Домой Двигатель Воздушный вид транспорта преимущества и недостатки. Плюсы и минусы авиаперевозок и транспорта. Преимущества, присущие авиационному транспорту

Воздушный вид транспорта преимущества и недостатки. Плюсы и минусы авиаперевозок и транспорта. Преимущества, присущие авиационному транспорту

Авиационный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера его применения - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах авиатранспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром, используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.

Главная функция авиационного транспорта - перевозка пассажиров на дальние расстояния. Соответственно на него приходится около четверти пассажирооборота в дальнем сообщении, а среднее расстояние перевозок составляет 1800 км. Авиационный транспорт является единственным круглогодично действующим в северо-восточной части страны, когда там замерзают реки и моря.

В состав авиационного транспорта входят предприятия воздушного транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты, аэрофотосъемки, сельскохозяйственные работы, а также аэропорты, аэродромы, аэроклубы, транспортные средства, системы управления воздушным движением, учебные заведения, ремонтные заводы гражданской авиации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу авиационного транспорта.

К землям авиационного транспорта относятся земли, предоставленные в пользование под:

Ø аэропорты, аэродромы, обособленные сооружения (объекты управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистные и другие сооружения), служебно-технические территории со зданиями и сооружениями, обеспечивающими работу авиационного транспорта;

Ø вертолетные станции, включая вертолетодромы, служебно-технические территории со всеми строениями и сооружениями;

Ø ремонтные заводы гражданской авиации, аэродромы, вертолетодромы, гидроаэродромы и другие площадки для эксплуатации воздушных судов;



Ø служебные объекты, обеспечивающие работу авиационного транспорта.

Рис 5. Преимущества и недостатки авиационного транспорта

Самолет


Подвижным составом воздушного транспорта, являются самолеты, вертолеты, планеры.

Самолет - это аппарат, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателя и подъемной силы крыла, которое возникает во время движения. Самолет состоит: из планера, тяговых двигателей, шасси, и комплекса агрегатов, приборов, которые обеспечивают функционирование всех систем самолета и управления.

Вертолёт - винтокрылый летательный аппарат, у которого подъёмная и толкающая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей.

По своему целевому предназначению вертолеты подразделяются на четыре основных класса: боевые, разведывательные, многоцелевые и транспортно-десантные. Отдельно иногда выделяются машины для выполнения специальных задач.

Боевые (ударные) вертолеты - это вертолеты, несущие на борту разнообразное вооружение и предназначенные в первую очередь для борьбы с танками, другими бронированными машинами и оказания непосредственной (огневой) поддержки подразделениям сухопутных войск на попе боя.

Разведывательные вертолеты - это, согласно современной американской трактовке, легкие вертолеты, предназначенные для ведения воздушной разведки, наблюдения за полем боя, обнаружения целей и выдачи данных целеуказания боевым вертолетам, наземным огневым средствам и общевойсковым командирам, обеспечения управления и связи.

Многоцелевые (общего назначения) вертолеты предназначены для обеспечения воздушной мобильности войск, что предполагает их применение в первую очередь для высадки тактических десантов и их эвакуации, доставки войск и предметов материально-технического обеспечения на поле боя, проведения поисково-спасательных операций, эвакуации раненых.

Транспортно-десантные (транспортные) вертолеты - это средние и тяжелые машины, используемые главным образом для транспортировки средств тылового обеспечения войск при ведении боевых действий.

В особый класс выделяются вертолеты специального назначения, предназначенные для решения специфических задач с применением радиоэлектронного оборудования.

Планер - безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Планёром или планером также называют несущую конструкцию летательного аппарата.

Современные планёры отличаются большим разнообразием: начиная от сверхлёгких, весом в десяток килограммов и скоростью полёта чуть больше скорости лошади, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 тонн и скоростью на орбите 28 тыс. км/ч - любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планёра, хотя по своим лётным характеристикам мало напоминает обычный планёр.

Основные элементы летательного аппарата:

Крыло - создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу за счёт возникающей в набегающем потоке воздуха разницы давлений на нижнюю и верхнюю поверхности крыла: давление на нижнюю поверхность самолётного крыла больше чем давление на верхнюю его поверхность. На крыле располагаются аэродинамические органы управления (элероны, элевоны и др.), а также механизация крыла - то есть устройства, служащие для управления подъемной силой и сопротивлением самолёта.

Фюзеляж - предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также для крепления крыла, оперения, шасси, двигателей и т. п. (является как бы «телом» самолёта). Известны самолёты без фюзеляжа (например - «летающее крыло»).

Оперение - аэродинамические поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта. Для управления самолётом на оперении располагают отклоняемые поверхности - аэродинамические рули (руль высоты, руль направления), или же делают поверхности оперения цельноповоротными.

Шасси - система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле. Наибольшее распространение имеет колёсное шасси. Также известны конструкции шасси с лыжами, поплавками, полозьями. В СССР осуществлялись эксперименты с гусеничным шасси и шасси на воздушной подушке. Многие современные самолёты, в частности большинство самолётов военного назначения, а также пассажирских самолётов, имеют убираемое шасси.

Силовая установка самолета, состоящая, вообще говоря из двигателя и движителя (например, воздушного винта) - создаёт необходимую тягу, которая, уравновешивая аэродинамическое сопротивление, обеспечивает самолёту поступательное движение.

Системы бортового оборудования - различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях. Приблизительно последние 30-40 лет бортовая электроника является наиболее умным, сложным и дорогостоящим оборудованием, превосходящим по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены разные виды транспорта: проанализирован железнодорожный транспорт, его основные технико-экономические свойства;изучены особенности трубопроводного транспорта, его техническую основу трубопроводного транспорта;рассмотрен морской транспорт. И его географию в странах СНГ и в мире;рассмотрен авиационный транспорт, его элементы техники и технологию работы.

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.

Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года. Инфраструктура железнодорожного транспорта включает железные пути, станции, железнодорожные сигнализации и другое.

Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние по трубопроводам жидких, газообразных сред и твёрдых материалов. В зависимости от транспортируемого продукта различают нефтепровод, газопровод, водопровод, пульпопровод и т.д.

Трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра с антикоррозийным покрытием и насосных станций, расположенных на трубопроводе через каждые 100-140 км и работающих в автоматическом режиме. При перекачке газа на трубопроводе также устанавливают через каждые 200 км компрессорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки.

Морской транспорт - вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Морской транспорт обеспечивает 80% перевозок между странами и значительную часть внутренних грузов прибрежных стран. Средняя дальность перевозок грузов на нем во много раз выше, чем на железнодорожном транспорте. Перевозки на большие расстояния обеспечивают минимальные затраты на тонну транспортируемого груза. Более 40% общей массы перевозимых грузов составляют сырая нефть и нефтепродукты. На долю сухих грузов (железная руда, зерно, уголь, бокситы, глинозем, фосфаты) приходится 25%. Другие грузы в основном представлены генеральными или тарно-штучными товарами высокой степени обработки.

Авиационный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера его применения - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах авиатранспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром, используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Симонов, А.К. Общий курс транспорта: учебное пособие / А.К. Симонов. – М. : ИВЭСЭП, 2004. – 148 с.2. Щукин, О.И. Общий курс транспорта / О.И. Щукин. – СПб. : ГМА им. Макарова, 2007. – 96 с.3. Зайцев, Е.Н. Общий курс транспорта: учебное пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Е.Н. Зайцев. – СПб. : СПбГУГА, 2008. – С. 67.4. Берников Л.Н., Пути совершенствования промышленного транспорта, М., 1970; Коновалов В.С., Организация, механизация и экономика заводского транспорта, М., 1973.5. Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин А.А., Единая транспортная система, Под ред. Галабурды В.Г. - М.: Транспорт, 1996.6. Взаимодействие различных видов транспорта. Примеры и расчеты. Под ред. Н.В. Правдина. – М.: Транспорт, 1989.7. Методическое пособие 9/5/7 Общий курс транспорта. Под ред. к.т.н. Е.В. Бородина. – М.:2002.8. Городской транспорт № 4 (Организация движения), в сборнике: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова, в. 45, М., 19679. http://www.transportal.by

Страница 2

Преимущества водного транспорта:

низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);

мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;

большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;

неограниченная пропускная способность морских путей;

незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

зависимость от работы портов;

ограниченная пропускная способность портов;

зависимость от климатических условий.

Воздушный транспорт.

Данный вид транспорта является менее востребованным по сравнению с остальными в виду высокой стоимости перевозки. Воздушным транспортом возможна перевозка любых грузов в основном не на регулярной основе, а в случае экстренной необходимости или невозможности осуществления перевозки другим видом транспорта. Основными типами товаров, наиболее часто перевозимых авиатранспортом, являются дорогостоящие и скоропортящиеся товары. Когда период сбыта товаров крайне ограничен, воздушный транспорт является самым практичным и выгодным способом транспортировки.

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки воздушного транспорта:

Преимущества воздушного транспорта:

высокая скорость доставки;

спрямление пути;

высокий уровень сохранности перевозимых грузов;

возможность использования в районах, где невозможно использование других видов транспорта.

Недостатки воздушного транспорта:

слишком высокая стоимость перевозки

ограниченная грузоподъёмность;

невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов;

зависимость от климатических условий и наземной инфраструктуры.

Трубопроводный транспорт.

Трубопроводы являются важнейшей частью транспортной системы. Их основной задачей является транспортировка сырой нефти и жидких нефтепродуктов. Помимо нефти по трубопроводам также транспортируют природный газ и жидкие химикаты. Данный вид транспорта обладает уникальными свойствами по сравнению со всеми остальными видами транспорта. Трубопроводы работают круглые сутки с перерывами только на смену транспортируемых продуктов и техническое обслуживание. Следует также заметить, что участие человека в транспортировке данным видом транспорта минимально, что значительно снижает переменные издержки.

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки трубопроводного транспорта:

Преимущества трубопроводного транспорта:

низкая себестоимость транспортировки;

герметичность труб. Потери практически исключены;

высокая автоматизация транспортировки;

независимость от окружающей среды;

непрерывность транспортировки.

Недостатки трубопроводного транспорта:

трудоёмкость строительства трубопроводов. Окупается только на направлении с постоянным грузопотоком;

использование только в одном направлении;

объём транспортировки ограничен пропускной способностью;

если месторождение иссякает, трубопровод становится обычно бесполезным и непригодным в других целях.

Относительные характеристики видов транспорта:

Характеристики

Железные дороги

Авто-транспорт

Водный транспорт

Трубопроводы

Воздушный транспорт

Скорость

Доступность

Надёжность

Грузоподъёмность

Суммарная оценка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В настоящее время существует несколько видов транспортных средств, без которых немыслима современная жизнь:

· Железнодорожный;

· Морской;

· Речной;

· Автомобильный;

· Воздушный.

Каждый тип транспортных средств имеет свои характерные особенности, преимущества и недостатки.

Железнодорожный транспорт

К железнодорожным транспортным средствам относятся поезда дальнего назначения, электропоезда, курсирующие в пределах одной страны или города, и поезда метрополитена.

Преимущества:

1) Высокая провозная и пропускная способность;

2) Независимость железнодорожного транспорта от климатических условий, времени года и времени суток;

3) Высокая регулярность перевозок;

4) Удобная организация погрузочно-разгрузочных работ.

5) Сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также наличие скидок.

Недостатки:

1) Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

2) Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок;

3) Существенным недостатком также является низкая скорость перемещения, поскольку грузовые составы вынуждены длительное время простаивать, чтобы пропустить пассажирские поезда.

4) Кроме того, в некоторые районы груз невозможно доставить исключительно по железной дороге и перевозка становится мультимодальной.

железнодорожный морской автомобильный перевозка

Морской транспорт

Морские транспортные средства предназначены для перевозки по воде пассажиров и грузов на дальние расстояния.

Преимущества:

1) Морской транспорт обеспечивает межконтинентальные перевозоки;

2) Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния морским транспортом;

3) Высокая провозная способность морского транспорта

Недостатки:

1) Ограниченность перевозок морским транспортом;

2) Низкая скорость доставки на морском транспорте;

3) Зависимость от географических, навигационных, погодных и политических условий;

5) Морской транспорт предъявляет жесткие требования к упаковке и креплению грузов.

6) Малая частота отправок.

Речной транспорт

Речной транспорт по своим характеристикам практически не отличается от морского.

Преимущества:

1) Внутренний водный (речной) транспорт обеспечивает высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах;

2) Низкая себестоимость перевозок внутренним водным (речным) транспортом;

3) Низкая капиталоемкость водного (речного) транспорта

Недостатки:

1) Низкая скорость доставки водным (речным) транспортом;

2) Сезонность водного (речного) транспорта;

3) Водный (речной) транспорт зависит от глубин рек и водоемов, навигационных условий;

4) Ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;

5) Малая частота отправок;

6) Низкая географическая доступность водного (речного) транспорта.

Автомобильный транспорт

Автомобили - одно из наиболее распространенных средств передвижения на сегодняшний день.

Для перевозки на короткое расстояние самым удобным является автомобильный транспорт, обладающий отличной маневренностью и способностью доставки за небольшой промежуток времени.

Большой выбор современных автомобилей различной грузоподъемности позволяет регулярно доставлять как малогабаритные, так и тяжелые и негабаритные грузы.

Преимущества:

1) Возможность автоперевозки грузов «от двери до двери»;

2) Высокая маневренность, гибкость, динамичность автомобильного транспорта;

3) Возможность использования различных маршрутов и схем доставки автомобильным транспортом;

4) Возможность отправки груза мелкими партиями;

5) Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика;

6) Автомобильный транспорт обеспечивает регулярность поставки;

7) У автомобильного транспорта наименее жесткие требования к упаковке товара.

Недостатки:

1) Низкая производительность автомобильного транспорта;

2) Зависимость автомобильного транспорта от погодных и дорожных условий;

3) Относительно высокая себестоимость перевозок автомобильным транспортом;

4) Большое количество экологически вредных выбросов и шума отечественных автомобилей;

5) Срочность разгрузки;

6) Возможны хищения груза и угона автотранспорта;

7) Сравнительно малая грузоподъемность автомобильного транспорта.

Воздушный транспорт

Вертолеты и самолеты относятся к воздушным транспортным средствам. Преимуществом авиатранспорта является то, что он способен доставить пассажиров или грузы в пункт назначения очень быстро.

С точки зрения скорости, воздушные транспортные средства - несомненные лидеры.

Преимущества:

1) Воздушный транспорт обеспечивает наивысшую скорость доставки грузов;

2) Наивысшая сохранность груза при доставке груза на воздушном транспорте;

3) Воздушный транспорт обеспечивает доставку грузов в удаленные и труднодоступные регионы;

4) Низкие затраты на тару и упаковку;

5) Низкие ставки страхования.

Недостатки:

1) Высокая себестоимость перевозок воздушным транспортом;

2) Высокая капиталоемкость, материало - и энергоемкость перевозок;

3) Зависимость воздушного транспорта от погодных условий;

4) Ограниченные объемы и габариты перевозимого груза.

По причине того, что определенные грузы не могут быть доставлены каким-либо одним видом транспорта на практике стали использовать мультимодальные перевозки.

Мультимодальная перевозка - транспортировка грузов по одному договору, но выполненная по меньшей мере двумя видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта (например: железной дорогой, морем и автодорогой и т. д.).

Перевозчик при этом не должен обладать всеми видами транспорта и в практике это чрезвычайно редкое явление.

Такая перевозка часто осуществляется суб-перевозчиками (в морском праве называемыми действительными перевозчиками). Перевозчик, ответственный за всю перевозку называется мультимодальным транспортным оператором (МТО).

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Транспорт для перевозки груза. Факторы, учитываемые при выборе транспортного средства. Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта. Типы вагонов и виды грузов. Алгоритм планирования доставки мелкопартионных грузов, локальная система доставки.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2011

    Значение морского транспорта для внутренних и внешних перевозок массовых грузов на большие расстояния. Преимущества, недостатки использования морского транспорта. Крупнейшие порты России. Северный морской путь. Состав морского флота. Основные виды грузов.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Анализ факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта в целях обеспечения оптимальных перевозок. Преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2011

    Анализ используемых видов транспорта на севере. Выбор оптимального вида транспорта в таких условиях. Климат на Северном полюсе. Преимущества, недостатки автомобиля, снегохода, вездехода, оленьей, собачьей упряжки. Наземные средства передвижения на Севере.

    реферат , добавлен 28.02.2017

    Основные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Методика расчетов вариантов перевозки грузов. Экономическая оценка перевозки грузов различными. Наиболее рациональный вид перевозок. Объем перевозки груза и средняя цена одной тонны груза.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2009

    Объемные и качественные показатели использования подвижного состава в пассажирском движении. Рабочее время на транспорте. Особенности пассажирских перевозок. Изучение показателей транспортных работ, определяющих преимущества и особенности вида транспорта.

    реферат , добавлен 18.08.2014

    Перевозки пассажиров в пригородном и региональном сообщении в отдельных странах. Характеристика железных дорог, их экономическая и социальная ценность. Выбор наиболее эффективного вида транспорта (железнодорожного или автомобильного) для перевозки грузов.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Преимущества и недостатки трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и воздушного видов транспорта в России. Схемы организации смешанных сообщений. Расчет эксплуатационных расходов и составляющих времени доставки груза по разным видам транспорта.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Автомобильный транспорт как один из основных видов транспорта России. Технические недостатки российской автомобильной техники и двигателей по сравнению с зарубежными аналогами. Авиационный транспорт как универсальный вид транспорта, проблемы развития.

    реферат , добавлен 27.02.2011

    Описание морского и речного водного транспорта как средств перевозки пассажиров и грузов. Скорость водных перевозок, их надежность и преимущества. Себестоимость и доля водных перевозок в грузопассажирском обороте. Влияние водного транспорта на экологию.

Транспортная логистика

9.2. Транспортные тарифы.
9.1. Виды транспорта, используемые при перевозках грузов. Преимущества. Недостатки.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренцию железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего:

– из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок;

– большой дальности перевозок;

– отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автотранспорта:

– внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки;

– перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

^ Преимущества автотранспорта:

– высокая маневренность и оперативность;

– регулярность поставки;

– менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта;

– возможность использования различных маршрутов и схем доставки;

– возможность отправки груза малыми партиями.

^ Недостатки автомобильного транспорта:

– сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля);

– срочность разгрузки;

– возможность хищения груза;

– возможность угона автотранспорта;

– сравнительно малая грузоподъемность;

– недостаточная экологическая чистота;

– зависимость от погодных и дорожных условий.

^ Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков.

^ Преимущества ж/д транспорта:

– сравнительно невысокая себестоимость перевозки;

– хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;

– возможность доставки груза на большие расстояния;

– регулярность перевозок;

– возможность эффективной организации ПРР;

– значительные скидки для транзитных отправок.

^ Недостатки ж/д/ транспорта:

– ограниченное число перевозчиков;

– большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

– высокая энергоемкость перевозок;

– низкая доступность к конечным точкам продаж.

^ Морской транспорт – самый крупный перевозчик в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в т.ч. все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Значительна его роль в каботажных перевозках.

^ Преимущества морского транспорта:

– низкие грузовые тарифы;

– высокая провозная способность.

Недостатки морского транспорта:

– низкая скорость;

– жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

– малая частота отправок.

^ Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта, и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

^ Преимущество внутреннего водного транспорта заключается в низких тарифах на перевозку грузов.

Недостатки внутреннего водного транспорта:

– малая скорость доставки;

– низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей;

– сезонность.

^ Воздушный транспорт по своим функциям также является узкоспециализированным, т.к. осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

^ Преимущества воздушного транспорта:

– высокая скорость;

– возможность достижения отдаленных районов;

– наиболее короткие маршруты перевозок;

– высокая сохранность грузов.

^ Недостатки воздушного транспорта:

– высокие грузовые тарифы;

– зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.

В отличие от вышеперечисленных видов транспорта трубопроводный транспорт остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газа, нефти и нефтепродуктов.

^ Преимущества трубопроводного транспорта:

– высокая скорость доставки;

– наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа.

^ Недостатки трубопроводного транспорта:

– узкая специализация;

– опасные последствия аварийных ситуаций;

– возможность хищений.

9.2. Транспортные тарифы.

Транспортные тарифы являются базой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:

– платы за перевозку грузов;

– сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

– правил исчисления плат и сборов.

– транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

– покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Поскольку стоимость перевозки – один из существенных факторов выбора перевозчика, борьба за клиентов в условиях конкуренции также вносит коррективы в транспортные тарифы. Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.

Для определения стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом используют тарифы:

– общие – это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов;

– исключительные – устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды годы, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров;

– льготные – применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог;

– местные – устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы включают размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов и действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно:

– за хранение, взвешивание или проверку веса груза;

– подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;

– экспедирование грузов;

– ПРР и др.

Для определения стоимости перевозки грузов автомобильным транспортом используют следующие виды тарифов:

– сдельные на перевозку грузов;

– на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

– за повременное пользование грузовыми автомобилями;

– из покилометрового расчета;

– за перегон подвижного состава;

– договорные.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

– расстояние перевозки;

– масса груза;

– объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля;

– грузоподъемность автомобиля;

– общий пробег;

– время использования автомобиля;

– тип автомобиля;

– район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автотранспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

^ Тарифы на перевозки грузов речным транспортом , сборы за перегрузочные операции и другие, связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

^ Плата за перевозку грузов морским транспортом осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка выполняется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Вопросы для самостоятельного изучения

1. Сущность концепции еврологистики.

2. Основные составляющие еврологистики.

3. Раскрыть сущность понятия еврологистика.

4. Предмет теории еврологистики.

5. Дать определение понятию "глобальная логистика".

6. Дать характеристику основным движущим силам глобализации в логистике.

7. Барьеры в глобальной логистике.

8. Сущность экономической интеграции в еврологистике.

9. Раскрыть понятие региональной интеграции.

10. Раскрыть понятие отраслевого сотрудничества.

11. Принципы международной логистики.

12. Принципы построения еврологистических систем.

13. Задачи , решение которых, позволяет оценить эффективность еврологистической цепи.

14. Дефиниции еврологистики.

15. Характеристика материального потока.

16. Характеристика информационного потока.

17. Раскрыть связь материального и информационного потоков.

18. Характеристика закупочной логистики: сущность, задачи, функции.

19. Характеристика производственной логистики: сущность, задачи, функции.

20. Характеристика распределительной логистики: сущность, задачи, функции.

21. Характеристика транспортной логистики: сущность, функции, задачи.

22. Характеристика информационной логистики: сущность, задачи, функции.

23. Методы материального обеспечения производства.

24. Виды закупок.

25. Процедуры выбора поставщика.

26. Характеристика конкурсных торгов (тендеров).

27. Характеристика письменных переговоров.

28. Характеристика твердой и свободной оферты.

29. Этапы проведения тендера.

30. Критерии выбора поставщика.

31. Организация систем управления материальными потоками.

32. Сущность тянущей системы управления материальными потоками.

33. Сущность толкающей системы управления материальными потоками.

34. Классификация систем управления материальными потоками.

35. Характерные черты систем управления материальными потоками:

– система JIT;

– система KANBAN;

– система OPT;

– система MRP;

– система DRP.

36. Характеристика каналов распределения товаров.

37. Классификация каналов распределения товаров.

38. Основные типы посредников в каналах распределения товаров.

39. Характеристика основных типов посредников.

40. Подходы к определению количества посредников в каналах распределения товаров.

41. Факторы, влияющие на выбор канала распределения товаров.

42. Характеристика прямого и косвенного сбыта.

43. Задачи информационных логистических систем.

44. Классификация информационных логистических систем.

45. Информационные технологии в логистике.

46. Виды транспорта, используемые при международных перевозках. Преимущества. Недостатки.

47. Транспортные тарифы на железнодорожном транспорте.

48. Транспортные тарифы на автотранспорте.

49. Тарифы на перевозки грузов речным транспортом.

50. Тарифы на перевозки грузов морским транспортом.
Литература

1.Губенко В. К. Логистика. Учебное пособие, - ПГТУ., 1996. – 252 с.

2. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Издательство"Экзамен", 2003. – 512 с.

3. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. 2-е изд., доп. и перераб./Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Питер, 2004. – 506с.: ил.

4. Ардатова М.М. Логистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.

5. Модели и методы теории логистики. / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2003. – 176с.: ил. – (Серия "Учебные пособия").

6. Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения: Пер. с англ. / Под ред. Р.Р. Ягера. – М.: Радио и связь, 1986. – 408с.: ил.

7. Incoterms 2000. Справочник. – Одесса: Студия «Негоциант», 2001. – 119с.

Воздушный транспорт - понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Воздушный транспорт является самым быстрым видом транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.

В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Томск, Симферополь. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. На начало 2015 года в России действовало 282 аэропорта.

В силу специфичного способа перемещения воздушный транспорт имеет как ряд преимуществ, так и существенные недостатки, что ограничивает его применение в качестве грузового транспорта.

К преимуществам относятся:

1. Высокая скорость.

2. Возможность доставки грузов в изолированные районы (в основном вертолётный).

К недостаткам воздушного транспорта относятся:

1. Высокая цена перевозок.

2. Зависимость от погоды.

3. Требует аэропорты (кроме вертолётного).

4. Малая грузоподъёмность.

В России работу воздушного транспорта контролирует Минтранс, Межгосударственный авиационный комитет и Ространснадзор.

Организация воздушного движения направлена в основном на то, чтобы самолёты своевременно взлетали и вылетали по расписанию, использовали наиболее предпочтительные маршруты полета, соблюдали установленные уровни безопасности полетов и использования воздушного пространства.

Структура и управление воздушным пространством устанавливается в соответствии с Воздушным кодексом РФ.

Междугородные и международные перевозки воздушным транспортом регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая из них - это документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования. Вторая категория - авиационные правила, действующие на федеральном уровне. Третья группа нормативных документов - внутрироссийские правила перевозки пассажиров и транспортировки грузов при помощи воздушных судов.

Особенности в работе трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт - транспортировка по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50- х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

Крупные нефтепроводы:

· Нефтепровод «Дружба» - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);

· Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;

· Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;

· Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегирёвка - Одесса;

· Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;

· Нижневартовск - Самара;

· Сургут - Полоцк;

· Александровское - Анжеро-Судженск;

· Красноярск - Ангарск;

· Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу.

Крупнейшие газопроводы:

· газопровод Саратов - Москва - первый газопровод в России (840 км);

· Ставрополь - Москва;

· Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт-Петербург;

· Средняя Азия - Урал;

· Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок;

· Надым - Пунга - Пермь;

· Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск;

· Северный поток;

· Крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км), газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

Крупные продуктопроводы:

· Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

· Уфа - Омск - Новосибирск;

· Нижнекамск - Одесса.

Строятся газопроводы Бованенково - Ухта, Сахалин - Хабаровск - Владивосток.

Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия-Хабаровск-Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.

Нефтегазопроводы обладают следующими преимуществами:

· перекачка нефти, газа и нефте-, газопродуктов на значительные расстояния;

· высокий темп доставки и различная пропускная способность;

· непрерывная работа круглый год (с кратковременной остановкой, в случае ремонта или аварии);

· потери на трассе сведены к минимуму, благодаря конструктивным особенностям трубопроводов и их профилактическому обслуживанию;

· можно транспортировать нефть и нефтепродукты, вязкость которых существенно варьируется;

· эффективное функционирование в различных климатических зонах, в том числе в районах Крайнего Севера и Сибири (для этого подбираются трубы с соответствующими характеристиками);

· высокая степень механизации и автоматизации строительно-монтажных мероприятий при создании трубопроводов;

· комплексное наблюдение и управление за всеми процессами.

Все перечисленные достоинства вызвали всемирное развитие данного способа транспорта. Также этому способствовала разработка новых нефтегазовых месторождений, которые часто находились на значительном расстоянии от районов переработки и потребления данных продуктов топлива.

С совершенствованием технологий возрос не только объем перекачиваемых нефти и газа, но и протяженность, и мощность нефтепроводов. Соответственно, возросли требования к качеству и надежности применяемых труб. Поэтому в большинстве трубопроводов высокого давления используются трубы сварные большого диаметра, полностью удовлетворяющие всем требованиям (за счет качественных характеристик изделий).

Трубопроводный транспорт имеет определенные недостатки:

· высокая стоимость начальных капиталовложений при строительстве нефтегазопроводной сети;

· опасность нанесения ущерба экологии (особенно при транспортировании подводных трубопроводов);

· сложность прокладки трассы в определенных районах.

Все отмеченные преимущества трубопроводной доставки нефти, газа и продуктов переработки сложно недооценить. Существующие недостатки использования трубопроводов устраняются путем повышения качества, как труб и других элементов трубопроводов, так и комплексом мер по их профилактике и обслуживанию.

Новое на сайте

>

Самое популярное