Домой Тормоза Эксплуатация тормозного оборудования. Затяжными спусками, где производится полное опробование автотормозов Сокращенное опробование производится в случаях

Эксплуатация тормозного оборудования. Затяжными спусками, где производится полное опробование автотормозов Сокращенное опробование производится в случаях

Полное с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов:

На станциях формирования перед отправлением поезда;

После смены локомотива;

На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки;

Перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции;

На станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения.

Сокращенное с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у двух хвостовых вагонов, а в моторвагонных поездах по действию тормоза хвостового вагона:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов;

После перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава;

После стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 атм.

При опробовании автотормозов подаются сигналы:

требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения):

· днем - поднятой вертикально рукой;

· ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем (рис. 1). Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению;

требование машинисту отпустить тормоза:

днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии,

ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 2). Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.

Назначение и принцип действия ручного тормоза.

Ручной тормоз применяют на железнодорожном подвижном составе как резервное средство для остановки поезда при неисправности автотормозов, а также для удержания вагона или поезда на уклоне.

Назначение: чтобы тормозить. Используются как аварийные или стояночные.

Принцип действия: оттянул ручку, начал крутить. Крутится вал, на ней шайба, подсоединенная к колодкам; в зависимости от поднятия и опускания колодки сжимаются и разжимаются.

Тормозные процессы в пневматических автоматических тормозах.

Зарядка (повышение давления воздуха в тормозной магистрали или заполнение сжатым воздухом всех сосудов и резервуаров тормозной сети поезда), за исключением тормозного цилиндра). Зарядка происходит до рабочего или поездного давления, кот. зависит от вида поезда, профиля пути, массы поезда и его длины.



Разрядка (понижение давления воздуха в тормозной магистрали, не вызывающей темпом срабатывание тормозов). Темп разрядки 0,1-0,4 атм./мин.

Торможение (понижение давления воздуха в тормозной магистрали с одновременным ростом давления воздуха в тормозных цилиндрах).

Торможение бывает двух видов служебное и экстренное. Темп служебного торможения (0,1-0,4) атм./сек. Темп экстренного торможения 0,8 атм./сек.

Служебное торможение бывает полным (для полной остановки поезда) и ступенчатое (для регулирования скорости движения поезда). Полное служебное торможение выполняют снижением давления воздуха в тормозной магистрали за один прием на величину 1,5-1,7 атм. Ступенчатое торможение производится ступенями, первая из кот. 0,5-0,7 атм., вторая и все последующие не ниже 0,3 атм.

Экстренное торможение выполняют с полной разрядкой до нуля в случаях возникновения препятствия на пути движения поезда.

Отпуск (повышение давления воздуха в тормозной магистрали с одновременным понижением давления в тормозном цилиндре). Отпуск бывает ступенчатым и полным. Ступенчатый выполняется ступенями пот 0,2-0,3 атм. каждая. Полный отпуск выполняют повышением давления тормозной магистрали до поездного. Темп повышения давления при отпуске не играет роли.

Перекрыша (отсоединение питательной и тормозной магистралей). Необходим для того, чтобы растянуть во времени процесс срабатывания тормозов.

Сигналы применения ручных тормозов, подаваемые с локомотива.

3 длинных гудка.

Действия проводников в случае не отпуска автоматических тормозов.

В середине вагона - рычаг (похож на крюк), отпускающий тормоза, либо выкинуть красный флаг. Если состав не остановился - рвать стоп-кран.

9.3.1. Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов в поездах производить:

- после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива;

- после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

- после всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

- в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из головной кабины;

- в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменения плотности более чем на 20 % от указанной в справке формы ВУ-45;

- в грузовых поездах после стоянки поезда более 30 мин., где имеются осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов, и на которых эта обязанность возложена.

При стоянке грузовых поездов более 30 мин на перегонах, а также на разъездах, обгонных пунктах и станциях, где нет осмотрщиков вагонов или работников, обученных выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником железной дороги), должна производиться проверка автотормозов в соответствии с п. 9.4.1 настоящей Инструкции.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов производить в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне, а также после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование электропневматических тормозов от стационарного устройства или локомотива.

9.3.2. В пассажирских поездах выполняется сокращенное опробование сначала электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Опробование электропневматических тормозов производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива в соответствии с п. 9.2.3 и с учетом п. 9.3.1 настоящей Инструкции по действию тормозов двух хвостовых вагонов.

9.3.3. При выполнении сокращенного опробования по сигналу работника, отвечающего за опробование тормозов, "Произвести торможение" машинист должен подать свистком один короткий сигнал и снизить давление в уравнительном резервуаре на величину, установленную для полного опробования.

После проверки срабатывания тормозов двух хвостовых вагонов на торможение подается сигнал "Отпустить тормоза". По этому сигналу машинист подает свистком два коротких сигнала и отпускает тормоза с постановкой ручки крана машиниста в I положение. Ручку крана выдерживать в I положении в пассажирских поездах до повышения давления в уравнительном резервуаре до 5,0-5,2 кгс/см 2 , а в грузовом и грузопассажирском поездах - до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше предтормозного зарядного давления с последующим переводом ручки в поездное положение.

Если сокращенное опробование тормозов в поездах производится после полного опробования от компрессорной установки (станционной сети), осмотрщики вагонов и машинист обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда, целостность тормозной магистрали в соответствии с пп. 9.2.3, 9.2.4 настоящей Инструкции, в грузовых поездах машинист обязан проверить плотность тормозной сети поезда после ступени торможения при IV положении ручки крана машиниста, осмотрщик вагонов должен проверить зарядное давление в магистрали хвостового вагона порядком, установленным п. 9.2.4 настоящей Инструкции, а при длине грузового поезда более 100 осей произвести замер времени отпуска автотормозов двух хвостовых" вагонов. По окончании этого опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании.

9.3.4. При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов производится сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой их действия у каждого прицепленного вагона и плотности тормозной сети поезда, а также с проверкой целостности тормозной магистрали в соответствии с пп. 9.2.3 и 9.2.4 настоящей Инструкции.

При каждом сокращенном опробовании автотормозов, осмотрщик вагонов, а где эта должность не предусмотрена, дежурный по станции, главный кондуктор, составитель поездов или работники, на которых возложена обязанность, производить опробование тормозов, делают отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов (включая отметку о происшедшем изменении состава с указанием номера хвостового вагона) в имеющейся у машиниста справке ВУ-45. В случае изменения плотности тормозной сети вследствие прицепки (отцепки) вагонов, новые данные о плотности тормозной сети заносит машинист, в справку формы ВУ-45.

Если сокращенное опробование автотормозов пассажирского поезда было произведено с привлечением начальника (механика-бригадира) поезда и проводников вагонов, то начальник (механик-бригадир) должен сделать отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов в имеющейся у машиниста справке формы ВУ-45.

9.3.5. На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщика вагонов, действие тормозов хвостовых вагонов в пассажирских поездах проверяют проводники вагонов, в грузовых поездах - работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливает начальник дороги).

9.3.6. Без выполнения сокращенного опробования или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

В случае выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин не отпуска. В этих случаях необходимо проверить, нет ли перекрытых концевых кранов в поезде, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны. Неисправные воздухораспределители заменить, а на промежуточных станциях - выключить и выпустить воздух через выпускной клапан, сделав об этом отметку в справке формы ВУ-45.

При сокращенном опробовании тормозов проверить:

Плотность тормозной магистрали поезда при II положении ручки крана машиниста, для этого после отключения компрессоров и снижения давления в главных резервуарах на 0,4-0,5 кгс/см 2 машинист должен замерить время дальнейшего его снижения на 0,5 кгс/см 2 при поездном положении управляющего органа крана машиниста.

Замер плотности во II положении с составом до 10 вагонов включительно может производиться следующим порядком:

После отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,02-0,04 МПа (0,2-0,4 кгс/см 2) машинист совместно с осмотрщиком вагонов производит замер плотности.

Если по истечении 2 минут замеряемая плотность данного состава соответствует таблице IV.1 правил №151, то машинист прекращает замерять плотность и в справку ВУ-45 осмотрщик вагонов записывает фактическую величину снижения давления в питательной магистрали за 120 секунд, далее производится опробованию тормозов. Пример: (0,3 -120/ IV -0,2-120)

По окончании вышеуказанной операции при полной зарядке тормозной сети по сигналу осмотрщика вагонов произвести проверку работы автотормозов. Для этого необходимо управляющий орган крана машиниста перевести из поездного в V положение и снизить давление в уравнительном резервуаре на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/см 2) с последующем переводом ручки в IV положение, после чего осмотрщик вагонов должен проверить срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов на торможение и отпуск. Получив указание от осмотрщика хвостовой группы на отпуск тормозов, машинист производит отпуск тормозов.

Результаты сокращенного опробования тормозов заносятся работником ВЧД в справку ВУ-45. При выполнении сокращенного опробование тормозов помощником машиниста - исполняющего обязанности главного кондуктора данные заносятся данным работником.

6.5. Сокращенное опробование тормозов в поездах выполняется после полного опробования от стационарной установки или локомотива, осмотрщики вагонов и машинист обязаны проверить:

Проверку свободности прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда и целостности тормозной магистрали поезда осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона на 8-10 секунд.

Осмотрщик вагонов головной группы и машинист по срабатыванию автотормозов локомотива, определяемого по загоранию лампы «ТМ» сигнализатора №418 убеждается в целостности ТМ.

При поездном положении управляющего органа крана машиниста, машинист совместно с осмотрщиком производит проверку плотности тормозной сети поезда после отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кгс/см2) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

По окончанию вышеуказанной операции производится замер зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона. Замер давления поезда выполнять после полной зарядки тормозной магистрали всего поезда, после выполнения данной операции работник ВЧД перекрывает разобщительный кран тормозной магистрали последнего вагона и снимает измерительный прибор с рукава тормозной магистрали. Показание давления в ТМ хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должно отличаться более чем:

При длине поезда до 300 осей - не более чем на 0,3 кгс/см 2 от зарядного; - при длине поезда более 300 и до 400 осей включительно - не более чем на 0,5 кгс/см 2 от зарядного давления;

При длине поезда более 400 осей - не более чем на 0,7 кгс/см 2 от зарядного давления.

После проверки плотности тормозной сети и замера величины давления в тормозной магистрали последнего вагона поезда:

Машинист производит ступень торможения путем постановки управляющего органа крана машиниста в V положение с разрядкой по уравнительному резервуару на величину 0,05-0,06МПа (0,5-0,6 кгс/см 2) и переводит управляющий орган крана машиниста в IV положение с проверкой действия тормозов 2-х хвостовых вагонов и выполнив замер плотности тормозной сети поезда при IV положении ручки крана машиниста после отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кгс/см 2) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2). По окончании проверки действия автоматических тормозов и замера плотности в IV положении ручки крана машиниста, машинист производит отпуск тормозов.

Осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов 2-х хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес с замером времени отпуска тормозов у 2-х хвостовых вагонов (при длине грузового поезда менее 100 осей замер времени отпуска тормозов не производится).

По окончании этого опробования машинисту вручается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» как при полном опробовании. Ответственность за достоверность данных справки ВУ-45 несут осмотрщики вагонов, а при отсутствии осмотрщиков вагонов, лица на кого возложена эта обязанность.

При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов выполняется проверка целостности и плотности тормозной магистрали поезда как при полном опробовании тормозов во втором и четвертом положении, а затем сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой действия у каждого прицепленного вагона с замером времени отпуска двух последних вагонов независимо от количества осей состава.

Закончив опробование тормозов, осмотрщик-автоматчик головной части заполняет справку формы ВУ-45 в двух экземплярах, подписывает ее и один экземпляр вручает машинисту локомотива под расписку.

Сокращенное опробование тормозов производится в следующих случаях:
. после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно было сделано полное опробование автотормозов от станционной сети;
. после перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
. после любого разъединения соединительных рукавов в составе поезда, соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана тормозной воздушной магистрали в составе поезда;
. после зарядки рабочих резервуаров механизма разгрузки хоппер-дозаторной вертушки на перегоне.

Сокращенное опробование автотормозов производится на пунктах технического осмотра без отцепки локомотива от поезда и на промежуточных станциях в случаях прицепки группы вагонов к поезду без переформирования состава, после производства работ по ремонту тормозов, связанных с их включением. В этих случаях обязательно проверяется действие тормозов у прицепляемой группы вагонов и у отремонтированных вагонов.

Выполняется сокращенное опробование автотормозов следующим образом. По сигналу осмотрщика-автоматчика машинист локомотива делает торможение снижением давления в магистрали грузовых и пассажирских поездов нормальной длины на 0,5-0,6 кГ/см2, длинно-составных пассажирских поездов на 0,7-0,8 кГ/см2, сдвоенных пассажирских поездов на 0,8-1,0 кГ/см2. Осмотрщик-автоматчик проверяет состояние тормозной сети поезда по действию тормоза последнего вагона. Убедившись, что последний вагон заторможен, он дает сигнал «Отпустить тормоза». Машинист производит отпуск, ставя ручку крана машиниста в первое положение с последующим переводом ее во второе (поездное) положение. При наличии полуавтоматического ускорителя отпуск выполняется с нажатием его кнопки. После получения ответного сигнала с локомотива осмотрщик-автоматчик убеждается, что тормозные колодки отошли от поверхности катания колес, т. е., что тормоз последнего вагона отпущен. На этом сокращенное опробование заканчивается.

Если сокращенное опробование тормозов производилось после переформирования состава поезда, то в имеющейся у машиниста локомотива справке о тормозах делается отметка о сокращенном опробовании и изменении состава. Такую отметку в справке делает осмотрщик-автоматчик или осмотрщик вагонов, а на станциях, где их нет, дежурный по станции.

Во всех других случаях отметка в справке о проведенном сокращенном опробовании тормозов не делается. Работник, производящий опробование автотормозов, обязан не допустить отправления поезда, если в процессе опробования было установлено, что тормоз хвостового вагона не сработал.

Для проверки исправного состояния тормозов подвижного состава существуют два вида их опробования: полное и сокращенное. Первое производится на станциях формирования и оборота перед отправлением поезда, после смены локомотива, перед затяжными спусками и в ряде других случаев.

Первая фаза процесса полного опробования тормозов заключается в проверке плотности тормозной сети. В пассажирских поездах для этого перекрывают комбинированный кран или кран двойной тяги и через 20 с замеряют падение давления в ТМ, которое не должно превышать 0,02 МПа за 1 мин или 0,05 МПа в течение 2,5 мин.

В грузовых поездах, в отличие от пассажирских, из-за отключения ЗР обратными клапанами ВР при понижении давления в ТМ оно в ней быстрее по сравнению с темном мягкости падает, и тормоза срабатывают. Поэтому в них проверка плотности осуществляется косвенным образом, на основе анализа темпа снижения давления в ГР.

После выключения компрессора регулятором давления и последующего снижения давления в ГР на величину 0,05 МПа (для стабилизации термодинамических процессов) измеряют время его дальнейшего падения на 0,05 МПа при поездном положении ручки КМ и сравнивают с табличным. Последнее, зависящее от длины состава и типа локомотива, должно быть меньше полученного. В противном случае осмотрщикам вагонов необходимо повысить плотность ТМ, снизив утечки из нее. Кроме этого, во всех грузовых поездах они обязаны произвести измерение поездного давления в магистрали хвостового вагона, используя манометр, устанавливаемый на головку соединительного рукава, и убедиться, что давление не ниже установленного Инструкцией (средняя разница давлений между головной и хвостовой частями поезда не должна превышать 0,07-0,08 МПа).

Вторая фаза полного опробования заключается в проверке по всему поезду действия тормозов по выходу штока ТЦ и прижатию колодок к поверхности катания колес, но не ранее чем через 2 мин после произведенного торможения. Отпуск тормоза каждого вагона проверяют по уходу штока ТЦ и отходу колодок от колес.

В пассажирских поездах согласно регламенту после проверки плотности выявляют исправность ЭПТ и чувствительность автоматического тормоза ступенью разрядки ТМ на 0,05-0,06 МПа, после чего все тормоза должны прийти в действие и самопроизвольно не отпускать до момента их отпуска КМ. Все неисправности, выявленные в процессе полного опробования тормозного оборудования на вагонах, должны быть устранены и оно на этих вагонах вновь проверено.

После окончания полного опробования осмотрщик обязан вручить машинисту справку по форме ВУ-45 об обеспеченности поезда тормозными средствами. В ней указываются данные о требуемом и фактическом расчетном нажатии колодок, количестве ручных тормозов в осях для удержания поездов на месте и наличии ручных тормозных осей в них, количестве (в %) в поезде композиционных колодок, данные о плотности тормозной сети поезда, значение поездного давления в ТМ хвостового вагона грузового поезда, а также величина выхода штока ТЦ последнего вагона.

Сокращенное опробование тормозов по их действию на последних двух вагонах в поездах производят в следующих случаях: после прицепки поездного локомотива к составу, тормоза которого проверены полным опробованием; после смены локомотивных бригад без отцепки локомотива; после любого разъединения рукавов в составе поезда, после стоянки более 20 мин пассажирских поездов и более 30 мин грузовых, а также в ряде других случаев, предусмотренных Инструкцией . Плотность тормозной сети при этом не определяют. Отметку о проведенном сокращенном опробовании делают в имеющейся у машиниста справке по форме ВУ-45.

Новое на сайте

>

Самое популярное