Домой Салон Параметры тягово скоростных свойств автомобиля. Режимы движения машины. тягово – скоростные свойства автомобилей. Показатели тягово-скоростных свойств

Параметры тягово скоростных свойств автомобиля. Режимы движения машины. тягово – скоростные свойства автомобилей. Показатели тягово-скоростных свойств

Введение

Функциональные свойства определяют способность автомобиля эффективно выполнять свою основную функцию -- перевозку людей, грузов, оборудования, т. е. характеризуют автомобиль как транспортное средство. К этой группе свойств, в частности, относятся: тягово-скоростные свойства -- способность двигаться с высокой средней скоростью, интенсивно разгоняться, преодолевать подъемы; управляемость и устойчивость -- способность автомобиля изменять (управляемость) или поддерживать постоянными (устойчивость) параметры движения (скорость, ускорение, замедление, направление движения) в соответствии с действиями водителя; топливная экономичность -- путевой расход топлива в заданных условиях эксплуатации; маневренность -- способность движения на ограниченных площадях (например, на узких улицах, во дворах, паркингах);проходимость -- возможность движения в тяжелых дорожных условиях (снег, распутица, преодоление водных преград и т. п.) и по бездорожью; плавность хода -- способность движения по неровным дорогам при допустимом уровне вибровоздействия на водителя, пассажиров и на сам автомобиль; надежность -- безотказная эксплуатация, длительный срок службы, приспособленность к проведению технического обслуживания и ремонта автомобиля. Тягово-скоростные свойства автомобиля определяют динамичность движения, т. е. возможность перевозить грузы (пассажиров) с наибольшей средней скоростью. Они зависят от тяговых, тормозных свойств автомобиля и его проходимости -- способности автомобиля преодолевать бездорожье и сложные участки дорог.

Скоростные свойства автомобиля

Возможности автомобиля в достижении высокой скорости сообщения характеризуются скоростными свойствами. Показателем скоростных свойств является максимальная скорость. В соответствии с уравнением максимальной скорости на горизонтальном участке дороги соответствует равенство тяговой силы Р т сумме сил сопротивления качению Р к и сопротивления воздуха Р в. Для определения максимальной скорости автомобиля необходимо решить уравнение силового баланса. Графический способ его решения показан на рис. 1. На графике в координатах скорость V a -- тяговая сила Р т нанесены четыре кривые Р т для разных передач четырехступенчатой трансмиссии и кривая суммы сил сопротивления качению Р к и воздуха Р в.

Точка пересечения кривой изменения тяговой силы Р т на 4-й передаче с суммарной кривой сил сопротивления Р к + Р в определяет максимальную скорость автомобиля V max на горизонтальном участке.

При движении на подъем добавляется сила сопротивления подъему Р п, поэтому кривая Р к + Р в смещается вверх на величину силы сопротивления подъему Р пг. Максимальная скорость на подъеме V Пmах в нашем случае определяется точкой пересечения кривой изменения тяговой силы Р т на 3-й передаче с суммарной кривой сил сопротивления Р к + Р в + Р п.

Резерв тяговой силы res P T может быть использован на преодоление силы инерции Р и при разгоне: rеsР т = Р и = Р т - Р к - Р в.

Рис. 1.

Величина ускорения j x , м/с 2 , пропорциональна resP T и обратно пропорциональна массе автомобиля М а, умноженной на коэффициент k j учета вращающихся масс:

j x = res Р т /М а,k j

Изменение скорости автомобиля при разгоне показано на рис. 2. Продолжительность разгона характеризует инерционность автомобиля, которая пропорциональна постоянной времени разгона Т р. Величина Т р связана с максимальной скоростью V max . За время t = Т р автомобиль разгоняется до скорости V T , равной 0,63 V max .

Оказалось, что средняя скорость движения автомобилей в свободных условиях совпадает или близка к V T . Это можно объяснить следующим. Разница между максимальной скоростью V mах и текущей скоростью V a является резервом скорости, который водитель может использовать при выполнении обгонов. Когда скорость автомобиля превышает 0,63 V max , водитель начинает ощущать, что в случае необходимости он не может увеличить скорость с нужной интенсивностью. Поэтому резерв скорости res V без = V max -- V T является наименьшим безопасным резервом, a V T -- наибольшей безопасной скоростью в свободных условиях.

Рис. 2.

Максимальная скорость V mах, безопасная скорость V T и постоянная времени разгона Т р являются показателями скоростных свойств автомобиля. Безопасная скорость V T может служить ориентиром при выборе скорости автомобиля в условиях свободного движения. Значения V max , V T и Т р для разных моделей автомобилей приведены в табл. 1. Постоянная времени разгона Т р изменяется пропорционально изменению массы автомобиля. Поэтому интенсивность разгона грузового автомобиля и автобуса без нагрузки намного выше, чем с нагрузкой.

Таблица 1.

Показатели скоростных свойств транспортных средств (тс) различных категорий с полной массой

Модель ТС

Среднее Т р для ТС одной категории

Учебный 1

Учебный 2

«С 3 » + «Е»

Учебный 3

«С 3 » + «Е»

Учебный 4

«С 3 » + «Е»

«С 3 » + «Е»

«С 3 » + «Е»

«С 3 » + «Е»

* Разрешенная максимальная масса 3,5...12 т.

* * Разрешенная максимальная масса более 12 т.

Выбег автомобиля происходит при переводе рычага переключения передач в нейтральное положение. Такое движение называют накатом. В этом случае сила инерции Р и является движущей силой уравнение принимает вид:

P и = M а j x = - Р К ± Р п - Р в

Разделив левую и правую части уравнения на М а, получим выражение для определения величины замедления при накате J н:

J н = (- Р К ± Р п - Р в) / M а

Из выражения видно, что чем больше масса автомобиля М а, тем меньше замедление и тем больше время движения накатом до остановки. Зависимость скорости V a от времени t при накате показана на рис. 3.

Рис.3.

Как можно видеть из графика, инерционность автомобиля при накате характеризуется постоянной времени наката Т н. Постоянные времени разгона Т р и наката Т н связаны между собой, так как зависят от массы автомобиля М а. Постоянная времени наката Т н примерно в 1,5 -- 2 раза превышает постоянную времени разгона Т р. Чем больше Т н, тем большую часть пути можно проезжать накатом, что имеет большое значение для снижения расхода топлива.

Тягово-скоростные свойства автомобиля существенно зависят от конструктивных факторов. Наибольшее влияние на тягово-скоростные свойства оказывают тип двигателя, коэффициент полез­ного действия трансмиссии, передаточные числа трансмиссии, масса и обтекаемость автомобиля.

Тип двигателя. Бензиновый двигатель обеспечивает лучшие тя­гово-скоростные свойства автомобиля, чем дизель, при анало­гичных условиях и режимах движения. Это связано с формой внеш­ней скоростной характеристики указанных двигателей.

На рис. 5.1 представлен график мощностного баланса одного и того же автомобиля с различными двигателями: с бензиновым (кривая N" т) и дизелем (кривая N" т). Значения максимальной мощ­ности N max и скорости v N при максимальной мощности для обоих двигателей одинаковы.

Из рис. 5.1 видно, что бензиновый двигатель имеет более вы­пуклую внешнюю скоростную характеристику, чем дизель. Это обеспечивает ему больший запас мощности (N" з > N" з ) при одной и той же скорости, например при скорости v 1 . Следовательно, автомобиль с бензиновым двигателем может развивать большие ускорения, преодолевать более крутые подъемы и буксировать при­цепы большей массы, чем с дизелем.

КПД трансмиссии. Этот коэф­фициент позволяет оценить по­тери мощности в трансмиссии на трение. Снижение КПД, вызванное ростом потерь мощности на трение вследствие ухудшения технического состояния механизмов трансмиссии в процессе экс­плуатации, приводит к уменьшению тяговой силы на ведущих колесах автомобиля. В результате снижаются максимальная ско­рость движения автомобиля и сопротивление дороги, преодоле­ваемое автомобилем.

Рис. 5.1. График мощностного ба­ланса автомобиля с разными дви­гателями:

N" т – бензиновый двигатель; N" т - ди­зель; N" з, N" з соответствующие значения запаса мощности при скорости автомобиля v 1 .

Передаточные числа трансмиссии. От передаточного числа глав­ной передачи существенно зависит максимальная скорость авто­мобиля. Оптимальным считается такое передаточное число глав­ной передачи, при котором автомобиль развивает максимальную скорость, а двигатель - максимальную мощность. Увеличение или уменьшение передаточного числа главной передачи по сравне­нию с оптимальным приводит к снижению максимальной скоро­сти автомобиля.

Передаточное число I передачи коробки передач влияет на то, какое максимальное сопротивление дороги может преодолеть автомобиль при равномерном движении, а также на передаточные числа промежуточных передач коробки передач.

Увеличение числа передач в коробке передач приводит к более полному использованию мощности двигателя, росту средней ско­рости движения автомобиля и повышению показателей его тягово-скоростных свойств.

Дополнительные коробки передач. Улучшение тягово-скоростных свойств автомобиля может быть достигнуто также примене­нием совместно с основной коробкой передач дополнительных коробок передач: делителя (мультипликатора), демультипликатора и раздаточной коробки. Обычно дополнительные коробки пе­редач являются двухступенчатыми и позволяют увеличить число передач вдвое. При этом делитель только расширяет диапазон пе­редаточных чисел, а демультипликатор и раздаточная коробка уве­личивают их значения. Однако при чрезмерно большом числе пе­редач возрастают масса и сложность конструкции коробки пере­дач, а также затрудняется управление автомобилем.

Гидропередача. Эта передача обеспечивает легкость управления, плавность разгона и высокую проходимость автомобиля. Однако она ухудшает тягово-скоростные свойства автомобиля, так как ее КПД ниже, чем у механической ступенчатой коробки передач.

Масса автомобиля. Увеличение массы автомобиля приводит к возрастанию сил сопротивления качению, подъему и разгону. В результате ухудшаются тягово-скоростные свойства автомобиля.

Обтекаемость автомобиля . Обтекаемость оказывает значительное влияние на тягово-скоростные свойства автомобиля. При ее ухудшении уменьшается запас тяговой силы, который мо­жет быть использован на разгон автомобиля, преодоление подъе­мов и буксировку прицепов, возрастают потери мощности на со­противление воздуха и снижается максимальная скорость автомо­биля. Так, например, при скорости, равной 50 км/ч, потери мощ­ности у легкового автомобиля, связанные с преодолением сопро­тивления воздуха, почти равны потерям мощности на сопротив­ление качению автомобиля при его движении по дороге с твер­дым покрытием.

Хорошая обтекаемость легковых автомобилей достигается незначительным наклоном крыши кузова назад, применением бо­ковин кузова без резких переходов и гладкого днища, установкой ветрового стекла и облицовки радиатора с наклоном и таким раз­мещением выступающих деталей, при котором они не выходят за внешние габариты кузова.

Все это позволяет уменьшить аэродинамические потери, осо­бенно при движении на высоких скоростях, а также улучшить тягово-скоростные свойства легковых автомобилей.

У грузовых автомобилей сопротивление воздуха уменьшают, применяя специальные обтекатели и покрывая кузов брезентом.

ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА.

Определения.

Торможение – создание искусственного сопротивления с целью снижения скорости или удержание в неподвижном состоянии.

Тормозные свойства – определяют максимальное замедление автомобиля и предельные значения внешних сил, которые удерживают автомобиль на месте.

Тормозной режим – режим, при котором к колесам приводят тормозные моменты.

Тормозной путь – путь, проходимый автомобилем от обнаружения помехи водителем до полной остановки автомобиля.

Тормозные свойства – важнейшие определяющие безопасности движения.

Современные тормозные свойства нормируются правилом №13 комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии при ООН (ЕЭК ООН).

Национальные стандарты всех стран участниц ООН составляют на основании этих Правил.

Автомобиль должен иметь несколько тормозных систем, выполняющих различные функции: рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную.

Рабочая тормозная система является основной тормозной системой, обеспечивающей процесс торможения в нормальных условиях функционирования автомобиля. Тормозными механизмами рабочей тормозной системы являются колесные тормоза. Управление этими механизмами осуществляется посредством педали.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии. Тормозные механизмы этой системы располагают либо на одном из валов трансмиссии, либо в колесах. В последнем случае используются тормозные механизмы рабочей тормозной системы, но с дополнительным приводом управления стояночной тормозной системы. Управление стояночной тормозной системой ручное. Привод стояночной тормозной системыдолжен быть только механическим .

Запасная тормозная система используется при отказе рабочей тормозной системы. У некоторых автомобилей функции запасной выполняет стояночная тормозная система или дополнительный контур рабочей системы.

Различают следующие виды торможений : экстренное (аварийное), служебное, торможение на уклонах.

Экстренное торможение осуществляется посредством рабочей тормозной системы с максимальной для данных условий интенсивностью. Количество экстренных торможений составляет 5…10% от общего числа торможений.

Служебное торможение применяют для плавного снижения скорости автомобиля или остановки в заранее намеченном мес

Оценочные показатели.

Существующими стандартами ГОСТ 22895-77, ГОСТ 25478-91 предусмотрены следующие показатели тормозных свойств автомобиля:

j уст. – установившееся замедление при постоянном усилии на педаль;

S т – путь, проходимый от момента нажатия на педаль до остановки (остановочный путь);

t ср – время срабатывания – от нажатия на педаль до достижения j уст. ;

Σ Р тор. – суммарная тормозная сила.

– удельная тормозная сила;

– коэффициент неравномерности тормозных сил;

Установившаяся скорость на спуске V т.уст. при торможении тормозом – замедлителем;

Максимальный уклон h т max , на котором автомобиль удерживается стояночным тормозом;

Замедление, обеспечиваемое запасной тормозной системой.

Нормативы показателей тормозных свойств АТС, предписываемые стандартом, приведены в таблице. Обозначения категорий АТС:

М – пассажирские: М 1 – легковые автомобиля и автобусы не более 8 мест, М 2 – автобусы более 8 мест и лонной массой до 5 т, М 3 – автобусы полной массой более 5 т;

N – грузовые автомобили и автопоезда: N 1 – полной массой до 3,5 т, N 2 - свыше 3,5 т, N 3 – свыше 12 т;

О – прицепы и полуприцепы: О 1 – полной массой до 0,75 т, О 2 – полной массой до 3,5 т, О 3 – полной массой до 10 т, О 4 – полной массой свыше 10 т.

Нормативные (количественные) значения оценочных показателей для новых (разрабатываемых) автомобилей назначают в соответствии с категориями.

ВВЕДЕНИЕ

В методических указаниях приводится методика расчета и анализа тягово-скоростных свойств и топливной экономичности карбюраторных автомобилей с ступенчатой механической трансмиссией. В работе содержатся параметры и технические характеристики отечественных автомобилей, которые необходимы для выполнения расчетов динамичности и топливной экономичности, указывается порядок расчета, построения и анализа основных характеристик указанных эксплуатационных свойств, даются рекомендации по выбору ряда технических параметров, отражающих особенности конструкции различных автомобилей, режима и условий их движения.

Использование данных методических указаний дает возможность определить значения основных показателей динамичности и топливной экономичности и выявить их зависимость от основных факторов конструкции автомобиля, его загрузки, дорожных условий и режима работы двигателя, т.е. решить те задачи, которые ставятся перед студентом в курсовой работе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАСЧЕТА

При анализе тягово-скоростных свойств автомобиля производится расчет и построение следующих характеристик автомобиля:

1) тяговой;

2) динамической;

3) ускорений;

4) разгона с переключением передач;

5) наката.

На их основе производится определение и оценка основных показателей тягово-скоростных свойств автомобиля.

При анализе топливной экономичности автомобиля производится расчет и построение ряда показателей и характеристик, в том числе:

1) характеристики расхода топлива в процессе разгона;

2) топливно-скоростной характеристики разгона;

3) топливной характеристики установившегося движения;

4) показателей топливного баланса автомобиля;

5) показателей эксплуатационного расхода топлива.

ГЛАВА 1. ТЯГОВО-СКОРОСТНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

1.1. Расчет сил тяги и сопротивления движению

Движение автотранспортного средства определяется действием сил тяги и сопротивления движению. Совокупность всех сил, дейс­твующих на автомобиль, выражает уравнения силового баланса:

Р i = Р д + Р о + P тр + Р + P w + P j , (1.1)

где P i - индикаторная сила тяги, H;

Р д, Р о, P тр, P , P w , P j - соответственно силы сопротивления двигателя, вспомогательного оборудования, трансмиссии, дороги, воздуха и инерции, H.

Значение индикаторной силы тяги можно представить в виде суммы двух сил:

Р i = Р д + Р е, (1.2)

где P е - эффективная сила тяги, H.

Значение P е рассчитывается по формуле:

где M е - эффективный крутящий момент двигателя, Нм;

r - радиус колес, м

i - передаточное число трансмиссии.

Для определения значений эффективного крутящего момента карбюраторного двигателя при той или иной подаче топлива используется его скоростные характеристики, т.е. зависимости эффективного момента от частоты вращения коленчатого вала при различных положениях дроссельной заслонки. При ее отсутствии может быть использована так называемая единая относительная скоростная характеристика карбюраторных двигателей (рис.1.1).


Рис.1.1. Единая относительная частичная скоростная характеристика карбюраторных автодвигателей

Указанная характеристика дает возможность определить приб­лиженное значения эффективного крутящего момента двигателя при различных значениях частоты вращения коленчатого вала и положе­ниях дроссельной заслонки. Для этого достаточно знать значения эффективного крутящего момента двигателя (M N) и частоты враще­ния его вала при максимальной эффективной мощности (n N).

Значение крутящего момента, соответствующее максимальной мощности (M N), можно рассчитать по формуле:

, (1.4)

где N е мах - максимальная эффективная мощность двигателя, кВт.

Принимая ряд значений частоты вращения коленчатого вала (табл.1.1), рассчитывают соответствующий ряд относительных частот (n е /n N). Используя последний, по рис. 1.1 определяют соответствующий ряд значений относительных величин крутящего момен­та (θ = M е /M N), после чего вычисляют искомые значения по формуле: M е = M N θ. Значения M е сводятся в табл. 1.1.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТМЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА

Кафедра« Трактора и автомобили»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине: Основы теориии расчета трактора и автомобиля.

На тему: Тягово-скоростныесвойства и топливная экономичность

автомобиля.

Студента 5 курса 45 группы

Снопкова А.А.

Руководитель КП

Минск2002.
Введение.

1.Тягово-скоростныесвойства автомобиля.

Тягово-скоростнымисвойствами автомобиля называют совокупность свойств определяющих возможные похарактеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоныизменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона и торможенияавтомобиля при его работе на тяговом режиме работы в различных дорожныхусловиях.

Показателитагово-скоростных свойств автомобиля (максимальная скорость, ускорение приразгоне или замедлении при торможении, сила тяги на крюке, эффективная мощностьдвигателя, подъем, преодолеваемый в различных дорожных условиях, динамическийфактор, скоростная характеристика) определяются проектировочным тяговымрасчетом. Он предполагает определение конструктивных параметров, которые могутобеспечить оптимальные условия движения, а также установление предельныхдорожных условий движения для каждого типа автомобиля.

Тягово-скоростныесвойства и показатели определяются при тяговом расчете автомобиля. В качествеобъекта расчета выступает грузовой автомобиль малой грузоподъемности.

1.1. Определение мощности двигателя автомобиля.

В основу расчета кладется номинальная грузоподъемностьавтомобиля />в кг (масса установленнойполезной нагрузки + масса водителя и пассажиров в кабине) или автопоезда />, она равняется из задания –1000 кг.

Мощность двигателя />, необходимая для движенияполностью груженого автомобиля со скоростью />взаданных дорожных условиях, характеризующих приведенным сопротивлением дороги />, определяют из зависимости:

/>собственная масса автомобиля, 1000 кг;

/>сопротивление воздуха(в Н) – 1163,7 при движении смаксимальной скоростью />= 25 м/с;

/> - КПД трансмиссии = 0,93. Номинальнаягрузоподъемность />указана в задании;

/>= 0,04 с учетом работы автомобиля в сельском хозяйстве(коэффициент дорожного сопротивления).

/>(0,04*(1000*1352)*9,8+1163,7)*25/1000*0,93=56,29кВт.

Собственная массаавтомобиля связана в его номинальной грузоподъемностью зависимостью:/>

/>1000/0,74=1352 кг.

где:/> - коэффициентгрузоподъемности автомобиля – 0,74.

У автомобиля особомалой грузоподъемности =0,7…0,75.

Коэффициентгрузоподъемности автомобиля существенно влияет на динамические и экономическиепоказатели автомобиля: чем он больше, тем лучше эти показатели.

Сопротивлениевоздуха зависит от плотности воздуха, коэффициент /> обтекаемостиобводов и днища (коэффициент парусности), площади лобовой поверхности F (в />) автомобиля и скоростногорежима движения. Определяется зависимостью: />,

/>0.45*1.293*3.2*625= 1163.7 Н.

где:/>=1,293 кг//> -- плотность воздуха притемпературе 15…25 С.

Коэффициентобтекаемости у автомобиля/> =0,45…0,60.Принимаю = 0,45.

Площадьлобовой поверхности может быть подсчитана по формуле:

F= 1.6*2=3.2 />

Где: В – колея задних колес,принимаю её = 1,6м, величина Н = 2м. Величины В и Н уточняют при последующихрасчетах при определении размеров платформы.

/>= максимальная скоростьдвижения по дороге с улучьшеным покрытием при полной подаче топлива, по заданиюона равна 25 м/с.

Так как />автомобиля развивает, какправило, на прямой передаче, то

где: />0,95…0,97 – 0,95 КПДдвигателя на холостом ходу; />=0,97…0,98– 0,975.

КПДглавной передачи.

/>0,95*0,975=0,93.

1.2. Выбор колесной формулы автомобиля игеометрических параметров колес.

Количество иразмеры колес (диаметр колеса /> и масса,передаваемая на ось колеса) определяются исходя из грузоподъемности автомобиля.

При полностьюгруженом автомобиле 65…75% от общей массы машины приходиться на заднюю ось и25…35% - на переднюю. Следовательно, коэффициент нагрузки передних и заднихведущих колес составляют соответственно 0.25…0.35 и –0.65…0.75.

/>/>; />0,65*1000*(1+1/0,45)=1528,7кг.

на переднюю: />. />0,35*1000*(1+1/0,45)=823,0кг.

Принимаю следующиезначения: на задней оси –1528,7 кг, на одно колесо задней оси – 764,2 кг; напередней оси – 823,0 кг, на колесо передней оси – 411,5кг.

Исходя из нагрузки />и давления в шинах, потаблице 2 выбираются размеры шин, в м (ширина профиля шины />и диаметр посадочного обода />). Тогда расчетный радиусведущих колес (в м);

Расчетные данные:наименование шины -- ; её размеры –215-380 (8,40-15) ; расчетныйрадиус.

/>(0,5*0,380)+0,85*0,215=0,37м.

1.3. Определение вместимости игеометрических параметров платформы.

По грузоподъемности/> (в т) выбираетсявместимость платформы /> в куб. м., изусловия:

/> />0,8*1=0,8 />/>

Для бортовогоавтомобиля />принимается = 0.7…0.8 м.,выбираю 0,8 м.

Определив объемподбираю внутренние размеры платформы автомобиля в м: ширину, высоту и длину.

Ширину платформыдля грузовых автомобилей принимаю (1.15…1.39) от колеи автомобиля, то есть =1,68 м.

Высоту кузоваопределяю по размерам похожего автомобиля – УАЗа. Она равна – 0,5 м.

Длину платформыпринимаю – 2,6 м.

По внутренней длине/>определяю базу Lавтомобиля (расстояние между осями передних и задних колес):

принимаю базуавтомобиля = 2540 м.

1.4. Тормозные свойства автомобиля.

Торможение –процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля сцелью уменьшения его скорости или удержания неподвижным относительно дороги.

1.4.1. Установившееся замедление при движенииавтомобиля.

Замедление />=/>,

Где g – ускорениесвободного падения =9,8 м/с; />--коэффициент сцепления колес с дорогой, значения которого для различных дорожныхпокрытий берутся из таблицы 3; /> --коэффициент учета вращающихся масс. Значения его для проектируемого автомобиляравны 1.05…1.25, принимаю = 1,12.
Чем лучше дорога, тем больше может быть замедление машины при торможении.На твердых дорогах замедление может достигать 7 м/с. Плохие дорожные условиярезко снижают интенсивность торможения.

1.4.2. Минимальный тормозной путь.

Длина минимальноготормозного пути />/>может быть определена из условия,что работа совершенная машиной за время торможения, должна быть равна кинетическойэнергии, потерянной ею за то время. Тормозной путь будет минимальным принаиболее интенсивном торможении, то есть когда она имеет максимальное значение.Если торможение осуществляется на горизонтальной дороге с постояннымзамедлением, то путь до остановки равен:

Определяю тормознойпуть для различных значений />, трехразличных скоростей 14,22 и 25 м/с, и занесу их в таблицу:

Таблица№ 1.

Опорная поверхность.

Замедление на дороге. Тормозная сила. Минимальный тормозной путь. Скорость движения. 14 м/с 22 м/с

1.Асфальт 0,65 5,69 14978 17.2 42.5 54.9 2. Гравийка. 0,6 5,25 13826 18.7 46.1 59.5 3. Булыжник. 0,45 3,94 10369 24.9 61.4 79.3 4. Сухая грунтовка. 0,62 5,43 14287 18.1 44.6 57.6 5. Грунтовка после дождя. 0,42 3,68 9678 26.7 65.8 85.0 6. Песок 0,7 6,13 16130 16.0 39.5 51.0 7. Снежная дорога. 0,18 1,58 4148 62.2 153.6 198.3 8. Обледенение дороги. 0,14 1,23 3226 80.0 197.5 255.0

1.5.Динамические свойства автомобиля.

Динамическиесвойства автомобиля в значительной степени определяются правильным выборомколичества передач и скоростным режимом движения на каждой из выбранныхпередач.

Количество передачиз задания – 5. Прямую передачу выбираю –4, пятая – экономичная.

Таким образом,одной из важнейших задач при выполнении курсовой работы по автомобилям являетсяправильный выбор количества передач.

1.5.1.Выбор передач автомобиля.

Передаточное число />=/>,

Где: /> - передаточное числокоробки передач; /> - передаточноечисло главной передачи.

Передаточное числоглавной передачи находиться по уравнению:

где: /> -- расчетный радиусведущих колес, м; принимается из предыдущих расчетов; /> -- частота вращениядвигателя при номинальной частоте вращения.

Передаточное числотрансмиссии на первой передаче:

где /> -- максимальныйдинамический фактор, допустимый по условиям сцепления ведущих колес автомобиля.Величина его находиться в пределах – 0,36…0,65, она не должна превышатьвеличины:

/>=0.7*0.7=0.49

где: /> -- коэффициент сцепленияведущих колес с дорогой, в зависимости от дорожных условий = 0.5…0.75; /> -- коэффициент нагрузкиведущих колес автомобиля; рекомендуемые значения = 0.65…0.8; максимальныйкрутящий момент двигателя, в Н*м, берется из скоростной характеристики длякарбюраторных двигателей; G – полный вес автомобиля, Н; - КПД трансмиссииавтомобиля на первой передаче, подсчитывается по формуле:

0.96 – КПДдвигателя при холостом прокручивании коленчатого вала; />=0.98 – КПД цилиндрическойпары шестерен; />=0.975 –КПДконической пары шестерен; - соответственно количество цилиндрическихи конических пар, участвующих в зацеплении на первой передаче. Их количествовыбирается, ориентируясь на схемы трансмиссий.

В первомприближении при предварительных расчетах передаточные числа грузовыхавтомобилей подбираются по принципу геометрической прогрессии, образуяряд, где q – знаменатель прогрессии; он подсчитывается поформуле:

где: z – числопередач, указываемых в задании.

Передаточное числопостоянно включенной главной передач автомобиля берется, сообразуясь спринятыми у прототипа = .

По передаточнымчислам трансмиссии подсчитывается максимальные скорости движения автомобиля наразных передачах. Полученные данные сводятся в таблицу.

Таблица № 1.

Передача Передаточное число Скорость, м/с. 1 30 6,1 2 19 9,5 3 10,5 17,1 4 7,2 25 5 5,8 31

1.5.2. Построение теоретической (внешней) скоростнойхарактеристики карбюраторного двигателя.

Теоретическаяскоростная внешняя характеристика /> = f(n) строитсяна листе миллиметровой бумаги. Расчет и построение внешней характеристикипроизводят в такой последовательности. На оси абсцисс откладываем в принятоммасштабе значение частот вращения коленчатого вала: номинальной, максимальнойхолостого хода, при максимальном крутящем моменте, минимальной, соответствующейработе двигателя.

Номинальная частотавращения задается в задании, частота />,

Частота />. Частота вращениямаксимальная принимается на основании справочных данных двигателя прототипа –4800 об/мин.

Промежуточные точкизначений мощности карбюраторного двигателя находят из выражения, задаваясьзначениями />(не менее 6 точек).

Значения крутящегомомента />подсчитывается позависимости:

Текущие значения />и/>берутиз графика />. Удельный эффективныйрасход топлива карбюраторного двигателя подсчитывают по зависимости:

/>, г/(кВт, ч),

где: /> удельный эффективныйрасход топлива при номинальной мощности, заданный в задании = 320 г/кВт*ч.

Часовой расходтоплива определяется по формуле:

Значения />и /> берут из построенныхграфиков, по результатам расчета теоретической внешней характеристикисоставляется таблица.

Данные дляпостроения характеристики. Таблица№ 2.

1 800 13,78 164,5 4,55 330,24 2 1150 20,57 170,86 6,44 313,16 3 1500 27,49 175,5 8,25 300 4 1850 34,30 177,06 9,97 290,76 5 2200 40,75 176,91 11,63 285,44 6 2650 48,15 173,52 13,69 284,36 7 3100 54,06 166,54 15,66 289,76 8 3550 57,98 155,97 17,49 301,64 9 4000 59,40 141,81 19,01 320 10 4266 58,85 131,75 19,65 333,90 11 4532 57,16 120,44 20,01 350,06 12 4800 54,17 107,78 19,97 368,64 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

1.5.4. Универсальнаядинамическая характеристика автомобиля.

Динамическаяхарактеристика автомобиля иллюстрирует его тягово-скоростные свойства приравномерном движении с разными скоростями на разных передачах и в различныхдорожных условиях.

Из уравнениятягового баланса автомобиля при движении без прицепа на горизонтальной опорнойповерхности, следует, что разность сил />(касательнойсилы тяги и сопротивления воздуха при движении автомобиля) в этом уравнении представляетсобой силу тяги, расходуемую на преодоление всех внешних сопротивлений движениюавтомобиля, за исключением сопротивления воздуха. Поэтому отношение />характеризует запас силытяги, приходящийся на единицу веса автомобиля. Этот измеритель динамических, вчастности, тягово-скоростных, свойств автомобиля, называется динамическим факторомD автомобиля.

Таким образом,динамический фактор автомобиля.

Динамический факторавтомобиля определяется на каждой передаче в процессе работы двигателя с полнойнагрузкой при полной подаче топлива.

Между динамическимфактором и параметрами, характеризующими сопротивление дороги (коэффициент />) и инерционные нагрузкиавтомобиля, существуют следующие зависимости:

/>/>--при неустановившемся движении;

/>при установившемся движении.

Динамический факторзависит от скоростного режима автомобиля – частоты вращения двигателя (его крутящегомомента) и включенной передачи (передаточное число трансмиссии). Графическоеизображение и называют динамической характеристикой. Её величина зависит такжеот веса автомобиля. Поэтому характеристику строят сначала для порожнегоавтомобиля без груза в кузове, а потом путем дополнительных построенийпреобразуют ее в универсальную, позволяющую находить динамический фактор для любоговеса автомобиля.

Дополнительныепостроения для получения универсальной динамической характеристики.

Наносим напостроенной характеристике сверху вторую ось абсцисс, на коэффициентторойоткладываю значения коэффициента нагрузки автомобиля.

На крайней слеваточке верхней оси абсцисс коэффициент Г=1, что соответствует порожнемуавтомобилю; на крайней точке справа откладываем максимальное значение,указанное в задании, величина которого зависит от максимального веса груженогоавтомобиля. Затем наносим на верхней оси абсцисс ряд промежуточных значенийкоэффициента нагрузки и проводим из них вниз вертикали до пересечения с нижнейосью абсцисс.

Вертикаль,проходящую через точку Г=2, принимаю за вторую ось ординат характеристики.Поскольку динамический фактор при Г=2 вдвое меньше, чем у порожнего автомобиля,то масштаб динамического фактора на второй оси ординат должен быть в два разабольше, чем на первой оси, проходящей через точку Г=1. Соединяю однозначныеделения на обеих ординатах наклонными линиями. Точки пересечения этих прямых состальными вертикалями образуют на каждой вертикали масштабную шкалу для соответствующегозначения коэффициента нагрузки автомобиля.

Результаты расчетовпоказателей заносятся в таблицу.

Таблица№3.

Передача V, м/с.

Крутящий момент, Нм.

D Г=1 Г=2.5 1 1,22 800 164,50 12125 2,07 0,858 0,394 2,29 1500 175,05 12903 7,29 0,912 0,420 3,35 2200 176,91 13040 15,69 0,921 0,424 4,72 3100 166,54 12275 31,15 0,866 0,398 6,10 4000 141,81 10453 51,86 0,736 0,338 6,91 4532 120,44 8877 66,27 0,623 0,286 7,3 4800 107,78 7944 66,03 0,557 0,255 2 1,90 800 164,50 7766 5,06 0,549 0,291 3,57 1500 175,05 8264 17,78 0,583 0,309 5,23 2200 176,91 8352 38,24 0,588 0,312 7,38 3100 166,54 7862 75,93 0,551 0,292 9,52 4000 141,81 6695 126,41 0,464 0,246 10,78 4532 120,44 5686 162,27 0,390 0,207 11,45 4800 107,78 5088 182,03 0,346 0,184 3 3,44 800 164,50 4292 16,56 0,302 0,160 6,46 1500 175,05 4567 58,26 0,317 0,168 9,47 2200 176,91 4615 125,21 0,319 0,169 13,35 3100 166,54 4345 248,61 0,289 0,154 17,22 4000 141,81 3700 413,92 0,231 0,123 19,51 4532 120,44 3142 531,34 0,183 0,098 20,64 4800 107,78 2812 596,04 0,155 0,083

5,02 800 164,50 2943 35,21 0,206 0,094 9,42 1500 175,05 3131 123,79 0,212 0,096 13,81 2200 176,91 3165 266,29 0,204 0,090 19,46 3100 166,54 2979 528,73 0,172 0,071 25,11 4000 141,81 2537 880,30 0,144 0,04 28,45 4532 120,44 2154 1130,03 0,069 0,015 30,12 4800 107,78 1928 1267,63 0,043 0,001 5 6,23 800 164,50 2370 54,26 0,164 0,087 11,69 1500 175,05 2522 190,77 0,164 0,088 17,15 2200 176,91 2549 410,36 0,150 0,080 24,16 3100 166,54 2400 814,78 0,110 0,060 31,17 4000 141,81 2043 1356,56 0,044 0,026 35,32 4532 120,44 1735 1741,40 0,001 37,42 4800 107,78 1553 1953,53 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
1.5.5. Краткий анализ полученных данных.

1.Определить,на каких передачах будет работать автомобиль в заданных дорожных условиях,характеризуемых приведенным коэффициентом />дорожныхсопротивлений (не менее 2…3 значений) и какие максимальные скорости сможет онразвивать при равномерном движении с различными значениями (не менее 2-х) коэффициентаГ нагрузки автомобиля, обязательно включая при этом Г макс.

Задаюсьследующими значениями дорожных сопротивлений: 0,04, 0,07, 0,1 (асфальт, грунтоваядорога, грунтовка после дождя). При коэффициенте =1 автомобиль может двигатьсяпри />= 0,04 со скоростью 31,17м/с на 5 передаче; />=0,07 – 28 м/с, 5передача; />= 0,1 – 24 м/с, 5 передача. При коэффициенте = 2,5 (максимальная нагрузка) автомобиль может двигаться при />= 0,04 – скорость 25 м/с, 4передача; />= 0,07 – скорость 19 м/с, 4передача; />= 0,1 – скорость 17 м/с, 3 передача.

2.Определить по динамической характеристике наибольшие дорожные сопротивления,которые сможет преодолевать автомобиль, двигаясь на каждой передаче с равномернойскоростью (на точках перегиба кривых динамического фактора).

Полученные данныепроверить с точки зрения возможности их реализации по условиям сцепления сдорожным покрытием. Для автомобиля с задними ведущими колесами:

где:/> - коэффициент нагрузкиведущих колес.

Таблица№ 4.

№ передачи Преодолеваемое дорожное сопротивление Сила сцепления с дорожным покрытием (асфальт). Г=1 Г=2,5 Г=1 Г=2,5 1 передача 0,921 0,424 0,52 0,52 2 передача 0,588 0,312 0,51 0,515 3 передача 0,319 0,169 0,51 0,51 4 передача 0,204 0,09 0,5 0,505 5 передача 0,150 0,08 0,49 0,5

По табличным даннымвидно что на 1 передаче автомобиль может преодолевать песок; на 2 –ой снежнуюдорогу; на 3-ей обледенелую дорогу; на 4 – ой сухую грунтовую дорогу; на 5–ой асфальт

3. Определить углыподъема, которые автомобиль способен преодолеть в различных дорожных условиях(не менее 2…3-х значений) на различных передачах, и скорости какие он при этомбудет развивать.

Таблица№5.

Дорожные сопротивления. № передачи Угол подъема Скорость Г=1 Г=2,5 0,04 1 передача 47 38 3,35 2 передача 47 27 5,23 3 передача 27 12 9,47 4 передача 16 5 13,8 5 передача 11 4 17,15 0,07 1 передача 45 35 3,35 2 передача 45 24 5,23 3 передача 24 9 9,47 4 передача 13 2 13,8 5 передача 8 17,15 0,1 1 передача 42 32 3,35 2 передача 42 21 5,23 3 передача 22 7 9,47 4 передача 10 13,8 5 передача 5 17,15

4.Определить:

Максимальнуюскорость при установившемся движении в наиболее типичных для данного видаавтомобиля дорожных условиях (асфальтированное покрытие). Значения f приэтом для различных дорожных условий принимаются из соотношения:

При заданныхдорожных условиях т.е. асфальтированном шоссе сопротивление принимает значение– 0,026 и скорость равна 26,09 м/с;

Динамическийфактор на прямой передаче при наиболее употребительной для данного видаавтомобиля скорости движения (обычно берется скорость, равная половинемаксимальной) – 12 м/с;

n максимальное значениединамического фактора на прямой передаче и значение скорости – 0,204 и 11,96м/с;

n максимальное значениединамического фактора на низшей передаче – 0,921;

n максимальное значениединамического фактора на промежуточных передачах; 2 передача – 0,588; 3передача – 0,317; 5 передача – 0,150;

5. сравнитьполученные данные со справочными по автомобилю, имеющему близкие к прототипуосновные показатели. Данные полученные при расчете практически похожи на данныеавтомобиля УАЗ.

2.Топливная экономичность автомобиля.

Одним из основныхтопливная экономичность как эксплутационного свойства принято считатьколичество топлива, расходуемое на 100 км пути при равномерном движении сопределенной скоростью в заданных дорожных условиях. На характеристике наноситьсяряд кривых, каждая из которых соотвествует определенным дорожным условиям; привыполнении работы рассматривается три коэффициента дорожного сопротивления:0,04, 0,07, 010.

Расход топлива,л/100 км:

где: /> - мгновенный расход топливадвигателем автомобиля, л;

где /> - время прохождения 100 кмпути, =/>.

Отсюда приучитывании мощности двигателя затрачиваемую на преодоление сопротивления дорогии воздуха получаем:

Для наглядногопредставления о экономичности строится характеристика. На оси ординатоткладывается расход топлива, на оси абсцисс скорость движения.

Порядок построенияследующий. Для различных скоростных режимов движения автомобиля из зависимости

определяют значение частотывращения коленчатого вала двигателя.

Зная частотувращения двигателя из соответствующих скоростных характеристик определяютзначения g.

По формуле 17определяют мощность двигателя (выражение в квадратных скобках), требуемую длядвижения автомобиля с разными скоростями на одной из заданных дорог,характеризуемых соответствующим значением сопротивления: 0,04, 0,07, 0,10 .

Расчеты ведутся до скорости,при которой двигатель загружается на максимальную мощность. Переменнойвеличиной при этом является только скорость движения и сопротивление воздуха,все остальные показатели берутся из предыдущих расчетов.

Подставляянайденные для разных скоростей подсчитывают искомые значения расхода топлива.

Таблица№ 6.

/>л/100 км

5,01 800 940,54 46,73 5,36 330,24 5,5 13,1 9,39 1500 940,54 164,2 11,26 300 3,0 13,31 11,59 1850 940,54 250,11 14,97 290,76 2,4 13,91 13,78 2200 940,54 253,39 19,33 285,44 2,0 14,84 19,41 3100 940,54 701,68 34,58 289,76 1,4 19,12 22,23 3550 940,54 920,11 44,86 301,64 1,2 22,55 25 4000 940,54 1168 59,35 320,00 1,0 28,08

Сухой грунт

5,01 800 1654,8 46,73 9,20 330,24 5,5 22,46 7,20 1150 1654,8 96,55 13,61 313,16 3,9 21,92 9,39 1500 1654,8 164,28 18,44 300 3,0 21,82 11,59 1850 1654,8 249,90 23,83 290,76 2,4 22,15 13,78 2200 1654,8 353,39 29,88 285,44 2,0 22,93 16,59 2650 1654,8 512,75 38,84 284,36 1,7 24,66 19,41 3100 1654,8 701,68 49,43 289,76 1,4 27,33 0,1 5,01 800 2351,4 46,73 13,03 330,24 5,5 31,81 7,20 1150 2351,4 96,55 19,12 313,16 3,9 30,79 9,39 1500 2351,4 164,28 25,62 300 3,0 30,32 11,59 1850 2351,4 249,90 32,70 290,76 2,4 30,39 13,78 2200 2351,4 353,39 40,43 285,44 2,0 31,02 4000 4532 4800 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Дляанализа экономической характеристики на ней проводится две резюмирующие кривые:огибающая кривая а-а максимальных скоростей движения на разных дорогах, повеличине полного использования установленной мощности двигателя и кривая с-снаиболее экономичных скоростей.

2.1. Анализ экономической характеристики.

1. Определить на каждом дорожномпокрытии (почвенном фоне) наиболее экономичные скорости движения. Указать ихзначения и величины расхода топлива. Наиболее экономичная скорость, как иследовало ожидать на твердом покрытии, на скорости равной половине максимальнойрасход топлива равен 14,5 л/100 км.

2. Объяснить характер измененияэкономичности при отклонении от экономической скорости вправо и влево. Приотклонении вправо увеличивается удельный расход топлива на кВт, при отклонениивлево возрастает весьма резко воздушное сопротивление.

3. Определитьконтрольный расход топлива. 14,5 л/100 км.

4. Сравнитьполученный контрольный расход топлива с аналогичным показателемавтомобиля-прототипа. У прототипа контрольный расход равен полученному.

5. Исходя из запасахода автомобиля (суточного), пройденного по дороге с улучьшеным покрытием,определить ориентировочную вместимость />топливногобака (в л) по зависимости:

На прототипеемкость баков – 80 литров, принимаю такую емкость (ее удобно заправлять изканистр).

Послезавершения расчетов результаты сводятся в таблицу.

Таблица№ 7.

Показатели 1.Тип. Малый грузовой автомобиль. 2. коэффициент нагрузки автомобиля (по заданию). 2,5 3. Грузоподъемность, кг. 1000 4. Максимальная скорость движения, м/с. 25 5. Масса снаряженного автомобиля, кг. 1360 6. Число колес. 4

7. Распределение снаряженной массы по осям автомобиля, кг

Через задний мост;

Через передний мост.

8. Полная масса груженого автомобиля, кг. 2350

9. Распределение полной массы по осям автомобиля, кг,

Через задний мост;

Через передний мост.

10. Размеры колес, мм.

Диаметр (радиус),

Ширина профиля шины;

Внутреннее давление воздуха в шинах, Мпа.

11. Размеры грузовой платформы:

Вместимость, м/куб;

Длина, мм;

Ширина, мм;

Высота, мм.

12.База автомобиля, мм. 2540 13. Установившееся замедление при торможении, м/с. 5,69

14. Тормозной путь, м при торможении со скоростью:

Скорость максимальная.

15. Максимальные значения динамического фактора по передачам:

16. Наименьшее значение расхода топлива на почвенных фонах, л/100 км:

17. Наиболее экономичные скорости движения (м/с) на почвенных фонах:

18. Вместимость топливного бака, л. 80 19. Запас хода автомобиля, км. 550 20. Контрольный расход топлива, л/100 км (примерный). 14.5 Двигатель: Карбюраторный 21. Максимальная мощность, кВт. 59,40 22. Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4800 23. Максимальный вращающий момент, Нм. 176,91 24. Частота вращения коленчатого вала при максимальном моменте, об/мин. 2200

Список литературы.

1. Скотников В.А., Мащенский А.А.,Солонский А.С. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. М.: Агропромиздат,1986. – 383с.

2. Методические пособия по выполнениюкурсовой работы, старое и новое издание.

Колесные машины любого типа предназначены для осуществления транспортной работы, т.е. для перевозки полезного груза. Способность машины к совершению полезной транспортной работы оценивают ее тягово – скоростными свойствами.

Тягово – скоростными свойствами называют совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой, диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в различных дорожных условиях.

Обобщенным показателем, по которому наиболее полно можно оценивать скоростные свойства колесной машины; является средняя скорость движения ().

Средняя скорость движения – это отношение пройденного пути ко времени «чистого» движения:

где - пройденный путь;

Время чистого движения машины.

Средняя скорость движения определяется дорожными (грунтовыми) условиями и режимами движения машины.

Для колесных машин характерно чередование движения по магистральным шоссе с движением по грунтовым дорогам, либо с движением в условиях бездорожья.

Скоростные режимы можно разделить на два вида:

движение с установившейся скоростью;

движение с неустановившейся скоростью.

Строго говоря, режим первого вида практически не существует, т.к. всегда на любых дорогах есть хотя бы небольшие изменения сопротивления движению (подъемы, спуски, неровности покрытия дороги и т.д.), вызывающие изменение скорости движения машины.

Режим движения машины с установившейся скоростью можно рассматривать как условный. Под этим режимом следует понимать такой, при котором изменения скорости малы относительно средней скорости движения на данном участке пути. На низших передачах такие режимы тем более отсутствуют.

В общем случае скоростные режимы движения машины складываются из следующих фаз:

разгон с места с переключением передач от скорости, равной нулю, до конечной скорости разгона;

равномерного движения со скоростями, которые можно принять за установившееся и равным конечной скорости разгона;

замедления от скорости, равной конечной скорости разгона или установившегося движения, до начальной скорости торможения;

торможения от конечной скорости замедления до скорости, равной нулю.

В настоящее время проверка скоростных свойств колесных машин выполняются по ГОСТ 22576-90 «Автотранспортные средства, скоростные свойства. Методы испытаний». Этим же стандартом определяются условия и программы контрольных испытаний, а также комплекс измеряемых параметров.

Испытания по оценке скоростных свойств автомобилей и автопоездов приводятся при нормальной нагрузке на прямолинейном отрезке горизонтальной дороги с цементно-бетонным покрытием. Уклоны ее не должны превышать 0,5% и иметь длину более 50 м. Испытания проводятся при скорости ветра не более 3 м/c и температура воздуха – 5…+25 0 С.



Основными оценочными показателями скоростных свойств автомобилей и автопоездов являются:

максимальная скорость;

время разгона до заданной скорости;

скоростная характеристика «Разгон – выбег»;

скоростная характеристика «Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость».

Максимальная скорость автомобиля – это максимальная скорость, развиваемая на горизонтальном ровном участке дороги.

Определяется она путем измерения времени проезда автомобилем мерного участка дороги длиной 1 км. До выезда на мерный участок автомобиль на участке разгона должен достичь максимально возможной установившейся скорости.

Скоростная характеристика «разгон – выбег» представляет собой зависимость скорости от пути и времени разгона автомобиля с места и выбега до остановки.

Скоростная характери-стика «разгон – выбег»

а) по времени б) по пути; 2,3 – разгон 1,4 – выбег

Характеристикой «разгон – выбег» оценивается сопротивление движению автомобиля.

Скоростные характеристики «Разгон на передаче, обеспечивающей максимальную скорость» – это зависимости скорости автомобиля от пути и времени разгона при движении автомобиля на высшей и предшествующей передачах. Разгон начинается с минимально устойчивой для данной передачи скорости путем резкого нажатия до упора на педаль подачи топлива.


Скоростная характеристика «Разгон на высшей передаче».

а) по времени б) по пути

Время разгона на заданном участке (400м и 1000м), а также время разгона до заданной скорости устанавливают обычно по характеристике «разгон – выбег».

Для грузовых автомобилей заданной скоростью является 80 км/час, а для легковых – 100 км/час.

Оценочным показателем тяговых свойств является максимальный угол подъема, преодолеваемого автомобилем с полной массой при движении по сухому твердому ровному покрытию на низшей передаче в КП и РК.

В соответствии с ГОСТ В 25759-83 «Автомобили многоцелевого назначения. Общие технические требования» – максимальный угол подъема для полноприводных автомобилей должен быть – 30 0 С.

Данный показатель одновременно является одним из оценочных показателей проходимости автомобиля.

Косвенным параметром, в значительной степени определяющим уровень тяговых свойств автомобиля, является удельная мощность.

Удельная мощность – это отношение максимальной мощности двигателя к полной массе автомобиля или автопоезда:

где - максимальная мощность двигателя, кВт;

Масса соответственно автомобиля и прицепа, т.

Удельная мощность как показатель характеризует энерговооруженность автомобиля или автопоезда. Особенно важен данный показатель при сравнении между собой автомобилей различного типа, как участников единого транспортного потока, в частности, автомобильных колонн.

Для легковых автомобилей удельная мощность колебается в пределах 40 – 60 кВт/т, для грузовых колесных машин – 9,5 – 17,0 кВт, для автопоездов – 7,5 – 8,0 кВт/т.

Оценочные характеристики тягово – скоростных свойств автомобилей определяются в ходе испытаний или могут быть получены в ходе выполнения тяговых расчетов.

Новое на сайте

>

Самое популярное