Домой Отопление Социальный проект "ступени успеха". Социологические концепции успеха Индивидуальный проект успех как социальный феномен

Социальный проект "ступени успеха". Социологические концепции успеха Индивидуальный проект успех как социальный феномен

Как оценить свои способности и возможности? Что может и должен сделать ученик, чтобы добиться успеха в жизни и стать преуспевающим человеком, а в чём ему могут помочь школа, класс, профессионалы? Как сделать жизнь красивой и творческой? Как подобрать ключ к счастливому будущему?

Основная масса молодых людей не осведомлена о молодёжных, творческих, креативных сообществах, течениях, организациях. Молодые люди не знакомы с возможной «схемой» достижения успеха и нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент общего образования Администрации Томской области

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей»

ММЦ «Траектория» Первомайского района Томской области

МУ Управление образования Администрации Зырянского района

Секция «Развитие гражданственности и патриотизма»

Развитие добровольческого движения для создания ситуации успеха

ПРОЕКТ

«Школа социального успеха»

учитель русского языка и литературы

Цыгановского филиала МБОУ «Зырянская

СОШ» Зырянского района, Томской области

Адрес : 636865 Томская область, Зырянский

Район, с.Цыганово, ул.Школьная,17;

тел: (8-243)42423; (8-243)42447;

e-mail : [email protected] ; [email protected]

с.Цыганово-2017г.

  1. Введение 3
  2. Актуальность проекта, цель и задачи 3-4
  3. Примерный рабочий план реализации проекта 5-8
  4. Эффективность решений, предложенных в проекте 8-10
  5. Поддержка партнёрских организаций, жителей, спонсоров 10-11
  6. Смета по проекту 11
  7. Литература 12
  8. Приложения 13
  • Письма поддержки
  • Заметки в газету
  • Достижения

Введение

Сегодня России остро необходимы хорошо образованные, энергичные люди, умеющие принимать яркие, интересные решения. От активности представителей молодого поколения, их искреннего желания принести пользу своему Отечеству во многом зависят и личные профессиональные достижения юношей и девушек, и уверенное будущее России. XXI век – это век космических скоростей и компьютерных технологий.
Молодежь всегда была в российской истории надеждой на будущее и реальной опорой государства в наиболее трудных и героических его делах.
В нашей стране действуют молодежные общественные объединения, инициативные группы. Молодые активисты принимают участие в общественной, политической жизни страны. В стране проходят различные молодёжные и детские фестивали, конкурсы, олимпиады, смотры, акции, спортивные праздники, дни здоровья. В нашем Зырянском уже много лет подряд проходит традиционная акция «Молодёжь против наркотиков». И наш век Интернета и космических полётов должен стать веком здорового образа жизни. Мы твёрдо убеждены в одном: каких бы высот не достигло человечество, молодёжь остаётся активной. По-прежнему в моде остаются такие качества, как доброта, сочувствие, трудолюбие и любовь. В нашем веке модно быть здоровым и умным. Теперь среди молодых многие начали серьёзно заниматься спортом, вместо дискотек предпочитают спортивные занятия, посещают спортивные клубы.
Молодежь – это настоящее и будущее России.

Актуальность проекта

Современная молодёжь испытывает потребность не столько в медицинской и психологической поддержке, сколько в поиске путей жизни, обеспечивающих радость человеческого общения, здоровье, творчество, самоорганизацию в деле, нужном себе, другим и миру.

Обществу необходимо безотлагательно решить задачу массового вовлечения детей и молодёжи в различные формы социального творчества как условия, с одной стороны, активной самореализации и самоутверждения, без чего невозможно построение нового гражданского общества; с другой - занятости и профилактики всего многообразия социальных болезней.

И только там, где ребёнок – организатор и главный конструктор расширяющейся среды своего обитания, там, где он – творец своих отношений с самим собой, другими и окружающим миром, только там мы получаем поколение Граждан, Граждан своего села, своего города, своей страны.

Проект «Школа социального успеха» необходим для подготовки молодежи к самостоятельной жизни и воспитания нравственных ценностей, чтобы расширить круг общения участников, научиться взаимодействовать с окружающей средой, получить практические навыки проживания в условиях, приближенных к естественно – природным.

Сегодня обществу нужны не просто образованные личности, но и активные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Для того, чтобы помочь школьникам стать подготовленными и активными гражданами цивилизованного общества, обладающими комплексом определенных качеств, нужно вовлечь их в различные формы социальных практик, используя, в том числе, проживание в условиях летнего лагеря.

С какого возраста нужно задумываться над вопросами: А зачем я учусь? Что такое успех – внезапная удача или чётко спланированные действия? Как стать успешным человеком? Как из обычных ребят вырастают знаменитые, известные всем достойные люди, о которых говорят: «Он добился успеха!»? Как не ошибиться в выборе профессии? Как оценить свои способности и возможности? Что может и должен сделать ученик, чтобы добиться успеха в жизни и стать преуспевающим человеком, а в чём ему могут помочь школа, класс, профессионалы? Как сделать жизнь красивой и творческой? Как подобрать ключ к счастливому будущему?

Основная масса молодых людей не осведомлена о молодёжных, творческих, креативных сообществах, течениях, организациях. Молодые люди не знакомы с возможной «схемой» достижения успеха и нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи специалистов.

Задумывались ли вы о том, что значит слово «СО-БЫТИЕ»? В нашем календаре каждое событие – это праздник творения Жизни, где люди вместе строят образ Будущего, и в атмосфере взаимного доверия учатся грамотно соединять свои мечты (проекты) и договариваются, что и как они будут делать вместе. Каждое событие заканчивается согласованием живого потока дел, где каждый берет на себя только то, что ему близко. Все события взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, а значит, обладают небывалой живительной силой. Таким образом, возникают многоплановые многоуровневые проекты, которые живут и развиваются, как живой организм. Все эти события вливаются в общий поток коллективных созидательных действий, которые происходят в мире и формируют Новую реальность – Новый мир. Наш проект «Зов Чулыма» - одно из звеньев такой цепочки дел на Зырянской земле. Более десяти лет подряд на берегу Чулыма проходят молодежные фестивали. Участниками являются дети разного возраста. Осуществляют данную деятельность педагоги-волонтеры.

География этого движения широка. Заинтересованные лица и представители находятся в любом регионе, в любом географическом субъекте нашей страны. Широта, размах и направление действий очень обширны. Это и молодежные форумы, и фестивали, оздоровительные и образовательные мероприятия. И много разных событий, которые направлены на очищение личности, переоценку своего отношения к жизни, на самоорганизацию и восстановление гармонии с собой, с другими и со всем миром. И совсем не важен социальный статус, возраст. Желание – это все, что нужно.

Цель проекта «Школы социального успеха» (ШСУ»:

Создание комфортной среды, способствующей раскрытию способностей молодых людей в различных сферах добровольческой деятельности.

  • Задачи:
  • Разработать программу «Школы социального успеха»: добровольческого мастерства, социальной культуры, здорового образа жизни, профилактических технологий.
  • Провести Школу вожатых по подготовке добровольцев к работе с подростками в профильной смене.
  • Провести семинары-тренинги по Программе «Школы социального успеха».
  • Провести профильную смену «Школа социального успеха» по обучению и отработке навыков овладения различными видами творческой деятельности, пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде с привлечением специалистов добровольческих объединений Томска, Бийска и Новосибирска.
  • Возможность достижения каждым учащимся успеха или успешной ситуации в каком-либо виде деятельности (научная, творческая, спортивная и т.п.)

Научно-методическое обеспечение проекта

Попытка творческого саморазвития личности имеет глубокие российские корни и традиции. За теоретическую основу проекта взяты положения о развитии природной одаренности профессора Сибирского гуманитарно-экологического института Т.Ф.Акбашева, координатора Сибирского центра евразийских проектов «Планета-3000» Н.Г.Гочаровой, мастера-технолога «Педагогики эволюции Разума» доцента Сибирского гуманитарно-экологического института Г.А.Мисюриной, автора теории решения интеллектуальных задач Г.С.Альтшуллера и др. Изучается теория вопроса, приводятся в систему и осмысливаются результаты по технологиям саморазвития личности, которые обеспечивают высокие результаты работы, что прослеживается в системном проведении детских и молодежных фестивалей на Урале, на о.Тургояк, на Байкале, в Зырянском районе.

Примерный рабочий план реализации проекта «ШСУ»

1 этап: подготовительный . Срок реализации: октябрь – январь, 2015-2016г. г.

Основные мероприятия подготовительного этапа

Мероприятие

Краткое содержание

Срок выполнения

Результат

Письмо содержит краткую информацию о проекте, приглашение к сотрудничеству, анкету об участниках.

Информирование целевых групп о проекте. Уточнение образовательных потребностей целевых групп проекта для разработки концепции смены

2.Разработка программы подготовки добровольцев к проведению смены

часов.

Программа общей, специальной и технологической подготовки добровольцев к проведению профильной смены.

Расписание проведения занятий.

3. Информационные встречи со студентами вузов г.Томска

Комплектование добровольцев их числа социально-ориентированных студентов для проведения профильной смены

Весь период

Комплектование состава вожатых и руководителей «ШСУ»

2 этап: обучающий . Срок реализации: февраль-июль, 2016 г.

Кадровое обеспечение : педагоги Зырянского Дома детского творчества, молодёжные центры сёл района, студенты ТГУ и ТГПУ.

Концепция организации обучения слушателей

Комплектование «Школы социального успеха» будет обеспечиваться за счет широкой PR – компании, серии презентационных мероприятий в образовательных, социальных учреждениях, общественных молодежных организациях Зырянского района и г.Томска, г.Новосибирска.

Комплектование команды специалистов, привлекаемых для подготовки волонтеров, осуществляется в рамках двухдневной школы вожатых в форме выездного семинара – тренинга на базе образовательного центра Кривошапкиных «Время перемен» в с.Зырянском и в г.Томске. Содержанием семинара является выработка концепции «ШСУ», программно-методического обеспечения процесса подготовки, учебных планов, расписаний, знакомство с методиками активного обучения. В рамках семинара будет подготовлен тренерский состав, команда преподавателей многопрофильной «ШСУ». Подготовка волонтеров осуществляется на базе ТГУ.

Базовый уровень включает в себя подготовку волонтеров по общим социальным вопросам: что такое добровольчество; история добровольческого движения в России и за рубежом; особенность добровольческого движения на современном этапе; федеральные и региональные социальные и молодежные программы; технологии проведения социальных акций.

Специализированный уровень предполагает углубленную подготовку волонтеров по следующим направлениям - профилям:

Пропаганда здорового образа жизни;

Социальный театр;

Социальное проектирование;

Игровые технологии профилактики;

Особенность построения образовательного процесса подготовки добровольцев-вожатых заключается в сочетании его теоретической и практической составляющих, в овладении технологией «равный - равному».

3 этап: профильная смена. Срок реализации: август, 2016г.

Место проведения: берег р.Чулыма в окрестностях Зырянского района.

Участники : школьники, студенты, преподаватели, журналисты, предприниматели, гости из г.Томска, г.Новосибирска, г.Черепанова, г.Юрги.

Кадровое обеспечение : члены районного молодёжного совета, команда социальных технологов общественной организации района, волонтёры, педагоги Зырянского Дома детского творчества, молодёжные центры сёл района.

Условия проживания: Палаточный лагерь. Питание по принципу самоорганизации. Оргвзнос участника – 500 руб.

В программе: Знакомство. Представление команд. Мастерские. Тренинги. Социально-образовательные игры. Служба самоорганизации. Проектная деятельность. Презентация проектов. Театрализованные представления. Песенный круг у костра. Гитара. Саморефлексия.

При проведении «Школы социального успеха» учитываются 3 компонента:

  • оздоровительный , ориентированный на овладение подростками здоровьесберегающими технологиями, методами оздоровления, физической культуры, мониторинга состояния своего здоровья;
  • образовательный, направленный на получение знаний, представлений и выработку умений по профилактике употребления алкоголя, табака, психоактивных веществ в подростковой среде по технологии «равный-равному».
  • развивающий, направленный на личностное саморазвитие, формирование качеств лидера, организатора добровольческих практик, организацию коллективной творческой деятельности.

Программа летнего лагеря «ШСУ» предполагает исследовать взаимодействие человека и реки: порядок, костровища, состояние зеленой зоны. Исследование и осмысливание стихии природы: воду, воздух, огонь, землю через ощущения – великий инструмент природы.

По принципу развивающейся кооперации отвечали на 4 вопроса к сути: Вода. Что это? Откуда? Из чего? Для чего это мне? В итоге рождались стихи, песни, рисунки, инсценировки. В спортивных состязаниях: осмысливание личности легендарных русских народных героев. Шли игры «Мой тайный друг», «Круг моих друзей», «Дела круга моих друзей», «Дорога моей мечты». Работали мастерские. Все виды деятельности представлены в программе.

ИЗОтворчество: Раскрытие внутреннего потенциала человека через рисунок и краски; Звукотерапия.

Физкультура: Игры на воздухе, теннис, плавание, гимнастика, массаж, дэнс-танцы.

Обществоведение: и нструмент выстраивания отношений; техноигры: «Тайный друг», «Путь к успеху», «Дорога мечты».

Трудовое обучение: акции «Чистые берега Чулыма», «Костёр своими руками».

Социальный менеджмент: «Визитка», представление служб самоорганизации.

Школа игры на гитаре и флейте.

Песенный круг как инструмент выстраивания отношений..

Философский театр: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Найди себе друга», «Путь к мечте», «Наполним небо добротой».

Самоорганизация: Службы самоорганизации, общественно-полезный труд, школа правовой культуры, школа молодого организатора.

Мастер-классы: Флористика, «Я - человек, я себя знаю», «Я – Хозяин», «7 шагов к успеху», «Юный парикмахер», «Девочки и мальчики».

Социально-образовательные программы: «Круг твоих друзей», «Найди себе друга».

Школа гражданской культуры. освоение основ социальной грамотности: организационной, проектной, корпоративной.

По ощущениям прожитого много рисуем на бумаге по одному, по двое, коллективно, соблюдая законы тишины: принять, поддержать, понять; закон звезды: гореть, зажигая других. Слушаем, созерцаем мир. Поем песни у костра. Ежедневным ритуалом является осмысление прожитого дня. Эта работа осуществляется через круги по началу дня, службы самоорганизации, мастерские, проживания и осознания стихий природы, вечерние якорьки и координационные советы. Вся работа строится через положительный опыт. По принципу дополнительности и совместной деятельности углубляется осознание стихий и себя самого: при условии принять и поддержать рождается и возникает чувство радости, дружбы, когда мы нужны друг другу; рождается творчество, фантазия, сотрудничество, взаимодействие и сопереживание. Примером деятельности с детьми может быть техноигра «Ктоя? Кто мы?», целью которой является осознание себя самого, научиться принимать, понимать, поддерживать другого, дополнять его, помогать ему.

Поле личностного развития и самореализации участников профильной смены

В течение смены подростки имеют возможность:

  • реализовать индивидуальные интересы, потребности, способности, получить определенные знания, навыки и умения в сфере пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде, профилактики употребления алкоголя, табака, психоактивных веществ среди молодежи;
  • приобрести опыт общения, получить знания и практические навыки организации различных мероприятий в сфере профилактики, разрешения конфликтов в среде сверстников;
  • реализовать свои творческие и художественные способности, участвуя в подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий;
  • реализовать лидерский потенциал, получить навыки организаторской деятельности, включиться в процесс социального проектирования, научиться разрабатывать социальные проекты и создавать команду их реализации;
  • получить навыки эффективного общения, создания благоприятной психологической атмосферы для работы в команде, участвуя а тренингах, ролевых и продуктивных играх;
  • включиться в процесс взаимооценки, взаимопознания, взаимодействия, взаимоподдержки в ходе проведения мероприятий «ШСУ»;
  • отдохнуть, укрепить свое здоровье, используя возможности окружающей природы, участвуя в спортивно-оздоровительной работе, выбрав для себя одну из предлагаемых форм активного отдыха;
  • повысить уровень психологической культуры, участвуя в психологических тренингах, получая консультацию психологов;
  • расширить свой социальный опыт, приобрести навыки добровольческой деятельности.

4 этап: итоговый . Срок реализации: август-сентябрь, 2016

  1. Подведение итогов «Школы социального успеха»
  2. Вручение сертификатов участникам.

Во всех рабочих процессах Программы отмечено пробуждение изначальной одаренности у детей. Появляется смыслы жизни, желание контактировать с другими, устремленность творчески себя задействовать, реализовать, постоянно стремиться к чему-то всё более новому.

В программу могут быть включены разнообразные акции и вовлечены руководители организаций, клубов, хозяйств, если ставится цель: пропаганда достижений этой организации, знакомство с ее людьми и т.д. На этой почве возможно долгосрочное сотрудничество и обоюдный интерес.

Эффективность решений, предложенных в проекте ,

через вовлечённость всех участников проекта в общий образовательно-воспитательный процесс и предоставление широких возможностей для реализации творческих потенций всех участников проекта.

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом .

Это создание молодежных команд, способных работать в проектном режиме. Овладение навыками общения и самоорганизации. Воспитание детей – лидеров, которые будут распространять идеи сотрудничества в своих школах.

Ожидаемые результаты– (в отношении детского оздоровительно-образовательного отдыха):

Коррекция и укрепление психосоматического состояния детей; снижение застрессованности (уровня), развитие душевно- чувственной сферы (эмоционального здоровья). Это – как минимум.

Программа содержит использование технологических игр с рефлексией, что позволяет участнику проживать и устранять в игровой форме личностные и межличностные психострессы и барьеры с самим собой, с другими людьми и вообще с миром и в отношениях со своим будущим.

Программа связана с элементарным социальным проектированием на базе ТРК (технологии развивающей кооперации), которые позволяют за короткий срок научиться формировать отношения с самим собой, в группе, в коллективе, способствует становлению и сплочению детских и т.п. отрядов, особенно собранных временно.

Все части, которые содержат внутри своих подпрограмм массу разных инструментов, направлены на профилактику и коррекцию социальных отклонений, девиантного поведения и пробуждения нравственных основ жизни.

Инновационный потенциал (тиражируемость результатов проекта, обоснование перспектив).

Это не просто отдых на реке Чулым (что тоже хорошо). Образовательно-оздоровительный комплекс предполагает:

Овладение участниками проекта технологиями саморегуляции, т.е. такими приемам, которые,

Во-первых, за время отдыха могут дать ощутимый (субъетивно и объективно экспертируемый результат улучшения состояния здоровья);

Во-вторых, применение этих технологий самостоятельно в последующей жизни позволят людям повысить свою устойчивость к стрессам, как внутренним, так и внешним, к давлению среды – социальному, информационному, физическому.

А значит, в повседневной, столь динамичной современной жизни человек сможет сохранять высокий уровень активности, успешности принятия решений, строить более конструктивные отношения с самим собой и с миром, принимать эффективные и точные решения.

Изменить свое отношение к себе на более позитивное, принимающее.

Овладеть способами преодоления межличностных конфликтов (в семье, в школе, в коллективе), научиться не только разрешать возникающие конфликты эффективно, без агрессии и депрессии, но и предупреждать возможные конфликты, изменяя характер и смысл отношений с людьми.

Научиться лучше понимать себя самого, других людей (супругов, детей, сотрудников и т.д.), а значит, не затрачивать энергию на излишние переживания, а направлять ее на созидание собственной жизни, отношений, дела.

Научиться пробуждать в себе высокие энергии, а это – постоянная активность, бодрость, творчество, радость отношений.

Научиться творческому взаимодействию с людьми, рождающему новые проекты, новые созидательные идеи, новые смыслы жизни, отношений, дела.

Научиться активно отдыхать, не ожидая, что кто-то будет развлекать.

Научиться не ждать, что счастье, здоровье, успех зависит от кого-то или чего-то – творить жизнь своими руками.

Научиться пробуждать свой неисчерпаемый потенциал.

Формы такого образования – не тяжкий труд сидения за партами, а проживание-игра, где можно получить удивительные результаты.

Особенностью проекта является его передаваемость, т.е. тиражируемость по принципу: «научился сам – научи другого». Одним из разделов проекта является подготовка детей инструкторов по организации коллективных творческих дел, акций, здоровьетворению.

Проект «Школа социального успеха» после освоения принципов и методики его организации может стать программой действий для любого образовательного учреждения, и не только образовательного, в плане самостоятельного использования.

Достигнутые личностные результаты

  • А.Дудко (образовательный грант на поездку в Италию)
  • М.Цыганков (курсанты Академии МЧС в Санкт-Петербурге)
  • А.Ануфриев (работа в «Роскосмосе»)
  • Н.Кривошапкина (международный тренер программ «ШСУ»)
  • П.Кривошапкин (победитель проекта «Бизнес-первый шаг»)
  • Л.Мехович (литературное творчество)
  • Е.Ефремов (песенный проект)
  • П.Слубских (дизайнерское творчество)
  • А.Рыжков (успешный работник с/х)
  • Ю.Ситникова (руководитель библиотечных проектов)
  • А.Ситникова (работа по программе «Земский доктор») и др.

Поддержка партнёрских организаций, жителей, спонсоров (письма) в осуществлении деятельности.

Чтобы проект осуществился, необходимо получить поддержку на уровне руководства района, так как от этого зависит финансирование проекта. Главным партнером становится Управление образования Зырянского района в лице руководителя, который дает ход проекту. Летний лагерь – это проживание, специальным образом организованной ситуации, которая является основой модели педагогической ситуации, требующей решения жизненных задач. Важно привлечь организаторов из числа педагогов, которые уже наработали положительный опыт. Нашими партнерами являются Новосибирская школа социальных организаторов «Алые паруса» (Попов Э.А.), Мисюрина Г.А., мастер-технолог «Педагогики эволюции Разума», доцент Сибирского гуманитарно-экологического института, Солоненко О.Ф., журналист, преподаватель ТГПУ по связям с общественностью, врач г. Юрги Кемеровской области Кожевникова Г.Г.. Их помощь имеет не только теоретическую, но и практическую направленность: они выезжают по приглашению во время работы летнего лагеря и оказывают реальную помощь. Их участие прописано в программе деятельности проекта «ШСУ».

Юридическим представителем проекта и организатором является Управление образования Администрации Зырянского района. Все организационные вопросы решаются в ходе заключения соответствующих договоров.

По проекту «ШСУ» оказана реальная спонсорская помощь:

  • РУО Администрации Зырянского района – 25 т.р.
  • Фонд Главы Администрации Зырянского района – 25 т.р.
  • Л.И.Рыжова, предприниматель – хлебобулочные изделия;
  • Ю.В.Маслов, предприниматель – канцтовары;
  • Л.А.Хрищенко, гл.врач Зырянской ЦРБ – медикаменты;
  • В.Г.Пименов, работник ЧП «Омега» - минеральная вода «Омега»;
  • Г.М.Лашук, директор автотранспортного предприятия – транспорт;
  • С. и В.Козадаевы, предприниматели – кондитерские изделия.

Наличие собственного вклада ОУ в виде труда добровольцев (учащиеся, педагоги, родители, заинтересованные лица) .

  • Команда педагогов-организаторов.
  • Работники местного Дома культуры.
  • Родители учащихся.
  • Молодёжь с.Цыганово, на чьей территории происходили события.

Механизмы реализации:

  • Информация в районных СМИ о подготовке и ходе реализации проекта.
  • Рабочие встречи оргкомитета.
  • Заключение договоров с администраторами сёл о реализации проекта.
  • Составление сметы расходов.
  • Организация и проведение летнего лагеря
  • Анализ деятельности оргкомитета по результатам подготовки и проведения летнего лагеря «Школа социального успеха».

Смета по проекту Канцтовары

500-00

Призы

500-00

Дополнительные расходы

10 000

Итого:

68 000-00

Учитывая факт многолетнего проведения «ШСУ», проект малозатратен, т.к. уже имеется туристическое снаряжение. Питание осуществляется из суммы оргвзноса участников. Привлеченные специалисты получают зарплату и им оплачивается проезд. В качестве поощрения оплачивается проведение мастер-классов учащимся.

Гарантией финансовой поддержки может служить заинтересованность Управления образования Администрации Зырянского района в результативности работы данного вида. Опыт проведения и финансирования летнего лагеря имеется. Результативность оправдывает затраты по проекту.

Проект «Школа социального успеха» перспективен по ряду причин:

  • учащиеся и молодежь овладевают знаниями для раскрытия творческого потенциала;
  • учащиеся нуждаются в новых формах организации летнего отдыха;
  • работа в команде повышает значимость каждого;
  • проживание в летнем лагере способствует развитию в человеке скрытого творческого потенциала. Лагерь является великолепной жизненной ситуацией для реализации поставленных целей;
  • Простые, природосообразные технологии самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самоорганизации, т.е. творческого саморазвития гарантируют высокое качество жизни.

Форма представления результатов (новые виды технологий, методик, документации, монографии, статьи и т.д.):

  • по результатам проекта ежегодно на августовской конференции проводится круглый стол;
  • в течение всего года проводятся мастер-классы для педагогов района на семинарах в образовательном центре «Время перемен», предметных МО;
  • итоги работы обобщаются на всероссийских конференциях, вышла статья для института социально-педагогических проблем сельской школы при Российской Академии образования;
  • более значительный результат – это отработка на практике с детьми тех приемов и методов гражданского воспитания, которые получили взрослые и дети в летнем лагере.

Литература:

  1. Акбашев Т.Ф. Символы переходного периода. Шаг пятый: «Рассвет России» (на пути к малозатратным системным решениям). – Казань, 1993.
  2. Акбашев Т.Ф. Путь Разума: Основы ноосферологии. – Уфа: Издательская компания «Астарта», 2007.
  3. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности. - М.: ИСПС РАО, 2006.
  4. Дик, Н.Ф. Семейные традиции в воспитании. - Ростов н/Д., 1993.
  5. Плоткин М.М. Сельская семья как институт образования: Аналитический доклад. – М.: ИСПС РАО, 2007. – Серия «Модернизация образования и социальное развитие села». – Выпуск 63.-36с.

Приложения

  • Образовательная программа «Школа социального успеха»
  • Письма поддержки
  • Заметки в газету
  • Фотоотчет «Счастливые мгновения фестивалей «Зов Чулыма»
  • Достижения

В настоящее время в социологии существует множество различных концепций, посвященных понятию «жизненный успех». Однако, при всем многообразии подходов к исследованию этого вопроса, все концепции признают, что жизненный успех любого человека детерминирован социальной средой и его природной предрасположенностью, т. е. имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Успех или безуспешность деятельности фиксируется в обществе как признание или отсутствие достижений у личности. С одной стороны, успех всегда зависит от активности личности по достижению того, что более всего соответствует ее природе, а с другой стороны, от эффективности сопротивления личности тому, что противоречит ее деятельности.

Сущность социального успеха личности определяется осознанным или неосознанным принятием ею социальной группы или сообщества, в котором она намерена себя утвердить. Выбор группы, как правило, не случаен. Он осуществляется по сходству личностных и групповых ценностей и представлений о способах достижения успеха. Ценности и стандарты поведения - это «своеобразный культурный код» моделей жизненного успеха, на основе которого и происходит признание или осуждение достижений личности группой или сообществом. Процесс самоутверждения личности в социальной группе носит преимущественно односторонний характер, т.е. достигается в какой-либо одной сфере ее жизнедеятельности. Выбор личностью сферы, в которой она намерена себя утвердить, обусловлен тем, какие природные задатки и способности у нее выражены сильнее.

В качестве основы концепции жизненного успеха исследователи используют объективные и субъективные факторы, показатели материального благосостояния, степень рациональности выбора способа достижения целей, динамику деятельности, социальный код доступа и другие показатели.

Концепция успеха как демонстративного потребления (Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984) имеет в своем основании материальный фактор. Т. Веблен выделяет в истории цивилизации особый общественный класс, для которого, по его мнению, занятие трудовой деятельностью является социально и этически табуированной сферой. Этот класс сформировал свою идеологию «достижения» и «правила игры» - норму денежного соперничества и социальные установки на денежный успех, денежный стандарт уровня жизни, денежные каноны вкуса и моды, т. е. - демонстративное потребление.

В концепции успеха как рационального выбора, разработанной Д. Фридманом и М. Хетчером (Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - с. 318-319), основополагающим тезисом является утверждение, что формирование целей достижения успеха личностью предопределено её предпочтениями. Социальное действие исследователи рассматривают как достижение целей, ограниченное, с одной стороны, иерархией предпочтений личности, с другой стороны, социальными институтами, поскольку они навязывают правила, законы, предписания и «правила игры».

В теории обмена Дж. Хоманса (Там же. - с. 321-328) процесс достижения успеха личностью рассматривается как деятельность, состоящая из трех фаз: действие, вознаграждение за результат действия, повторение первоначального действия или действия аналогичного ему. Он утверждает: чем чаще какое - либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же.

Понятие "успех" рассматривается и в теории рисков (3. Гидденс, У. Бек). Основу этой теории составляет представление о том, что современность есть переход от классического индустриального общества к обществу риска. Модернизация, глобализация, технология порождают новое общество, а значит, и новую среду, в которой главным вопросом является вопрос о рисках и их предотвращении. Следовательно, можно говорить о новой социальной среде, о новой социальной структуре, а также о новых «правилах продвижения» в этой структуре, механизмах достижения успеха. Поэтому успешный человек в обществе риска - это человек, усвоивший новые модели поведения, а, значит, умеющий управлять рисками.

Основой символической концепции успеха является положение о том, что взаимодействие между людьми осуществляется посредством обмена символами, выработанными в ходе общественной жизни. Фундаментальной предпосылкой этой концепции является то, что «любая предметность, любое положение дел является или может явиться в сознании личности в качестве определенной смысловой конфигурации. Исследователи делают вывод о том, что социальная реальность - это феномен сознания множества субъектов: мир таков, каким он является в сознании личности. Поэтому реальность есть не что иное, как совокупность ее индивидуальных смысловых конструкций, которые образуются в сознании человека по мере поступления жизненного опыта. Главным вопросом здесь является вопрос об интерпретации человеком этих символов. Поэтому ключевыми категориями анализа в этой теории выступает символ (определенный социальный код) и значение этого символа (индивидуальное значение в рамках одного кода, являющееся результатом интерпретации человеком этого кода).Таким образом, в основе взаимодействия между людьми лежит обмен индивидуальными смысловыми конструкциями. Инструментом выражения индивидуальных смыслов является язык. Целедостижение - это продукт взаимодействия субъективных факторов (индивидуальных значений успеха) и объективных факторов (символов успеха).

Понятие "жизненный успех" определяется именно в сознании личности в виде смысловых конструкций, связей. Относительно целостная картина о феномене целедостижения, успеха в той или иной общности, в том или ином социуме может быть представлена совокупностью индивидуальных смыслов успеха отдельных личностей.

По материалам

социально-психологических исследований

Само понятие успеха, наполненное современным его содержанием, появляется как следствие определенных социокультурных условий. Требуются критерии, «показатели» реализации усилий личности, маркеры значительности достигнутых на этом пути результатов. О критериях успешности можно говорить как о стратификационных критериях или факторах, определяющих неравенство людей в обществе. М. Вебер как факторы социального неравенства рассматривал богатство, власть и социальный престиж. П. Бурдье относил к ним символический, экономический, культурный и социальный виды капитала. К взаимосвязанным показателям успешности в современном западном мире можно отнести материальный уровень жизни человека, объем его собственности, степень его политического, культурного влияния, уровень образования, профессиональную компетентность и престижность профессии

Однако цивилизационный подход к проблеме успеха позволяет учитывать и иные типы ценностных ориентаций. В частности, П.А. Сорокин выделяет идеациональный (религиозный), чувственный (материалистический) и идеалистический (комбинированный) социокультурный типы. Естественно, что понимание успеха в религиозной социокультурной системе будет отличаться от его трактовки в системе материалистической и комбинированной.

Еще более объемную картину предоставляет стадиальный подход (Р. Арон). Выделение на основе ряда параметров примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального общества позволяет выявить динамику становления представлений об успехе. Примитивное общество было лишено представлений об успехе, так как социальная структура находилась еще в самом начале своего формирования и имела родоплеменную форму, а человек был носителем не индивидуального, но социального «Я». В традиционном обществе социальные связи динамизируются, появляется механизм общественного признания, меняется структура личности. Складывается представление о том, что благодаря выдающимся личностным качествам человек может изменять социальную реальность и добиваться успеха, который, впрочем, не относился к основным общественным ценностям. Понятие успешности, более или менее близкое современному, возникает в пострадиционную эпоху - эпоху индустриального общества , которая характеризуется всплеском индивидуализма, формированием либеральной идеологии, бурным развитием капиталистического типа экономики и тенденциями к демократизации политического устройства общества. Изменение экономической ситуации привело к усилению вертикальной мобильности благодаря разрушению сословной иерархии и преобразованию ее в классовую. При этом показателем успеха является не просто вертикальная мобильность, но существенная вертикальная мобильность. Достижение успеха облегчается в силу того, что существующие в индустриальном обществе различия между экономическими статусами распределяются по шкале неравенства все более равномерно и плавно в сравнении с традиционным обществом. В то же время, в индустриальном обществе успешность определяется скорее внешними параметрами, нивелируя внутренний, психологический фактор деятельности В этическом аспекте благо, достижением которого меряется успех, отождествляется с утилитарной пригодностью и пользой. Товарно-денежные отношения проникают во все сферы, ставя экономический фактор во главу угла, возникает понятие успеха, и успех, понимаемый как максимальная производительность и вследствие этого максимальная «товарность», становится одной из главных ценностей индустриального общества.

В постиндустриальном (информационном обществе) характеристикой успешности является возрастание значения такого стратификационного фактора, как символический капитал , означающий обладание информацией и умение ею пользоваться. Увеличивается значение инициативности, умения брать ответственность на себя и адаптироваться к быстро меняющимся социальным реалиям. Успех в постиндустриальную эпоху отличается от успеха в обществе модерна, частично напоминая представления об успехе, свойственные периоду расцвета античной демократии, но осложненные современными процессами информатизации, глобализации, интенсификации инновационной деятельности

Согласно вышеизложенному определению успех по своему содержанию - универсальный феномен. Универсальность его проявляется в его пространственно-временной инвариантности. Данный феномен существует независимо от конкретно-исторических условий, видоизменяются лишь формы его проявления.

Следует отметить, что тема успеха неизменно присутствует в работах по социальной мобильности, социальным ценностям, социальной психологии личности и психологии мотивации. Практически всегда тема успеха является темой изучения в исследованиях, рефлексирующих взаимодействие культуры и социальной структуры.

Успех можно рассматривать как по объективному критерию, так и по субъективным показателям. Успех с позиции объективного критерия - это, прежде всего социальный успех, измеряемый в категориях общественного признания соответствующих результатов. Успех в субъективном измерении - это личностный, индивидуальный успех, который проявляется в чувственном переживании субъекта успеха. Два этих измерений могут сосуществовать как отдельно, так и в интеграционном положении.

Анализ научной литературы показал, что существуют объективные маркеры социального успеха . К ним, прежде всего, относят профессиональный статус, наличие качественного (престижного) образования и материальное благополучие. Анализируя данные критерии, мы исходим из того, какое социальное положение занимает личность в социальном пространстве. В этом случае понятие успешности в определенной мере отождествляется с социально-статусным положением индивида в обществе.

Но есть еще несколько критериев оценки социального успеха. Каждый индивид либо интегрируется в общество, либо нет. Интеграция личности в общество в значительной мере связана с процессом адаптации . Суть адаптации, как установлено многочисленными исследованиями, заключается во взаимном приспособлении индивида, его норм, ценностей, представлений, стандартов поведения с другими членами общества, их нормами, ценностями, представлениями, стандартами поведения. Адаптацию можно считать завершенной, когда найден устойчивый баланс этих показателей личности и общества. Социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую посредством активности, проявляемой личностью.

Социальный успех по своему содержанию предполагает общественное признание личных заслуг индивида. Поэтому одним из необходимых условий социального успеха является наличие определенного количества социальных интеракций , которые выступают как критерий общественного признания. Ясно, что существует прямая связь этих двух категорий: чем больше социально значимых контактов, тем выше степень социального успеха личности. В этом и заключается механизм формирования общественного признания: через определенное количество социальных связей социально успешная личность оказывает влияние на других, которые в силу значимости этого влияния определяют личность как социально успешную.

Следующим не менее важным критерием социального успеха является степень влияния социально успешной личности на общество . В этом случае более свободная личность получает преимущества в сравнении с менее свободным индивидом, чье поведение предсказуемо и определено социальными нормами. Более свободная личность расширяет количество социальных интеракций, тем самым, расширяя ареал воздействия на других. Количество социальных связей, предполагает качественный аспект успеха - оценивание личности как социально успешной в определенной социальной группе. Несоответствие критерию успешности приводит к маргинализации (частичной или полной), то есть промежуточности, «пограничности» положения человека между какими-либо социальными группами.

Успех невозможен без изменения субъектом в ходе деятельности социальных отношений, социального пространства и времени. Современные концепции социальности показывают, что для изменения мира необходимо изменить способы, по которым он формируется, то есть видение мира и практические операции, посредством которых конструируются и воспроизводятся группы. Для этого необходима символическая власть, позволяющая субъекту воздействовать на социальное пространство, меняя его структуру. «Успешный» субъект социальных отношений изменяет социальную реальность и тем, что продвигается вверх по иерархической лестнице, повышая свой статус или приобретая новые, таким образом задавая новую сеть взаимодействий и социальных связей относительно своего места в системе социума, и тем, что создает пространство социальных координат под свои собственные потребности для их удовлетворения и достижения желаемой цели.

Помимо этого, успешный человек должен уметь создавать альтернативы существующей реальности, осуществлять отклонение в «разумных пределах», поскольку вертикальная мобильность подразумевает неизбежную маргинализацию субъекта, выход за границы свой страты для вхождения в более высокую. Поэтому в объем понятия «успех», кроме перечисленных выше характеристик, должно быть включено и создание перспектив для дальнейшего роста . В социальном плане это означает актуализацию своей способности оказывать влияние на социальную реальность, в том числе создавая новые социальные связи, альтернативные символические универсумы. Успешная личность становится своего рода «значимым другим» для ряда социальных субъектов, формируя для них новую, привлекающую их реальность, концентрируя на себе векторы социальной направленности и задавая новую конфигурацию социального пространства.

Современная ситуация успеха также обусловлена динамической социальной реальностью, предполагающей постоянное становление, воспроизводство и проектирование. В этой связи успех представляется не только как получение максимального результата при наименьших затратах энергии, времени и сил, отвечающее внутренним глубинным потребностям человека и сопровождающееся переживанием удовлетворения, поскольку достижением или недостижением цели деятельность не заканчивается, и, соответственно, успех не может быть полным и окончательным. Нельзя представить себе успех и просто как существенную вертикальную мобильность, важность которой значительно уменьшилась в постиндустриальном обществе. Сегодня материальный уровень жизни в экономически развитых странах настолько высок, что снижает значимость материального стимула к развитию, сравнивая с ним по значимости другие факторы, в частности, поиск смысла. Последний сигнализирует о возрастающей роли символической власти, символического критерия успешности.

Отношение к успеху и успешным людям в России и на Западе весьма различается. Отличительной особенностью коллективистического общества, которое сопровождало большую часть российской истории, является подчиненность личных интересов общей идее, устремление к идеальному, совершенному состоянию, приложение усилий всех членов социума для реализации этой цели В коллективистическом обществе совершенствование индивида зависит от совершенства общества. Соответственно, успешность первого зависит от степени реализации общей цели второго.

Признаками успешности являются обретение материального благосостояния, слава или известность, достигнутый социальный статус. Но если для капиталистического общества наличие этих маркеров индексировало персональную значимость, то в Советском Союзе, например, эти признаки говорили о включенности в общее дело построения справедливого общества будущего, о причастности главным ценностям. Эти «знаками» отмечали «растворенность» успешного человека в том будущем, которое создавалось общими усилиями.

Другими социокультурными условиями специфического отношения к успеху в современной России являются как рудименты православной традиции, так и отсутствие уважения к труду, исторически обусловленное подневольностью основной массы населения. После начала перестроечных реформ, направивших страну по пути формирования рыночной экономики западного типа, последствия укорененности коллективистического сознания стали очевидны дух предпринимательства в нашей стране развит еще достаточно слабо, многие или не могут, или боятся проявлять инициативу, полагаясь на помощь «сверху», на внешний источник успеха. Такую стратегию достижения цели можно назвать «полаганием на удачу».

У современных россиян нет единства в понимании успеха. Для одной группы населения успех - это только духовные устремления и отрицание мирского, для других важно и мирское начало, но они неудачливы, и это есть источник их протеста против успешности как таковой. Третьи добились успеха, но неправедными путями, совершенно не думая о благе других людей и занимаясь демонстрацией собственного богатства.

После распада старой политической и экономической системы значительная часть населения оказалась не соответствующей новым ценностным ориентирам, требовавшим других качеств и способностей. Многие из этих людей были вполне успешны «в координатах» старой системы, но оказались «неудачниками» в новой. Построение рыночной экономики, основанной на принципе конкуренции и приоритете товарно-денежных отношений, сделало актуальным такое качество, как профессионализм. При этом рыночная экономика предъявляет повышенный спрос на одни умения (инициативность, предприимчивость, умение рисковать и т.л.) и значительно меньше нуждается в ряде других.

В рамках «рыночных» ценностей человек, чей успех измеряется размером счета в банке и количеством предметов роскоши, вызывает как стремление подражать, так и чувство зависти, основанное на предубеждении в неправедности путей достижения этого статуса. Но подобный стереотип успешности уже теряет свою актуальность. Информационное общество выдвигает новый образ успешной личности, связанный с глубиной и практичностью знаний, умением добывать, анализировать и реализовывать информацию, преобразовывать ее в новые знания и технологии.

Введение

Многообразие социальных практик современного российского общества, происходящие в последние десятилетия в общественные трансформации требуют осознания, объяснения и оценки социологов. Среди проблем, требующих детального анализа, можно выделить следующие: углубление демографического кризиса, проблему криминализации отдельных сфер общественной жизни и институтов власти, усиление социальной дифференциации населения, достигающее в отдельных регионах критических показателей, проблему информационный безопасности, информационных войн, социальных последствий усиливающейся информатизации общества.

Основные направления и методология анализа феномена социального успеха

На наш взгляд, не менее значимым и требующим своего исследования является следующий процесс, который характеризует социальную реальность современной России - повсеместное распространение идеи социального успеха, утверждение особой ценности успеха личности. Не менее актуальной для современного российского общества, чем знаменитое бухаринское «Обогащайтесь!» в конце 20-х годов, становится максима «Стань успешным!».

Можно с определенной долей уверенности говорить о формировании идеологии социального успеха в современном российском обществе, об утверждении в общественном сознании доктрины социального успеха. Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация символов социальной успешности становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение социальных субъектов.

Важно отметить, что авторы, занимающиеся исследованием феномена социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху в системе жизненных ценностей личности и детерминант социального поведения, неоднозначно трактуют происходящие в современном российском обществе процессы. Одни исследователи обращают внимание на гипертрофию идеи личного успеха и рассматривают данный факт в качестве одной из причин дезинтеграции российского общества. Другие, напротив, подчеркивают неразвитость и неприемлемость достижительских стратегий в российском социуме, объясняя данным фактом низкую эффективность социальной системы в целом и низкие темпы общественных преобразований.

При этом большинство из них сходится во мнении, что в современном обществе господствует одна модель жизненного успеха, которую можно условно обозначить как денежная модель успеха, где главным критерием успеха выступает его денежное измерение, предлагаются одинаковые способы достижения и репрезентации успешности без учета специфики сфер общественной жизни, в которых реализуют себя социальные субъекты.

Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием, плюрализацией социальных практик современного общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха. Не учитывается, что успех многоаспектен, индивидуален, ситуативен, интерсубъективен, относителен, имеет как объективную, так и субъективную стороны, а также предполагает многовариантные способы его достижения.

Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках. Как вполне обоснованно замечает А.Ю. Согомонов: «Среди богатого арсенала операциональных в современном культурном анализе «оппозиций» есть одна бинарная пара, которая на удивление остается мало приметной как в «чистой» социальной теории, так и в фольклористике, этнологии, антропологии, и, более широко, - в семиологическом анализе.

Но именно эта пара описывает, как кажется, фундаментальное противостояние концептуально различных направлений жизненной философии Человека, а именно противостояние двух макростратегий в проектировании жизненных достижений – Выделенности и Не-выделенности социального актера в его жизненной среде, распредмеченной в языке обыденной коммуникации оппозиционностью Успеха-и-Неудач - жизненного и профессионального, личного и коллективного, шумного и скромного и т.п.»

Безусловно, такое явление как успех достаточно часто выступает предметом научного анализа, но чаще всего данный анализ проводится не применительно к проблеме общественного бытия социального субъекта в целом, не как понятие, описывающее и структурирующее жизненное пространство как индивидуального, так и группового социального субъекта, не как показатель эффективности социальной системы в целом.

Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной. Большой спектр работ посвящен рассмотрению успеха в контексте различных этических проблем, есть ряд работ, посвященных проблематике политического успеха. Однако, представляется необходимым провести комплексное и всестороннее исследование такого явления как социальный успех в рамках и средствами социологической науки.

Следует проанализировать успех на различных уровнях его проявления: индивидуально-личностном, корпоративном, социетальном, охарактеризовать мобилизующую роль и функции стремления к успеху, критерии успешности в различных типах общественных систем. Одним из направлений анализа может являться исследование социальных факторов, обусловивших активизацию достижительских стратегий и формирование идеологии социального успеха, выявление того социального слоя, который выступил в качестве заказчика данной идеологии.

Методологическим основанием подобного анализа могут выступить идеи К. Мангейма, который исследовал феномен социального успеха в контексте экономических амбиций личности, выявляя зависимость между экономической системой общества и социальным поведением личности. В качестве механизма воздействия экономической системы на личность К.Мангейм предлагает рассматривать именно стремление к успеху, указывая, что «ее воздействие осуществляется посредством психического механизма честолюбия, стремления к успеху». При этом проводится анализ субъективного и объективного успеха, непостоянных и относительно стабильных форм успеха, а также выявляется зависимость между возможностью достижения успеха и различными типами общества.


Метод «жизненного пути» как инструмент изучения современного российского общества

В современной российской социологии утвердился методологический плюрализм, допускающий применение разнообразных качественных и количественных методов в изучении социальной реальности. Так в последние годы сложилось понимание эффективности применения такого специализированного социологического метода, как метод «жизненного пути». По мнению западных социологов, данный метод позволяет рассматривать жизненную стратегию личности и траекторию ее социального движения в условиях трансформирующегося общества как взаимообусловленные явления.

Цель нашего исследования состоит в анализе жизненного пути как основы той социальной реальности, которая интерпретируется социологами как индивидуализированное общество. В теоретическом плане эти проблемы связаны, прежде всего, с важностью влияния трансформирующихся обществ на развитие человеческой жизни. При этом особое значение придается влиянию государственного регулирования на индивидуальную биографию, что для России особенно актуально.

Специфика метода жизненного пути состоит в том, что он объясняет социальные изменения, учитывая тот факт, что общественные структуры и институты напрямую связаны с уровнем индивидуального действия. Индивидуальная биография анализируется как связующее звено между различными внутри- и межиндивидуальными уровнями, которое позволяет проводить динамическое, многомерное и многоуровневое моделирование общественного развития.

Метод «жизненного пути» позволяет представить переживания и поведение одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания и поведение. К материалам жизненной истории могут относиться любые записи или документы, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. При этом жизненный путь, как индивидуализированная социальная реальность, может рассматриваться и интерпретироваться с позиций нескольких методологических подходов.

Во-первых, жизненный путь индивида может быть рассмотрен как результат его стремления в определенных заданных ситуативных условиях реализовать оптимальный по его субъективным меркам вариант жизнеустройства, используя имеющиеся в его распоряжении ресурсы и руководствуясь индивидуальными целями и предпочтениями. Если в прошлом индивид сам в своих планах и действиях подвергался воздействию общественных структур, то впоследствии он и окружающие его люди сознательно или невольно способствуют изменению этих структур в настоящем и будущем.

Во-вторых, жизненный путь может рассматриваться как многоуровневый феномен, прослеживаемый от уровня структурных процессов через социальные институты и организации до уровня социальных траекторий индивидов и процессов их развития.

В-третьих, жизненный путь человека может рассматриваться как многомерный процесс, протекающий в нескольких взаимосвязанных жизненных сферах. В связи с этим, каждую жизненную сферу можно рассматривать как процесс, являющийся частью жизненного пути в целом.

В-четвертых, жизненный путь людей можно трактовать как нелинейный, высоко комплексный процесс, и главными источниками этой нелинейности могут выступать самореферентность, пространственно-временная взаимозависимость жизненных сфер и вертикальная взаимозависимость между различными уровнями социальных процессов.

Жизненный путь человека включен в высокодифференцированные многоуровневые общественные процессы. В частности, он протекает при структурирующем влиянии следующих факторов:

1) жизненных путей других людей, с которыми человек состоит в более или менее тесных отношениях интеракции: родителей, партнеров, детей, друзей и т. д.;

2) общественных институтов и организаций (промежуточных инстанций, государственных учреждений, трудовых организаций);

3) условий жизни в социальных и региональных контекстах, в которых протекает жизнь индивида или которые чередуются во времени;

4) сложившихся и изменяющихся общественных структур и исторических событий, которые представляют собой социоструктурные, политические, правовые, культурные и экономические условия организации жизни.

Структурные характеристики и условия планирования и организации жизни более точно можно описать следующим образом: путь индивида в определенной жизненной сфере – это самореференциальный процесс – человек действует на основе накопленных им в соответствующей жизненной сфере материальных, социальных и культурных ресурсов и жизненного опыта. Таким образом, «преформирующий» (научающий) опыт и решения в релевантных областях жизни, которые определенным образом ограничивают или расширяют спектр возможных выборов в будущих решениях и тем самым направляют жизненный путь в определенное русло, – это первый важный источник контингентности жизненного пути.

Каждую жизненную сферу можно рассматривать как процесс, являющийся частью жизненного пути в целом. Различные сферы жизни человека, как правило, не автономны, а взаимосвязаны и взаимообусловлены. Контингентность жизненного пути как раз и возникает из взаимозависимости различных жизненных сфер. При этом отдельные измерения жизненного пути в разных жизненных ситуациях и в зависимости от возраста могут иметь разную значимость для жизнеустройства.

Метод вторичного анализа данных для анализа факторов социальной безопасности

Для изучения предмета и объекта исследования использован комплекс социологических методов сбора эмпирической информации, среди которых вторичный анализ эмпирических данных социологических исследований, проведенных в Москве на протяжении 1993 – 2009 годов и в той или иной мере затрагивающих предмет авторской диссертации «Миграция как фактор социальной безопасности столичного мегаполиса».

Учитывая разрозненный характер этих исследований, разнообразие выборочных совокупностей, положенных в их основу, отсутствие мониторинга по проблемам безопасности, автором, по предложению профессора Г.Г. Силласте, была разработана в качестве инструментария систематизации эмпирических данных т.н. «интегративная вторичная анкета» для сбора и сравнительного анализа социологических показателей замера характеристик социальной безопасности мегаполиса и его сфер жизнедеятельности.

Это своего рода кодификатор различных социальных показателей, проанализированных на основе ранее собранной эмпирической информации. На основе разработанного вторичного инструментария систематизированы эмпирические данные социологических исследований с 1993 по 2007 годы. При этом автором дается обоснование социологических показателей измерения состояния социальной безопасности (с выделением фактора миграции) как индикаторов замера процесса его эволюции.

Сущность метода вторичного анализа данных. Различение понятий “вторичного анализа” и “вторичного исследования”.

Самым распространенным методом сбора информации в социологическом исследовании является раздаточный опрос в форме анкетирования.

При этом социологическими индикаторами замера социальной безопасности в социологическом исследовании выступают задачи исследования, сформулированные в форме вопросов и величины самооценки населением своей безопасности, оценок социальной устойчивости и угроз, опасностей в столичном мегаполисе. Роль исследователя состоит в правильном понимании целей и задач исследования и изложении вопросов и предлагаемых ответов для респондента с целью проверки выдвинутых гипотез.

На социальную безопасность личности, общества, государства влияет ряд факторов. Исследованию подвергаются факторы безопасности личности, мотивации, а также условия существования мегаполиса, как социально-территориальной общности. Для осуществления данных задач формируются вопросы и ответы исходя из выдвинутых гипотез.

Социологическое исследование подразумевает необходимый инструментарий, с помощью которого «снимаются» данные. Основным инструментарием исследования явилась специально разработанная автором интегративная вторичная анкета.

Содержание вопросов анкеты должно иметь связь с задачами исследования. На основании проведенной факторной операционализации составляется группа показателей, которые должны быть исследованы. Эти показатели выносятся в рамки вопросов, задаваемых респондентам. При этом они могут быть закрытыми, которые предлагают респонденту на выбор несколько вариантов ответов, полузакрытыми, когда предлагается несколько вариантов ответов, но за респондентом остается возможность дописать свою точку зрения, и открытыми, когда никаких вариантов возможных ответов респонденту в анкете не предлагается.

При этом, ответы, полученные в ходе опроса от респондентов и будут являться индикаторами тех показателей, которые разработаны в соответствии с методологией опроса. Индикаторы отражают субъективную позицию, мнение индивида об исследуемой проблеме. Полученные результаты позволяют подтвердить или опровергнуть теоретические гипотезы исследования, выдвинутые в соответствии с целью проводимого исследования.

Индикатор – «доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию». Социальный индикатор – «индикатор, характеризующий социальные объекты, отражающий состояния и процессы их функционирования и развития, являющийся инструментом сравнения».

Индикаторами замера социальной безопасности населения являются показатели оценок респондентами своего мнения по данной проблематике на основе специально разработанной анкеты для вторичного исследования, полученные в результате регулярных массовых (общероссийских) опросов, проводимых специализированными социологическими центрами и институтами.


Заключение

На наш взгляд данные идеи могут быть использованы при исследовании современного российского общества, анализе факторов, детерминирующих поведение социальных субъектов, одним из которых как раз и выступает стремление к успеху.

Особенность применения метода жизненного пути в России связана с тем, что изменения биографий должны иметь прямое соответствие в исторической трансформации общества. Российское общество хронически в таком состоянии. Исследователь должен исходить из относительно устойчивой и продолжительной значимости социального неравенства и социально-структурной дифференциации для возможностей жизнеустройства отдельных индивидов.

Для России это всегда было свойственно, даже в СССР было неравенство в доступе к ресурсам. При этом особое значение придается влиянию государственного регулирования на индивидуальную биографию. Таким образом, проведенный вторичный анализ социологических исследований позволил решить методологическую задачу и разработать систематизацию эмпирических данных посредством т.н. «интегративной вторичной анкеты» для сбора и сравнительного анализа социологических показателей.

Список литературы

1. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции / РАН ИНИОН; Пер. с англ. Е.Я. Додина; Отв. ред. Л.В. Скворцов. – М.: ИНИОН, 2008.

2. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач. – М.: ООО Солтэкс, 2008.

3. Блоссфельд Ж.-П., Хьюнинк И. (2008) Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т.IX. №1.

5. Ежов О.Н. (2007) Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т.VIII. №3.

6. Алхасов М.М. Некоторые проблемы вторичного анализа данных массовых опросов // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных, М. 2007.

7. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации. Часть ІІ. Сборник трудов ИСА РАН. Москва: «УРСС», 2007.

8. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2008.

9. Петров В.В. Этнические мигранты в принимающем обществе. Ч.1. Методология и теория исследования толерантности и мигрантофобии. Краснодар, 2008.

10. Сычева В.С. Вторичный анализ как метод. М.: СОЦИС, 2005, N 11.

О.В. Михайлова

ПРОЛЕГОМЕНЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «УСПЕХ»

Если хочешь достичь успеха, сначала переступи через себя, а потом - через других.

Тот, кто любит трудности своей профессии, не думая об успехе и славе, призван богами.

Роберт Луис Стивенсон

Исследуется «успех» как феномен, проявленный в различных контекстах: философском, социальном, образовательном. Автор обращается к исторической генеалогии понятия «успех», рассматривает подлинный и неподлинный модусы успешности. Концептуальные идеи успешной личности предъявляют требования к созданию человека нового типа - суперпрофессионального и супермобильного.

Существуют понятия, которые кажутся очевидными, и мы их используем повсеместно, наделяя привнесенными нами смыслами, не особо задумываясь об их природе. По-видимому, к их числу относится успех. Бесспорно, являясь одним из важнейших аспектов нашего сегодняшнего бытия, понятие «успех» используется как некая цель, к которой стремится, наверное, каждый человек, при этом вкладывая свои личностные переживания, а зачастую существует как некий готовый «рецепт», включающий «деньги, статус, славу». Мы часто желаем друг другу успеха наряду со здоровьем и счастьем. Что мы имеем в виду? И вообще, насколько можно изучать «успех» философски?

Возможно, успех является сегодня одним из «великих вопросов», через призму понимания, препарирования которого можно по-новому взглянуть на наше сегодняшнее бытие. В чем смысл успешного существования? Насколько успех является ориентиром в современном жизненном пространстве?

Цель данного размышления - попытка рассмотреть феномен успеха в его различных проявлениях: философском, социальном, образовательном. Поскольку, на наш взгляд, непродуктивно и неконструктивно предлагать готовый вариант определения успеха, стоит поставить вопросы, ответы на которые «схватят» «ускользающий феномен». В чем заключена его притягательность, почему слово «успех» у всех на слуху? Насколько успех является «русским» проектом или навязанным нам извне - проектом современного западного мира? Почему быстро вошел в наш повседневный дискурс, адаптировался, ассимилировался на российской почве? Является ли «успех» феноменом нового времени или существовал ранее и в каких формах?

В начале своего исследования мы столкнулись с проблемой: каков должен быть способ рассмотрения столь «ненаучного» (не строго научного) понятия. Видимо, специфика данного феномена, его неопределенность и многомерность определяют и способ его рассмотрения.

Отсутствие литературы философского направления по данной тематике усложнило задачу, с одной стороны, с другой же, напротив, возбудило еще больший интерес и открыло возможность для интерпретации.

Имеющаяся литература, которая посвящена успеху, является по большей части публицистической либо предназначенной для конкретных сфер деятельности: в менеджменте, психологии, различных тренингах.

На вопрос, что является успехом, ответы, как правило, сводились к перечислению следующих социальных

маркеров: достижение поставленной цели, слава, деньги, престиж, высокий пост и пр. Получается, что успех квалифицируется другими: ты успешен, только если социум признает тебя успешным. Однако встает вопрос о том, можно ли говорить о Людвиге ван Бетховене, Сергее Радонежском, других небогатых и не добившихся в свое время признания людях как успешных? Это один полюс. Другой полюс, который описывает В. Франкл, - успешны ли люди, закончившие Гарвард, занимающие высокие позиции в социальной иерархии, получающие высокие зарплаты, но ощущающие внутреннюю опустошенность, находящиеся в отчаянии ?

Очевидно, что помимо социального, успех имеет индивидуальное измерение. Через хайдеггеровское различение подлинного и неподлинного возможно говорить об успехе в личностном плане. Императив бытия подлинным формулируется так: «Будь самим собой!» Сложно объяснить, что значит «быть собой» и «не быть собой». Методологически проще исходить из отрицательной посылки. «Бытие не собой» реализуется в том случае, если мы ориентируем свою жизнь, исходя из конъюнктурных интересов социального или родительского заказа, прагматического расчета. Например, выбираем экономическую специальность не потому, что нам нравится экономика, а потому, что в будущем родители устроят на хорошо оплачиваемую работу.

Неизбежным следствием «бытия не собой» будет ощущение проживания чужой жизни: может оказаться, что я находился не на той работе, которая отвечала моим интересам, дружил не с теми, с кем хотел, а с кем было выгодно или удобно. Кажется, что приведенные размышления довольно банальны, но они потребуются нам в качестве регулирующей идеи в дальнейшем. Существует два полюса: или следовать только голосу своих желаний и не реагировать на мнение мира, или выполнять заказы общества, которые могут быть выгодными моделями существования. Концепт подлинности как внимательного отношения к своему должен быть дополнен слышанием социального контекста. Тогда, успешный человек - это тот, кто до-спел лично-стно и у-спел социально. «Вот это успех!» - восклицаем мы тогда, когда человек своим возникновением в этом месте и в это время заставляет оживать действительность - создать книгу, в которой люди находят их внутреннее невысказанное, наладить работу на предприятии и вдохнуть в его коллектив желание работать или просто замкнуть нужный проводок в микросхеме...

Исторический генезис понятия «успех»

Чтобы узнать, в чем сущность обсуждаемого феномена сегодня, целесообразно обратиться к генезису понятия - тому историческому контексту, где оно зародилось.

Первая аналогия, которая возникает при упоминании «успеха», - это протестантский проект, описанный М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Успешность человека была санкционирована самим Богом и возведена в ранг социальной добродетели. Совпадение профессиональных обязанностей и призвания, что в немецком языке обозначается одним и тем же словом «Beruf», явилось фундаментом пуританской этики и толчком к развитию капитализма и духа предпринимательства в тех географических регионах, где распространился протестантизм. Именно протестантская этика определила американскую жизненную модель: стремление к успеху как главной ценности. Смыслообразующей компонентой идеи успешности стало слияние духовного и экономического благоденствия . Это ярко иллюстрирует главный символ Америки - доллар, на котором написано: «In God we trust» («Мы верим в Бога»). Если ты служишь доллару, то не можешь не служить Богу.

В Америке, хотя она и была первоначально плюралистичной в религиозном плане, наибольшее значение приобрел протестантизм. Возможно, потому, что именно протестантизм представлял собой сплав, с одной стороны, религиозной жизни, а с другой - светской. По мнению политолога У. Галстона, религия стала выполнять прагматическую функцию - в качестве рецепта для достижения успешной, богопризнанной (что являлось одним и тем же) жизни индивида . Протестантские принципы делового успеха, исполнение собственного призвания стали нормой жизни американского общества, которую должен соблюдать каждый человек. Даже теологи того времени, в частности Н. Пил, утверждали, что религиозная вера - это не нечто благочестиво пуританское, а научная рекомендация по созданию жизни, полной успеха, и что экономика и духовное спасение идут рука об руку .

Постепенно с возросшим ростом мобильности, расширением рыночных отношений во всех сферах -не только экономической, но и социальной - религиозная составляющая «вымывается» из ориентиров американского гражданина. Материальные благосостояние и независимость становятся не столько богоугодным делом, сколько стандартом общества.

Прагматическое мировосприятие выразилось в известной американской философской традиции, представленной У. Джемсом и Ч. Пирсом, а также в системе образования, которая, по сути, выполняет в обществе функцию сохранения и воспроизведения ценностей. Для преподавания в американских учебных заведениях выбирались только те знания и навыки, которые могли помочь в достижении материального успеха, или же способствовать формированию черт характера, ассоциируемых с «self-made man» - «человеком, сделавшим самого себя». Человек умен постольку, поскольку может конвертировать свои знания в материальный эквивалент.

«Успех» в США - это не просто слово, вплетенное в употребление наряду с другими словами, не только констатация достижения результата в деле, сколько социальная норма существования, жизненный императив «будь луч-

шим во всем!». Успех, можно сказать, является национальной идеей, способом позиционирования американцев по отношению к другим. «Я - американец» означает уже превосходство и более высокие стартовые позиции.

Удивительно, в России сегодня наблюдается становление труда как одной из важнейших жизненных ценностей . Люди начинают воспринимать работу не только областью приложения усилий, приносящей прибыль, но и пространством личностного роста и самореализации. Меняются стереотипы русских по отношению к работе: от привлекательности «халявы» (нашедшей художественное отражение во многих русских сказках про Емелю и щуку, Ивана-дурака и Жар-птицу, старика и золотую рыбку) к привлекательности зарабатывания собственным трудом. Теперь человек понимает, что его доход находится в прямой зависимости от затраченных усилий, а не от времени на рабочем месте. Принцип «уравниловки» больше не действует.

Возникают закономерные вопросы: как долго люди смогут работать ради материального достатка? Являются ли деньги проектом успеха по-русски? Видимо, мы хотим зарабатывать не только, чтобы выжить, но выжить определенным образом - понимать для чего мы зарабатываем. Если в Америке «оправдывающим» механизмом материального роста служила протестантская этика, то что будет являться духовной основой для российского общества? У нас невозможна, да и не нужна религиозная унификация; православие как исторически самая долгоживущая религия, на наш взгляд, не может служить началом, объясняющим, в каком направлении двигаться. Надо признать, что на сегодняшний день ни одна институция - будь то церковь или государство - импотентны в роли созидателей смысла для индивида: нет определенной государственной программы, отражающей интересы россиян и решающей их проблемы; религия непривлекательна либо из-за своей «отстраненной возвышенности», либо конъ-юнктурности. Понимают ли это люди, находящиеся в правительстве и Церкви, неизвестно, хотят ли создать проект по выведению России из пространства духовной дезориентации, тоже непонятно.

Мы можем, в свою очередь, обратиться к той области, которая находится в поле нашего зрения. Образование -та институция, которая допускает, с одной стороны, участие каждого индивида, с другой - является рупором: тебя услышит большое количество людей. Через образовательную систему можно переплавлять абстрактные идеалистические идеи в конкретные действия. Как считает Исаак Фрумин, бывший директор школы, а ныне координатор российских образовательных проектов Всемирного банка, система образования - корпорация национального (курсив мой. - О.М.) масштаба. Хотя сейчас она зашла в тупик, но потенциально нацелена на выстраивание стратегии будущего по следующим направлениям: определить присущие ей (и желательно только ей) конкурентные преимущества, выявить очевидные недостатки, которые надо устранить, и, наконец, обсудить основные тренды рынка или, иначе, вызовы, на которые ей надо ответить. А принципиальных вызова - три:

Вызов времени, т.е. необходимость выращивать человека, умеющего развиваться самостоятельно;

Вызов территории, т.е. предоставление человеку возможности идентифицировать себя с понятием «русский»;

Вызов нравственности - дарение образа героя .

Если российское образование (вместе с членами общества) сумеет достойно ответить на вызовы времени, то велика возможность создания духовного базиса, который будет поддерживать (и обеспечивать) не только экономическое, но и социальное развитие россиян. По крайней мере, многие эксперты из совершенно разных областей придерживаются этого мнения.

Проблемная ситуация

В чем состоит особенность современной ситуации в мире и в России в частности? В чем специфика современного социокультурного развития, в контексте которого функционирует понятие «Успех»?

Несомненно, это время все более ускоряющегося ритма жизни. Наверное, практически каждый испытывает дефицит времени: все надо успеть, т.е. выполнить к определенному сроку. Так, например, в толковом словаре В. Даля успех определяется через глагол «успевать»: Успевать, успеть в чем, иметь успех, удачу, достигать желаемого. Успеть куда, поспеть, быть к сроку. Успеть в деле, в работе» .

В традиционном обществе, где основными принципами и ценностями являлись стабильность и наличие гарантий, проблема «успеха» и «успешности» не была актуальной. Параметры общественной системы были четко заданы и соответствовать определенным стандартам (или быть «чуть-чуть лучше») означало быть «вписанным» в данную систему, т.е. быть автоматически успешным. «Быть подобным системе» - рецепт успеха в классическом обществе.

Эпоха скоростей и рыночного капитализма привела к феномену глобализации. Как красочно описывают ее К. Нордстрем и Й. Риддерстрале, это необыкновенное состояние нестабильности и неопределенности, связанное с увеличением (расширением) возможностей для каждого, с одной стороны, и одновременно увеличением конкуренции - с другой, причем в масштабе всего мира, такой чудный «караоке-капитализм» .

В современном обществе, в условиях ценностного плюрализма, не может быть единого рецепта успешности. Само понятие «успех» не может быть жестко (четко) определено, т.к. отсутствует основание, точка отсчета, непонятно, чему нужно соответствовать.

Видимо, эта открытость границ и скорость изменений являются теми факторами, которые все больше и больше влияют на нашу жизнь.

Каким же должен быть современный человек в такой жизни? Успешным, т.е. успевающим. Успевающим конкурировать со всем миром, но в первую очередь «с самим собой», эдакий «караоке-человек», для которого успех, драйв, self-motivation - естественное состояние. «Я стараюсь танцевать не лучше другого, а лучше самого себя» (Михаил Барышников).

Видимо, в современном мире и не следует создавать общезначимые стандарты «успеха» («эйдос успеха»). Успех у каждого свой. Следовательно, человек должен создать свой рецепт успешности, а не «готовить» по поваренной книге.

Какой должна быть образовательная ситуация, формирующая такие индивидуальные траектории успешности?

Исчезнувшая социальная определенность, которая поддерживалась государством-«заботливым отцом» в отношении социального блага, в частности образования, поставила нас перед ситуацией, когда получение образования стало нашей проблемой, а не только государственной. Теперь мы, исходя из собственных представлений о будущем, должны сделать выбор. Мы свободны в выборе, и это положительный социальный эффект, но в тоже время существуют постоянный риск и ответственность за принятое решение. Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин говорит, обращаясь к своим студентам: «Я буду очень удивлен, если каждый из вас в течение своей профессиональной жизни не поменяет четыре специальности. И поэтому готовить вас “узко”, к специфической профессии, не вполне эффективно. Вам надо готовиться к взрослости, к способности употребить аналитическое мышление, к способности переброситься с позиции на позицию, понимать изменившиеся условия и в этих условиях действовать» (цит. по: ).

Таким образом, современная ситуация требует качественно нового типа личности: суперпрофессиональной, с одной стороны, но при этом супермобильной, быстро реагирующей на все вызовы времени, с другой. Однако это только социальные компетенции успешной личности сегодня. Есть и другое измерение - индивидуальное, о котором мы писали выше, - подлинная успешность, которая выражается в сохранении своего в любом контексте, ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

2. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

3. Вебер М Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Пре-

дисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

4. Galston W. Public morality and religion liberal state // PS-1986. Vol. 15, № 5. P. 810-812.

5. Peal N. The positive religion. N.Y., 1953. Р. 31.

6. Магун В.С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия: трансформирующееся общество / Под ред.

В.А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. С. 430-448.

7. Галушкина М., Гурова Т., Денисова Д. Обновление канона. Режим доступа: http://stra.teg.ru

8. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: около 1500 иллюстраций / В.И. Даль;

Предисл. Юрия Медведева. М.: АСТ, 2005. 348 с.

9. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2003. 280 с.

10. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм. СПб., 2004. 328 с.

Новое на сайте

>

Самое популярное