ленинградского дела», раздался возмущенный гул. Специалисты и общественность стали писать письма в Ленгорисполком, в Москву. Все было тщетно: судьба Спаса-на-Сенной была предрешена. Его взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но даже после этого интеллигенция продолжала бороться - теперь уже за восстановление церкви. Проект восстановления еще в середине 1970-х годов разработал архитектор Дмитрий Бутырин...

В 1990-е в Москве отстроили заново храм Христа Спасителя. У нас тоже есть примеры, когда старинные церкви возводили заново: не так давно вернулись к жизни Екатерининский собор в Царском Селе и церковь Смоленской иконы Божией Матери на Пулковских высотах. На очереди - Рождественский храм на Песках. Нередко можно услышать: мол, новоделы, «подделки» под старину... Пусть так, но жить в городе с незаживающими ранами тоже никуда не годится.

Юрист прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) Анастасия Жукова уверяет: с того времени как в 2011 году был зарегистрирован приход, работы по воссозданию святыни не останавливались, а только продвигались. Речь об этом идет на выставке, открывшейся на днях в Музее истории религии.

С весны по сентябрь 2013 года проводились археологические исследования остатков фундамента. Найденные артефакты занимают на выставке центральное место. Это подлинные кирпичи, а также фотография закладного рубля времен Екатерины II - оригинал хранится ныне в Институте истории материальной культуры РАН.

Во время раскопок обнаружили также многочисленные остатки захоронений, сделанных когда-то под полами храма. Останки в истлевших гробовищах принадлежали, возможно, родителям купца Саввы Яковлева, на средства которого когда-то был возведен храм. Известно, что когда он построил каменную церковь на Сенной, то перезахоронил туда тела своих родителей. Кроме них археологи нашли останки (чаще всего - фрагменты) еще полутора десятков человек. Скорее всего, это богатые купцы, жертвовавшие на храм. Сейчас все останки - в часовне на Сенной площади, ждут своего перезахоронения на историческом месте, - рассказывает Анастасия Жукова.

По итогам раскопок в марте прошлого года участок по обрезу фундамента церкви Спаса-на-Сенной признали достопримечательным местом - памятником регионального значения. Как говорится в документе КГИОП, предметом охраны становится сам участок - как главный элемент градостроительной планировки и место приходской церкви. Теперь территорию разрушенного храма можно использовать только для благоустройства участка либо для воссоздания церкви.

В то же время обнаруженные во время раскопок фундаменты сохранять не требуется: они не включены в предмет охраны. Однако, как заверила Жукова, самые интересные и наиболее сохранившиеся фрагменты фундамента будут музеефицированы в пространстве восстановленной церкви.

Сегодня то место, где стоял храм, окружено синим забором, ставшим уже привычным атрибутом Сенной площади. Кажется, он уже никому и не мешает: людские потоки обходят его стороной.

В настоящее время площадка, где велись археологические исследования, огорожена, а результаты раскопок законсервированы. Идут проектные работы по выносу инженерных коммуникаций с территории, где находился и, мы уверены, будет вновь стоять храм. Они должны начаться весной-летом нынешнего года, - поясняет Анастасия Жукова.

Проект воссоздания храма в настоящее время еще не разработан, однако уже есть утвержденная КГИОП концепция воссоздания храма, разработанная архитектурным бюро «Литейная часть-91» во главе с Рафаэлем Даяновым.

Кстати, на выставке представлен план, где видно - угол станции метро «Сенная площадь» накладывается на храм. Однако существующий ныне наземный вестибюль, не отвечающий уже современным требованиям, в любом случае будут реконструировать. Вход и выход перенесут в сторону улицы Ефимова. Вот такой круговорот получается: сначала снесли церковь, чтобы построить метро, теперь подвинут метро, чтобы возвести церковь...

Да и всю площадь ждут большие перемены. В ноябре прошлого года комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил госконтракт на ее реконструкцию. По проекту, площадь частично избавят от торговых павильонов, а все существующие пешеходные переходы спрячут под землю...

Храм встанет точно на свое историческое место, - уверена Анастасия Жукова. - Конечно, хочется как можно быстрее увидеть возрожденную церковь, но сроки будут зависеть от финансирования. За счет бюджета города частично оплачены работы по выносу инженерных коммуникаций. Однако непосредственное строительство будет производиться за счет негосударственных средств. Пожертвования граждан - по копеечке, по рублю - очень помогают, чтобы работа над проектом не прерывалась. Мы рассчитываем также на поддержку организаций, готовых профинансировать конкретные виды работ. Эта выставка в Музее истории религии - возможность напомнить людям о ситуации вокруг храма и призыв помочь его возрождению.

Пока же каждый желающий может заглянуть в часовню, что стоит возле станции метро, и внести скромное пожертвование - заплатить за именной кирпич. На каждый кирпич наносится имя его владельца, которому выдается именной сертификат на память.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Всего 47 комментариев

    Храм был архитектурной доминантой Сенной торговой площади.

    Церковь заложена в 1753-1765 гг. - возможно, ее автором был Б. Растрелли или А. Квасов, строилась на деньги С. Я. Яковлева.

    А то выглядет "скудноречно" - много повторов.

    Кстати, в журн. "Арх-ра и стр-во Л-да" -каж, и до ВОв, и почти сразу после были даны эскизы проектов рек-ции площади.

    На Сенной площади снова начнутся богослужения. Первое состоится уже в ближайшее воскресенье, 28 августа. Правда, храма здесь пока еще нет, и воскресная служба будет проходить в часовне, построенной в постсоветские годы. Но прихожане полны решимости восстановить Успенскую церковь и готовы приступить к работам «хоть завтра» - долгое противостояние верующих и бизнеса закончилось, и для воссоздания Спаса-на-Сенной уже выделен земельный участок.

    Храм и парковки впишутся в Сенную площадь

    Проект реконструкции Сенной площади планируется отдать на госэкспертизу в октябре текущего года, его реализация намечена на 2012 год. В проекте оставлено место для Спаса-на-Сенной и подземных парковок.

    Старт реконструкции Сенной частично уже был дан в этом году сносом одного из торговых павильонов и возведением синего забора вокруг будущего "Пика-2". Снос остальных павильонов и благоустройство площади намечены уже на следующий год, сообщил Александр Супоницкий директор бюро «СУАР-Т», которое отвечает за архитектурную часть проекта.

    После реконструкции Сенная должна превратится в комфортную европейскую площадь, удобную, как для пешеходов, так и для автомобилистов. Здесь предполагается устройство подземных пешеходных переходов, прокладка трамвайных путей, организация удобных остановок общественного транспорта. В последствии на здесь также появится подземный паркинг на 400 машин, место для него зарезервировано в западной части площади. Сроки появления паркинга Александр Супоницкий назвать пока затрудняется.

    "Здесь проходит большое количество сетей и трасс, так что устройство подземной парковки сложно технически и потребует больших финансовых вложений. Весь центр надо будет перекапывать!", - пояснил Александр Супоницкий. В ближайших планах организации строительство паркинга на 400 машин за торговым центром "Пик".

    В каком виде и когда будет восстановлен Спас-на-Сенной также пока не ясно. Храм снесли в 1960 году, на его месте была построена станция Площадь Мира (нынешняя Сенная площадь). Часть фундамента храма находится на территории станции метрополитена. Эту часть на станции занимает машинное отделение, которое находится на подземном этаже, а также возвышается на землей на 1,2 метра.

    "Вопрос в том, когда будет восстановлен храм. Если его строительство будет отнесено на какое-то время, и будет происходить тогда, когда появится техническая и финансовая возможность изменить станцию, то храм будет восстановлен в прежнем виде. Если же приступать к восстановлению в ближайшее время, то часть храма будет нависать над станцией метрополитена", - рассказал Александр Супоницкий.

    Александр Супоницкий отметил, что строительство "Пика-2" никак не помешает дальнейшему восстановлению храма, независимо от того, будут меняться коммуникации метрополитена или нет.

  • Смешная статья. Строители сняли не асфальт, а плитку - лично сегодня видел. "Нашли случайно" - ну так не сказали гастарбайтерам заранее.

    Фундамент и его контуры прекрасно известны, сам фундамент относится к вновь выявленным объектам...

    Адрес имеет не собор, а фундамент его, являющийся выявленным объектом культурного наследия (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001). Включите в РГИС объекты культурного наследия (без территорий). Наименование будет:
    "Церковь Успения Пресвятой Богородицы "Спас на Сенной" (фундамент)".

    Сенная в ожидании Спаса


    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

    Горожане старших поколений хорошо помнят Спас-на-Сенной. Более полувека его нет на главной торговой площади города, и все эти годы она без этого храма - будто осиротевшая. Словно незаживающая рана зияет посреди Петербурга. О восстановлении старинной церкви немало говорили на протяжении последних двадцати лет. Но только сегодня эти мечты начинают обретать более-менее реальные очертания.

    В нынешнем году исполняется 250 лет со времени освящения храма. Создателем его долгое время считали самого Франческо Бартоломео Растрелли, однако ныне более вероятным автором признается зодчий Андрей Квасов. Впоследствии церковь не раз перестраивалась, но сохраняла облик, присущий архитектуре барокко. Она считалась прибежищем для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.

    Редкие фотографии, сделанные в храме в 1938 году, когда его закрыли и сняли с государственной охраны как памятник, свидетельствуют, каким даже тогда великолепным было его внутреннее убранство. И это несмотря на все послереволюционные изъятия церковных ценностей! Кое-что из той красоты сохранилось до наших дней. Фрагменты редкого главного иконостаса и часть алтарных принадлежностей - в фондах Музея Академии художеств, часть храмовых икон - в Спасо-Преображенском соборе, а богослужебные сосуды - в Русском музее. Удастся ли вернуть все это, если Спас-на-Сенной будет восстановлен?..

    Когда в начале 1960-х годов в Ленинграде стало известно о готовящемся уничтожении разоренного уже к тому времени храма ради строительства метро, произошло то, чего власти никак не ожидали. В городе, по которому еще не так давно прокатился каток «ленинградского дела», раздался возмущенный гул. Специалисты и общественность стали писать письма в Ленгорисполком, в Москву. Все было тщетно: судьба Спаса-на-Сенной была предрешена. Его взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но даже после этого интеллигенция продолжала бороться - теперь уже за восстановление церкви. Проект восстановления еще в середине 1970-х годов разработал архитектор Дмитрий Бутырин...

    В 1990-е в Москве отстроили заново храм Христа Спасителя. У нас тоже есть примеры, когда старинные церкви возводили заново: не так давно вернулись к жизни Екатерининский собор в Царском Селе и церковь Смоленской иконы Божией Матери на Пулковских высотах. На очереди - Рождественский храм на Песках. Нередко можно услышать: мол, новоделы, «подделки» под старину... Пусть так, но жить в городе с незаживающими ранами тоже никуда не годится.

    Юрист прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) Анастасия Жукова уверяет: с того времени как в 2011 году был зарегистрирован приход, работы по воссозданию святыни не останавливались, а только продвигались. Речь об этом идет на выставке, открывшейся на днях в Музее истории религии.

    С весны по сентябрь 2013 года проводились археологические исследования остатков фундамента. Найденные артефакты занимают на выставке центральное место. Это подлинные кирпичи, а также фотография закладного рубля времен Екатерины II - оригинал хранится ныне в Институте истории материальной культуры РАН.

    Во время раскопок обнаружили также многочисленные остатки захоронений, сделанных когда-то под полами храма. Останки в истлевших гробовищах принадлежали, возможно, родителям купца Саввы Яковлева, на средства которого когда-то был возведен храм. Известно, что когда он построил каменную церковь на Сенной, то перезахоронил туда тела своих родителей. Кроме них археологи нашли останки (чаще всего - фрагменты) еще полутора десятков человек. Скорее всего, это богатые купцы, жертвовавшие на храм. Сейчас все останки - в часовне на Сенной площади, ждут своего перезахоронения на историческом месте, - рассказывает Анастасия Жукова.

    По итогам раскопок в марте прошлого года участок по обрезу фундамента церкви Спаса-на-Сенной признали достопримечательным местом - памятником регионального значения. Как говорится в документе КГИОП, предметом охраны становится сам участок - как главный элемент градостроительной планировки и место приходской церкви. Теперь территорию разрушенного храма можно использовать только для благоустройства участка либо для воссоздания церкви.

    В то же время обнаруженные во время раскопок фундаменты сохранять не требуется: они не включены в предмет охраны. Однако, как заверила Жукова, самые интересные и наиболее сохранившиеся фрагменты фундамента будут музеефицированы в пространстве восстановленной церкви.

    Сегодня то место, где стоял храм, окружено синим забором, ставшим уже привычным атрибутом Сенной площади. Кажется, он уже никому и не мешает: людские потоки обходят его стороной.

    В настоящее время площадка, где велись археологические исследования, огорожена, а результаты раскопок законсервированы. Идут проектные работы по выносу инженерных коммуникаций с территории, где находился и, мы уверены, будет вновь стоять храм. Они должны начаться весной-летом нынешнего года, - поясняет Анастасия Жукова.

    Проект воссоздания храма в настоящее время еще не разработан, однако уже есть утвержденная КГИОП концепция воссоздания храма, разработанная архитектурным бюро «Литейная часть-91» во главе с Рафаэлем Даяновым.

    Кстати, на выставке представлен план, где видно - угол станции метро «Сенная площадь» накладывается на храм. Однако существующий ныне наземный вестибюль, не отвечающий уже современным требованиям, в любом случае будут реконструировать. Вход и выход перенесут в сторону улицы Ефимова. Вот такой круговорот получается: сначала снесли церковь, чтобы построить метро, теперь подвинут метро, чтобы возвести церковь...

    Да и всю площадь ждут большие перемены. В ноябре прошлого года комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил госконтракт на ее реконструкцию. По проекту, площадь частично избавят от торговых павильонов, а все существующие пешеходные переходы спрячут под землю...

    Храм встанет точно на свое историческое место, - уверена Анастасия Жукова. - Конечно, хочется как можно быстрее увидеть возрожденную церковь, но сроки будут зависеть от финансирования. За счет бюджета города частично оплачены работы по выносу инженерных коммуникаций. Однако непосредственное строительство будет производиться за счет негосударственных средств. Пожертвования граждан - по копеечке, по рублю - очень помогают, чтобы работа над проектом не прерывалась. Мы рассчитываем также на поддержку организаций, готовых профинансировать конкретные виды работ. Эта выставка в Музее истории религии - возможность напомнить людям о ситуации вокруг храма и призыв помочь его возрождению.

    Пока же каждый желающий может заглянуть в часовню, что стоит возле станции метро, и внести скромное пожертвование - заплатить за именной кирпич. На каждый кирпич наносится имя его владельца, которому выдается именной сертификат на память.

    Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

    у несравненного Humus появились 5 фотографий интерьера храма с хорошим разрешением - в помощь реставраторам

    послал их на усмотрение кураторов сайта.

    Кстати старые источники 1960-х гг говорят, что вот эти 2 статуи, некоторые резные рамы и украшения престола находились тогда в фондах АХ

    да, путеводитель по музею Академии Художеств 1961 года сообщает, что там хранились тогда 4 статуи из иконостаса Спаса на Сенной - Церковь, Синагога, св Гавриил и св Михаил, а также гирлянды из цветов - деталь надпрестольной сени - кивория, Все третья четверть 18 века, дерево. позолота.

Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

1960, храм ещё с куполами, но забор уже стоит - демонтаж начался.

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 по проекту Луиджи Руска и 1836 по проекту А. И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г. И. Карпова 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Вот про крайние годы существования и снос мы и поговорим, пожалуй. Ибо 50 — 60-е годы XX века — моё любимое время, как всем хорошо известно.

Борьба со всем церковным в этой стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся Кафедральным Обновленческим собором. И да, про «обновленчество» чуть-чуть. Обновленчество (оно же — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) — раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией.

В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, не смотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.


9 мая 1945 года. С самолета По-2 разбрасываются листовки с сообщением об окончании войны. Внизу Спас-на-Сенной.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро "позорное пятно на облике площади Мира« — бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм — будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена «из стекла и бетона».

Однако, проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (угловой дом с тремя адресами: Садовая ул., 39 — наб. кан. Грибоедова, 56 — Сенная пл.). Ещё предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас для «Садовой» («Площадь Мира −3» в девичестве), и, наконец, снос церкви на Сенной.

Последнее по ряду обстоятельств показалось наиболее подходящим. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций.


Справа виден портик храма, 1956 год.


1966 год, Видны остатки ограды храма. Автомобиль принадлежит финну, путешествовавшему по Ленинграду и области в 1966 году.

Далее была череда заседаний, споров, совещаний, писем в различные министерства и ведомства. До крайнего момента снос не подтверждали из Москвы, и в Ленинграде никто не брал на себя ответственность за это. Тем не менее, начался демонтаж куполов, оставшегося внутреннего убранства. И, позднее, закладка взрывных устройств. Одновременно с этим в Москве была создана экспертная группа, которая собиралась вникать в очередной Генеральный План развития Ленинграда (будет утверждён Советом министров СССР 15 июля 1966 года), а заодно и посмотреть, что там да как на Сенной площади. Было решено, что независимо от решения экспертной группы, храм должен быть обследован и обмерен, а обмерные чертежи переданы в архив Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда.


Фотография Денисова и Смирнова незадолго до сноса.

Обмерами и фотографированием храма занимались несколько человек с новейшей по тем временам аппаратурой. Организовал работы исполняющий обязанности декана архитектурного факультета ЛИСИ (СПбГАСУ с июня 1993) Владимир Иванович Пилявский, он привлёк к этому своего аспиранта Юрия Денисова. А руководил работами доцент кафедры геодезии Павел Иванович Поляков, который привлёк к этому тоже своего аспиранта Виктора Смирнова.


Фотография во время обмеров здания.

Тогда впервые в Ленинграде был использован стереофотограмметрический (с использованием стереофототеодолита) метод обмера архитектурного памятника, наравне с использованием обычных геодезических приборов. Метод этот применяется в случаях, когда объекты труднодоступны для выполнения ручных обмеров. Мне этот метод не знаком, есть кто-то, кто смог бы на пальцах объяснить принцип работы?

Смирнов и Денисов вели и подробное фотографирование церкви при обмерах, во время сноса и при расчистке завалов. Часть фотографий в этой статье принадлежит как раз им. Напомню, это был уже январь 1961 года. Почему нельзя было обмер произвести заранее? Решение-то о строительстве метро было принято как минимум в 1959. Как всегда, «ай, потом сделаем, время ещё есть».


Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари.

Одновременно с началом работ по обмеру начались и работы по разбору церкви силами «Ленметростроя». Стало ясно, что столь быстрый процесс разрушения церкви вряд ли оставит необходимое время даже для стереофотограмметрических методов фиксации. А методы эти, как оказалось, тоже достаточно трудоемкие и, главное, не всегда успешные, учитывая полное отсутствие опыта в проведении подобных работ и краткость светового дня сумеречных январских суток ленинградской мокрой зимы. Поэтому было принято решение проводить одновременно со стереофотограмметрией в максимальном объёме ручной обмер церкви, насколько это позволит отсутствие лесов или каких-либо иных подмостов и, главное, нехватка рабочих рук. Специалисты чуть ли не вдвоём работали.

Вспоминает Смирнов: «В конце января прораб запретил пускать нас в церковь — стали готовить взрыв. Мы торопливо делали последние фотоснимки и искали пробелы на грязных и мятых кроках обмеров. Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо <Министра культуры СССР> Екатерины Алексеевны Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день.

А ночью мы с Юрием Михайловичем <Денисовым> стали свидетелями разрушения церкви, стоя на углу Садовой ул. и ул. П. Алексеева (Спасский пер.), то есть напротив церкви, рядом с угловым магазином игрушек, чьи витрины, укрытые мешками с песком, напоминали годы блокады. Ассоциации стали почти галлюцинациями, когда при глухом ударе земля дрогнула, а церковь как-то медленно осела, став огромной кучей строительного мусора. Колокольня же сперва наклонилась вправо, а затем почти целиком легла перед нами. Несмотря на окрики охраны, мы бросились обмерять третий ярус и венчающий шатер колокольни. Желание завершить работу заслонило на время горечь непоправимости произошедшего: глубочайший провал вместо церкви обнажил какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы, облезлые брандмауэры флигелей. »

Очевидцы рассказывали, что перед взрывом церкви Успения Божией Матери по домам ходили люди и, ничего не объясняя, настойчиво рекомендовали жителям заклеить стекла в окнах как во время войны. Но все и так знали, что должно произойти. Многие накануне не ложились спать.


Взрыв в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь Спаса на Сенной была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий. Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди — сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними. Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Говорят, что над площадью в течение нескольких дней висела пыль. Хотя по фотографиям это не заметно. Кстати, про фотографии: на них отчётливо видно практически полное отсутствие снега, а ведь это январь-февраль. Выходит, что и полвека назад зимы в Ленинграде были разные, в том числе и бесснежные?

После сноса все действующие лица, организовавшие «акцию протеста», подверглись показательному разносу. Так, В. И. Пилявский не стал деканом архитектурного факультета ЛИСИ, Ю. М. Денисов не защитил диссертацию.


Площадь Мира после открытия одноимённой станции, 1965.

Через два года метро достроили. Станция метро была открыта 1 июля 1963 года в составе участка «Технологический институт» - «Петроградская». Наименование получила из-за расположения на одноимённой площади. До 1 июля 1992 года носила название «Площадь Мира».

Уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки на месте церкви. Существует несколько планов восстановления храма. Поживём — увидим.

Художник Михаил Александрович Канеев. «Ленинград. На бывшей Сенной. 1959». По другим данным - «Ленинград, 1960». Рязанский музей имени Пожалостина.

При подготовке этого текста использованы различные источники. Авторская позиция может не совпадать с позициями авторов использованных материалов.



Новое на сайте

>

Самое популярное