Домой Замки Дистанционная магистратура по биологии. Специальность "Биология" (магистратура). Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Дистанционная магистратура по биологии. Специальность "Биология" (магистратура). Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Степень (квалификация)

Срок обучения

Общая характеристика направления подготовки

Реализация магистерской программы «Биология клетки» предусматривает чтение базовых и специальных курсов, проведение практикумов и семинаров, направленных на углубленное изучение ключевых проблем клеточной биологии. Наименование базовых дисциплин: Философские проблемы естествознания, Иностранный язык, Педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Психология управления, Научная риторика, Правовые основы интеллектуальной собственности, Математическое моделирование биологических процессов, Эволюционная биология, Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы, Биотехнология.

Наименование специальных дисциплин: Цитология, Биология тканевых систем, Компьютерная видеомикроскопия, Современные методы микроскопических исследований, Современные проблемы клеточной и тканевой биологии, Проточная цитофлуориметрия, Молекулярная биология опухолевой клетки, Электронная микроскопия.

Образовательная программа предполагает проведение магистрантами научно - исследовательской работы в семестре и прохождение практик (учебной, научно-исследовательской, педагогической).

Практика. Предприятия

Учебная и научно-исследовательская практики проходят в учебно-научной лаборатории иммуногистохимии института естественных наук УдГУ, а также в гематологическом отделении 1-й Республиканской клинической больницы.

Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Квалифицированные сотрудники и современное оборудование позволяет магистрантам выполнять научно-исследовательскую работу на современном уровне и представлять результаты на всероссийских и международных конкурсах. В частности магистранты принимали участие в IV Международном симпозиуме "Взаимодействие нервной и иммунной систем в норме и патологии" (Санкт-Петербург, 2013), Международном биомедицинском студенческом конгрессе (Гронинген, Нидерланды, 2015), Международном междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии» (Судак, Россия, 2014, 2015), молодежной школе-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Биомедицина, материалы и технологии XXI века» (Казань, 2015).

Международное сотрудничество

Осуществляется международное сотрудничество с Университетом Флориды (США) и Университетом Алабамы (США).

Кадровое обеспечение учебного процесса

Руководитель магистерской программы: доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и физиологии человека и животных Сергеев Валерий Георгиевич. Область интересов - молекулярные и клеточные механизмы регуляторных систем. Под его руководством защищена 1 кандидатская диссертация, в настоящее время он руководит работой двух аспирантов. Автор более 70 публикаций, из них 36 цитируются в Web of Science и Scopus.

Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень составляет более 75%.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Проведение занятий осуществляется в аудиториях 1-го корпуса и лаборатории иммуногистохимии института естественных наук с использованием следующего оборудования:

  • Видеопроекционный комплекс (видеопроектор BenQ MP610, ноутбук Acer Extenca 5620
  • Люменесцентный микроскоп Nikon Eclipse 200E
  • Инвертированный микроскоп Motic AE21
  • Фоторегистрирующая приставка на основе цифрового фотоаппарата Canon PowerShut А640
  • Фотопринтер HP Photosmart D7
  • Аппаратно-программный комплекс обработки видеоизображений (компьютер IBM, программы ImagePro Plus, Image insight, Mathlab7.0, Statistika 6.0)
  • Ротационный микротом Accu-Cut SRM200
  • Криотом Shandon Thermo Scientific
  • Ламинарный шкаф LS
  • CO2 -инкубатор Sanyo MOV-IPF
  • Центрифуги СМ-50, Оп-2–8, ElmiCM-6M
  • Электронный микроскоп ЭМ-125
  • Вакуумный пост для напыления реплик ВУП-5
  • Растровый электронный микроскоп РЭМ-100У
  • Шейкер- инкубатор ES-20
  • Сухо-жаровой шкаф Tuttnauer
  • Планшетный фотометр Awardeness
  • Прибор для измерения электрофоретической подвижности клеток «Цитотест-эксперт».
  • Ультрамикротом SEO-UMC

Возможности продолжения образования

В Удмуртском государственном университете открыта аспирантура по специальности 03.03.04 «Клеточная биология, цитология и гистология», в которой возможно продолжение обучения после окончания магистратуры.

Выпускник магистратуры подготовлен для продолжения обучение в аспирантуре и по другим специальностям (Биофизика, Молекулярная биология, Биохимия, Ботаника, Эмбриология, Гистология и цитология, Физиология растений, Физиология человека и животных, Генетика, Цитология, Бионика, Криобиология, Биотехнология, Молекулярная генетика, Биоинформатика).

Виды профессиональной деятельности

Магистр биологии осуществляет научно-исследовательскую и научно-производственную деятельность по изучению и использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях. Магистр Биологии подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования в области биологии и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы. Широко эрудирован, обладает фундаментальной научной базой, владеет методологией научного творчества, экспериментальными методами и подходами современной биологии, информационными технологиями.

Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, самостоятельно планирует, организует и выполняет лабораторные исследования: анализирует получаемую лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику. Составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию: следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области профессиональной деятельности. Самостоятельно проводит экспериментальные исследования, формулирует их задачу, разрабатывает и осуществляет новые методические подходы, участвует в обсуждении, оценке и публикации результатов, в патентной работе, составлении патентных заявок, в работе семинаров и конференций. Ведет самостоятельную научно-производственную деятельность в области биотехнологии, охраны природы и медицины.

Магистр биологии, прошедший обучение по профилю «Биология клетки» будет обладать следующими компетенциями:

  • понимает и творчески использует знания фундаментальных и прикладных разделов клеточной и тканевой инженерии;
  • умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия по различным аспектам новейшей биотехнологии, связанной с технологиями клеточной и тканевой инженерии;
  • имеет навыки образовательной деятельности: подготовки и чтения лекций по биотехнологии, руководства практиками, курсовыми и дипломными работами студентов.

Трудоустройство

Исходя из своих квалификационных возможностей, магистр биологии подготовлен к самостоятельной работе на научных должностях, в том числе - биолога, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и? в соответствии с полученной специализацией, в других должностях согласно требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37. Магистр биологии подготовлен к педагогической деятельности в средней и высшей школе.

Контакты:

Адрес: 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1. УдГУ, корп. 1, каб. 123.

СТУДЕНТЫ 1 курса!

Для того, чтобы быть зачисленным на дисциплины «Вариативной части периода обучения» для обучения в 2019-2020 учебном году (в осеннем и весеннем семестре), вы должны ознакомиться с перечнем дисциплин, соответствующих вашему курсу обучения и оформить заявления в Личном кабинете обучающегося

СТУДЕНТЫ 2 курса МАГИСТРАТУРЫ:

В соответствии с Правилами обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете , утвержденными приказом от 29.01.2016 № 470/1 (с изменениями и дополнениями) «В течение двух недель с начала учебного периода, в котором осуществляется реализация элективных дисциплин, студентам предоставляется право подать личное заявление об изменении ранее выбранных элективных дисциплин, если такое изменение не приведет к уменьшению количества студентов, выбравших данную элективную дисциплину, меньше установленной минимальной численности, или увеличению более установленной максимальной численности.»

Изменение в перечень элективных дисциплин (дисциплин «Вариативной части периода обучения») на осенний семестр 2019-2020 учебного года можно внести не позднее 16.09.2019.

С результатами распределения на дисциплины вариативной части учебного плана для обучения в осеннем семестре 2019-2020 учебного года можно ознакомиться в «Личном кабинете» обучающегося.

Аннотации к элективным дисциплинам (дисциплинам «Вариативной части периода обучения») можно посмотреть .

С учебными планами и программами дисциплин можно ознакомиться .

Студентам, обучающимся на договорной (платной) основе:

Информация для абитуриентов: правила приема, число мест, платная основа обучения

Подготовка ведется:

на 1 курсе

«Генетика и биотехнология»

Магистерская программа «Молекулярная биология и агробиотехнология растений»

По направлению 05.04.06 «Экология и природопользование»

на 2 курсе:

По направлению 06.04.01 «Биология»:

Магистерская программа «Биология»

«Биохимия, молекулярная биология и биотехнология растений»

«Генетика и биотехнология»

«Клеточная биология, иммунология, микробиология, биология развития»

«Физиология, биохимия, биофизика»

По направлению 05.04.06 «Экология и природопользование»

Магистерская программа «Биоразнообразие и охрана природы»


Магистратура предусматривает углубленную специализированную подготовку в избранной области биологии или экологии и природопользования. Магистратура рассчитана на лиц, завершивших образование по программе базовой ступени (бакалавриат) и проявивших выраженный интерес и способности к научно-исследовательской либо научно-практической деятельности. Прием в магистратуру производится на конкурсной основе.

Программа обучения в магистратуре рассчитана на 2 года. Основным принципом магистратуры является максимальная индивидуализация процесса обучения. При этом возрастает роль руководителя и его постоянного взаимодействия с обучающимся. Это осуществляется как при формировании заявлений на дисциплины вариативной части учебного плана, так и в процессе работы над магистерской диссертацией.

При этом широко используется интеллектуальный и материально-технический потенциал не только университета, но и учреждений РАН и других ведомств.

В структуру магистерской подготовки входят блоки, содержащие дисциплины направления, иностранный язык, профессиональные специальные дисциплины и работа над магистерской диссертацией. Программой подготовки магистров предусматривается прохождение полевых или лабораторных практик. Поскольку одной из возможных форм будущей деятельности магистров-биологов является преподавательская работа в вузах, в блок специальной подготовки входит педагогическая практика, включающая проведение занятий для студентов бакалавриата.

Магистерские диссертации выполняются под руководством высококвалифицированных специалистов. Содержание магистерской диссертации могут составлять результаты экспериментальных и полевых исследований, разработка новых методов и методических подходов, разработка новых технологических процессов в биотехнологии.

Выпускники, получившие диплом магистра, должны быть подготовлены к самостоятельной научной работе в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, а также к преподавательской деятельности.

Выпускник магистратуры имеет право поступать в аспирантуру на основе конкурсного отбора.

Начало экзаменов в 10.00.

Все новости по теме: Магистратура

Поступление в магистратуру возможно для лиц, имеющих высшее образование любого уровня (окончивших бакалавриат, магистратуру или специалитет).
Получение образования в магистратуре лицом, имеющим диплом специалиста или диплом магистра, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться только ПО договору об оказании платных образовательных услуг.

Направление подготовки, образовательная программа Количество бюджетных мест Количество мест по договорам об оказании платных образовательных услуг Вступительные испытания с указанием формы проведения в порядке убывания приоритетности
Направление подготовки "Биология"
Группа образовательных программ "Биология" 149 5 биология (письменно)
Образовательная программа "Фундаментальная и прикладная биология" 7 3 общая биология (письменно)
Образовательная программа " " 0 5 биология с основами биотехнологии (письменно)
Группа образовательных программ " ", " "
(на английском языке)
0 2 современные проблемы биологии (письменно, на английском языке)
иностранный язык (письменно)
Магистратура: программа « »
0 5

Перечень необходимых документов

  • личное заявление о приеме (ссылка на скачивание формы);
  • копии документов, удостоверяющих личность и гражданство поступающего;
  • оригинал или копия документа (черно-белая, не обрезать) об образовании со вкладышем;
  • 6 фотографий размером 3х4 (черно-белый или цветной снимок без головного убора на матовой бумаге, сделанный в 2019 году).

Копии документов заверять не нужно! Одновременно с копиями документов необходимо предъявить их оригиналы.

При личном предоставлении документов поступающий предъявляет документы, удостоверяющие его личность и гражданство.

Сроки

Сроки проведения вступительных испытаний на биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова для поступающих на первый курс на обучение по программам магистратуры в 2019 году:

биология (письменно) основной поток: 22 июля, ББА Биолого-почвенный корпус
общая биология (письменно) основной поток: 23 июля, ББА
Образовательная программа «Биоинженерия,
биотехнология и биоэкономика»
биология с основами биотехнологии
(письменно)
основной поток: 24 июля, М-1
Группа образовательных программ
«Фундаментальная и системная биология»,
«Нанобиотехнология»
современные проблемы биологии (письменно) основной поток: 25 июля, 252 к
иностранный язык (письменно) основной поток: 26 июля, 252 к
Образовательная программа «Фундаментальная и прикладная биология» «Структурная биология и биотехнология» (письменно) основной поток: 27 июля, 252 к

Прием согласий на зачисление и оригиналов документов об образовании ДО 18.00 01 АВГУСТА.

Принципы распределения на кафедры или учебные программы

Программы вступительных испытаний

Особые права для участников творческих состязаний

Направление подготовки (специальность),
образовательная программа
Творческое состязание Статус участника
(в индивидуальном зачете)
Условия учета достижений
Группа образовательных программ «Биология» Универсиада «Ломоносов»
по современным проблемам биологии по направлению подготовки «Биология»
Победитель
(диплом I степени)
Призер
(диплом II степени)
Международная биологическая универсиада Победитель
(диплом I степени)
Максимальное количество баллов по вступительному испытанию по биологии
Призер
(диплом II, III степени)
80 баллов по вступительному испытанию по биологии
Универсиада " Я - профессионал" Победитель Максимальное количество баллов по вступительному испытанию по биологии

Общежитие

На время поступления абитуриенты (имеющие постоянную регистрацию за пределами пятой тарифной зоны Московской железной дороги) могут обеспечиваться общежитием:

  • для подачи документов – не ранее, чем за 7 дней до даты завершения приема документов;
  • на период проведение вступительных испытаний - не ранее, чем за 7 дней до начала вступительного испытания.

Справка

Необходимость прохождения предварительного медицинского осмотра для поступления на биологический факультет отсутствует.

НО : обратите внимание, что обучение на биологическом факультете может потребовать прохождения студентом двухмесячной летней полевой практики (в зависимости от выбранной кафедры), требующий длительного хождения пешком; многочасовую работу с оптикой и с химическими веществами на практикумах, что предъявляет к здоровью абитуриентов достаточно жесткие требования. Пожалуйста, учитывайте это при выборе факультета для обучения!

Стоимость обучения в 2019/2020 учебном году

Образовательная программа, группа образовательных программ Стоимость обучения, за учебный год
Группа образовательных программ "Биология" 427,56 тыс. руб.
Фундаментальная и прикладная биология 427,56 тыс. руб.
Биоинженерия, биотехнология и биоэкономика 427,56 тыс. руб.
Фундаментальная и системная экология (на английском языке) 427,56 тыс. руб.
Нанобиотехнологии (на английском языке) 427,56 тыс. руб.
Структурная биология и биотехнология 427,56 тыс. руб.

При условии хорошей и отличной успеваемости и наличии свободных бюджетных мест для граждан РФ возможен перевод на бюджет.



Ранее этот государственный стандарт имел номер 510600 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)
???????????? ?????? ? ????????????????? ???????????

Министерство образования Российской Федерации

"УТВЕРЖДАЮ"

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

В.Д. Шадриков

Номер государственной регистрации

88 ЕН / МАГ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление510600БИОЛОГИЯ

Квалификация – МАГИСТРБИОЛОГИИ

Вводится с момента утверждения

Москва 2000

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
510600 - Биология

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 2.03.2000 г. № 686.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – Магистр биологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 510600 – Биология при очной форме обучения – 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). По специализациям, предусматривающим в магистратуре научно-исследовательскую практику, включающую два полевых сезона, решением Совета вуза допускается увеличение общего срока обучения до 6,5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр биологии осуществляет научно-исследовательскую и научно-производственную деятельность по изучению и охране живой природы и использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях. Магистр биологии подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования в области биологии и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы; широко эрудирован, обладает фундаментальной научной базой, владеет методологией научного творчества, экспериментальными методами и подходами современной биологии, информационными технологиями.

Магистр биологии разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, самостоятельно планирует, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области профессиональной деятельности; самостоятельно проводит экспериментальные исследования, формулирует их задачу, разрабатывает и осуществляет новые методические подходы, участвует в обсуждении, оценке и публикации результатов, в патентной работе, составлении патентных заявок, в работе семинаров и конференций. Следит за соблюдением законов РФ, международных соглашений, норм и правил в области охраны природы и здоровья человека, планирует мероприятия по предотвращению деградации и загрязнения природной среды. Ведет самостоятельную научно-производст венную деятельность в области биотехнологии, охраны природы и медицины.

Исходя из своих квалификационных возможностей, магистр биологии подготовлен к самостоятельной работе на научных должностях, в том числе: биолога, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и, в соответствии с полученной специализацией, в других должностях согласно требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37.

Магистр биологии подготовлен к педагогической деятельности в средней и высшей школе.

Сфера профессиональной деятельности магистра биологии: научно-исследовательские и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности, а также в государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения.

1.4. Возможности продолжения образования.

1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).

510601– Общая биология

Актуальные проблемы общей биологии и экологии. Элементы системного анализа и теории управления. Биологические системы различных уровней сложности, механизмы их авторегуляции. Математическое моделирование биосистем. Элементы антропологии. Эволюция и современное состояние биосферы. Природа и общество. Методы и перспективы развития современной биологии. Задачи общего и профессионального биологического и экологического образования. История и методология биологии, экологии и химии; основы дидактики. Философские аспекты современного естествознания. Психолого-педагогическая подготовка: психология и педагогика средней и высшей школы; социальная психология, эргономика, возрастная педагогическая психология. Основы психической саморегуляции. Проектирование содержания учебного процесса и ситуаций инновационного обучения в школе и в вузе. Способы представления и контроля знаний. Решение продуктивных и творческих задач. Практика преподавания биологии, кружковой, лабораторной работы, организации лекционного курса.

510602 – Антропология

Морфология человека. Происхождение и эволюция человека. Онтогенез человека. Физическое развитие и конституции; психофизиологическая типология, полиморфизм человеческой популяции. Учение об антропогенезе, расоведение. Элементы этнографии, археологии, этническая антропология России. Биология человека: экология, генетика, элементы валеологии. Методы антропометрии, вариационной статистики, элементы генетического, иммунологического анализа, другие методы современной антропологии.

510603 – Зоология позвоночных

Теоретические проблемы зоологии позвоночных. Сравнительная анатомия и морфология различных групп позвоночных. Происхождение и систематика хордовых, их многообразие, географическое распространение, экология. Размножение и онтогенез. Анатомия и физиология хордовых как база систематических экологических и зоогеографических исследований. Образ жизни и поведение позвоночных, механизмы приспособлений к средам обитания. Общие вопросы систематики. Частная систематика и филогенез отдельных групп хордовых. Эволюция функциональных систем. Редкие и исчезающие виды; научные основы охраны животного мира и отдельных видов хордовых. Хозяйственное использование позвоночных. Методы зоологических исследований, навыки полевой работы, организации экспедиций, камеральной обработки материала.

510604 – Зоология беспозвоночных

510605 – Ботаника

Теоретические проблемы морфологии растений. Размножение растений. Жизненные циклы. Сравнительная анатомия и морфология разных групп растений. Эволюция различных типов морфоструктур в разных таксонах растений. Экология растений. Эволюция жизненных форм в разных группах растений и разных флорах. Анатомия и морфология растений как база систематических, экологических и фитогеографических исследований. Общие вопросы теории систематики. Частная систематика и филогенез различных групп растений. Эколого-фитоценотические и географические факторы эволюции. Филоценогенез. Теоретические проблемы географии растений. Флористика. Методы анализа флор. Флорогенез. Методы флорогенетических исследований. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Основные этапы эволюции растительного покрова Земли в позднем кайнозое. Геоботаника (фитоценология; лесоведение, луговедение, водная и болотная растительность, аридные фитоценозы, изучение агроценозов и др.). Научные основы охраны отдельных видов и флористических комплексов.

510606 – Микология

Теоретические концепции и актуальные проблемы микологии. Морфология и физиология грибов; систематика и филогенетические связи отдельных таксономических групп. Размножение и жизненные циклы. Экология грибов, механизмы их взаимодействия с различными компонентами биогеоценозов. Теоретические представления о происхождении грибов. Практическое применение различных групп в фармакологии и биотехнологии. Почвенная микология; фитопатология. Медицинская микология. Биология наиболее вредоносных патогенов. Методы экспериментальных исследований в микологии.

510607 – Физиология человека и животных

Фундаментальные проблемы физиологии человека и животных. Общая, эволюционная, медицинская и экологическая физиология, основные теоретические концепции и актуальные направления. Эволюция основных функциональных систем организма. Онтогенез функциональных систем. Физиологические регуляции; координация и адаптация физиологических функций к различным условиям внешней среды, их системные и молекулярные механизмы. Элементы патофизиологии и функциональной диагностики. Элементы теории систем; математические и компьютерные методы в современной физиологии. Методы экспериментальной физиологии, функциональной диагностики, хирургии, электрофизиологии, навыки работы с различными лабораторными животными.

510608 – Физиология растений

Основные теоретические концепции и актуальные проблемы физиологии растений. Экологическая физиология растений. Механизмы фотосинтеза, транспорта веществ, дыхания, энергетического и пластического обмена, размножения и развития растений. Клеточная и генетическая инженерия растений. Физиология различных групп растений. Эволюция функциональных систем. Гормоны растений. Иммунитет растений. Биологические методы защиты растений от патогенных влияний. Классические и новые методы физиологии растений; культивирование клеток и тканей, клеточная биотехнология.

510609 – Генетика

Общая генетика, генетический анализ, цитогенетика, молекулярная генетика, биотехнология, генная инженерия, генетика микроорганизмов, генетика растений, генетика животных, генетика человека, популяционная генетика, экологическая генетика, мутационный процесс, молекулярные основы эволюции, генетика развития, генетика органелл, симбиогенетика, мобильные элементы генома, генетический контроль клеточного цикла, генетический контроль: репликации, рекомбинации, транскрипции, трансляции, сплайсинг. Генная и клеточная инженерия высших растений. Структура и функции хромосом. Генетика поведения. Иммуногенетика. История генетики. Методы количественного анализа, вариационная статистика в генетике.

510610 – Биофизика

Основные концепции и актуальные проблемы теоретической биофизики, биофизики клетки, биофизики мембран, молекулярной биофизики, радиационной биофизики, экологической биофизики. Общая биофизика живых систем. Математические модели, компьютерные методы в биофизике. Физико-химические и физиологические процессы в биологических системах и влияние на них физических факторов. Механизмы авторегуляции биологических функций, их физические аспекты. Методы современной биофизики.

510611– Биохимия и молекулярная биология

Теоретические аспекты и актуальные проблемы биохимии и молекулярной биологии. Структурно-функциональная организация клетки и субклеточных систем; механизмы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот; молекулярная биология клетки; биотехнология и генетическая инженерия; молекулярные механизмы регуляции и адаптации функций клетки и организма. Сравнительная и эволюционная биохимия. Медицинская и динамическая биохимия, экологическая биохимия, иммунология, вирусология. Методы функциональной и клинической биохимии, молекулярной биологии, биотехнологии.

510612 – Микробиология и вирусология

Теоретические основы и актуальные проблемы сравнительно-эволюционной, экологической, медицинской, промышленной микробиологии. Морфология, биохимия, генетика микроорганизмов, их систематика и эволюция, роль ее. Вирусы, бактерии, археи, эукариотные микроорганизмы. Патогенные микроорганизмы и борьба с ними. Хозяйственное использование микроорганизмов. Промышленная микробиология. Микробиологическое повреждение технологических конструкций. Перспективы биотехнологии и генетической инженерии. Методы культивирования и идентификации микроорганизмов, приемы клеточной и генетической инженерии, методы исследования роли микроорганизмов в биогеоценозах.

510613 – Экология

Теоретические концепции и актуальные направления аутэкологии, синэкологии, популяционной экологии, эволюционной экологии. Учение о биосфере. Общая теория систем. Принципы математического моделирования и компьютерного анализа экосистем. Частная экология (экология бактерий, грибов, растений, животных). Экологическая физиология. Эволюция биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу, техногенные экосистемы. Методы оценки техногенных воздействий на экосистемы и определение экологического риска. Биоиндикация и биотестирование загрязнений природной среды. Экологический мониторинг и экспертиза. Элементы экологического права. Экономика рационального природопользования. Научные принципы и стратегия охраны природы. Российское природоохранное законодательство. Международный опыт и сотрудничество в области охраны природы.

510614 – Биология клетки

Теоретические закономерности и актуальные направления исследований структурно-функциональной организации прокариотных и эукариотных клеток, синцитиев, плазмодиев, симпластов. Общая цитология, общая и сравнительная гистология, молекулярная биология клетки, структурно-функциональная организация и регуляция экспрессии генома, механизмы авторегуляции и адаптации клеток, пролиферации и дифференцировки, интеграции клеток в различных организмах, межклеточные взаимодействия. Проблемы опухолевого роста. Методы световой и электронной микроскопии, культивирования клеток, выделения и исследования субклеточных структур, анализа метаболических процессов, иммунохимии, другие методы клеточной биологии.

510615 – Биология развития

Теоретические основы и современные направления биологии развития. Сравнительно-морфологические, физиологические молекулярные аспекты индивидуального развития организмов различных таксономических групп. Молекулярная теория развития. Механизмы дифференцировки, морфогенеза, роста. Межклеточные взаимодействия и регуляторные процессы, обеспечивающие целостность развивающегося организма. Экологическая и эволюционная биология развития. Медицинская и сельскохозяйственная биология развития. Цитологические, гистологические, морфологические, молекулярно-биологические, генетические методы в биологии развития. Эмбриоинженерия.

510616 – Нейробиология

Теоретические концепции и актуальные проблемы физиологии нервной системы и нейрона, нейрохимии, молекулярной нейробиологии, нейроморфологии и нейрофармакологии. Нейробиология поведения. Нейропсихология. Сложные формы поведения и психические процессы: когнитивные функции, память, обучение, речь, сознание. Экспериментальные модели и методы современной нейробиологии. Математическое моделирование в нейробиологии.

510617 – Психофизиология

Теоретические концепции и актуальные проблемы; физиологические механизмы психической деятельности, физиологических основ сенсорного восприятия и формирования ощущений. Физиологические аспекты общей психологии, высшей нервной деятельности, психопатологии; психофизиология стресса, возрастная психофизиология. Психофизиологическая диагностика заболеваний сенсорных систем, дефектов речи и интеллекта. Проблемы индивидуальных различий, формирование доминантных состояний, определяющих психику человека. Проблема искусственного интеллекта. Методы электрофизиологических, морфологических исследований, тестирования нервно-психического статуса человека. Методы математического моделирования в психофизиологии.

510618 – Иммунология

Теоретические концепции и актуальные направления науки о защитных системах организмов. Иммунитет растений, животных и человека. Строение, свойства и взаимодействие антигенов и антител. Иммунохимия. Иммуногенетика. Цитологические механизмы иммунного ответа. Сравнительная иммунология. Клиническая иммунология. Основные методы иммунологии и их использование для решения фундаментальных проблем биологии, выделения и идентификации индивидуальных белков.

510619 – Гистология

Теоретические и методологические аспекты сравнительно-эволюционной и медицинской гистологии. Эволюция тканей. Гистогенез в индивидуальном развитии. Строение и функции специализированных клеток, промежуточных сред, взаимодействие клеток в ткани и в организме, регенерация; регуляторные механизмы целостности и интеграции тканей в функциональных системах организма. Элементы патофизиологии и патология клеток. Гистологическая диагностика. Методы световой и электронной микроскопии, авторадиографии, иммуно- и гистохимии, культуры клеток и тканей и другие методы исследования.

510620 – Медико-биологические науки

Теоретические концепции и актуальные проблемы в области фундаментальной медицины и биомедицинских исследований (медицинской биохимии, медицинской биофизики и др.). Нормальная и патологическая физиология человека, гистология, биохимическая и биофизическая диагностика заболеваний, элементы современной фармакологии, биологические основы здоровья и патологии, проблемы экологии человека, представления о различных системах сохранения здоровья, излечения болезней и продления жизни человека. Методы физиологии и экспериментальной медицины.

510621– Альгология

Теоретические аспекты и современные направления систематики, флористики, географии и экологии водорослей. Морфология, биология размножения. Фитопланктон и фитобентос морских и континентальных водоемов. Водоросли почв. Водоросли как показатели состояния экосистемы. Основы цитологии, физиологии, биохимии и генетики водорослей. Палеоальгология. Основные этапы становления растительного мира. Методы микропалеоальгологии, систематики, цитологии водорослей.

510622 – Энтомология

Фундаментальные проблемы эволюционной и функциональной морфологии насекомых. Систематика, происхождение и филогенез насекомых и других наземных членистоногих. Физиология наземных членистоногих: эволюция функций, нервно-мышечная физиология, эндокринология, физиология развития, особенности иммунной системы. Экология и поведение насекомых. Жизненные циклы и закономерности их регуляции. Половое поведение. Фундаментальные основы прикладной энтомологии в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, медицине, ветеринарии и биотехнологии. Методы описательной и экспериментальной энтомологии.

510623 – Гидробиология и ихтиология

Фундаментальные проблемы надорганизменного уровня организации водной биоты, изучение структурных свойств и закономерностей функционирования водных экосистем, управление ими. Глобальные и региональные океанологические и лимнологические явления. Системный подход как методологическая база гидробиологии; методы учета гидробионтов, анализ количественных данных и изучение факторов среды. Теоретические основы, методы и современные достижения аут- и синэкологии гидробионтов, санитарно-технической гидробиологии, продукционной гидробиологии аквакультуры, биоиндикации качества вод и рационального использования водных ресурсов. Теоретические и методологические аспекты изучения рыб и круглоротых, экологии, этологии, динамики популяции, состава рыб открытого океана, морей и пресных вод. Эволюция и систематика, географическое распространение рыб. Прикладные проблемы – разработка биологических основ рыбного промысла, ведение рационального рыбного хозяйства, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Введение новых магистерских профессиональных образовательных программ осуществляется в порядке, установленном федеральными органами (письмо Госкомвуза РФ от 23.09.1994 г. № 10-36-322 ИН/12).

Специальная учебная и научно-исследовательская составляющие каждой из аннотированных магистерских программ по решению Совета вуза реализуются через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА,

И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 510600 –Биология, а также специалиста по специальностям 011600 – Биология, 011700 – Антропология, 011800 – Зоология, 011900 – Ботаника, 012000 –Физиология, 012100 – Генетика, 012200 – Биофизика, 012300 – Биохимия, 012400 – Микробиология и 320200 – Биоэкология зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению или междисциплинарного итогового государственного экзамена по биологии.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

510600 – БИОЛОГИЯ

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра биологии разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы и требования к итоговым аттестациям.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим стандартом. По направлению разрабатывается несколько авторских магистерских программ.

3.3 Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

циклЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД– Общепрофессиональные дисциплины направления;

СД– Специальные дисциплины;

ФТД– Факультативные дисциплины;

ИГА– Итоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ – Дисциплины направления специализированной подготовки;

СДМ – Специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ – Научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ – Итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой , установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

Наименование дисциплин и их основные
разделы

Всего часов

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 510600 – Биология.

Итого часов подготовки бакалавра

Требования к обязательному минимуму содержания специализированной подготовки

ДНМ.00

Дисциплины направления

ДНМ.Ф.00

Федеральный компонент

ДНМ.Ф.01

Современные проблемы биологии

Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетике, антропологии, экологии, теоретической биологии, эволюционной теории.

ДНМ.Ф.02

История и методология биологии

История возникновения и развития биологии и смежных с ней наук; основные понятия и категории; методологические аспекты биологических наук и их приложений; место биологии в системе научного знания, междисциплинарные связи; роль выдающихся ученых в развитии биологических наук; зарождение новых научных направлений.

ДНМ.Ф.03

Компьютерные технологии в науке и образовании

Структура аудио и видеосредств и методика их применения; ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером; телекоммуникационные системы; принципы построения автоматизированных систем обучения и контроля знаний; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе; текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, информационные сети, геоинформационные системы.

ДНМ.Ф.04

Философские проблемы естествознания

Основные понятия философии естествознания: субстанция, материя, энергия, информация, пространство, время, жизнь, развитие, закон, природа; проблемы познания связей и закономерностей явлений природы; история развития натурфилософских представлений; современная естественнонаучная картина мира, место в ней наук о жизни; синергетика как универсальный язык описания эволюционирующей вселенной; философские проблемы теории познания в естественных науках.

ДНМ.Ф.05

Учение о биосфере

Эволюция биосферы; В.И. Вернадский и космологический смысл его учения; современное развитие биосферологии; взаимодействия природы и общества; антропогенное влияние на биосферу; глобальные экологические проблемы; методы прикладной экологии; экология человека в аспекте целостных представлений о биосфере.

ДНМ.Ф.06

Иностранный язык

Лексико-грамматический материал для профессионального и бытового общения и чтения научной литературы; реферирование и аннотирование научной литературы; навыки научно-технического перевода.

Региональный (вузовский) компонент

Дисциплины, устанавливаемые вузом
(факультетом)

Дисциплины по выбору студента

СДМ

Специальные дисциплины

НИРМ.00

Научно-исследовательская работа

НИРМ.01

Научно-исследовательская работа в семестре

НИРМ.02

Научно-исследовательская практика

НИРМ.03

Научно-педагогическая практика (по индивидуальному плану)

НИРМ.04

Подготовка магистерской диссертации

Итого часов специализированной подготовки магистра

5. СРОК ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 510600 – БИОЛОГИЯ

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения– 312 недель,

в том числе:

– образовательная программа подготовки бакалавра– 208 недель,

специализированная программа подготовки

магистра– 104 недели,

теоретическое обучение, включая практикумы,

в том числе лабораторные работы, научно-исследовательскую

работу студентов, подготовку выпускной квалификационной

работы, а также экзаменационные сессии– 74 недели,

практика:

научно-исследовательская практика– не менее 13 недель,

педагогическая практика (проведение

лабораторных занятий по базовым дисциплинам или

летней учебной практики на младших курсах

в данном вузе)– до 200 часов,

итоговая государственная аттестация, включая

защиту выпускной квалификационной работы– не менее 4 недель,

каникулы (включая 4 недели последипломного

отпуска)– не менее 13 недель.

5.2. Обучение по основной образовательной программе по подгот овке магистра биологии осуществляется только по очной (дневной) форме.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения за 6-летний период теоретического обучения не должен превышать в среднем за период 27часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра – 16 часов в неделю. При этом в указанный объем не в ходят занятия по физической культуре и по факультативным дисциплинам.

5.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ

РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 510600 – БИОЛОГИЯ

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного образовательного стандарта магистра.

Обучение по магистерским программам (специализациям) по направлению 510600 – Биология реализуется через авторские магистерские программы, соответствующие требованиям настоящего стандарта и утвержденные советом вуза (факультета).

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Важнейшей составляющей подготовки магистра являются самостоятельная научно-исследовательская работа, выполняемая под руководством высококвалифицированного научного руководителя.

Требования к научно-исследовательской части программы предусматривают:

– умение формулировать задачи и формировать план исследования;

опыт библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

– умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

– опыт обработки полученных результатов, анализы и осмысления их с учетом данных, имеющихся в научной литературе и с использованием современных информационных сетей;

– умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей.

6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

– изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% и для отдельных дисциплин в цикле – до 10% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

– предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2–4 часов в неделю;

– осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом;

– определять перечень государственных экзаменов, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников;

– в виде исключения продлевать для полевых специализаций общий срок обучения магистров до 6,5 лет.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. При формировании индивидуального плана в него могут включаться любые специальные дисциплины, осуществляемые вузом с учетом необходимости профессиональной подготовки конкретного магистранта.

Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы магистра биологии должна обеспечиваться преподавателями, имеющими базовое образование и/или опыт работы и публикации по профилю преподаваемых дисциплин, систематически ведущих научную и научно-методическую работу, подтвержденную публикациями. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями должна быть не менее 67%. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Научными руководителями магистрантов должны быть высококвалифицированные специалисты, работающие в области биологии, в которой выполняется магистерская диссертация, и имеющие опыт научного руководства студентами или аспирантами.

6.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам занятий. Уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на каждого студента.

Вуз предоставляет обучающимся в магистратуре возможность пользоваться:

– новейшей учебной и монографической литературой в области профессиональной подготовки,

научными периодическими изданиями России и зарубежных стран.

Вуз обеспечивает возможность доступа студентов к учебным коллекциям и музеям, научно-справочным материалам, сетевым источникам информации, фондам научных библиотек, аудио- и видеоматериалам по профилю подготовки.

6.5. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра по направлению 510600–Биология, должно быть оснащено для проведения учебного процесса современной инструментальной приборной базой, расходными материалами, компьютерной аппаратурой и лицензионным программным обеспечением. Вуз должен располагать материально-технической базой, необходимой для проведения всех видов аудиторной, лабораторной, практической, экспедиционной, междисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующим действующим санитарно-техническим нормам. Желательно наличие интернет-серверов, множительной техники, стационарных и полевых лабораторий, компьютерных классов.

Выполнение научно-исследовательской составляющей основной образовательной программы подготовки магистра может осуществляться на базе вузов, соответствующих НИИ, заповедников, производственных организаций с использованием их материально-технических возможностей.

6.6. Требования к организации практик.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра по направлению Биология, должно обеспечить проведение полевых учебных и научно-исследовательских практик в поле, на полевых стационарах, производственных полигонах, охраняемых территориях, иметь возможность заключать договора с соответствующими НИИ разных ведомств о возможности проведения на их базах научно-исследовательских практик и выполнения магистерских диссертаций.

Практики магистров должны соответствовать основным направлениям научных исследований и могут включать научно-исследовательскую работу в экспедициях и лабораториях, научно-производственную работу, преподавательскую деятельность в высших, средних и средних специальных учебных заведениях.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 510600 – БИОЛОГИЯ

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.

Магистр биологии:

– владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен вписьменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

– умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

– умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

– понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин,определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

– способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

– знает основы педагогической деятельности;

– знает распорядительные документы, методические и нормативные материалы в области биологических работ;

– знает основы законодательства РФ, международные соглашения, нормы и правилав области охраны природы и здоровья человека; в своей деятельности руководствуется нормами и правилами биоэтики и профессиональной этики;

– владеет современными средствами вычислительной техники;

– знает методы исследований, правила и условия выполнения работы, технических расчетов, оформления получаемых результатов;

– знает современные достижения в области биологии;

– знает основы организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда;

– методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра биологии определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 510600 – Биология.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают:

навыки:

– владение самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью, требующей широкого образования в соответствующем направлении, методологией научного творчества;

умения:

– формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Магистр должен:

– быть знаком с современными достижениями в области гуманитарных и социальных наук, ориентироваться в социально-экономических процессах, протекающих в современном обществе, уметь использовать эти знания в своей общественно-социальной деятельности;

– иметь целостное представление об основахмироздания, базирующееся на знании самых современных достижений естественных наук; владеть методологией и методическим аппаратом современной науки и хорошо представлять возможности и границы методов, используемых в его профессиональной деятельности в конкретной области биологии;

– отчетливо представлять себе взаимосвязи между различными областями современных естественнонаучных знаний, их связь с социально-экономическими процессами и место, занимаемое в этой системе областью его будущей профессиональной деятельности;

– обладать навыками научно-организационной деятельности; уметь планировать работу научно-исследовательского или научно-педагогического коллектива; обладать специальными знаниями и навыками, позволяющими поддерживать здоровые отношения в рамках руководимого им коллектива; находить и принимать решения в сложных случаях, при наличии среди членов коллектива различных мнений;

– владеть современными методами получения, обработки и хранения научной и социальной информации; владеть методологией и культурой мышления, позволяющей перерабатывать и подготавливать материалы по результатам исследований к опубликованию в печати, в виде докладов и лекций; обладать достаточным знанием иностранного языка для того, чтобы свободно осуществлять свою профессиональную деятельность (научно-исследовательскую и педагогическую) в иноязычной среде;

– уметь использовать основные методы, методологию, знать концепции и перспективы развития биологии, иметь единое системное видение биологических явлений и процессов, в которых гармонически увязаны представления о биологических структурах, выполняемых ими функциях, их физико-химических основах и эволюции; уметь планировать меры оздоровления экологической ситуации, вести работу по охране природы и здоровья человека.

7.1.3. Требования к подготовке магистра биологии по специализации определяются вузом и должны обеспечивать выпускнику возможность свободно владеть комплексом знаний и умений, позволяющих ему заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки в конкретных областях биологии. УМО может дополнительно рекомендовать некоторые специальные требования.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государ ственные экзамены по философии и иностранному языку. Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо учитывать, что основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид магистерской диссертации, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

Магистерская диссертация представляет собой законченную разработку научно-исследовательского или научно-производственного характера, в которой демонстрируются:

– актуальность целей и задач исследования и практическая значимость работы;

– умение собирать и анализировать первичную полевую, экспериментальную и иную информацию;

понимание основных фундаментальных закономерностей биологии ;

– умение применять современные методы исследования, анализировать опыт исследования по теме работы применительно к общей фундаментальной проблеме в избранной области.

Работа в целом должна содержать оригинальные научные выводы.

Защита магистерской диссертации проводится публично на заседании Государственной аттестационной комиссии. Процедура защиты определяется вузом.

СОСТАВИТЕЛИ:

Научно-Методический Совет по Биологии

Учебно-Методического Объединения

Университетов России

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 510600 Биология одобрен на заседании Научно-Методического Совета по биологии УМО университетов 22 сентября1999г., протокол №1.

Председатель Научно-Методического Совета

по биологии, профессор___________________М.В. Гусев

Заместитель председателя Совета

доцент___________________О.П. Мелехова

“СОГЛАСОВАНО”

Управление образовательных программ и

стандартов высшего и среднего

профессионального образованияГ.К. Шестаков

Начальник отделаВ.С. Сенашенко

Главный специалистН.Р. Сенаторова


Ф акультет естественных наук приглашает всех желающих обучаться в магистратуре ФЕН. Подготовка осуществляется по двум направлениям – 04.04.01 «химия» и 06.04.01 «биология» .

И сследовательскую работу магистранты в рамках подготовки магистерской диссертации выполняют в академических институтах Сибирского отделения РАН под руководством высококвалифицированных научных сотрудников СО РАН или на кафедрах Факультета. В связи с этим, тематика исследований всегда является актуальной, лежащей в русле приоритетных направлений развития науки, и уникальной, как всякое настоящее научное исследование. Работы выполняются на самом высоком научном уровне с использованием современных приборов и оборудования, находящихся в распоряжении НГУ и институтов СО РАН. Итогом этих исследований являются научные статьи в ведущих Российских и зарубежных журналах, успешная защита магистерских диссертаций, которые зачастую успешно участвуют в различных конкурсах студенческих научных работ, и хороший научный задел при последующем обучении в аспирантуре НГУ или СО РАН. Специализации подготовки по направлениям соответствуют профилям выпускающий кафедр. По химии это: аналитическая химия, биохимия, катализ, неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, химия окружающей среды. По биологии: общая биология и экология, цитология и генетика, молекулярная биология, физиология, информационная биология. Кроме того, ведется подготовка новых образовательных программ, например, «биотехнология», реализация которых планируется. Следует отметить, что для всех обучающихся предусмотрена возможность реализации индивидуальных учебных планов на базе разработанных по различным специализациям курсов.

О дновременно с научной работой идет подготовка по теоретическим курсам, читаемым, как правило, ведущими учеными СО РАН и НГУ – специалистами именно в этих областях знаний, что обеспечивает возможность приобретения фундаментальных знаний.

В ыпускник магистратуры ФЕН высоко востребован как на Российском, так и на международном уровне, не имеет проблем с последующим трудоустройством, причем, не только в научной сфере, но и в образовании, бизнесе, наукоемком производстве. Подавляющее большинство выпускников магистратуры поступают в аспирантуру НГУ либо институтов СО РАН, и становятся кандидатами наук. Заметная часть из них во время обучения или после окончания аспирантуры приобретают опыт работы в ведущих зарубежных научных центрах.

В магистратуру принимаются лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста (подробнее правила приема изложены ). Обучение производится только в очной форме на внебюджетной или бюджетной основе (в зависимости от успешности сдачи вступительного экзамена и конкурса). Поступающие в магистратуру ФЕН по направлению «Химия» сдают вступительный экзамен по физической химии (программа этого курса размещена по адресу: . На сайте по адресу выложены и другие учебно-методические материалы по этому курсу, которые могут помочь при подготовке к экзамену. Поступающие по направлению «Биология» сдают экзамен по биологии, с программой которого можно ознакомиться . Информация о сроках подачи документов и времени проведения экзаменов расположена .

Р уководство Факультета естественных наук приглашает всех, кто хочет стать настоящим специалистом, востребованным как в нашей Стране, так и за ее пределами, поступить в магистратуру нашего Факультета. Мы ждем Вас!

Новое на сайте

>

Самое популярное