Домой Стойка Регулирования отношений в сфере экономики. Изучение правового регулирования экономических отношений Общая характеристика правового регулирования экономических отношений

Регулирования отношений в сфере экономики. Изучение правового регулирования экономических отношений Общая характеристика правового регулирования экономических отношений

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Экономические отношения как предмет правового регулирования

По своей сути право - это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.

Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).

Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда - разумеется, с того момента, как появилось право - были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.

На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней

этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Во-первых, правовое регулирование рыночной экономики необходимо в целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».

Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Монополии же позволяют отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом механизма регулирования рыночной экономики является антимонопольное законодательство.

С другой стороны, правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения прав и интересов самих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мнимая свобода экономической деятельности не исключает, а предполагает ее определенную регламентацию.

Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в соответствии с определенными правилами. Не используя потенциал права, достичь этого невозможно. Таким образом, есть все основания утверждать, что правовое регулирование экономических отношений является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики.

1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Рассмотрим, что же она

собой представляет.

Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной статьей предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность;

3) рисковый характер;

4) регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.

Остановимся на этих признаках подробнее.Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя.

Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам - без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т. д.

Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности. Не всегда такое имущество является собственностью предпринимателя. Существуют субъекты предпринимательской деятельности, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или

праве оперативного управления (об этом подробнее будет сказано в следующей главе учебника). Какой то частью имущества предприниматель может владеть, например, на праве аренды. Но в любом случае предприниматель обладает возможностью самостоятельного использования такого имущества. Имущественная самостоятельность предпринимателя является основой его организационной самостоятельности.

Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. В силу самых разнообразных причин как субъективного (ошибки, просчеты предпринимателя), так и объективного (изменение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное бедствие) характера предприниматель может не только не получить запланированную прибыль, но и разориться, потерпеть крах. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).

Направленность на систематическое получение прибыли - пожалуй, самый существенный признакпредпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность - это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли. Другие признаки предпринимательской деятельности являются в определенном смысле вторичными, производными от данного признака. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения закона для квалификации деятельности в качестве предпринимательской не обязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была получена прибыль. Важна лишь цель, направленность

на ее получение. Будет ли в действительности прибыль или нет - имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.

С другой стороны, чтобы считаться предпринимательской, деятельность должна быть направлена не просто на получение, а на систематическое получение прибыли, т. е. осуществляться более или менее регулярно. Поэтому сделки, направленные на разовое получение прибыли, нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность.Что касается такого признака предпринимательской деятельности, как регистрация лиц, осуществляющих эту деятельность (государственная регистрация), то его не всегда включают в число основных. Некоторые авторы рассматривают его как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации.

Такой взгляд на государственную регистрацию как признак предпринимательской деятельности не совсем верен. Действительно, с точки зрения экономического содержания предпринимательской деятельности наличие или отсутствие государственной регистрации не имеет существенного значения. Но с точки зрения права данный признак весьма существен. В случае его отсутствия будет иметь место незаконное предпринимательство - правонарушение, за которое предусмотрена административная, а при определенных условиях - и уголовная ответственность.

И еще одно немаловажное замечание. Предпринимательская деятельность, являясь доминирующей в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей экономической жизни общества. Как мы увидим позже, среди хозяйствующих субъектов есть и такие, для которых предпринимательская деятельность имеет второстепенное значение (например, фонды, религиозные организации), и такие, которые вообще не осуществляют предпринимательскую ^деятельность, являясь при этом участниками хозяйственных правоотношений (многие жилищно-строительные, гаражные кооперативы и т. д.).

Это означает, что понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» не являются тождественными даже в условиях рынка. Второе понятие является более широким и включает в себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев - если предмет разговора специально не ограничивается только предпринимательской деятельностью - правиль-

нее говорить о субъектах хозяйственной, а не предпринимательской деятельности, о хозяйственных, а не предпринимательских правоотношениях, о хозяйственном, а не предпринимательском праве.

1.3. Хозяйственное право и его источники

Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Важно иметь в виду, что хозяйственное право -это не отдельная, самостоятельная отрасль права наряду, например, с гражданским, трудовым и другими отраслями, которые известны вам из курса основ права, а так называемая комплексная отрасль права, включающая в себя нормы нескольких отраслей: конституционного, гражданского, финансового, административного и некоторых других.

Этот момент важно учитывать, в частности, при характеристике источников хозяйственного права.

Как известно, под источниками права понимаются способы выражения, закрепления и существования правовых норм. В разные времена и в различных странах в качестве источников права выступали и выступают правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основным источником права выступают нормативно-правовые акты -официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.

Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы (два вида):

1) законы, обладающие высшей юридической силой;

2) подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.

В свою очередь в каждой из этих групп существует своя иерархия нормативно-правовых актов.

Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция - Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации.

Каждый из нижестоящих законов в этой пирамиде не может противоречить вышестоящему.

Среди обычных законов особого внимания заслуживают кодифицированные акты - отраслевые кодексы, которые являются основными источниками права для соответствующих отраслей.

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Далее следуют ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции и т. п., документы различных министерств и ведомств), местные (нормативно-правовые акты местных органов государственной власти и местного самоуправления) и локальные(внутриорганизационные) нормативно-правовые акты(т. е. акты, издаваемые и действующие в пределах отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Среди источников хозяйственного права мы обнаруживаем нормативно-правовые акты, принадлежащие ко всем группам и подгруппам системы нормативно-правовых актов и находящиеся на всех этажах их иерархии. Охарактеризуем наиболее важные из них.

Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в КонституцииРФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т. е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственногоправа. К ним относятся:

Единство экономического пространства;

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Поддержка конкуренции;

Многообразие форм собственности;

Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность.

Следующим по значению после Конституции РФ источником хозяйственного права в нашей стране является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Именно в нем содержатся правовые нормы, регулирующие такие важные для участников хозяйственной деятельности отношения, как отношения собственности, обязательственные отношения, включая договорные (куплю-продажу, поставку, подряд, капитальное строительство и т. д.) и другие.

Среди кодифицированных актов, помимо Гражданского кодекса РФ, в качестве источников хозяйственного права можно рассматривать Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. В них также содержаться правовые нормы, непосредственно касающиеся субъектов хозяйственной деятельности, устанавливающие наказания за правонарушения в этой сфере.

К числу важнейших источников хозяйственного права следует отнести целый ряд федеральных законов, регулирующих отдельные аспекты экономической деятельности: «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерском учете», «О несостоятельности (банкротстве)» и многие другие.

Важную роль в регулировании экономических отношений в нашей стране играют указы ПрезидентаРФ и постановления Правительства РФ. По своемузначению они иногда сопоставимы с законами. Однако следует помнить, что при всей их важности, это все-таки подзаконные акты, и они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Главное их предназначение - обеспечить реализацию положений Конституции и законов.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств определяют формы и механизмы реализации законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Так, например, в инструкциях налогового ведомства содержатся указания по применению налогового законодательства.

Нормы хозяйственного права могут содержаться и в некоторых нормативно-правовых актах органовместного самоуправления. Как правило, они касаются собственности муниципальных образований и определяют порядок ее использования.

Некоторые локальные (внутриорганизационные)нормативно-правовые акты также могут содержать нормы хозяйственного права. Любой хозяйствующий субъект может в своих локальных нормативно-правовых актах установить нормы хозяйственной деятельности, обязательные для всех работников данного субъекта (разумеется, если эти нормы не противоречат законам и вышестоящим подзаконным актам).

Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому к источникам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федерации в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются редко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.


Экономические отношения как предмет правового регулирования Право – это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. Есть и такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию.


Понятия и признаки предпринимательской деятельности В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом в качестве в установленном законом порядке.


Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности: 1) самостоятельность; 2) направленность на систематическое получение прибыли; 3) рисковый характер; 4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих эту деятельность.


1) Самостоятельность как признак предпринимательской деятельности включает в себя организационную самостоятельность и имущественную самостоятельность предпринимателя. Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам – без всяких указаний «сверху» - решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведенную продукцию и т.д. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. именно ему принадлежащего имущества, которое он использует при осуществлении предпринимательской деятельности.


2) Направленность на систематическое получение прибыли – самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зрения обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность – это прежде всего деятельность, целью которой является получение прибыли.


3) Рисковый характер предпринимательской деятельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появление в гражданском праве института несостоятельности (банкротства).


4) Регистрация в установленном законом порядке лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Некоторые авторы рассматривают этот признак как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятельность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации


Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности В настоящее время в нашей стране, как и в большинстве других стран мира, основными источником права выступают нормативно- правовые акты – официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.


Нормативно-правовые акты делятся на две большие группы: 1)законы, обладающие высшей юридической силой; 2)подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов. Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Конституция – Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Что касается подзаконных нормативно- правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.


Важнейшие, основополагающие нормы хозяйственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяйственного права, т.е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся: - единство экономического пространства; - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств - поддержка конкуренции; - Многообразие форм собственности; -Свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность;

Правовое регулирование - воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

12.Государственное регулирование в сфере экономики.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

Охрана окружающей среды;

Выравнивание экономического цикла;

Обеспечение нормального уровня занятости населения;

Защита жизни и здоровья граждан;

Поддержка конкуренции на рынке;

Поддержка и развитие малого предпринимательства;

Специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40Налогового кодекса РФ.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: УказомПрезидента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" иПостановлениемПравительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики ПостановлениемПравительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах и т.д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный законот 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральнымзакономот 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах",ПостановлениемПравительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способами прямого регулирования ценообразования является установление:

Фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

Предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

Базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

Предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

Предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

Гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений составляют: Конституция РФ ст. 71 (управ­ление федеральной государственной собственностью; установ­ление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регу­лирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; фе­деральные экономические службы; внешнеэкономические от­ношения РФ; определение статуса исключительной экономи­ческой зоны; официальный статистический и бухгалтерский

учет), ст. 72. (вопросы владения, пользования и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природополь­зование; координация внешнеэкономических связей), ст. 73, касающаяся предметов вне пределов ведения ст. ст. 71 и 72, субъекты РФ в сфере экономических отношений обладают всей полнотой государственной власти, ст. 114 Конституции РФ (полномочия Правительства РФ в сфере экономики) и другие статьи, касающиеся становления и развития экономики в стра­не, федеральный конституционный закон, принятый от 17.12. 1997 г. «О Правительстве РФ», многочисленные Федеральные законы, среди которых большое значение имеет принятый Федеральный закон от 11.06.2002 г. № 66-ФЗ «О ратифика­ции конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества». По-прежнему актуальным явля­ется оперативное правовое регулирование вопросов экономики указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами ФОИВ.

К основным нормативным актам, положившим начало ра­дикальным экономическим изменениям в стране, можно отне­сти: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. 1 ; «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 2 ; За­кон РСФСР (1991 г.) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. 3 в текущ. ред. от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ; Закон РСФСР «О защите прав потребителей» 07.02.1992 г. в ред. 09.01. 1996 г. № 2-ФЗ с изм. и доп. от 17.12. 1999 г.; «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 4 ; «О товарных биржах и биржевой торгов­ле (1995 г.)»; «О финансово-промышленных группах (1995 г.)»; «О сельскохозяйственной кооперации»(1995 г.); «О рынке цен­ных бумаг» (1995 г.); «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ в ред. 11.04. 2002 г. № 36-ФЗ; «О приватизации государ­ственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12. 2001 г. М178-ФЗ; «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ; «О государственном земельном кадастре» от 02.01. 2000 г.; «Земельный Кодекс РФ» от 25.10.2001 г.; « О введе-


2 ВВС РСФСР. 1992. Ks 28, ст. 1614.

3 ВВС РСФСР. 1991. № 28, ст. 959; 2001. № 21. ст. 2063.

4 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

нии в действие 3-й части ГК РФ» от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ; «Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 г. № 146 - ФЗ; «Об акционерном обществе» от 26.12.1995 г. № 208 - ФЗ в текущей ред. от 07.08.2002 г. № 120-ФЗ; указы Президента РФ «О мерах по обеспечению прав акционеров» от 27.10 1993 г. № 1769 с измен, и доп. от 31. 07.1995 г.; «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем» от 01.11.2001 г. № 1263; по­становления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого пред­принимательства в государствах-участниках СНГ»; «О государ­ственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» от 01.11.2001. № 758 и другие нормативно-пра­вовые акты, позволяющие государству правовыми методами регулировать экономические отношения во всех экономичес­ких отраслях и сферах.

В систему органов управления в сфере экономического регулирования можно включить следующие основные мини­стерства: министерство экономического развития и торговли; промышленности, науки и технологий; по атомной энергии; имущественных отношений; природных ресурсов; путей сооб­щения; транспорта; сельского хозяйства; энергетики; финан­сов; государственный комитет по антимонопольный полити­ке и поддержке предпринимательства; государственный коми­тет по строительству и жилищно-коммунального комплексу; федеральная служба земельного кадастра и др.

Центральным межотраслевым органом исполнительной вла­сти, осуществляющим государственное управление в сфере экономики, является Минэкономразвития России.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реа­лизацию государственной социальной-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, опреде­ление путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устой­чивое развитие России.

Министерство экономического развития и торговли РФ яв­ляется уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти в области:

1) экспортного контроля, что очень важно в условиях «про­зрачных» границ;

2) контроля за проведением конкурсов на размещение за­казов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения;

3) лицензирования отдельных видов деятельности;

4) аккредитации представительств иностранных юридичес­ких лиц, осуществляющих деятельность в области ту­ризма, филиалов иностранных юридических лиц.

Министерство экономического развития и торговли РФ осу­ществляет свою исполнительную деятельность непосредствен­но и через свои территориальные органы - уполномоченных Министерства в субъектах и отдельных регионах России (да­лее именуются - уполномоченные) и управления Государствен­ной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав

потребителей.

Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и представительств Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, их кадро­вое обеспечение и финансирование, а также совместно с Мини­стерством иностранных дел РФ - руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ в иностранных государствах и их кадровое обеспечение.

Министерство направляет по согласованию с Министерством иностранных дел РФ своих представителей в постоянные пред­ставительства России при международных организациях и осу­ществляет оперативное руководство деятельностью этих пред­ставителей.

Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, представительства Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, а также представители Министерства в постоянных представительствах РФ при международных организациях составляют структуру и штаты аппарата Министерства.

Основными задачами Министерства экономического разви­тия и торговли России являются:

1) разработка и проведение государственной политики, на­правленной на обеспечение устойчивого социально-эко­номического развития РФ;

2) разработка предложений по государственной внешнеэко­номической политике РФ и ее реализация, осуществле­ние государственного регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности;

3) анализ экономического положения РФ и определение на его основе принципов и методов регулирования в соци­ально-экономической сфере;

4) разработка принципов, методов и форм реализации го­сударственной структурной и инвестиционной полити­ки в РФ;

5) экономическое обоснование федеральных государствен­ных нужд, в том числе расходов, связанных с обеспече­нием обороноспособности и государственной безопаснос­ти РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ в соответствии с возложенными на него задачами реализует ос­новные функции:

1) разрабатывает с участием заинтересованных федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов РФ государственные прогно­зы социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов России на основе анализа экономики России и тенденций ее социально-экономического развития ре­гулирования экономических процессов;

3) разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства РФ по социально-экономическому разви­тию страны, а также прогнозные и аналитические мате­риалы в этой области;

4) разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о совершенствовании законодатель­ства РФ по вопросам, отнесенным к ведению Министер­ства;

5) принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, де­нежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-та­рифной политики РФ и осуществляет иные функции.

Министерство экономического развития и торговли РФ для осуществления своих функций полномочно:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, юридических и физических лиц необходимые информацию и материалы;

2) издавать в установленном порядке в пределах своей ком­петенции нормативные правовые акты;

3) привлекать в установленном порядке экспертов, заклю­чать договоры с организациями и гражданами для вы­полнения работ в соответствии с компетенцией Мини­стерства;

4) вносить в установленном порядке в пределах своей ком­петенции предложения о кандидатурах представителей РФ в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

5) осуществлять в пределах своей компетенции совместно с Министерством иностранных дел РФ подбор кандида­тур на замещение должностей в международных торго­вых и экономических организациях;

6) осуществлять взаимодействовать в пределах своей ком­петенции с государственными, межгосударственными органами и организациями, в том числе ассоциациями и союзами, должностными и частными лицами как в РФ, так и за рубежом;

7) иметь в своем составе самостоятельный центральный шифровальный орган и ведомственную сеть специаль­ной связи и осуществляет иные полномочия.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время, в основном, действует децентрализованная си­стема органов в составе федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют проведение федеральных про­грамм в порученных им отраслях.

В субъектах РФ имеются соответствующие органы управ­ления экономическими отраслями.

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений за прошедшие более чем 10 лет составляют многочисленные нормативно-правовые акты (вначале преобла­дающими были указы Президента РФ, потом уже эти отноше­ния закреплялись федеральными законами), существенно из­менившие экономические отношения в стране, которые затро­нули все сферы жизни, и, прежде всего, произошли радикаль­ные изменения в организационно-правовой сфере государствен­ного управления.

Вопрос государственного управления в Конституции РФ и Федеральных законах регламентирован в общих чертах, на­пример, (ст. 32 « граждане РФ имеют право участвовать в уп­равлении делами государства...» и пункт д) ст. 71 «управление федеральной собственностью» Конституции РФ, что, на наш взгляд, отрицательно сказалось на общей тенденции в сфере проведения экономической реформы, так как административ-

ное право только последние несколько лет начинает работать над разрешением этой колоссальной проблемы.

К основным правовым актам, радикально изменившим эко­номику нашей страны, следует отнести: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1 ; «О приватизации государственных и муниципальных предприя­тий в РСФСР» 2 ; федеральные законы: « О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» 3 ; «О естественных монополиях» 4 ; «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 5 ; «О несостоя­тельности (банкротстве) 6 ; «Об акционерном обществе» от 26.12. 1995 г. в текущей ред. 07.08.2001 г.; « О рынке ценных бу­маг» 7 ; ГК РФ 1, 2 и 3 часть принятая 26.11.2001 г. № 146 -ФЗ, особое значение для экономики имеют принятые феде­ральные законы: «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 02.01.2000 г.; «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101 - ФЗ; «Зе­мельный кодекс РФ» от 25.10. 2001 г. № 136-ФЗ и «О введе­нии в действие ФЗ «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, ГПК РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ и многие дру­гие нормативно-правовые акты, позволяющие государству пра­вовыми методами регулировать экономические отношения в во всех хозяйственных отраслях и сферах. 30.10.2002 г. при­нят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (бан­кротстве)» и на его основании постановление Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 855 «Об уполномоченном и регулирую­щем органе по делам о банкротстве и процедурах банкротства»

В последнее время принят ряд законов, которые закрепля­ют правовой статус ФОИВ. Например, федеральные законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности 8 ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» 9 «Об основах иностранных инвестициях в РФ» 10 ; Федеральные законы «О защите прав юридических

1 ВВС РСФСР. 1990. № 30, ст. 418.

2 ВВС РСФСР. 1992. № 28, ст. 223.

3 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

4 СЗ РФ. 1995. № 34, ст. 3426.

5 СЗ РФ. 1995. № 25, ст. 2343.

6 СЗ РФ. 1998. № 2, ст. 223.

8 СЗ РФ, 1995, № 34, ст. 4326; № 25, ст. 2343; № 42, ст. 3929.

9 СЗ РФ. 1999. № 41. Ст. 1163.

лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении го­сударственного контроля (надзора) от 09.08. 2001 г. № 134 - ФЗ; «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ; «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полу­ченных преступным путем» от 07.08.2001 г. № 115 1 ; «О госу­дарственной регистрации юридических лиц» от 08.08. 2001 г.; «О некоторых мерах по укреплению юридических служб госу­дарственных органов» от 26.04. 2001 г. № 486, в ред. 24.01.2002 г. и др.

Особое значение для совершенствования экономических отношений имеет ФЗ «Об электронной цифровой подписи», принятый 10.01.2002 г., который внесет существенные изме­нения в регулирование экономических отношений.

Принятые законы, как правило, не имеют норм прямого действия и требуют принятия ряда подзаконных нормативно-правовых актов. Наиболее высшую силу из всех подзаконных актов имеют указы Президента РФ. Например, указ Прези­дента РФ от 17 января 1997 г. № 12 «О приведении актов Президента РФ в соответствие с федеральными законами» 2 . Этим указом подтверждается подзаконная сила указов, что также отражено в Конституции РФ ст. 90 п, 3.

Подзаконное нормативно-правовое регламентирование су­щественно в регулировании экономических отношений, так как оно более оперативно принимается.

В роли подзаконного акта управления, например, выступа­ют постановление Правительства РФ от 22. 01. 1999 г. №92 «О Совете по проблемам реструктуризации и развития промыш­ленности при Правительстве РФ» и Положение о нем, поста­новление от 13.09. 1999 г. № 1039 «Вопросы о государствен­ном управлении акционерной компанией по транспорту нефти «Транснефть» и постановление от 23. 01. 1999 г. № 85 «О назначении представителей государства в органы управления в ОАО строительного комплекса» и другие нормативно-право­вые акты управления.

Большое значение в развитие экономики России имеет так­же правовое регулирование экономических отношений со стра­нами СНГ. В этой связи принят Федеральный закон от 8.07. 1996 г. № 90-ФЗ «О ратификации Соглашения о создании Меж­государственного экономического комитета Экономического

1 СЗ РФ. 2001. № 33, ст. 3418.

2 СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 367.

союза» 1 и ФЗ от 22.03.2001 г. № 27-ФЗ «О ратификации со­глашения между РФ и республикой Беларусь о введении еди­ной денежной единицы формирования единого эмиссионного центра союзного государства».

Учитывая важность проблемы международной экономичес­кой интеграции России, своевременным является принятый указ Президента РФ от 25. 10. 1999 г. № 1429 «О Межведом­ственной комиссии РФ по делам Совета Европы» 2 .

Однако в настоящее время по-прежнему актуальной пробле­мой является экономическое взаимодействие на уровне субъек­тов РФ. В связи с этим 17. 12.1999 г. приняты ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономи­ческого взаимодействия субъектов в РФ» 3 и от 4. 01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 4 . В субъектах РФ также имеются соответствую­щие органы управления экономическими отраслями.

Массив действующих правовых актов, в той или иной мере относящихся к организации управления в сфере экономики, достаточно велик. Представляет научный и практический ин­терес классификация этих правовых актов.

Классификация правовых актов может быть представлена по следующим критериям:

По юридической силе (Конституция РФ, конституции рес­публик, уставы субъектов федерации, законы, постанов­ления палат Федерального Собрания, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ);

По характеру влияния: а) непосредственно регулирую­щие, например, указ Президента РФ «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти» (РГ от 17 мая 2000 г. № 867); б) косвенно влияющие, например ГК РФ регламентируя имущественные отношения, оказывает влияние на содержание организации управления эконо­микой;

В зависимости от принципа федерализма, который нахо­дит свое отражение в системе объема компетенции орга-

1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 10(28).

2 СЗ РФ. 1999. № 44. Ст. 5297.

3 СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6286.

4 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

нов государственной власти России, и субъектов РФ в целом в конкретных сферах и отраслях.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания государственных и региональных аспектов в деятельности го­сударственных органов и органов местного самоуправления определены в Концепции государственной национальной по­литики РФ от 15 июня 1996 г. № 909, и «Основных положени­ях региональной политики в РФ», утвержденных указом Пре­зидента РФ от 3. 06. 1996 г № 803.

Добывающая и перерабатывающая промышленность всегда считалась особой сферой экономических интересов государства, так как промышленный комплекс призван обеспечивать раз­нообразные общественные и индивидуальные потребности в такой продукции. Отечественная промышленность во всех стра­нах является гарантом экономической независимости. Опыт нашей страны за последнее десятилетие, убедительный нега­тивный тому пример.

Наиболее важные вопросы регулирования экономических отношений решают органы законодательной и исполнитель­ной власти. Они осуществляют регулирование основных эко­номических отношений, обеспечивая при этом их фундамен­тальную правовую гарантию.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время действует, в основном, децентрализованная си­стема органов управления в составе федеральных органов ис­полнительной власти, которые осуществляют проведение фе­деральных программ в порученных им отраслях.

Особую роль играет промышленный комплекс. Он пред­ставляет собой важнейшую часть народного хозяйства стра­ны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Этот комплекс объединяет ряд групп и отраслей промышленнос­ти, которые, в свою очередь, подразделяются на объедине­ния, предприятия и организации. Здесь сосредоточен мощ­ный научно-технический и интеллектуальный потенциал стра­ны. Предназначение промышленного комплекса - обеспечи­вать народное хозяйство топливно-сырьевыми ресурсами, машинами, оборудованием и другими современными средства­ми производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Понятие, формы и виды экономических отношений

Определение 1

Сегодня под экономическими отношениями принято понимать некие связи (отношения) возникающие между людьми независимо от их воли и сознания в процессе общественного воспроизводства. Как правило, такие отношения опоясывают все сферы жизни человеческого общества.

Возникновение и развитие экономических отношения связано с реализации четырех групп процессов:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Их совокупность формирует основу общественного воспроизводства.

Экономические отношения неоднородны по своему составу и предназначению. В связи с этим принято выделять их различные формы и виды.

Основные формы экономических отношений представлены на рисунке 1. Рассмотри их более подробно.

Рисунок 1. Формы экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Технико-экономические отношения сопряжены с использованием ресурсов в ходе воспроизводственного процесса. Они находят свое отражение в общественном разделении труда, специализации и кооперировании.

Социально-экономические отношения связаны с отношениями собственности на средства и результаты производства.

Организационно-экономические отношения представляют собой формы и методы хозяйствования и складываются в части выбора и использования определенных способов организации процессов общественного производства и управления ими.

Различаются экономические отношения и по видовому признаку. В частности они могут быть устойчивыми и разовыми, добровольными и принудительными и т.п.

Так или иначе, экономические отношения опираются на отношения собственности и требуют своего регулирования, которое может осуществляться на добровольной (саморегулирование) и принудительной основе.

Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений

Экономические отношения издревле являются объектом регулирования, основным же их регуляторов выступает право.

Определение 2

Правовое государственное регулирование экономических отношений представляет собой одну из форм государственного регулирования общественных отношений, обеспечивающую поведение субъектов экономических отношений согласно требованиям действующих норм права.

Сегодня в основе государственного регулирования экономических отношений лежат нормы гражданского и хозяйственного права.

Замечание 1

Сущность правового государственного регулирования экономических отношений сводится к разработке и формированию законодательной базы, обеспечивающей нормы функционирования различных рыночных структур, коммерции и предпринимательства, интересов общества и равноправия субъектов рынка.

Определяющая роль в системе государственного правового регулирования экономических отношений отводится антимонопольному законодательству и дефляционной политике.

В основе антимонопольной государственной политики лежит реализация мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации торговли и производства отдельными экономическими субъектами. Ее основными инструментами выступают:

  • государственный контроль цен предприятий-монополистов;
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция чрезмерно крупных коммерческих, производственных и управленческих структур;
  • развитие конкуренции (включая контроль допуска на отечественный рынок иностранных товаропроизводителей);
  • обеспечение антимонопольной экспертизы принимаемых законов.

Не менее важную роль в государственном регулировании экономических отношений играет и дефляционная политика, направленная на сдерживание роста цен. Ее основными инструментами выступает стабилизация совокупного платёжеспособного спроса, управление предложением и переход к равновесным рыночным ценам.

Правовое регулирование экономических отношений может осуществляться на различных уровнях, начиная от регионального и заканчивая глобальным. Так или иначе, оно выступает неотъемлемым элементом действующей системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования экономические отношения подлежат рыночному управлению и контролю. Речь в данном случае идет о механизмах саморегулирования и в первую очередь – о свободной конкуренции.

Тем не менее, в современном мире определяющая роль в регулировании экономических отношений отводится непосредственно институтам государства и права.

Формы и виды правового регулирования экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений выступает одной из форм его участия в экономической жизни. Его сущность сводится к прямому или опосредованному воздействию на процессы распределения ресурсов и формирование пропорций.

В общем виде правовое регулирование экономических отношений может принимать две основные формы (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы правового регулирования экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Прямые формы государственного регулирования экономических отношений сопряжены с применением различных методов безвозвратного финансирования отраслей, территорий и предприятий. К ним относятся прямые субсидии, включающие в себя разнообразные пособия, дотации и доплаты, осуществляемые из специально созданных фондов (бюджетных и внебюджетных). Кроме того, сюда же относятся налоговые льготы и льготные кредиты.

В отличие от прямых, косвенные формы регулирования экономических отношений включают в себя различные рычаги государственной политики, реализуемой его правительством. В частности сюда относится:

  • денежно-кредитная политика;
  • налогово-бюджетная политика;
  • внешнеэкономическая и валютная политика;
  • таможенно-тарифная политика и пр.

Помимо этого принято выделять административную форму регулирования экономических отношений, включающую в себя целый спектр мер косвенного воздействия. В качестве таких мер выступают лицензирование, квотирование, изменение ставки учетного процента, контроль цен и пр.

Новое на сайте

>

Самое популярное