Домой Тормоза Тевтонский герб. Знаки различия, одежда и военное снаряжение Немецкого (Тевтонского) ордена. Символы Великих комтуров

Тевтонский герб. Знаки различия, одежда и военное снаряжение Немецкого (Тевтонского) ордена. Символы Великих комтуров

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

После окончания Второй Мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского Ордена, запрещенного национал-социалистическим режимом Адольфа Гитлера в 1938-1945 гг. — сначала в Австрии (уже в 1945 году), и одновременно — после 145-летнего перерыва — в Германии, а после «бархатных революций» в Восточной Европе — также в Чехии, Словакии, Хорватии и Словении. В настоящее время он носит официальное название «Братья Немецкого (Тевтонского) Cтранноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме» (Fratres domus hospitalis Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem), сокращенно «Немецкий (Тевтонский) Орден» (Ordo Teutonicorum или просто OT).

Резиденция Верховного магистра (Гохмейстера, Hochmeister) Тевтонского Ордена находится в Вене по адресу: Штернгассе, д. 7. Сегодня бывшее духовно-рыцарское братство «тевтонов» представляет собой чисто клерикальный (духовный) Орден, костяк которого составляют клирики, или священники. В эту мужскую ветвь инкорпорирована конгрегация «сестер Тевтонского Ордена», полное название которой — «Сестры Немецкого (Тевтонского) Дома Св. Марии что в Иерусалиме». Высшими руководителями обеих ветвей Ордена Девы Марии являются одни и те же лица. В орден афилиирован и состоящий из мирян институт «фамилиаров» («членов орденской семьи»).

После Второго Ватиканского собора папа римский Павел VI даровал Верховному магистру Тевтонского ордена право носить в особо торжественных случаях епископскую митру и посох, уравняв его «по чести» с кардиналами-архиепископами римско-католической Церкви. На торжественных процессиях перед Гохмейстером несут церемониальный крест, увенчанный навершием в форме черного, окаймленного серебром, лапчатого орденского креста и украшенный девизом «В кресте — спасение» (лат.: «Ин круце салюс», In cruce salus) /1/, а также гербами Тевтонского ордена, правящего Верховного магистра, «фамилиарского» баллея Германии и комтурии Верхнего Рейна (нем.: Ам Оберрейн, Am Oberrhein). Этот церемониальный крест был изготовлен в 1994 г. златокузнецами Лихтентальского аббатства Цистерцианского ордена (Баден-Баден) совместно с ювелиром Петером Бюккеном из Герцогенрат-Кольшейда.

В обычное время Верховный магистр «тевтонов» носит черную сутану с металлическим тевтонским гохмейстерским гербовым крестом напротив сердца, поверх которой в дни двунадесятых церковных праздников и на различных официальных мероприятиях (например, при освящении орденских больниц, госпиталей, учебных и благотворительных заведений и т.д.) Гохмейстер надевает белый орденский плащ со своим должностным гербовым крестом на левом плече. Это черный лапчатый (с расширяющимися на концах лучами) крест, окаймленный серебром; на этот черный лапчатый крест наложен более узкий золотой крест с геральдическими лилиями на концах, в перекрестье которого помещен золотой щит с черным одноглавым орлом.

Черный крест (первоначально прямой) на белом поле представляет собой древний герб Тевтонского Ордена. В эпоху Крестовых походов к гербу его Верховного магистра был добавлен черный орел Священной Римской империи (германской нации) на золотом поле (дарованный Верховным магистрам тевтонов римско-германским императором Фридрихом II Гогенштауфеном вместе с достоинством имперских князей — «рейхсфюрстов», которым они обладали во владениях Тевтонского Ордена, входивших в Священную Римскую империю), золотой костыльный крест Иерусалимского королевства, основанного в 1099 г. в Святой Земле крестоносцами) и обременяющие перекладины этого креста золотые лилии (дарованные тевтонам за доблесть в боях с мусульманами французским королем-крестоносцем
Людовиком Святым).

Сравнительно недавно, в 2008 году, был обретен считавшийся утраченным с 1938 года парадный шейный крест Гохмейстера Тевтонского рыцарского Ордена, украшенный бриллиантами и жемчугами — подарок австрийского Императора.

Организационная структура современного монашеского Тевтонского Ордена (Братьев Немецкого Дома Святой Марии, что в Иерусалиме, нем.: Brueder vom Deutschen Haus St. Marien in Jerusalem) выглядит следующим образом.

Во главе Ордена Девы Марии стоит Верховный магистр монашеского звания.

Совещательным органом при Верховном магистре является Генеральный совет (Генеральрат).

Кроме Верховного магистра, постоянными членами Генерального совета Тевтонского Ордена являются:

1) Генеральный прокуратор:

2) 4 Генеральных советника;

3) Генеральный секретарь:

4) Генеральный эконом:

5) Генеральная ассистентка;

6) ассистентка;

7) эксперт от института «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Генеральный прокуратор постоянно пребывает в Риме в качестве посла Тевтонского Ордена при Римском Апостольском (папском) престоле.

Генеральный секретарь является административным уполномоченным Верховного магистра по текущей управленческой работе и заместителем Гохмейстера «тевтонов» в случае болезни последнего.

Генеральный эконом отвечает за финансовые вопросы и вопросы логистики.

Генеральная ассистентка и ассистентка представляют в Генеральном совете интересы
«сестринской службы» («сестричества») Тевтонского Ордена.

Генеральные советники представляют интересы орденских провинций.

Эксперт от института «фамилиаров» представляет интересы «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Наряду с Генеральным советом, в орденской структуре существуют Литургическая комиссия и Комиссия собственного права Тевтонского Ордена.

Института «братьев-рыцарей» в современном Тевтонском Ордене не существует. В редких случаях Гохмейстер посвящает в «почетные рыцари», или «рыцари чести» («эренриттеры», Ehrenritter) Тевтонского Ордена — лиц, имеющих особые заслуги перед Орденом, из числа «фамилиаров». Так, например, 10 марта 1958 г. в базилике святого Андрея немецкого города Кёльна был посвящен в почетные рыцари Тевтонского Ордена Федеральный канцлер Федеративной Республики Германии Конрад Аденауэр (став 12-м по счету тевтонским «эренриттером» и будучи одновременно рыцарем папского Верховного Ордена Христа, рыцарем Ордена Святого Гроба Господня и магистральным рыцарем Мальтийского Ордена). «Рыцарем чести» Тевтонского Ордена был также доктор Отто фон Габсбург, наследник Императорского Престола Австрии и Королевского престола Венгрии, и др.

«Рыцари чести» Тевтонского Ордена, как и «братья-священники», носят белый плащ (но не с черным лапчатым крестом, обрамленным серебряной каймой, украшающим белые плащи орденских священников, а с белым гербовым щитом Ордена Девы Марии, украшенным прямым черным крестом, обрамленным узкой черной каймой, напротив сердца).

В настоящее время существуют 5 «тевтонских» орденских провинций:

1) Италия
2) Германия
3) Австрия
4) Словения
5) Чехословакия (объединяющая членов Ордена в Чехии и Словакии).

«Орденские сестры» также распределены по всем 5 провинциям:

В Нидерландском королевстве существует отдельный Утрехтский баллей (Ballei Utrecht) Тевтонского Ордена (члены которого еще в 1582 г. перешли из католической веры в протестантскую и с тех пор не подчиняются Верховному магистру Ордена).

Кроме того, на итальянском острове Сицилия существует отдельная автономная комменда Тевтонского Ордена, не входящая в орденскую провинцию Италия, под названием «Автономная комменда Cвятой Марии Немецкой» (итал.: Commenda Autonoma di Santa Maria degli Allemani).

Субкомменды Ордена существуют в Австралии, Бельгии, Венесуэле, Италии, Канаде, Колумбии, Намибии, Южной Африке и США.

Скажем несколько слов и об истории орденского «чина» фамилиаров.

В Средние Века, в эпоху Возрождения и Нового Времени «фамилиарами» именовались члены Тевтонского ордена, стоявшие в орденской иерархии «тевтонов» ниже «полубратьев» («димидиев»). «Фамилиары» были афилиированными в Тевтонский орден мирянами, то есть членами орденской семьи» («фамилии»), именовавшимися одно время — в XIX веке – «марианами» или «марианцами» — к тому времени этот термин уже перестал употребляться в своем первоначальном значении, как синоним понятия «член Тевтонского ордена Святой Девы Марии»). В отличие от первых трех категорий членов Тевтонского ордена — «братьев-рыцарей», «братьев -священников» («братьев-клириков») и «братьев-сариантов» («услужающих братьев»), «фамилиары» (подобно «полубратьям», или «димидиям», Тевтонского ордена) не принимали монашеский постриг, вели обычную мирскую жизнь за пределами орденских «комменд» («комтурий». «командорств», «коммендатур», т.е. замков-монастырей), не выходя из своего светского сословия, но должны были выполнять определенные обязанности по отношению к ордену Девы Марии. В число «фамилиаров» входили арендаторы орденских земель, обязанные являться по призыву орденских властей «людно, конно и оружно» в случае войны, управители орденских мельниц, странноприимных домов, постоялых дворов и пр.


В знак своей принадлежности к ордену Девы Марии «фамилиары» (а не «услужающие братья», как часто неправильно думают и пишут!), подобно «полубратьям» («димидиям») Тевтонского ордена, носили черный «половинчатый (половинный) крест» в форме буквы «Т», или «Тау», («крест святого Антония», зачастую именуемый в геральдике просто «костылем»).

Если «полубрат»-«димидиус», или «фамилиар», умирал, не оставив наследников, его имущество наследовал Тевтонский орден.

В настоящее время «фамилиары» Тевтонского Ордена распределены по 4 баллеям (бальяжам) — Германия, Австрия и Южный Тироль, а также по 2 комтуриям (комментуриям, комментурствам, комтурствам, комтуриям, коммендам) — Рим и Альтенбизен (Бельгия). В Германии существует 6 комтурий (комментурий, комментурств, комтурств, комменд), в Австрии — 2.

«Фамилиары» Тевтонского Ордена в Германии из юридически-экономических соображений учредили и зарегистрировали как самостоятельную общественную организацию «Союз немецких (тевтонских) господ — друзей и спонсоров Немецкого (Тевтонского) Ордена» (Deutschherrenbund der Freunde und Foerderer des Deutschen Ordens).

«Фамилиары» в Германии при приеме в тевтонское «орденское семейство» одновременно принимаются и в эту общественную организацию. Но друзья Тевтонского Ордена могут вступить в нее и не будучи «фамилиарами».

Как уже упоминалось выше, «Фамилиары» Тевтонского Ордена носят не белые, а черные плащи, скрепленные на груди шнурами в черно-белую полоску и украшенные напротив сердца тем же старинным орденским гербом, что и «почетные рыцари» (белый щит с прямым черным крестом), поверх черного костюма с белой рубашкой и черной бабочкой (или галстуком в диагональную черно-белую полоску).

В свое время «фамилиаром» Тевтонского Ордена был такой известный германский политический и общественный деятель, как министр обороны ФРГ, лидер «Христианско-Социального Союза» (ХСС) и многократный премьер-министр Баварии Франц-Йозеф Штраус. Сохранилось немало фотографий Ф.-Й. Штрауса в тевтонском орденском плаще).

Регулярно выходит в свет цветной иллюстрированный журнал тевтонского клерикального госпитальерского братства «Дейчер Орден» (Deutscher Orden).

Недавно Тевтонский Орден странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме — Deutscher Orden -, в целях интернационализации своей деятельности, разработал программу «Международное членство» (International Membership program of the Teutonic Order — Deutscher Orden), в рамках которой проводит кампанию по привлечению в свои ряды в индивидуальном порядке заинтересованных во вступлении в него лиц обоего пола из следующих стран: Испании, Португалии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Швейцарии, Moнако, Кипра, Греции, Южной Африки, Финляндии, Хорватии, Канады, США, Aргентины, Бразилии, Meксики, Чили, Мальты, Aвстралии и Новой Зеландии, приглашая их вступать в ряды новых комтурств (командорств), учрежденных Орденом в перечисленных выше странах, во главе с комтурами (командорами). По мере увеличения числа комтурств в перечисленных выше странах, они должны объединяться в баллеи (бальяжи) во главе с бальи Ордена. Однако заявку на приема в Орден вправе подавать и граждане стран, не перечисленных выше (включая Россию, Армению, Венгрию, Болгарию, Румынию, Литву, Латвию, Польщу, Эстонию, Пуэрто-Рико), а также германской области Франкония, «Восточной Пруссии и Кёнигсберга», Сардинии и Иерусалима.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/По-немецки: «Im Kreuz ist Heil».

Cреди иллюстраций к настоящей миниатюре мы поместили в ее заголовке герб Российского баллея Тевтонского Ордена странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме и должностной герб Верховного Магистра (Гохмейстера) Тевтонского Ордена аббата доктора Бруно Платтера.


Символика Тевтонского ордена

Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена.

Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками:

великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору;
ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры;
великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин;

великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти;
полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты;
так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо;
у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом;
у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Символика Тевтонского ордена Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена. Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками: великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору; ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры; великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин; великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти; полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты; так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо; у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом; у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена.

Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками:

    • великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору;
    • ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры;
    • великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин;

  • великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти;
  • полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты;
  • так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо;
  • у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом;
  • у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

Еще до возникновения христианства крест, который широко использовался со времен Древнего Египта, называли главным из знаков. На данный момент принято отличать около 4 десятков видов таких символов, отличающихся взаимным расположением перекладин, их пропорциями, а также наличием декоративных элементов. К их числу относится и Тевтонский крест.

Несколько слов об ордене

Тевтонский крест является главным символом одноименного объединения рыцарей, возникшего в 1190 году в Палестине во время Третьего крестового похода. Изначально группа немецких паломников, руководимых капелланом Конрадом и каноником Вурхардом, учредила на подступах к крепости Акра госпиталь, где оказывали помощь раненым и больным рыцарям из Германии. Вскоре духовный патронаж над больницей взяла на себя расположенная в Иерусалиме церковь св. Девы, а чуть позже Папа Климент Третий учредил братство Святой Марии Тевтонской. После того как немецкие рыцари отличились при штурме Акры, герцог Фридрих Швабский получил разрешение преобразовать его в одноименный духовно-рыцарский орден, поставив во главу капеллана Конрада. Тевтонцы подчинялись только императору Священной Римской империи и Папе Римскому. Вернувшись в Европу в начале 13 века, они разместились в городке Эшенбах.

Значение символики в жизни духовно-рыцарских орденов

Средние века были эпохой, когда особое значение придавалось знакам. Они несли различные функции, от мистической до информативной. Особо важную роль символы играли в жизни воинских формирований, включая духовно-рыцарские ордена. Свой герб и флаг имели не только сами организации. Существовала также детально разработанная система символов, используемая для обозначения должностей и обязанностей внутри самого ордена.

Тевтонский крест: описание

Этот символ, впервые появившийся на одежде, флагах и доспехах рыцарей ордена в Палестине, со временем претерпел некоторые изменения. Изначально он представлял собой простой черный крест на белом поле. Позже стали появляться его усовершенствования. Сегодня символом организации, которая называет себя Тевтонским орденом, является латинский (католический) крест из черной эмали с белой границей, который перекрывает шлем с черно-белыми перьями.

Кросслет

Есть еще один символ, который связывают с немецкими рыцарями. Речь идет о кросслете. Некоторые называют его также тевтонским крестом. Он представляет собой абсолютно симметричный символ. В основе силуэта кросслета лежит греческий крест, на ветвях которого есть небольшие перекладины. Считается, что он наделен глубоким символическим смыслом. В частности, в религиозной литературе упоминается, что малые кресты на концах перекладин указывают на четыре Христовых Евангелия. В то же время в язычестве обычный Тевтонский крест означает единение 4 стихий.

Иерархические знаки

Как уже было сказано, главный крест Тевтонского ордена был далеко не единственным его символом. Свои знаки имели и различные категории членов организации. Они носили их на одежде и доспехах, подобно тому, как современные военные указывают на форме свои звания, используя звезды или другие фигуры на погонах.

Великий магистр

Руководитель ордена являлся обладателем собственного герба. Его основу составлял Тевтонский крест (значение символа вам уже известно) с желтой каймой. Поверх него был «наложен» еще один такой же. Он отличался меньшим размером и желтым цветом. Кроме того, в центре второго креста находился маленький щит с черным орлом. Последний символизировал германский императорский дом. Таким образом, Тевтонский крест Великого магистра означал признание его старшего представителя сувереном ордена.

Ландмейстер ордена

Эта должность имела территориальную привязку. Например, ландмейстер в Пруссии являлся полномочным заместителем великого магистра на землях этой исторической области. Для того чтобы свои и чужие рыцари, а также простой люд знали, с кем имеют дело, носители этого звания нашивали на свои одеяния черный Тевтонский крест (фото см. выше), поверх которого был наложен второй такой же, но поменьше и белого цвета.

Знаки отличия Великого маршала Ордена

В зависимости от исторического периода рыцари, которые носили это звание, пользовались разными видами иерархического герба. Изначально он не отличался от того, который носил Великий магистр, но на нем отсутствовал желтый крест. Позже он появился, но цветная кайма достигала только середины каждой из перекладин.

Символы Великих комтуров

В современном понимании эта должность означала заместителя Великого магистра по мелким поручениям. Кроме того, комтуры руководили административными единицами государства Тевтонского ордена самого низшего ранга. У них не было отдельных гербов, однако они носили с собой специальные жезлы с крестом, символизировавшие их правомочия вершить суд.

Знаки отличия полноправных рыцарей

Эта группа составляла костяк Тевтонского ордена. Ей полагалось облачаться в полностью белые одежды. Сверху они накидывали на себя плащи из этой же ткани, на которых - как на спине, так и на груди - были изображены Тевтонские кресты.

Полубратья

Так как они не считались полноправными рыцарями, им не разрешалось облачаться в специальную униформу. Однако и среди этой категории членов Тевтонского ордена была определенная иерархия. Полубратьям высшего звена позволялось носить плащи серого цвета. На них в районе плеча нашивался черный крест Т-образной формы.

Сержанты

Такой младший командный состав был предусмотрен только у отрядов наемников. Им предписывалось носить белые туники с узким рукавом, поверх которых накидывались серые плащи с нашитым Т-образным крестом.

Наемники или кнехты

Чтобы отличить в бою таких воинов от солдат противника, на их однотонную черную одежду нашивали небольшие белые «щиты» с нанесенными на них Т-образными крестами. Их расположение в разные периоды было разным (на груди, на спине, на плече и др.).

«Железный крест»

Орден с таким названием был учрежден в марте 1813 года. Его эскиз создавал сам король Фридрих Вильгельм Третий. За основу для своего творения он взял Тевтонский крест. Символика была предельно проста: награда предназначалась для поощрения тех немцев, кто яростно боролся за освобождение своей страны от наполеоновской оккупации, поэтому Фридрих стремился напомнить согражданам о золотом периоде немецкого рыцарства.

Позже «Железный крест» был возрожден Адольфом Гитлером. Он приказал разместить в его центре свастику, а внизу выгравировать цифру «1939».

В 1940 году были также учреждены рыцарские разновидности этой награды, тем самым фюрер еще больше подтвердил преемственность традиций и связь своего режима с Тевтонским орденом. Интересно, что наивысшим из этих орденов, который украшали золотые дубовые листья, бриллианты и мечи, был награжден только один человек — Ханс Ульрих Рудель — легендарный пилот немецкого Люфтваффе. Он получил его за то, что надолго вывел из строя советский линкор «Марат» и подбил несколько сотен танков Красной Армии.

Теперь вы знаете, как выглядит Тевтонский крест, и знакомы с его разновидностями. Это значит, что, рассматривая исторические гравюры или миниатюры, вы сможете определить, кем является изображенный рыцарь: кнехтом, комтуром, сержантом, маршалом или же Великим магистром.

Новое на сайте

>

Самое популярное