Будет показан первый серийный легковой автомобиль с девятиступенчатой коробкой передач. Им стал Range Rover Evoque.
Впрочем, честь разработки нового «автомата» принадлежит инженерам не Jaguar land Rover, а компании ZF Friedrichshafen AG.
Немецкая фирма ZF сотрудничает с JLR уже давно. В частности, на Range Rover стоит коробка предыдущего поколения - восьмиступенчатая ZF 8HP.
Новая коробка под названием 9HP заметно отличается от старой. Во-первых, она предназначена для машин с поперечно расположенным двигателем, то есть, в основном, переднеприводных. Во-вторых, в ней немало технических новшеств.
В коробке ZF 9HP четыре планетарных ряда шестерен — столько же было в 8HP, но в новой коробке они расположены в шахматном порядке. Благодаря этому удалось сделать коробку невероятно компактной — 367 мм длины, она всего на 6 миллиметров длиннее шестиступенчатой, стоящей сейчас на «автоматных» Evoque. Мало того — она легче на 7,5 килограмм!
Несмотря на то, что 9HP является настоящим автоматом, а не роботом, у коробки отсутствует гидротрансформатор. На 8HP он был заменен многодисковым гидродинамическим сцеплением, а на 9HP стоит блок из двух кулачковых муфт.
У кулачкового механизма отсутствует момент инерции в разомкнутом состоянии, которым «страдает» мокрое сцепление, а это уменьшает расход топлива.
Основная экономия же достигается тем, что высшая передача имеет передаточное отношение 9,84 (у шестиступки — лишь 6,04), благодаря чему по трассе автомобиль может ехать на оборотах около 1000 об/мин. Кроме того, благодаря большему количеству ступеней электроника получает возможность держать обороты в оптимальном диапазоне.
Наконец, система Start-stop, которой может оснащаться 9HP (подтверждения о наличии ее в «Эвоке» пока нет), работает не благодаря дополнительному насосу, а засчет поршневого пружинного гидроаккумулятора.
Все это в совокупности дает экономию в 16% по сравнению с шестиступенчатой КПП. Разница с восьмиступенчатой КПП могла бы составить, видимо, около 5%, но это не подтвердить экспериментально — 8HP предназначена для машин с продольным расположением двигателя.
Еще одно преимущество новой коробки — очень короткая первая передача, которая в кроссовере будет выполнять роль понижайки.
Коробка может работать как с передним, так и с полным приводом. Причем для полноприводной версии предназначен модуль AWD Disconnect, подключающий заднюю ось по команде электроники — он экономит еще 5% по сравнению с обычной версией.
А на гибридных автомобилях блок кулачковых муфт может быть заменен электродвигателем.
Наконец, вместо модуля «мехатроник» на новой коробке стоит EGS - электронный блок управления. Впервые специалисты ZF написали программу для блока управления самостоятельно. У блока предусмотрен 30-процентный запас по производительности, что в будущем позволит реализовать технологию «shift-by-wire» — электронное управление переключением передач.
Range Rover Evoque с девятиступенчатой КПП появится через несколько месяцев. Вслед за ним новую КПП получит, по всей видимости, Dodge Dart, а затем Honda Pilot.
Напомним также, что в концерне Hyundai-Kia разрабатывают 10-ступенчатую КПП. Боссы ZF уже успели сказать, что «девятиступенчатая КПП - естественный предел развития», а также напомнили, что современная КПП лишь на 11% хуже теоретически идеальной трансмиссии.
Компания ZF представила 9-ти ступенчатые коробки передач, позволяющие экономить до 16% топлива в сравнении с 6-ти ступенчатыми аналогами. Пока в серии две модели: 9HP28 и 9HP48, которые отлично сочетают экономичность с высокой производительностью.
Последние два числа в 9HP28 и 9HP48 говорят о том, что эти АКПП могут обрабатывать крутящий момент в диапазоне от 280 до 480 ньютон-метров и передавать его на колеса передней оси. Обе модели 9-ти ступенчатых АКПП можно установить практически на все полноприводные и переднеприводные автомобили с поперечным расположение двигателя. Модульная конструкция позволяет соединить модели ZF с гибридными силовыми установками и системой «стоп-старт» .
Переключать передачи новые автоматы 9HP28 и 9HP48 позволяют быстрее и без снижения оборотов двигателя. Обе модификации поддерживают переключение передач вручную, а также могут быть оснащены системой двойного сцепления типа роботизированных трансмиссий DSG.
9 ступеней против 6 ступеней
При скорости в 120 км/ч на девятой передаче мотор вращается всего со скоростью 19000 об/мин. Тогда как на стандартной шестой передаче движку необходимо уже 2600 об/мин, чтобы обеспечить ту же скорость. За счет этого и достигается экономия топлива.
По сравнению с автомашиной, оснащенной стандартной 6-ти ступенчатой АКПП, «девятки» заметно улучшают ходовые качества автомобиля. Появляется возможность делать двойные и тройные переключения передач без риска испортить автоматику коробки. В целом новое поколение трансмиссии похоже на предшественника, 8-м ступенчатые кпп, но с еще более развитой плавностью и удобством управления.
Особенности 9HP
- Специальный датчик активирует заднюю ось только в нужные моменты в соответствии с алгоритмом управления. Достигается экономия до 5% топлива в сравнении с постоянно работающим полным приводом.
- 9HP может быть использована для гибридных авто, которые завоевывают все большую популярность. В этом случае конструкторы предусмотрели замену гидротрансформатора электрическим двигателем.
- Отдельный электронный блок управления (ЭБУ) облягчает его ремонт электроники акпп .
- Блок гидравлики расположен на верхней части картера АКПП, а датчики находятся внутри трансмиссии. В результате очень легко подключиться к ЭБУ через разъем.
Компания ZF уже активно сотрудничает с производителями автомобилей. Honda объявила, что с 2014 года будет ставить модифицированные АКПП 9HP на ряд моделей. «Крайслер» и Land Rover также планируют перейти на девять ступеней.
Поскольку ZF Friedrichshafen AG ставит свои
8-ми ступенчатые коробки передач на автомобили Audi, Bentley, Chrysler, BMW, Jaguar, можно ожидать появления 9HP28 И 9HP48 и в машинах этих брендов.
9-ти ступенчатые коробки передач считаются наиболее оптимальным видом трансмиссии на сегодняшний день. Многие эксперты полагают, что дальнейшее увеличение числа скоростей не даст ощутимых приростов в экономии топлива и легкости управления. Более того, накручивание диапазонов может даже вызвать негативные факторы. Однако Hyindai, GM и Ford уже заявили, что планируют созать
10-ступенчатую коробку передач. Основная цель разработки - экономия топлива.
Тип КПП
9-ступенчатая, механическая; пятиступенчатая основная коробка с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.
Конструкция коробок передач нового поколения семейства ЯМЗ-239 предусматривает:
- установку пневмоусилителя переключения передач;
- применение электропневматического управления различной степени автоматизации;
- блокировку запуска стартера при включенной передаче;
- установку электронного датчика спидометра;
- применения ходоуменьшителя;
- дополнительный отбор мощности до 100 л.с.
Коробки могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере коробки передач 11,5 +0,5 л.
Коробки передач типа ЯМЗ-2394 могут быть оборудованы теплообменником для охлаждения масла в летнее время и подогрева масла перед началом движения в зимнее время.
Передаточные числа
Модель КПП | Передаточные числа | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | З/ход | |
ЯМЗ-239 (базовая модель) | 12,24 | 6,88 | 4,86 | 3,50 | 2,74 | 1,97 | 1,39 | 1,0 | 0,78 | 10,04 |
ЯМЗ-239-03 | ||||||||||
ЯМЗ-239-20 | ||||||||||
ЯМЗ-239-22 | ||||||||||
ЯМЗ-239-24 | ||||||||||
ЯМЗ-2391 (базовая модель) | 12,24 | 6,88 | 4,86 | 3,50 | 2,46 | 1,97 | 1,39 | 1,00 | 0,703 | 10,04 |
ЯМЗ-2391-10 | ||||||||||
ЯМЗ-2391-20 | ||||||||||
ЯМЗ-2391-22 | ||||||||||
ЯМЗ-2391-23 | ||||||||||
ЯМЗ-2392-10 | 12,24 | 6,88 | 4,86 | 3,50 | 2,74 | 1,97 | 1,39 | 1,00 | 0,78 | 10,04 |
ЯМЗ-2393-03 | ||||||||||
ЯМЗ-2393-10 | ||||||||||
ЯМЗ-2393-20 | ||||||||||
ЯМЗ-2394 | ||||||||||
ЯМЗ-1809* (новое поколение) | 12,24 | 6,88 | 4,86 | 3,50 | 2,74 | 1,97 | 1,39 | 1,00 | 0,78 | 10,04 |
ЯМЗ-1909* (новое поколение) | 12,24 | 6,88 | 4,86 | 3,50 | 2,46 | 1,97 | 1,39 | 1,00 | 0,703 | 10,04 |
* Для двигателей с картером маховика по SAE N1
Технические характеристики
Модель | Макс. входной крутящий момент, Н·м | Масса, кг | Управление переключением передач | Фланец крепления карданного вала | Дополнительный отбор мощности | Основное применение |
---|---|---|---|---|---|---|
ЯМЗ-239 (базовая модель) | 1800 | 385 | Рычаг или механизм для присоединения дистанционного привода с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения нижнего диапазона. |
ISO 8667-T180 | Автомобили МЗКТ |
|
ЯМЗ-239-03 | Автомобили КрАЗ |
|||||
ЯМЗ-239-20 | Автомобили МЗКТ |
|||||
ЯМЗ-239-22 | Автомобили МАЗ |
|||||
ЯМЗ-239-24 | Автомобили «Урал» |
|||||
ЯМЗ-2391 (базовая модель) | От прямозубой шестерни промежуточного вала через боковой правый люк до 44 кВт (60 л.с.) и от зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с). |
Автомобили КрАЗ, РИАТ |
||||
ЯМЗ-2391-10 | Автомобили КрАЗ |
|||||
ЯМЗ-2391-20 | Автомобили КрАЗ, РИАТ |
|||||
ЯМЗ-2391-22 | Автомобили «Урал» |
|||||
ЯМЗ-2391-23 | Автомобили КрАЗ |
|||||
ЯМЗ-2392-10 | От зубчатого венца на заднем конце промежуточного вала через вал отбора мощности до 73,5 кВт (100 л.с). |
Автомобили КамАЗ |
||||
ЯМЗ-2393-03 | Автомобили БЗКТ |
|||||
ЯМЗ-2393-10 | Спецфланец или ISO 8667-T180 | Автомобили БЗКТ с двигателем ТМЗ |
||||
ЯМЗ-2393-2 | ||||||
ЯМЗ-2394 | 450 | Автомобили БЗКТ |
||||
ЯМЗ-1809* (новое поколение) | 370 | ISO 8667-T180 | См. ЯМЗ-239 (базовая модель) |
Автомобили МАЗ |
||
ЯМЗ-1809-30* (новое поколение) | Автомобили КрАЗ |
|||||
ЯМЗ-1809-50* (новое поколение) | Автомобили «Урал» |
|||||
ЯМЗ-1909* (новое поколение) | 1900 | См. ЯМЗ-2391 (базовая модель) |
Автомобили МАЗ |
|||
ЯМЗ-1909-30* (новое поколение) | Автомобили КрАЗ |
|||||
ЯМЗ-1909-50* (новое поколение) | Автомобили «Урал» |
24.07.2013, Ср, 16:07, Мск , Текст: Сергей Юртайкин
Первым автомобилем Mercedes-Benz с 9-ступенчатой АКПП стала модель E350 BlueTec. Позднее коробка будет установлена и в других моделях немецкого концерна.Немецкий автоконцерн Daimler начал оснащать Mercedes-Benz 9-ступенчатой автоматической трансмиссией. «Автомат», получивший название 9G-Tronic, уже используется в серийном Mercedes E350 BlueTec. Пока эта машина официально в России не представлена. Ранее такие заднеприводные седаны комплектовались 7-ступенчатой АКПП 7G-Tronic.
Переход на новую коробку переключения передач не изменил динамические характеристики автомобиля. Сохранился тот же разгон до 100 км/ч за 6,6 сек. Зато снизился расход топлива - с 5,5 л. на «сотню» в смешанном цикле до 5,3 л. При езде по городу E350 BlueTec будет потреблять 6,4 л. на 100 км пути, а по трассе расход топлива составит 4,7 л., утверждает производитель. Добиться топливной эффективности удалось в том числе за счет использования активной системы Start/Stop, которая глушит двигатель во время простоев и запускает его вновь, когда водитель нажимает на педаль газа.
Кроме того, в лучшую сторону изменился показатель выброса углекислого газа в атмосферу. В случае с 9G-Tronic он равен 138 г/км против 144 г/км у модели с 7-ступенчатой коробкой 7G-Tronic. Этот факт будет способствовать продажам E-Class в Европе, рассчитывают в Daimler. Позднее 9G-Tronic станет доступна и на других моделях Mercedes-Benz.
Об использовании трансмиссии с 9 ступенями ранее заявлял Land Rover. Британский автомобилестроитель намерен оборудовать такой коробкой передач обновленный компактный кроссовер Range Rover Evoque, который будет выпущен в 2014 г.
Первым автомобилем Mercedes-Benz с 9-ступенчатой АКПП стала модель E350 BlueTec
По предварительным данным, Evoque с новой трансмиссией и 2,2-литровым дизелем (190 л.с.) сможет разгоняться до 100 км/ч всего за 7 сек. вместо нынешних 8,5 сек. Производством АКПП для британской марки, как и прежде, займется компания ZF.
Mercedes-Benz же производит 9G-Tronic самостоятельно. Немецкий вариант 9-ступенчатой АКПП предназначен для установки на автомобили с продольным расположением двигателя. Разработка Land Rover рассчитана на поперечную конфигурацию.
Помимо Mercedes-Benz и Land Rover, увеличить число передач в коробках стремятся и другие автопроизводители. Так, компании Ford и General Motors (GM) решили объединить усилия по созданию 9- и 10-ступенчатых «автоматов». Последние будут предназначены для заднеприводных автомобилей.
Скорее всего, вывести такие трансмиссии на массовый рынок у американских автоконцернов получится только через 3-4 года. По крайней мере, именно столько в свое время потребовалось Ford и GM на создание 6-ступенчатого «автомата». Над 10-ступенчатыми коробками также трудятся корейский концерн Hyundai (для одноименной марки и Kia).
В качестве стандартной опции компания стала оснащать автомобили E350 BlueTec 9-ти ступенчатым автоматом. Новая автоматическая коробка передач, получившая название 9G-Tronic уже достаточно давно планировалась устанавливаться на эту модель Немецкого автомобиля.
Новая коробка 9G-Tronic сменила старое поколение автоматической трансмиссии 7G-Tronic. К сожалению, оснащение автомобиля новым автоматом не повлияло на динамику разгона и мощность автомобилей. Разгон с 0 до 100 км/час остался таким же - 6,6 секунд. Тем не менее, установка на автомашину новой автоматической коробки позволило, сэкономит расход топлива. Так на 100 километров в смешанном цикле автомобиль потребляет всего 4,1 литра топлива. С 7-ми ступенчатой коробкой автомат Е350 расходовал 4,5 литра на 100км.
Также благодаря новой девятиступенчатой коробки компании удалось снизить выброс СО2.
Изменение комплектаций затронуло и другую модификацию . Так в стандартной комплектации Мерседес-Бенц Е220 BlueEfficiency Edition теперь доступен с 7-ми ступенчатой автоматической коробкой автомат. Ранее на этот автомобиль оснащался шестиступенчатой механикой.
Использование 7-ми ступенчатого автомата вместо механической трансмиссии также позволила сократить расход топлива, который теперь составляет 3,66 литра на 100км., вместо 3,83л/100км. На мощность и динамику автомашины установка автомата вместо механики не отразилось.
В том числе эти модели автомобилей, теперь соответствуют новому экологическому классу ЕВРО-6.
Мерседес-Бенц анонсировала новую линейку модификаций автомобиля . Впервые представлена новая модель E200 NGD работающая на природном газе. На этом автомобиле установлен четырехцилиндрованный 2-х литровый двигатель, мощностью 154 л.с. Расход газа в смешанном режиме составит 4,3 литра на 100 километров. Разгон с 0 до 100км/час 10,4 секунды.
Появится ли эта модель, работающая на газе в России пока не известно.