Домой Рулевое Следствием внешнеполитической. "цветные" революции как следствие внешней политики россии. A) температура хранения

Следствием внешнеполитической. "цветные" революции как следствие внешней политики россии. A) температура хранения

В обязательном порядке только на экспортные товары

Воздух подается извне

G) относительная влажность воздуха

E) газовый состав воздуха

D) воздухообмен

B) освещенность

A) температура хранения

Сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю

C) компонентный

B) соответствии товара требованиям конкретных нормативных документов

c) соответствии товара потребительским требованиям покупателей

d) соответствии товара показателям экологичности

15. Символ «Е» на товарах используется как знак:

a) манипуляционный

b) предупредительный

d) экологический

16. Коммерческая товарная информация включает:

2) сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей

3) сведения о товаре, прежде всего идентифицирующие товар и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений

17. Климатический режим хранения характеризуется следующими показателями:

c) атмосферное давление

f) теплоемкость

h) радиационная насыщенность

18. Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара –

a) издержки обращения;

b) естественная убыль;

c) затраты торгового предприятия.

19. Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества:

a) хранение товаров;

b) товароснабжение;

c) товародвижение.

20. При вентиляции:

2) воздух перемещается внутри склада без подачи наружного воздуха

21. Штрихкод наносится:

1) в обязательном порядке на все товары

3) по усмотрению производителя или посредника

Знание дат (А1):

1. В каком году произошло крещение Руси? А). 945 г.; Б). 972 г.; В). 988 г.; Г). 1036 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к XI в.? А). съезд князей в Любече; Б). первое летописное упоминание о Москве; В). крещение Руси; Г). заключение первого договора Руси с Византией

3. В каком веке была составлена Правда Ярослава? А). VIII в.; Б). IX в.; В). X в.; Г). XI в.

4. В каком году состоялся съезд князей в Любече? А). 862 г.; Б). 988 г.; В). 1097 г.; Г). 1223 г.

5. В каком веке в Киеве княжил Владимир Мономах? А). VIII в.; Б). Х в.; В). XII в.; В). XIV в.

Знание фактов (А2):

6. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей. А). Ярослав Мудрый; Б). Олег Вещий; В). Игорь Старый; Г). Владимир Святой



7. Укажите имя киевского князя Х в., войска которого разгромили Хазарский каганат. А). Олег; Б). Игорь; В). Святослав; Г). Владимир

8. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Святославича? А). объединение Киева и Новгорода; Б). принятие Русью христианства; В). строительство Москвы; Г). присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

9. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская Правда А). Игорь Старый; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Ярослав Мудрый

10. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). первое упоминание о Москве в летописи; Б). участие в съезде князей в городе Любече; В). разгром печенегов; Г). присоединение Новгорода и Твери к Москве

11. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха? А). принятие Русью христианства; Б). введение уроков и погостов; В). разгром Хазарского каганата; Г). съезд князей в Любече

12. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). установление «уроков» и «погостов»; Б). законодательное облегчение положения должников; В). введение бессрочного сыска беглых крестьян; Г). отмена права перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день

Знание причин и следствий (А4):

13. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало А). расширение границ Древнерусского государства; Б). прекращение набегов печенегов; В). объединение Киева и Новгорода под властью одного князя; Г). прекращение военных походов на Византию

14. Что из названного было следствием крещения Руси? А). рост международного авторитета Руси; Б). походы Руси на Византию; В). войны Руси с половцами; Г). разгром Хазарского каганата

15. Что явилось одним из последствий крещения Руси? А). развитие культурных связей с Византийской империей; Б). образование Древнерусского государства; В). начало политической раздробленности Древнерусского государства; Г). победа князя Владимира в борьбе за киевский престол

16. Что из названного было одним из следствий крещения Руси? А). походы Руси на Византию; Б). укрепление власти киевского князя; В). начало военных столкновений Руси с печенегами; Г). разгром Хазарского каганата

17. Следствием внешнеполитической деятельности князя Владимира Святославича стало А). прекращение военных походов на Византию; Б). ослабление опасности половецких набегов; В). укрепление юго-восточных рубежей Древнерусского государства; Г). прекращение натиска крестоносцев на северо-западные русские земли

Поиск информации в источнике (А5)

18. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь. «И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь"». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Ярослав Мудрый; Г). Владимир Святославич

19. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова. «И послали со словами: Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?» А). Олег Вещий; Б). Игорь Старый; В). Святослав Игоревич; Г). Владимир Святой

20. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя древнерусского князя, о котором идёт речь. «В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Иван Калита

21. Прочтите отрывок из документа и укажите князя, о котором идёт речь. «Заложил же и церковь святой Софии… затем церковь на Золотых воротах… И стала при нём вера христианская расширяться… Отец его, Владимир, землю… крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердце верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. …Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: "И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов…" И так разделил он между ними города…» А). Юрий Долгорукий; Б). Ярослав Мудрый; В). Владимир Мономах; Г). Александр Невский

22. Прочтите отрывок из труда историка и укажите князя, о призвании которого идёт речь. «Умер князь, и тотчас в Киеве начался мятеж против ростовщиков, бравших с должников огромные проценты и пользовавшихся покровительством покойного князя. Восставшие горожане направились в центр города, где жили бояре и стоял храм Святой Софии. Толпа разгромила дворы выборного главы города – тысяцкого Путяты, а также дома ростовщиков, а потом устремилась к княжескому двору и Печерскому монастырю. Перепуганные власти срочно призвали в город <…>: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов"». А). Ярослав Мудрый; Б). Владимир Мономах; В). Юрий Долгорукий; Г). Андрей Боголюбский

23. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название сборника законов, о котором идёт речь. «Среди людей, т. е. свободного неслужилого простонародья, именно в сельском населении, образуются два класса. Один из них составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т. е. государственной земле, не составлявшей ничьей частной собственности; в сборнике законов они называются смердами. Другой класс составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в сборнике наймитами или ролейными закупами». А). «Русская Правда»; Б). Судебник Ивана III; В). Судебник Ивана IV; Г). «Соборное Уложение»

В контексте обсуждения внешней политики России следует вновь вернуться к вопросу о механизме подготовки, принятия и осуществления решений в этой важнейшей сфере национальной безопасности, о котором уже говорилось в четвертой главе настоящего пособия.

Для профессиональных дипломатов и серьезных внешнеполитических экспертов не подлежит сомнению, что эффективный механизм принятия и реализации внешнеполитических решений – это одно из ключевых условий эффективной внешней политики. Субъективные решения, которые рассчитаны на полшага вперед и основаны на конъюнктурных соображениях, здесь абсолютно не допустимы, поскольку любой шаг может иметь стратегический характер и носить долговременные последствия, даже если принимающие решение об этом шаге субъекты в данный момент времени этого не осознают. Поэтому все успешные страны стремятся приложить максимум усилий для того, чтобы создать и усовершенствовать механизм принятия внешнеполитических решений.

Чем характеризуются подобные механизмы в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Великобритания и др.? Можно назвать пять ключевых признаков.

Первый – это коллегиальный характер выработки и принятия внешнеполитических решений, вовлеченность в этот процесс всех или по возможности всех субъектов международной деятельности.

Второй признак – это опора при принятии и выработке внешнеполитических решений на глубокую аналитику, на экспертизу, которая обеспечивается не только правительственными исследовательскими центрами, но и неправительственными организациями. То есть, опора на широкое экспертное сообщество.

Третий признак – такой механизм, как правило, имеет в своей основе стратегическое планирование, которое, в свою очередь основано на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. Например, американская внешнеполитическая мысль основана на серьезных прогнозах развития мировой обстановки, в том числе и долгосрочного характера. А без прогноза, как известно, никакую стратегию строить нельзя. Таким образом, стратегическое планирование для успешной внешней политики абсолютно необходимо.

Четвертый признак – это прозрачность механизма принятия внешнеполитических решений. В свою очередь, эта прозрачность связана с кропотливой работой со средствами массовой информации. Речь идет о проведении регулярных брифингов субъектами международной деятельности, в том числе, разумеется, и внешнеполитическими ведомствами. В вышеупомянутых успешных странах считается, что такого рода прозрачность принятия и реализации внешнеполитических решений обеспечивает достижение общенационального консенсуса по внешнеполитическим вопросам, поскольку те или иные процедуры и «логика» принятия и выполнения таких решений исполнительной властью становятся доступными для понимания широкой общественностью.

И, наконец, пятый признак – строгая исполнительская дисциплина в выполнении внешнеполитических решений. Допустимыми считаются лишь споры внутри страны по поводу тех или иных внешнеполитических ориентаций, того или иного внешнеполитического курса. Совершенно недопустимыми считаются в успешных странах разногласия и публичное обсуждение этих разногласий между представителями различных исполнительных органов власти и даже между представителями исполнительных и законодательных органов власти за рубежом, на международных конференциях. Еще раз упомянем внешнеполитическую практику США. Там считается, например, что американцы, которые выезжают за рубеж и участвуют в международных конференциях, должны единым фронтом отстаивать национальные интересы США, по поводу которых имеется если не национальный консенсус, то широкое национальное согласие внутри страны. Выносить споры на публичное обсуждение за рубежом считается недопустимым, даже неприличным.

Если мы сравним внешнеполитический механизм с указанными признаками с отечественным внешнеполитическим механизмом, то легко увидим, что ничего или почти ничего из этих компонентов у нас нет.

Известно, что формально за координацию внешнеполитической деятельности у нас отвечает Министерство иностранных дел, но, честно говоря, в последние годы уже при В.Путине было немало признаков того, что Министерство иностранных дел в ряде случаев просто выбрасывалось из процесса подготовки, принятия и выполнения решений в области внешней политики, из внешнеполитической деятельности вообще. В первую очередь, это касается наших взаимоотношений со странами постсоветского пространства. Всем известны примеры наших крайне неудачных, нескоординированных действий и на Украине, и в Грузии, и в Молдавии и проч.

В результате никто не может понять – ни в нашем обществе, ни за рубежом – кто же у нас принимает решения по этим внешнеполитическим вопросам? Во всяком случае, если говорить об Украине, о «газовой войне» с Украиной, о Грузии, о провалившемся с треском российско-белорусском союзе, то складывается впечатление, и это впечатление устойчивое, что МИД в этих случаях вообще не является субъектом внешнеполитической деятельности.

О том, как работает Совет Безопасности РФ, было рассказано в четвертой главе пособия. Этой работы просто не видно. Конечно, у нас имеется еще один субъект внешнеполитической деятельности – Администрация Президента. Но ведь ясно, что Администрация обслуживает в первую очередь мероприятия самого Президента и является, по крайней мере, в соответствии с нашим законодательством, неконституционным, т.е. техническим органом, который обсуживает именно мероприятия Президента. Не более того. Этот орган ни по своему статусу, ни по своим возможностям просто не может взять на себя концептуальную внешнеполитическую работу. Задачи у него другие.

Следующий момент. Экспертное сообщество у нас практически оказалось также выброшенным из процесса выработки внешнеполитических решений. То, что наша исполнительная власть вообще не опирается на экспертное сообщество, очевидно всем. Причем положение дел здесь, даже по сравнению с 90-ми годами прошлого века, ухудшилось. Тогда, по крайней мере, создавались некие аналитические и экспертные группы по внешней политике при Администрации Президента, и даже президентские советы по международной деятельности. Сейчас этого нет вообще. Как нет и стратегического планирования.

Положение дел ухудшилось по сравнению с 90-ми годами и в том смысле, что резко упал уровень прозрачности принятия внешнеполитических решений. Не будем останавливаться на этом подробно, но это факт известный и бросающийся в глаза всем, в том числе и нашим зарубежным партнерам. Регулярной работы со СМИ мы тоже, в общем-то, не видим.

Сейчас в смысле государственной дисциплины в деле выполнения внешнеполитических решений положение дел, вероятно, лучше, чем в 90-е годы прошлого века. Но имеются вопиющие примеры нескоординированности во внешней политике, которые уже относятся к новому президентскому циклу, и которые, вероятно, войдут именно в этом своем качестве – как классические примеры нескоординированной внешней политики – в учебники мировой дипломатии.

Два из них приходятся на конец 2003 года. Первый – это наше маневрирование вокруг о.Тузлы. До сих пор непонятно, какое ведомство принимало решение о строительстве дамбы в Керченском проливе. Можно предположить, конечно, что этот, так сказать, самострой начал губернатор Краснодарского края. Тем более, что мы его видели постоянно: он тогда не вылезал из телевизора. Но многие говорят, что он самостоятельно действовать не мог, и была какая-то «отмашка» из Кремля. Но кто дал такую «отмашку» из Кремля, до сих пор не ясно. На этом фоне симптоматично было четырёхдневное, по крайней мере, если не недельное, молчание нашего МИДа, который, надо сказать прямо, просто не выполнил свою работу, не создал чёткую правовую базу для проведения укрепительных работ, уже не говоря о том, что просто не договорился с украинской стороной и довёл дело до очередного кризиса в отношениях с Киевом. В то же время мы все помним, как наш Посол в Киеве, Виктор Черномырдин, заявлял о необходимости срочно прекратить работы в Керченском проливе. Об этом же заявлял наш Премьер-министр, тогда – М. Касьянов. А наши известные депутаты, напротив, требовали продолжения и даже активизации строительства и произносили грозные декларации-филиппики в адрес официального правительства. В результате, по признанию экспертов и по общему мнению, Россия на глазах у всего мира полностью проиграла информационную войну, которую навязал ей Киев.

Не меньшее недоумение у зарубежных и у отечественных экспертов вызвала наша попытка в конце того же года урегулировать ситуацию в Приднестровье. Вспомним, как это было. Сначала в Приднестровье поехал заместитель Руководителя Администрации Президента (Д.Козак), который никакого отношения к международной деятельности не имел. Он, как сообщили, якобы добился долгожданного компромисса между Кишенёвом и Тирасполем по урегулированию проблемы Приднестровья. Он же провёл переговоры с Киевом. Киев вроде бы тоже согласился с этим. На этом фоне позиция МИДа была совершенно непонятна. Никаких официальных заявлений не было. В последний момент президент Молдавии Воронин - после строгого указания ОБСЕ - отказался подписать это «компромиссное соглашение». В результате проблема урегулирования в Приднестровье была отложена на неопределённый срок, и те события, свидетелями которых мы стали сегодня, стали следствием этой неотрегулированной вовремя и замороженной на три года ситуации. После недвусмысленных результатов референдума в Приднестровье в прошлое воскресенье, когда 97,5% населения проголосовало за независимость (читай – за присоединение к РФ) Кремль оказался в сложнейшем внутри- и внешнеполитическом положении: никаких юридических и моральных оснований не признать волю народа у него нет, но и пойти на этот шаг духу и политической поли у него не хватает. Сложившийся политический тупик – следствие непрофессиональной и нескоординированной внешней политики на этом направлении.

Еще один пример – это наша невнятная политика в отношении Южной Осетии, в которой, кстати говоря, готовится следующий неприятный для Кремля референдум о независимости. Всем понятно только одно: ни стратегии, ни позиции в отношении, скажем, югоосетинского (не говоря уже об абхазском) конфликта у нас нет. Мы даже не можем заявить, что по существу здесь даже речь идёт не о сепаратизме. Тезис о сепаратизме Южной Осетии – это миф. Речь идёт не о сепаратизме, а об ирриденте, то есть о воссоединении Южной Осетии со своей исторической Родиной. Здесь даже Россия ни при чём. Здесь самое главное значение имеет то, что Южная Осетия хочет воссоединиться с Северной Осетией. Никто не может сказать, готовы ли мы сейчас (и просчитывается ли это сейчас) к денонсации Дагомысских соглашений 1992 года, о чём постоянно твердит М. Саакашвили. Что мы будем делать, если такие Соглашения будут, действительно, денонсированы? Ведь российские миротворцы в таком случае будут иметь статус оккупантов. Мы должны будем вывести оттуда свои войска. В этом случае 80% югоосетин, которые являются гражданами России, окажутся в положении изгоев, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они будут лишены зарплат, пенсий, социальных гарантий и так далее. По существу, это будет Чечня для Грузии, дестабилизация всего региона. Мы явно не готовы к такому варианту развития событий.

Выход из этой крайне неблагоприятной ситуации, как уже говорилось в четвертой главе, состоит в том, что следует принять специальный Закон о механизме выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений, который и должен обеспечить четкую координацию деятельности различных внешнеполитических ведомств под руководством Президента. Естественно, в соответствии с нашей Конституцией, в соответствии с конституционными полномочиями Президента и при координирующей роли Министерства иностранных дел. Во всяком случае, вопрос о механизме выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений должен быть частью общенациональной дискуссии о новой внешнеполитической доктрине и о внешней политике в целом. Нет сомнений в том, что если такая дискуссия начнется на уровне законодательной и исполнительной власти и в экспертном сообществе, это будет лишь на пользу нашей внешней политике.

32. Запишите термин, о котором идёт речь. «Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования».

40. Древнейший из дошедших до нас сборник законов Древнерусского государства «Русская Правда» состоит из трёх частей. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, в нормах «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и «Устава Владимира Всеволодовича» имеются существенные различия. Приведите не менее двух любых фактов, подтверждающих эти различия.

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя, о котором идёт речь.
«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной». 45. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название сборника законов, о котором идёт речь. «Среди людей, т.е. свободного неслужилого простонародья, именно в сельском населении, образуются два класса. Один из них составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т.е. государственной, земле, не составлявшей ничьей частной собственности; в сборнике законов они называются смердами. Другой класс составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в сборнике наймитами или ролейными закупами». 46. Прочтите отрывок из летописи и назовите князя, которому принадлежат слова, приведённые в отрывке. «Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду – Переяславль, а Игорю – Владимир, а Вячеславу – Смоленск"».
  1. «Древнерусское искусство». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
  2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства».

49. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Влияние принятия христианства на развитие древнерусской культуры».

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием искусства в Древнерусском государстве.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

  1. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ярослава Мудрого и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
  1. Существует точка зрения, что, несмотря на проявление определённых различий, в политике Владимира Святославича и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
  1. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных различий, в деятельности первых киевских князей было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
  1. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие особенностей,
    в деятельности киевских князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. Запишите имя, пропущенное в схеме.

54. Все они, за исключением одного, обозначают категории населения Древнерусского государства, находившиеся в полной или частичной зависимости. 1) челядин; 2) рядович; 3) закуп; 4) купец; 5) холоп.

55. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают элементы одежды жителей Древнерусского государства. 1) порты; 2) зипун; 3) кожух; 4) епанча; 5) закуп.


Похожая информация.


СССР. В 1985 г. министром иностранных дел СССР стал Э. Шеварднадзе. Он был реализатором политики примирения со странами Западной Европы и США. Новый внешнеполитический курс получил название «нового политического мышления».

Для него были характерны несколько главных принципов:

  • приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми;
  • отказ от раскола мира на две враждующие политические лагеря;
  • отказ от силового решения международных споров;
  • исключались идеи борьбы во имя «мировой революции»;
  • направление политики всех стран мира на решение проблем экологии, здравоохранения, питания.

М. Горбачев пытался примириться с Западом, чтобы уменьшить военные расходы страны. Он стал автором целого ряда инициатив по разоружению. Существенно улучшились отношения между СССР и США. На протяжении 1985 – 1991 гг. состоялось несколько встреч руководителей обеих стран. В результате было достигнуто договоренностей о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности, введение моратория на испытание ядерного оружия, о выводе советских войск из Афганистана, Германской Демократической Республики и о невмешательстве СССР в процесс объединения Германии. Такие меры позволили существенно уменьшить военные расходы. Они нашли поддержку среди мировой общественности.

Негативным следствием внешнеполитических договоренностей стало уменьшение финансирования оборонной промышленности, что обусловило сокращение производства рядом заводов, рост безработицы. Часть партийного руководства расценивала действия М. Горбачева как предательство идей Ленина.

Отношения со странами «народной демократии»

Существенные изменения происходили и во взаимоотношениях СССР со странами «народной демократии ». В Центрально-Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. активизировались процессы демократизации. Несмотря на попытки коммунистического руководства отдельных стран заручиться поддержкой СССР в подавлении выступлений оппозиции, М. Горбачев заявил о невмешательстве во внутренние дела государств Организации Варшавского Договора. Новый внешнеполитический курс СССР с критикой восприняли руководители ГДР, Румынии и Польши.

В течение 1988 – 1989 гг. в странах Центрально-Восточной Европы произошла смена руководства, а впоследствии и общественно - политической системы. В 1990 г. ГДР и ФРГ объединились в единую Германию. Весной 1991 г. прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора. Советские войска выводились из стран бывшей «народной демократии». В результате уровень экономического и политического сотрудничества СССР со странами Центрально-Восточной Европы резко уменьшился.

Параллельно происходила нормализация отношений Советского Союза со странами Южной и Юго-Восточной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии способствовал налаживанию сотрудничества между СССР и Китаем. Улучшились взаимоотношения с Южной Кореей, Израилем, Вьетнамом.

Замечание 1

В течение 1990 – 1991 гг. руководство СССР приняло ряд законов в соответствии с нормами международного права по защите прав и свобод человека. Символом новой внешней политики Советского Союза стало невмешательство в локальные конфликты, в частности в войне в Персидском заливе.

Отказ от прошлых завоеваний в Европе и мире

В июле 1990 года, во время встречи Горбачева с Колем в Москве и позже на Кавказе, вопрос о членстве объединенной Германии в НАТО был окончательно решен. Месяц спустя Горбачев рассказывал президенту США Бушу, чего ему стоила эта уступка, и как мало понимания он нашел со стороны своих соотечественников.

Таким образом, группа Горбачева отказалась от западного форпоста советской империи, возведение которого его предшественники считали важнейшим результатом Второй мировой войны. К этому, в сущности, революционному решению Горбачев пришел потому, что напряжение в отношениях Восток-Запад, не в последнюю очередь благодаря горбачевскому «новому мышлению», значительно уменьшилось.

И на Востоке, и на Западе чувство угрозы со стороны «классового врага» начало постепенно исчезать. Происходила также и нормализация в отношениях между двумя сверхдержавами после того, как СССР и США подписали соглашение о ликвидации ракет среднего радиуса действия (от 500 до 5 500 км). В мае 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана, закончившийся в феврале 1989 года. Лишь в этой новой атмосфере стало возможным преодоление раскола Германии и Европы. 28 июня 1991 года был распущен созданный в 1949 году и контролируемый Москвой Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а несколько дней спустя – Варшавский Договор.

Замечание 2

Отказ от советской гегемонии в Восточной Европе и воссоединение Германии были восприняты многими критиками перестройки как предательство интересов Советского Союза.

Напрасно сторонники перестройки пытались убедить своих консервативных оппонентов в том, что новый политический курс отвечает интересам страны. Так, например, в декабре 1990 года Шеварднадзе заявил, что Советский Союз стал теперь полноправным членом цивилизованного сообщества народов. По его мнению, исчезла существовавшая десятилетиями внешняя угроза для страны, и никакие государства не будут пытаться использовать внутренние трудности СССР для достижения своей выгоды. 

Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.

По данному критерию необходимо:
«правильно указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий/явлений/процессов, происходивших в данный период».

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПСС - связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.

При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду.

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной.

Какие требования к событию-причине?

1) Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем.

Пример «в рамках периода»:
Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.

Пример «за нижней границей»:
Издание указа Петра I о престолонаследии было одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

2) При указании ПСС могут быть названы не только причины , но и предпосылки событий, процессов, явлений.
Предпосылка - это условие, повлиявшее на начало данного события.

Например:
Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой .


Период: 945 - 972 гг.


1) Крещение Ольги (это причина ) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие ).
2) Приближение России к византийским границам (это причина ) и начало русско-византийской войны (это следствие ).

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи - христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война».

Период: сентябрь 1689 г. - декабрь 1725 г.


В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Северная война (это причина ) и введение рекрутской повинности (это следствие ).
2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга (это причина ) и высокая смертность рабочих (это следствие ).

«Чтобы укрепиться на завоеванной территории российский правитель в 1703 году основал город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Началось строительство с заложением на Заячьем острове крепости, ну а сам город строился с большой смертностью рабочих. Это связано с «рабским» отношением к строителям, работавших в сложном климатическом районе с «невыносимыми» для простого человека работами часами.

Во время войны власть нуждалась в деньгах и служивых людях. Вопрос со служивыми людьми был решен всеобщей рекрутской повинностью, что обеспечило войну войском и увеличило его в несколько раз».

Период: октябрь 1894 г. - июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина ) и начало русско-японской войны (это следствие ).
2) Аренда Порт-Артура (это причина ) и начало русско-японской войны (это следствие ).
3) Поражение России в русско-японской войне (это причина ) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие ).

«В 1904-1905 гг. была русско-японская война. Причинами этой войны послужило то, что железная дорога России шла через Китай, и то, что наша страна арендовала Порт-Артур для создания там флота. Японии это всё не понравилось. Мы проиграли эту войну. Началось строительство железной дороги на нашей территории, мы потеряли южную часть Сахалина».

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Косыгинская реформа (это причина .) и увеличение материальной заинтересованности работников и др. (это следствие ).
2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина ) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие ).

«Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину <...> Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

Что касается внешней политики, то данный период характеризуется так называемой «разрядкой» в международных отношениях. Важнейшей фигурой в проведении внешней политики СССР был министр иностранных дел Громыко <...> Последствием его внешней политики можно назвать начало курса на мирное сосуществование с капиталистическими странами».

Период: октябрь 1964 г. - март 1985 г.


В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:
1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина ) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие )

«В 1980 г. в СССР проводились Летние Олимпийские игры. Многие западные страны на Игры не приехали. Они забойкотировали их из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.».

Общий вывод

Чтобы получить два балла по К3, необходимо как минимум два раза указать в тексте, что «определенное событие (явление, процесс) данного периода произошло, потому что … ».

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

  • «Событие №1
  • «Событие №2 + личность + конкретные действия» - для К-1 и К-2
  • «Событие №3
  • «Событие №4 + его причины/предпосылки» - для К-3

Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах.

Например, в примерах выше говорится о таком процессе как «укрепление связей между Русью и Византией» и о таком явлении как «высокая смертность рабочих при строительстве Санкт-Петербурга» .

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Новое на сайте

>

Самое популярное