230 лет: Черноморский флот в истории Отечества
13 мая 2013 года |
Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить военное присутствие в Черноморье. Однако турки не пропускали наши военные суда из Средиземного моря через Проливы. Оставалось строить корабли на месте. Эта задача затруднялась мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи.
Для постройки линейных кораблей более или менее годился только Днепровский лиман, где в 1778 году и заложили новый порт Херсон со стапелями.
В конце 1782 года Потемкин представил Екатерине план присоединения к России Крыма: «…Естли же не захватите ныне, то будет время, когда все то, что ныне получим даром, станем доставать дорогою ценою…» Общее командование флотом и армией на юге Светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами.
8 апреля 1783 года Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу» .
Вместе с Крымом Россия приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные морские торговые пути, экономика юга страны получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции империи на юге мог только сильный военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.
Заводимому на Черном море флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Таковой естественным образом стала Ахтиарская бухта в юго-западной оконечности Крыма. Командовавший русскими войсками на полуострове Александр Васильевич Суворов отмечал: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». Императрица в одном из рескриптов писала: «Присоединение сея гавани поставляем Мы выше всякого сомнения или спора с чьей бы то стороны не было».
Еще в ноябре 1782 года в Ахтиарскую бухту вошли фрегаты «Храбрый» и «Осторожный», прибывшие из Херсона.
Берега бухты были пустынны, «все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником». О старожилах этих мест – греках, выведенных с полуострова за четыре года до этого, – напоминали лишь остатки небольшого селения, находившегося вблизи средневековой крепости в Инкермане, и пришедшие в запустение пещерные церкви Вознесения Господня, Cв. Георгия, Cв. Троицы, располагавшиеся возле небольших, уютных балок по берегам бухты.
На северном берегу бухты находилась татарская деревушка Ак-яр («Белый овраг») из 9 мазанок, жители которой разбежались при появлении русских. Фрегаты стали на якоря близ этого места, а в оставленных домах временно разместились их экипажи. Матросы построили для себя небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов – наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины бухты, составили ее описание и карту. Теперь, после проведенных обследований, сюда можно было перебазировать боевое ядро флота.
11 января 1783 года Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день – 22 января по новому стилю – явился днем рождения Черноморского флота . Первый командующий флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении, в чине капитана 1-го ранга командуя линейным кораблем «Европа», 7 лет возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим организатором.
Командующему необходимы были помощники. «Мы не преминем назначить и прочих флагманов в команду его», – говорилось в указе Екатерины. Поэтому сначала под команду Федота Клокачева отправились контр-адмиралы Томас Меккензи и Роберт Дугдаль, а следом за ними, по повелению Екатерины и решению Адмиралтейств-коллегии от 6 апреля, – капитан 2-го ранга Марко Войнович и его соратник по Архипелагу капитан 1-го ранга Панаиоти Алексиано.
В начале мая Клокачев получил ордер с предписанием принять под свое командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Увиденную им в Херсоне картину Клокачев ярко живописал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу И.Г. Чернышеву: «…корабли нашел в малом построении, паче что еще и недостаточно к строению всякого звания лесов… В проезд же мой довольно количество видел лесов, разбросанных при речках в воде, из которых от давнего лежания без бережения много совершенно сгнило. Был я во всех магазинах, чтобы видеть припасы, материалы, однако неожиданно сыскал почти порожние… словом сказать, сей порт нашел и в бедном, и в беспорядочном состоянии». Потемкин писал Екатерине, что один мастер корабельный – честный человек, прочие все были воры.
Императрица предписывала к началу 1783 года закончить постройку семи линейных кораблей, но на стапелях в Херсоне находились всего лишь два (31) . Заложенный еще в 1778 году херсонский первенец, 60-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», из-за затянувшихся сроков строительства сгнил и был, в конце концов, разобран прямо на стапеле.
Другой корабль (названный потом «Слава Екатерины»), заложенный 26 мая 1779 года, стоял с наполовину прогнившей обшивкой. Руководил строительством талантливый корабельный мастер С.И. Афанасьев, но из-за плохой организации работ выпуск корабля затянули на целых 4 года (32) . «Доношу, что первый корабль спустится «Слава Екатерины», – восторженно сообщал Потемкин Екатерине 1 июня из Херсона, – позвольте мне дать сие наименование, которое я берусь оправдать и в случае действительном».
Командиром Херсонского порта Потемкин временно назначил только что произведенного в капитаны 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, «известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля «Слава Екатерины» (историк А. Соколов).
Канцелярская работа в конторе Марко Ивановичу, боевому офицеру, была тягостна, он даже слегка посетовал на свою участь в письме графу Чернышеву: «Вашему Сиятельству небезызвестно, что я определен командиром на корабль «Слава Екатерины», который однако ж еще на берегу; сверх того сижу здесь и за красным сукном подписываю указы, определения, промемории и кладу резолюции, да и разные подряды делаю; и хотя я никогда не думал матросскую свою любезную должность мешать с приказными хлопотами, но вижу, хотя и скучно, но не дурно знать, как поворачивать нашею братиею. Однако ж, со всем тем с нетерпеливостью ожидаю своего приемника капитана над портом, чтоб паки о любезном своем ремесле думать, к коему привык и которое для меня столь лестно».
На счастье Марко Ивановича, в конце июля его в Херсонском порту сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля – и 16 (27 по новому стилю) сентября в торжественной обстановке 66/68-пушечная «Слава Екатерины» была спущена на воду.
Но еще в начале месяца в городе стала распространяться чума. Интенсивность эпидемии в Херсоне была пока незначительной, но вице-адмирал Клокачев уже не решался отправлять корабль «Слава Екатерины», дабы исключить возможность занесения чумы в Севастополь.
В городе и на верфях был установлен карантин. Начали проводиться примитивные профилактические мероприятия. Эпидемия усиливалась. Несмотря на сложную военно-политическую обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, Клокачев в октябре дал указание полностью прекратить работы и все силы бросить на борьбу с чумой. Однако вскоре после этого он сам скончался от болезни.
С прекращением работ все команды были выведены в степь. При катастрофической нехватке лекарей их функции принимали на себя командиры.
Доктор Э.В. Дримпельман ярко живописал картину происходившего: «Команда наша, пробыв в дороге целых два месяца и пройдя от Петербурга 1800 верст, прибыла наконец в Херсон. Уже за несколько верст до самого города дым и пар, застилавший на большое пространство небосклон, не предвещали ничего хорошего. Чем дальше мы подвигались, тем грознее становилось зрелище. Повсюду нагроможденные кучи всякого мусора, который надо было поддерживать в постоянном горении, чтобы посредством дыма и пара сколько-нибудь отнять у зараженной атмосферы злокачественную силу. Но все это нисколько не помогало: чума продолжала свирепствовать среди несчастного населения Херсона.
Мои спутники – команда моряков и рекрут – вступили в город. Был зделан смотр, и солдат разместили по квартирам. Меня назначили в устроенный в двух верстах от Херсона и определенный для приема зараженных карантин, в котором уже погибло несколько врачей.
Здесь увидел я страдание, отчаяние и уныние среди нескольких сот людей, положение которых настоятельно требовало сочувствия того, кто едва был в состоянии подать им помощь. Им нельзя было и помочь, так как болезнь уже слишком развилась.
Мои молодцы-рекруты, хотя большинство их прибыло в Херсон здраво и невредимо, все почти перемерли. Прибытие их совпало как раз с тем временем, когда поспевают арбузы, дыни, огурцы и другие произведения полуденной России; они продаются на Херсонском базаре в бесчисленном множестве и по невероятно низкой цене. Прелесть новизны и приятный вкус этих продуктов соблазняли новичков. У них началась диарея, которая в соединении с постигшею их чумою неминуемо должна была приводить к совершенному истощению».
Наконец, когда бедствие оставшихся в городе жителей достигло высшей степени от совершенного прекращения подвоза съестных припасов, Господь послал на помощь несчастным ангела-хранителя. К концу года чума начала отступать.
Вскоре карантин был окончательно снят. Все оставшиеся в живых люди выпущены из него и отправились по домам. Перед возвращением на место жительства все обмывались уксусом, а все платье было предано огню, чтобы снова не вызвать только что прекратившейся болезни.
Жизнь в Херсоне продолжилась, и можно было уже безбоязненно общаться. Офицеры переехали жить в город. Возобновились обеды и балы. А на квартирах Марко Ивановича Войновича и генерал-лейтенанта Ивана Васильевича Гудовича (впоследствии генерал-фельдмаршала) офицеры устраивали даже театрализованные представления.
За успешную деятельность в борьбе с эпидемией Марко Войнович в следующем году получил свою вторую орденскую награду – Св. Владимира IV степени. При этом он не забывал отмечать и своих подчиненных. В частности, объявил благодарность капитану Федору Ушакову:
Приказ командующего флотской дивизией Капитана 1 ранга М.И. Войновича с объявлением благодарности Ф.Ф. Ушакову за успешные мероприятия по борьбе с чумой.
По 6 пункту приписуемую от Господина Главнокомандующего за совершенное Господином Капитаном Ушаковым пресечение всекрайним и неусыпным его старанием по команде своей между служителями заразительной болезни искреннюю благодарность, похвалу. Что донесется и к главной команде с должною рекомендациею. О чем ему, Господину Ушакову, чрез сие и объявляется.
(Марк Войнович)
P.S. Установленный Господином Ушаковым по порученной ему команде к сбережению от заразы служителей порядок действительно состоит и употребляемые во всем означенном, как в описании изъяснено, к прекращению оной, способы производились; и ныне тож соблюдаются, в чем я и свидетельствую.
(Марк Войнович)
Вследствие этого рапорта указом от 22 сентября 1785 года Ушаков был награжден, как и Войнович, Св. Владимиром IV степени – это был его первый орден. Награждение дало заметный толчок дальнейшей карьере Федора Ушакова в Черноморском флоте.
Весной 1784 года, со сходом льда, капитан Войнович повел свой корабль «Слава Екатерины» из Херсона к морю. Два месяца потребовалось, чтобы провести корабль по мелководному фарватеру Днепра в Лиман. По Днепру могли пройти суда с осадкой не более 8 футов (2,4 м), но даже без артиллерии и оснастки «Слава Екатерины» имел осадку 16 футов (4,8 м), поэтому недостроенное судно на камеях (плотах), соединенных попарно канатами для подводки под днище корабля в целях его приподнятия, перевезли в Глубокую пристань под охрану Кинбурнской крепости. Здесь его дооснастили (наряду с традиционными прямыми парусами поставили новомодные косые) и установили вооружение: вместо полагавшихся по штату 30-фунтовых пушек посчитали возможным обойтись имевшимися в наличии 24-фунтовыми, которые «столь малую имеют разность, что с таковою же пользою в действии употребляемы быть могут».
В конце августа корабль «Слава Екатерины» в сопровождении фрегата «Херсон» появился перед турецким Очаковом в устье Днепра. Турки были поражены – они никак не ожидали, что на речной верфи возможно построить и затем провести по мелководью трехпалубное судно. Но времена были еще мирные, и очаковский комендант через своих обер-офицеров поздравил командира Марко Войновича с первым выходом в море столь блестящего корабля и даже разрешил нашим морякам отовариться в лавках крепости.
В последний день лета корабль вместе с фрегатом «Херсон» вышел в море и направился к берегам Крыма.
А 14 сентября «Славу Екатерины» с восторгом встречали жители Севастополя. Став на рейде, корабль гулко палил из пушек, на что ему радостно отвечали стоявшие в бухте фрегаты и береговые батареи. Горожане высыпали к деревянному причалу на Николаевском мысу (где вскоре появится пристань, которую назовут со временем в честь графа Войновича). Пристав на шлюпке к берегу, Марко Иванович поднялся по лестнице на площадку (будущую Екатерининскую площадь, ныне Нахимова) и торжественно рапортовал о прибытии командиру Севастопольского порта контр-адмиралу Фоме Фомичу Мекензи (33) – своему старому боевому товарищу по Архипелагу.
Началась непростая служба на Черном море. Постоянное ожидание нападения турок на Крым заставляло держать все наличные суда в боевой готовности и в крейсерствах. Плохое состояние кораблей, сильные штормы на море, недостаток в снабжении, отсутствие оборудованных баз, периодически вспыхивающие эпидемии чумы – все это требовало неусыпных забот и внимания.
Но были и светлые стороны. О житье-бытье в ту пору в Севастополе рассказывает Дмитрий Николаевич Сенявин (будущий знаменитый адмирал), бывший тогда адъютантом контр-адмирала Мекензи: «Зиму провели мы довольно весело. Адмирал назначил для благородного собрания большую пустую магазейну, все и скоро мы в ней к тому приготовили, музыка своя, угощение зделали дешевое, и мы три раза в неделю бывали все вместе.
В свободное время занимались разными охотами, имели хороших борзых собак… итак, день в поле, другой с ружьем за дичью или ловили рыбу неводом, удили наметом и острогою. На последние два средства потребна ловкость и искусство, а так как Севастополь издавна не был никем обитаем, то заливы его зделались убежищем рыбам и плавающим птицам, которых мы нашли в невероятном множестве.
Ко всему этому адмирал наш очень любил давать празднества и беспрестанно веселиться, что была также страсть его. В каждое воскресенье и торжественные дни у него обед, а ввечеру бал. Ни свадьба, ни крестины и даже похороны без присутствия его не обходились, везде он бывал, а потом у него все обедают и танцуют всегда почти до рассвета».
В июне 1785 года назначенный младшим флагманом Марко Войнович выходил во главе эскадры – корабль «Слава Екатерины» и 6 фрегатов – в четырехнедельное плавание для «экзерции» от Севастополя до Кафы (Феодосии), «а оттуда к противной стороне на вид мыса Хаджибея».
Новый, 1786 год всем обществом дружно и весело встречали у контр-адмирала, а 1 января у Марко Ивановича. Но 10-го числа произошло печальное событие: контр-адмирал Фома Фомич Мекензи неожиданно умер. (Недостаток средств, настоятельные требования жизни и службы, для удовлетворения которых Фома Фомич не жалел не только сил, но и отчасти своей репутации, не останавливаясь перед формальными упущениями для достижения лучших результатов, дали повод к обвинениям контр-адмирала в неправильном расходовании казенных сумм; все это преждевременно подорвало его здоровье.) Хоронили контр-адмирала, героя Чесмы и Патраса, «с большой церемонией и пальбой пушечной».
Новым командиром эскадры и Севастопольского порта стал капитан 1-го ранга Марко Иванович Войнович.
В порту было много работы по снаряжению кораблей и содержанию их в надлежащем порядке. Деревянная обшивка кораблей сильно портилась червями, и ее пытались защитить специальным составом. Судя по рапорту Войновича, результаты испытания защитного покрытия показались обнадеживающими: «…где массою мазан, весьма обшивка тверда и червоядия против прежде бывшего в некоторых местах на обшивке прибавления не было, и масса на оной держится весьма крепко».
Черноморское адмиралтейское правление на основании рапорта Войновича приняло определение: покрывать защитным составом все строящиеся на верфи Херсона суда корабельной эскадры при очередном килевании.
Таблицы воинских званий Русского Флота
Русский Флот 1764-1798 гг.
Ю.Веремеев, И.Крамник
Рассматриваемый период относится к годам
правления императрицы Екатерины II (1762-1796). Сама
слабо разбирающаяся в делах военных, а тем более
военно-морских, она все же сумела окружить себя
дельными и умными помощниками. Среди них
достаточно назвать князя Григория Потемкина,
графа Орлова, генерал-фельдмаршалов Румянцева,
Суворова.
В этот период предпринимаются попытки навести
порядок во флоте и в том числе в системе флотских
чинов. Увольняется со службы главнокомандующий
флотом адмирал Мишуков, которому в 1757 году
исполнилось 73 года, а в море он не был с 1727 года!
Увольняется в 1762 году "за крайней ветхостью"
генерал-адмирал князь Голицин М.М. в возрасте 81
год! Чин генерал-адмирала присваивается
наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу
(10 лет от роду). С этого времени чин
генерал-адмирала получали только члены
императорской фамилии. Фактом назначения
цесаревича генерал-адмиралом Екатерина II
попыталась поднять престиж флота и флотской
службы. Делами флота стал заниматься энергичный
и умный граф И.Г.Чернышев.
В 1764 году отменяется навсегда чин капитана 3 ранга (это звание вновь вернется во флот только в советские времена в 1935 году), чин капитан-командора переименовывается в капитана бригадирского ранга. Отменяются чины корабельного секретаря (по некоторым данным он просто переместится в систему гражданских чинов специально для флотских офицеров перешедших в гражданскую службу) и унтер-лейтенанта. Чин мичмана из XIII класса перемещается в XII. Чин поручика перемещается в обер-офицерский IX класс, а в VIII класс вводится чин капитан-поручика.
Хотя до конца упорядочить систему флотских чинов так и не удалось (в отличие от армии, где первый офицерский чин был XIV класса, во флоте первый офицерский чин был XII класса, а между двумя смежными чинами остался провал в два класса; кроме того, флотский поручик оказался на два класса выше армейского поручика), но все же это было куда лучше неразберихи пятидесятых годов.
Следует отметить, что реформирование флота Екатериной II без всякого сомнения было успешным. Развитие флота в этот период по масштабам можно сравнить лишь с тем бурным ростом боевой мощи, который пережил в 60е-80е годы уходящего века ВМФ СССР. Аналогия очень близкая - в обоих случаях на базе прибрежного, оборонительного флота, состоящего в основном из легких и устаревших кораблей, создаются мощные ВМС, способные проводить боевые операции и «демонстрации флага» в удаленных от метрополии регионах. Схожесть наблюдается даже в основных точках противостояния - и в XVIII и в XX веках такой точкой стало Средиземное море. Во времена Екатерины II Русские эскадры ходили в Средиземное море, проводя боевые операции против турецкого флота, и обеспечивая «баланс сил» в своеобразной «холодной войне», противостоя флотам Франции и Великобритании. Во второй половине XX века, к счастью, боевых операций советскому ВМФ проводить не пришлось, но противостояние с флотами США, Франции, Великобритании и той же Турции было весьма напряженным, готовым в любой момент взорваться военными действиями.
Флот во время правления Екатерины II проводит также операции по поддержанию «вооруженного нейтралитета», защищая Русскую торговлю с восставшими против британской короны североамериканскими колониями от нападений британских каперов, и обычных пиратов. Русские эскадры, обеспечивающие нейтралитет, ведут патрулирование в водах Северного моря и Атлантики - на торговых маршрутах от Европы к американскому континенту. Таким образом, в развитии Русского флота наступает принципиально новый период - из орудия обеспечения господства на прибрежных направлений и поддержки сухопутных войск - он превращается в инструмент глобальной политики, средство обеспечения экономического и политического развития державы не только в военное, но и в мирное время.
Код | Класс по Табели | Категория | Наименование чина |
1а | Нижние чины | Матрос 4 статьи | |
1б | Матрос 3 статьи | ||
1в | Матрос 2 статьи | ||
1г | Матрос 1 статьи | ||
4 | Унтер-офицеры | Унтер-офицер | |
5 | Шхипер | ||
8 | XII | Обер-офицеры | Мичман |
9 | IX | Поручик | |
10 | VIII | Штаб-офицеры | Капитан-поручик |
11 | VII | Капитан 2 ранга | |
12 | VI | Капитан 1 ранга | |
13 | V | Капитан бригадирского ранга | |
14 | IV | Адмиралы | Контр-адмирал |
15 | III | Вице-адмирал | |
16 | II | Адмирал | |
17 | I | Генерал-адмирал |
* Подробнее о кодировке флотских званий читайте
Крымская война
Первая русская революция
Первая мировая война
Марко Войнович
Фёдор Ушаков
Павел Чичагов
Михаил Лазарев
Владимир Корнилов
Павел Нахимов
Андрей Эбергард
Александр Колчак
Роберт Вирен
Создание флота
В этом же году для непосредственного управления флотом в Херсоне было создано особое Черноморское адмиралтейское правление, устроенное наподобие петербургской Адмиралтейств-Коллегии, и был утвержден штат этого правления: председателем Адмиралтейского Правления был «флагман, командующий флотом из адмиралов или вице-адмиралов», и при нём капитан над портом из капитанов 1-ранга. Членами правления были обер-кригс-комиссар, цейхмейстер, казначей и контролер. Центральными органами управления были Канцелярия при правлении и шесть экспедиций Кригсрехтских дел, Экипажская и интендантская, Контрольная, Казначейская, Комиссариатская и Артиллерийская. Всего по штату 1785 г. в Правлении и Экспедициях должно было состоять 145 человек, с годовым жалованием 17758 рублей 50 копеек [ ] .
В этом же году был утвержден и первый штат Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей , 20 фрегатов , 5 шхун , 23 транспортных судов , личного состава - 13,5 тысяч человек.
Позднее [когда? ] сюда же прибыли 17 кораблей вновь созданной Днепровской флотилии , уже успевшей в 1788 году разгромить османский флот под Очаковым .
Председателем Адмиралтейского правления в 1792-1799 был Н. С. Мордвинова .
Парусный флот - развитие и боевое использование
В войне ярко проявилось флотоводческое искусство контр-адмиралов Джон Пол Джонса , Нассау-Зигена , Н. С. Мордвинова , М. И. Войновича и Ф. Ф. Ушакова .
Русско-турецкая война 1806-1812
В 1807 году эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина , действуя в Эгейском море , разгромила турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях .
Русско-турецкая война 1828-1829
Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий» , одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями. В период командования ад. Лазарева М.П., к середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета , 12 бригов , 6 пароходофрегатов и др.
Крымская война
Крымская война 1853-1856 велась Россией с коалицией Франции , Османской империи, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах , в бассейне Чёрного моря , на Кавказе .
Таким образом, вплоть до конца 90-х годов Черноморский флот располагал куда более полноценными линкорами, чем Балтийский, и всего к началу XX века в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера , 6 канонерских лодок , 22 миноносца и др.
1905-1907
В 1905 году на флоте имели место беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков» (Севастопольское восстание).
По состоянию на 1906 год ЧФ состоял из: 8-ми броненосцев («Чесма», «Синоп», "Екатерина II, «Георгий Победоносец», «XII Апостолов», «Ростислав», «3 Святителя», «Пантелеймон»), 2-х крейсеров («Кагул» и «Очаков».), 1-го крейсера («Память Меркурия»), 3-х минных крейсеров («Капитан Сакен», «Гридень», «Козарский».), 13-ти эскадренных миноносцев, 10-ти миноносцев, 2-х минных транспортов, 6-ти канонерских лодок и 10-ти транспортов. Строились 2 эскадренных броненосца («Евстафий» и «Иоанн Златоуст») и 4 минных крейсера типа «Капитан Баранов» .
К середине 1914 года была одобрена и утверждена «Программа нового усиления Черноморского флота», предусматривающая строительство четвёртого линкора из серии «Императрица Мария» - Император Николай I , 2-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Истомин», «Адмирал Нахимов»), 8-ми эскадренных миноносцев типа «Новик» , а также 6-ти подводных лодок, в дополнении к предыдущим программам .
7 (20) октября 1916 года на линкоре «Императрица Мария» произошёл взрыв порохового погреба , корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых) . А. В. Колчак лично руководил операцией по спасению моряков и тушению пожара, он сильнейшим образом переживал за случившееся .
Вступление в строй новых линейных кораблей позволило флоту установить блокаду угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак , Козлу, Эрегли , Килимли), служившего единственным источником местного угля для Константинополя, а также турецкого флота и железнодорожного транспорта . К октябрю подвоз угля из Зунгулдака в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в том числе прекращению тральных работ в устье Босфора . Из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен » ни разу не вышел в море .
С 1914 по 1917 годы Черноморский флот активно содействовал сухопутным войскам Кавказского фронта на приморских направлениях (подвоз продовольствия и боеприпасов, высадка десантов и т. д.). На протяжении всего 1916 и вплоть до весны 1917 года шла активная подготовка к Босфорской операции .
По мнению некоторых исследователей, активная и грамотная деятельность А. В. Колчака по минированию выхода из Босфора и порта Варна , привела к установлению полного господства Черноморского флота и «ни одно неприятельское судно» вплоть до лета 1917 года не появлялось в акватории Чёрного моря .
После Октябрьской революции. Ликвидация флота
Несмотря на разложение дисциплины, к концу 1917 года Черноморский флот оставался грозной силой - только в Севастополе на кораблях и в крепости находилось 2294 офицера и 25028 матросов и солдат. . К этому моменту на иных кораблях сложились отношения, мало чем отличающиеся от отношений в преступных сообществах .
По Брестскому мирному договору база флота в Севастополе и полуостров Крым не подпадали под территории, отходящие под контроль Центральных держав , однако позднее Крым был включён в сферу интересов Германии по секретному соглашению с Австро-Венгрией, подписанному 29 марта 1918 года в Бадене . Воспользовавшись как предлогом для вторжения в Крым тем, что сухопутные отряды, состоящие из матросов Черноморского флота, вступили в бои с продвигающимися по Украине германо-австрийскими войсками, Германия начала вторжение в Крым 18 апреля 1918 года. 22 апреля 1918 года Народный комиссар иностранных дел Советской России Г. В. Чичерин направил ноту протеста германскому правительству: «Продвижение в Крым является существенным нарушением Брестского мира, так как является вторжением в пределы Советской Республики. Вторжение угрожает нашему Черноморскому флоту, что может повести к столкновениям, вызываемым интересами самосохранения флота…», на что посол Германии в Москве граф Мирбах ответил: «Императорское правительство считает себя вынужденным, ввиду нападения флота из Севастополя против Херсона и Николаева, продвинуть туда войска и занять Севастополь» .
Хотя ещё 22 марта 1918 года коллегия наркомата по морским делам подготовила для советского правительства доклад в котором предлагалось принять меры к переводу флота из Севастополя в Новороссийск и к уничтожению того имущества, которое вывезено быть не может, никаких мер для реализации этих предложений советское руководство не предприняло.
29 апреля 1918 г. командующий флотом контр-адмирал М. П. Саблин отдал приказ о переводе флота в Новороссийск . Для того, чтобы уберечь корабли от огня немецкой артиллерии Саблин дал распоряжение поднять на кораблях флаг украинских националистов, но бригада эсминцев и ряд других кораблей отказались выполнить это распоряжение . 29 апреля в 23:30, первая группа кораблей Черноморского флота начала прорыв в Новороссийск. 30 апреля Севастополь покинули основные силы, в том числе линкоры «Воля » (бывший «Император Александр III») и «Свободная Россия » (бывшая «Императрица Екатерина Великая»).
23 мая 1918 года немцы потребовали возвращения флота в Севастополь, угрожая в противном случае возобновлением наступления. Это наступление началось 9 июня, причём снова было выдвинуто требование о переводе кораблей из Новороссийска в Севастополь. Не имея возможности противостоять немецкому наступлению, и не имея сил воевать с немцами Советское правительство ещё 6 июня по приказу Ленина решило затопить корабли в Новороссийске: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)». Однако экипажи части кораблей во главе с линкором «Воля», отказались выполнять этот приказ и 17 июня вышли из Новороссийска в Севастополь, где немцы захватили корабли и увели их в турецкие порты. Впоследствии, эти корабли были возвращены Антантой
Царствование императрицы Екатерины II было одной из самых блестящих эпох в истории российского флота. Первые годы ее правления были временем возрождения русского флота. Любимое детище Петра Великого – флот при его преемниках постепенно приходит в упадок, количество плаваний сокращается, новые суда строятся все реже, а старые ветшают и приходят в негодность. Постоянные задержки в финансировании флота нашли отражение в высочайшем повелении Адмиралтейств‑коллегии 1728г.: «Военных кораблей никуда не посылать без особого разрешения».
Несмотря на это русский флот участвовал в осаде Данцига в 1734г., в войне со Швецией 1741–1743гг. иСемилетней войне 1756–1763гг.
К началу царствования Екатерины военный флот состоял из 31 линейного корабля, 11 других судов и 99 галер. Однако состояние флота было не блестящее – корабли по большей части старые, мало плавали.
Одаренная великим умом и сильным характером Екатерина приложила много усилий к возрождению русской армии и флота.
После смотра флота в 1765г. уКрасной горки Екатерина пишет: «… у нас в излишестве кораблей и людей, но у нас нет ни флота, ни моряков, все выставленное на смотр было из рук вон плохо. Надобно сознаться, что корабли походили на флот, выходящий каждый год из Голландии для ловли сельдей, а не на военнный».
Однако благодаря энергичным мерам, после начала войны с Турцией (1768–1774) Россия смогла отправить в небывалый до того поход свой флот, который сыграл важнейшую роль в войне. Эскадры Балтийского флота, обогнув Европу, вошли в Средиземное море и в сражениях в Хиосском проливе, а затем в Чесменской бухте уничтожили турецкий флот. Затем последовали победы в Патрасском сражении, взятие крепостей Бейрут, Будрум и др., блокада Дарданелл. На острове Парос в порту Ауза была создана база русского флота. В течение пяти лет русский флот был хозяином Архипелага.
Во время этой же войны, в 1768г. началось возрождение русского флота на Азовском море. Молодой флот одержал ряд побед над сильнейшим противником. 10 июля 1774г. был подписан Кучюк‑Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям. Она приобретала побережье между Бугом и Днепром. Крым становился независимым от Турции.
В последующее десятилетие основывается новый порт Херсон – первая кораблестроительная база на Черном море. Азовская флотилия переименовывается в Черноморский флот, в Крыму на берегах Ахтиарской бухты строится город и порт Севастополь, закладывается город и верфь Николаев.
В начале 1789г. Россия стала инициатором создания союза государств, известный как «Вооруженный нейтралитет». Для обеспечения безопасности морской торговли русские эскадры крейсировали в Северном море, Атлантическом океане и Средиземном море.
В многочисленных войнах России периода правления Екатерины II значительное развитие получило русское военное и военно‑морское искусство, доказавшее свое превосходство над военным искусством стран Западной Европы и Турции. В русском флоте в этот период появляются новые классы судов: в корабельном флоте – бриги, шхуны, катера, люгера, в гребном флоте – гребные фрегаты, плавучие батареи, шебеки, дубель‑шлюпки, канонерские лодки. Начинается серийное строительство 74 пушечных кораблей. В первой половине 1780 х гг. на Балтике строится серия из девяти 100 пушечных кораблей.
Развитие флота позволило в войнах с Турцией (1787–1791) и Швецией (1788–1790) добиться внушительных побед. Победы русского оружия в ходе этих войн утвердили положение России как великой державы, подняли авторитет и престиж страны.
При Екатерине выросла целая плеяда выдающихся русских флотоводцев – Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, В.Я.Чичагов, Д.Н.Сенявин, Ф.А.Клокачев, А.В.Елманов и т.д.
Из иностранцев в русский флот принимались в основном выходцы с «Туманного Альбиона». Некоторые из них добились больших успехов в нашем флоте, заняв высокие посты. Достаточно упомянуть героя Архипелагской экспедиции С.К.Грейга, адмиралов Е.Е.Тета, Р.В.Кроуна.
Русский флот был тесно связан с Англией. Из Англии русские корабелы получали чертежи, по которым, после соответствующей доработки, строились суда на отечественных верфях. Молодые русские офицеры направлялись в Англию для прохождения стажировки на британских кораблях.
В конце 1780 х гг. Екатерина принимает на русскую службу французских офицерв, в том числе и бегущих от революции: контр‑адмирала Ж.Б. де Траверсе – будущего Морского министра, контр‑адмирала О.М.де Рибаса, вице‑адмирала К.Нассау‑Зигена.
В 1790г. русский Балтийский флот насчитывал 34 линейных корабля, 15 фрегатов, более 270 гребных судов, Черноморский флот – 22 линейных корабля, 12 фрегатов, около 80 гребных судов.
Однако Балтийский и Черноморский флоты были изолированы каждый на своем театре и почти всегда действовали независимо друг от друга. Между ними был весь Европейский континент. К тому же проливы, соединяющие Балтийское море с Атлантикой, а Черное море со Средиземным, контролировались Данией и Турцией соответственно. Отсутствие в то время внутренних водных путей не позволяло перебрасывать даже небольшие суда с одного театра на другой.
Именно флот первым из российских вооруженных сил вступил в борьбу с победоносно шагавшими по Европе французскими войсками. Поскольку совсем отказаться от участия в боевых действиях против Франции Россия не могла, Екатерина отправила флот.
Боевые действия на морях начались в 1793г. Французский флот уже был совершенно дезорганизован революцией и в продолжение нескольких первых лет войны не мог предпринять никаких серьезных операций, но и потом действия его были крайне неудачны вследствие плохого состава офицеров, некомплекта и недисциплинированности команд и плохого снабжения.
Англия тоже не была готова к войне, так как в 1792г. вплаваниях находились лишь 12 линейных кораблей. Необходимость набрать огромный личный состав затянула мобилизацию, и только во второй половине года были подготовлены 85 линейных кораблей. С 1793г. английские корабли и фрегаты блокировали побережье Франции. Англичане направили свои эскадры в Средиземное море и в Вест‑Индию. Английские крейсеры в этом году взяли и истребили 140 французских вооруженных судов, в том числе 52 входивших в республиканский флот и 88 частных. 36 из них вошли в состав английского флота.
У берегов Америки в это время действовали легкие эскадры, отдельные фрегаты и другие суда англичан и французов.