Домой Освещение Схема индикации разряда литиевого аккумулятора. Простой индикатор заряда LiIon аккумулятора. По способу отображения сигнала

Схема индикации разряда литиевого аккумулятора. Простой индикатор заряда LiIon аккумулятора. По способу отображения сигнала

Литий-ионные аккумуляторы довольно чувствительны к плохому обращению. Современные зарядные устройства могут анализировать их состояние, в процессе заряда, но совсем не лишним будет поставить одно простое дополнение на одном транзисторе и 2-х светодиодах, которое независимо от самого устройства покажет реальное сотояние АКБ. На рисунке далее показана принципиальная схема для определения напряжения Li-Ion аккумуляторов.

Схема LED индикатора напряжения литий-ионных аккумуляторов

При падении напряжения питания ниже 2,6 В, ток через базу транзистора падает и он закрывается. Светодиод led1 загорается, а led2 выключен. Когда напряжение превышает 2,6 вольта, транзистор начинает открывается и замыкает светодиод led1, одновременно зажигается led2. Это условие означает, что батарея не требует подзарядки.

Но учтите, что пределы напряжения сильно зависят от типа и цвета выбранных светодиодов. Стандартный красный светодиод имеет прямое падение напряжения 1.7 В; зеленый светодиод около 2,1 В.

В данной конструкции используются красные светодиоды с прямым напряжением приблизительно 1,6 вольта при 2 мА. Другие индикаторы могут потребовать подбор номиналов, например поставить диод Шоттки вместо 1n4148. Даже белые или синие светодиоды с 3 прямого напряжения можно ставить в некоторых случаях.

Таблица наглядно показывает, какие индикатор имеет состояния работы. Устройство потребляет незначительный ток, поэтому можно рассчитывать на долгий срок службы аккумулятора, если конечно он не находится на хранении. Вы можете встроить такой указатель напряжения в зарядный или тестовый модуль. Добавление стабилитронов последовательно с светодиодами делает эту схему простого индикатора подходящей и для более высоких уровней напряжения.

Li-ion очень капризен к переразряду и чтобы не убить аккумулятор, решил сделать самодельный индикатор разряда аккумулятора для шуруповерта. описывал ранее. Светодиод на корпусе акб должен загораться и гореть при падении напряжения ниже заданного уровня.

Для чего нужен индикатор разряда аккумулятора.

Например, вы используете литий-ионые аккумуляторы без платы защиты. Чтобы не перегрузить их случайно можно поставит обычный плавкий предохранитель ампер на 30. Берем автомобильный или делаем самодельный из медной жилы сечением 0.5мм2.

Для того, чтобы не переразрядить АКБ больше нужного предела используем приведенный ниже индикатор разряда, светодиод которого загорится, когда аккумулятор разрядиться до установленного уровня. Балансировку осуществляем при заряде для этого я вывел на корпус разъем.

Также можно настроить схему на промежуточную разрядку например 50% или 75%-типа скоро сядет. Или даже использовать несколько схем настроенных на разные напряжения. Например, три. Один загорается при 75%, второй при 50%, а третий при 25% от заряда.

Схема самодельного индикатора.

Итак к схеме (нарыл в интернете). Схема собрана, проверена, заработала сразу.

В схеме используется TL431 .

Очень удобная штука, я вам скажу. Многие схемы с ней сильно упрощаются. Так что можете закупать их сразу пачку, как я.

На ее основе можно так же сделать и балансир для аккумулятора, но об этом в другой раз.

Брал . У них пачка стоит, как у нас одна штука.

Транзистор BC547 очень распространен, стоит копейки и есть в любом магазине радиокомпонентов. Можно купить и у китайцев , но он и так очень дешевый. Если только тоже пачку взять.

Резисторов я уже закупил в свое время разных номиналов. Вот очень дешевый набор резисторов , который еще долго будет вас радовать.

R1*(у меня)=4,6K; R2=1К; R3=11К(подобран под транзистор BC547); R4=1,5К(подбираем под светодиод в зависимости от напряжения питания схемы).

Светодиод берем любой маломощный трех миллиметровый , просто smd не удобно монтировать в корпус.

Расчет резистора R1 под необходимое напряжение срабатывания схемы осуществляется по формуле: R1=R2*(Vo/2,5В - 1) .

Я рассчитывал чтобы индикатор загорался при 14В, то есть при 3,5В на банку (мой АКБ состоит из четырех АКБ номиналом 3.7В). В полностью заряженном состоянии 16.8В (по 4.2В на банку). Возьмем R2 равный 1К. (При настройке на низкие напряжения, например 3.6В, необходимо R2 брать 10К).

Итак рассчитываем на 14В . R2=1КОм=1000 Ом. R1=1000*(14В/2,5В-1)=1000*(5,6-1)=1000*4.6=4600 Ом = 4,6КОм (Для шуруповерта на 14.4В (4 банки по 3,7В), переделанного на литий).

Для 12В (3 банки по 3,7В) шуруповерта при 10,5В R2=1К R1=1000*(10,5/2,5-1)= 3,2КОм .

Для 18В (5 банок по 3,7В) шуруповерта , переделанного на литий: срабатывание при 17,5В R2=1К R1=1000*(17,5/2,5-1)= 6КОм .

Список значений R1 при R2=1КОм для тех кому лень считать:

  • 5В – 1К
  • 7,2В – 1,88К
  • 9В – 2,6К
  • 10,5В — 3,2К
  • 12В – 3,8К
  • 14В — 4,6К
  • 15В - 5К
  • 17,5В — 6К
  • 18В – 6,2К
  • 20В – 7к
  • 24В – 8,6к

Готовый индикатор разряда аккумулятора шуруповерта.

Работает четко, стабильно. В настройке не нуждается.

Для сборки покупал у китайцев с бесплатной доставкой:
Набор резисторов из 30 номиналов по 10шт . Вего 300 шт.

Думаю эта тема будет актуальна тем, у кого в пользовании более двух автомобилей. Как правило, один эксплуатируется зимой, другой — летом. То есть один из них сезон в году стоит в гараже или на стоянке. А пока он стоит там, мы не знаем, как себя чувствует его аккумулятор. Нет, конечно можно "щупать" его периодически вольтметром или купить готовый индикатор, коих много на том же Али-экспресс (например вставляющийся в прикуриватель). Но мне захотелось сделать свой индикатор, который бы показывал промежуточные значения остаточного заряда АКБ. Ну, например, — более 75%, 75%, 50% и 25% заряда. Причем хотелось бы так лениво радеть за здоровьем АКБ, чтобы лишний раз не лезть под капот авто и не распаковывать без надобности зарядное устройство.

Долго искал приемлемые схемы в инете. Собрал некоторые. Но все не то. То гистерезис срабатывания индикации такой, что лучше бы ее и не было, этой индикации, проще и надежнее тестером померить. То установки плавают и нет стабильности, то вообще яркость светодиода плавно изменяется в зависимости от напряжения на АКБ и поди узнай, что там на ней есть. И вот нашел одну схему на каком-то португальском сайте. Проста до неприличия и вроде должна работать. Построена она на операционном усилителе UA741. Вот она:

В ней я поменял только номинал стабилитрона с 6,2 в на 7,5 в. Срабатывания четкие. Светодиод загорается на нужной установке (регулируется подстроечным резистором R2). R2 лучше применять многооборотный, так как выставить им нужное напряжение не просто. Чувствительность в зоне срабатывания очень нежная и почти незримый поворот винта регулировки уносит нужное напряжение в сторону.

Настраивать необходимо, используя точный регулируемый лабораторный источник питания с цифровым вольтметром, показывающим десятые (а лучше сотые, я параллельно включал цифровой тестер) доли вольт. Поскольку я возжелал видеть степень зарядки АКБ в градациях указанных выше, я собрал схему из трех таких блоков. Вот рисунок печатки:

При полной зарядке батареи напряжение на ней выше 12,7 в, при этом ни один светодиод не горит и все прекрасно (фото 1).

Первый блок зажигает зеленый светодиод при напряжении на клеммах АКБ менее 12,5 в, что соответствует около 75% заряда АКБ (фото 2).

Второй зажигает желтый светодиод при напряжении ниже 12,2 в, что есть около 50% заряда (Фото 3).

Ну а третий, красный, загорается при напряжении ниже 11,7 в или около 25% остаточного заряда АКБ (Фото 4).

Значения установок напряжения я использовал для AGM батарей (у меня на автомобилях такие стоят). Для обычных кислотных их можно изменить на другие. Плату поместил в небольшой (40 мм х 70 мм) корпус. На корпусе разместил дополнительно малогабаритный выключатель в разрыве плюсового провода для удобства, чтобы не скидывать зажимы с клемм АКБ, когда не требуются замеры и чтобы устройство не потребляло при этом хотя и небольшой (около 20 мА, в основном определяется током горящих светодиодов) ток от батареи. К аккумулятору от устройства подключается двойной красно-черный провод с зажимами на концах (Фото 5).

Устройство подключено к клеммам аккумулятора стоящего в гараже автомобиля постоянно. Когда нужно, зайдя в гараж, без лишних "плясок" включаю выключатель на устройстве, наблюдаю, каким цветом горят "лампочки" и вижу здоров ли мой АКБ или его надо "подлечить".

Из теории об аккумуляторных батареях мы помним, что литиевые аккумуляторы нельзя разряжать ниже уровня 3,2 Вольт на банку, иначе он теряет заложенную емкость и гораздо быстрее выходит из строя. Поэтому контроль минимального уровня напряжения очень важен для литиевых батарей. Конечно в мобильном телефоне или ноутбуке вариант критического разряда исключен умным контроллером, а вот аккумулятор для китайского фонарика можно убить очень быстро, а потом писать на форумах, какое гавно выпускают китайцы. Чтобы подобное не произошло предлагаю собрать одну из простых схем индикатора разряда литиевого аккумулятора.

В роли элемента индикации в данной схеме используется светодиод. В качестве компаратора используется прецизионный регулируемый стабилитрон TL431. Напомним TL 431 - регулируемый кремниевый стабилитрон с выходным напряжением, которое задается в любом значение от 2.5 до 36 вольт с использованием двух внешних резисторов. Порог срабатывания схемы задается делителем напряжения в цепи управляющего электрода. Для автомобильного аккумулятора надо подобрать другие значения резисторов.

Светодиоды лучше всего взять синие яркие, они наиболее заметны. Стабилитрон TL431 - используется во многих импульсных блоках питания в цепи управления оптроном защиты и его можно позаимствовать от туда.

Пока напряжение выше заданного уровня, в нашем примере 3,25 Вольта, стабилитрон работает в режиме пробоя, поэтому, транзистор заперт и весь ток протекает через зеленый светодиод. Как только напряжение на li ion батареи начинает снижаться в интервале от 3.25 до 3.00 вольт VT1 начинает отпираться и ток идет через оба светодиода.


При напряжение на аккумуляторе 3В или менее горит только красный индикатор. Серьезным минусом схемы является сложность подбора стабилитронов для получения нужного порога срабатывания, а также в высоком токовом потреблении от 1 мА.


Уровень срабатывания индикатора задается подбором номиналов резистора R2 и R3.

Благодаря использованию полевиков, ток потребления схемы очень мал.


Положительное напряжения, на затворе транзистора VT1 формируется с помощью делителя собранного на двух сопротивлениях R1-R2. Если его уровень выше напряжение отсечки полевика, он открывается и смажает затвор VT2 на общий провод, тем самым блокируя его.

В заданный момент, по мере разряда li ion батареи, напряжение, с делителя нехватает для открытия VT1 и он запирается. На затворе VT2 появляется потенциал, близкий к уровню питающего, следовательно Он открывается и загорается светодиод. Свечение которого говорит о необходимости подзаряда аккумулятора.

Индикатор разряда на микросхеме TL431

Порог срабатывания задается делителем на сопротивлениях R2-R3. При указанных на рисунке номиналах он равен 3.2 Вольта. При снижении этого порога на аккумуляторе, микросборка перестанет шунтировать светодиод и он загорится.


Если используется аккумулятор состоящий из нескольких последовательно включенных батарей, то схему выше придется подсоединить к каждой банке.

Для наладки схемы подключаем вместо аккумулятора регулируемый источник питания и подбором R2 (R4) добиваемся загорания индикатора в нужный интервал.

Индикатор, в роли которого используется с ветодиод начинает мигать, как только напряжения на батарее снизится ниже контролируемого уровня. Схема детектора базируется на специализированной микросборке MN13811, а схема реализована на основе биполярных транзисторов Q1 и Q2.

Если используется микросхема MN13811-M, то когда напряжение на батарее падает ниже 3.2В, светодиод начинает мигать. Огромным плюсом схемы является то, что во время мониторинга схема потребляет меньше 1 мкА, а в режиме мигания около 20 мА. В устройстве задействованы два биполярных транзистора разной проводимости. Интегральные микросхемы серии MN13811 имеются на разное напряжение, в зависимости от последней буквы, поэтому если требуется микросборка на другой порог срабатывания, то можно использовать эту же микросхему, но с другим буквенным индексом.

Самая распространённая проблема водителей – это отсутствие в автомобиле на панели с приборами. Такая проблема создаёт некоторый дискомфорт, в связи с тем, что водитель поздно замечает, разряженный аккумулятор, особенно если большой показатель . Стоит обратить внимание, что собирается такой прибор для индикации довольно легко.

Измерять заряд аккумулятора можно и самому с помощью вольтметра. На сегодняшний день вольтметры очень дорогие, а так, как он не сильно то и обходим, потому что для нас важно лишь значение, до которого может доходить заряд.

Стоит обратить внимание на то, что прибор, с помощью которого будет измеряться заряд аккумулятора можно сделать своими руками и без вольтметра.

Ниже приведена система для создания , в качестве индикатора взята светодиодная лампа. Когда напряжение падает и заряд аккумулятора низкий, загорается светодиодная лампа, что и служит индикатором к подзарядке.

Глядя на схему, можно убедиться в том, что собрать её будет несложно. Любой элемент системы легко купить. Как транзисторы можно использовать:

  • КТ 315Б
  • КТ 3102
  • S 9012
  • S 9014
  • S 9016

В качестве светодиодной лампы, можно приобрести любую, главное, чтобы её рабочее напряжение было в пределах 15–20 В.

Главный и незаменимый элемент системы – это переменный резистор R2, с его помощью устанавливается предел, при котором срабатывает индикатор, несмотря на то, что в схеме написано взять его с 1,5 кОм, необходимо брать более мощный в пределах 20 кОм. Потому что если брать R1= 20 кОм, то такого сопротивления будет мало, для того чтобы открыть ключ VT1.

Если брать аккумулятор с обыкновенным зарядом в 12 В и больше, то транзистор VT1 будет открывать и шунтировать индикаторную светодиодную лампу HL1. Когда напряжение аккумулятора падает, то VT1 будет со временем уменьшаться, пока не закроется, после его отключения, откроется VT2 и загорится светодиодная лампа HL1, это и служит сигналом о том, что заряд аккумулятора низкий. Для такой схемы, возможно, подключить любой порог сигнализирования.

В качестве платы можно использовать материал с ПК или старого телевизора. По размерам такая система маленькая и удобная.

Чтобы настроить систему, необходим прибор для питания с , с помощью которого будет регулироваться резистор, и выставляться пределы для срабатывания сигнализации.

В случае необходимости можно сделать несколько таких схем с разными порогами чувствительности, для более точного измерения.

Простой автоусилитель моноблок на TDA1560Q Внешний USB-разъем в автомагнитоле

Новое на сайте

>

Самое популярное